Рабочая программа по географии России ( по учебнику Алексеева А. И. и др.) 8 класс

Данная рабочая программа рассчитана на 68-часовой курс географии в году (2 часа в неделю) по программно-методическим материалам «Программы  для общеобразовательных учреждений. География»;  изд-во «Дрофа»,  Москва,  2007 г. Программа рассчитана на учебник: «География России. Природа и население. 8 класс» под редакцией А.И. Алексеева, Москва, изд-во «Дрофа», 2012. Статус документа Программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.              Структура документа Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; перечень практических работ. В конце программы приведены требования к уровню подготовки учащихся 8 класса. Общая характеристика учебного предмета Программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических осо... Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Латоновская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на Согласовано Утверждено

заседании ШМО заместителем директором

естественных и директора по УВР школы

общественных наук

Протокол №1

от «____» сентября 2013г. «____» сентября 2013г. «____» сентября 2013г.

__________________ ____________________ _________________

Кручинина А.В. Кузнецова Е.С. Щербина Н.В.



Рабочая программа

по географии России

( по учебнику Алексеева А.И. и др.)


8 класс


Природа и население


Предмет География

Класс 8

Образовательная область Естествознание


2013 - 2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа рассчитана на 68-часовой курс географии в году (2 часа в неделю) по программно-методическим материалам «Программы для общеобразовательных учреждений. География»; изд-во «Дрофа», Москва, 2007 г.

Программа рассчитана на учебник: «География России. Природа и население. 8 класс» под редакцией А.И. Алексеева, Москва, изд-во «Дрофа», 2012.

Статус документа

Программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; перечень практических работ.

В конце программы приведены требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Общая характеристика учебного предмета

Программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.


  1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1.

Закон Российской Федерации «Об образовании»

2.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений

3.

Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Латоновской средней общеобразовательной школы

4.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

5.

Программа А. И. Алексеева «География России». Сборник программ для общеобразовательных учреждений «Дрофа» Москва 2007г.

6.

Методические рекомендации практических работ по географии в 6-11 классах (Протокол РМС №1 от 26.08.2011г.)


  1. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Компетенции

Общеучебные

Формирование знаний о родной стране и подведение учащихся к пониманию своего места в стране и мире; формирование целостного и территориально-дифференцированного образа России.

Предметно - ориентированные

Усвоение знаний о всеобщей связи явлений при изучении природы, населения, рассматриваемых в их историческом развитии. Изучение территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы. Усвоение образов мест разного масштаба. Понимание России через разнообразие ее регионов и их взаимосвязь. Осознание учащимися своей включенности в жизнь страны путем привязки содержания курса к жизни каждого из них. Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде.

Компоненты

Региональные

Изучение природных комплексов Ростовской области, населения и его хозяйственной деятельности, условий труда и быта. Региональное рассмотрение эколого-географических проблем.


  1. СТРУКТУРА КУРСА

8 КЛАСС



Модуль (глава)



I

Введение.


1 час


II

Раздел 1. Пространства России.


5 часов


III

Раздел 2. Природа и человек.


35 часов


Тема 1. Рельеф и недра России.

4 часа


Тема 2. Климат России.

5 часов


Тема 3. Богатство внутренних вод России.

5 часов


Тема 4. Почвы - национальное достояние.

4 часа


Тема 5. В природе все взаимосвязано.

3 часа


Тема 6. Природно - хозяйственные зоны России.

10 часов


Тема 7. Природопользование и охрана природы в России.

4 часа


IV

Раздел 3. Население России.


16 часов


Тема 1. Сколько нас - россиян?

2 часа


Тема 2. Кто мы?

1 час


Тема 3. Куда и зачем едут люди?

2 часа


Тема 4. Человек и труд.

1 час


Тема 5. Народы и религии России.

4 часа


Тема 6. Где и как живут люди.

6 часов


V

Природа и население Ростовской области.


  1. часов

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС УЧИТЕЛЬ Кручинина Александра Викторовна

№ урока



Тема урока


Содержание урока

дата

Новые понятия и представления




Требования к учащимся



Практическая работа

Тип урока

Форма урока



Средства обучения


Региональный компонент

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Введение -1 час

1.

Урок1. Введение.

География как один из способов познания мира, «изучение искусства жить». Географизация современной жизни человека.

02.09

Роль геоинформации в решении проблем страны. Методы исследований

Вводный урок

Физическая карта России

стр. 7-9

Раздел I
Пространства России - 5 часов

2.

Урок 1. Россия на карте мира

Доля России в населении и территории мира. Влияние географического положения на особенности природы страны. Районы России.
Размеры и пространства России. Крайние точки и протяжённость.

04.09

государственная территория, территориальные воды.

- показывать и называть основные факторы, определяющие географическое положение России;
- показывать на карте крайние точки страны;
- оценивать влияние географического положения и величины территории на особенности природы и жизнь людей.

1. Сравнение географического положения России и Канады.

2. Выявление особенностей географического положения района своего проживания.

Урок изучения нового материала

Физическая карта России

§1, к/к

3.

Урок 2. Границы России.

Морские и сухопутные границы. Изменение их значения времени. «Проницаемость границ».
Граница разъединяет или объединяет?



09.09

Морские и сухопутные границы. Изменение их значения времени. «Проницаемость границ».
Граница разъединяет или объединяет?

- показывать границы России и пограничные страны;
- приводить примеры значения границы для связей с другими странами;
- давать оценку и приводить примеры изменения знания границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности.

Обозначение на контурных картах пограничных государств.

Комбинированный урок

Физическая карта России

§2, к/к

4.

Урок 3.

Россия на карте часовых поясов.
Практическая работа №1

Решение задач на определение поясного времени.

Положение России на карте часовых поясов.




11.09

поясное, декретное, летнее, зимнее время, линия перемены дат.

- определять разницу во времени пo карте часовых поясов;
- приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения

Решение задач на определение поясного времени.

Урок - практикум

§3

5.

Урок 4. Формирование территории России.

Основные направления освоения и присоединения новых земель, формирование территории России в разных направлениях и на разных этапах. Современная территория РФ.

16.09

Основные направления освоения и присоединения новых земель, формирование территории России в разных направлениях и на разных этапах. Современная территория РФ.

- читать и анализировать карты, показывать по карте субъекты РФ.

Комбинированный урок

показывать по карте свой населенный пункт в составе области, края, округа или республики.

§4

6.

Урок 5. Географичес-

кое изучение территории России.

Основные этапы географического изучения территории:
открытие, освоение земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей, преобразование территории. Источники географических знаний.

18.09

Основные этапы географического изучения территории:
открытие, освоение земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей, преобразование территории. Источники географических знаний.

- приводить примеры из истории географических исследований России на разных этапах;
- обосновать необходимость географических знаний на современном этапе, приводить примеры

Комбинированный урок

§5

Раздел II
Природа и человек - 35 часов

Тема 1. Рельеф и недра России- 4 часа

7.

Урок 1. Строение земной коры (литосферы) на территории России.

Особенности рельефа территории России. Зависимость рельефа страны от геологической истории и тектонической структуры. Влияние рельефа на природу и жизнь людей.

23.09

абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта.

- читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;
- выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;

Урок изучения нового материала

Физическая карта России. Строение земной коры.

приводить примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края.

§6


Контрольная работа (входная диагностика)

25.09

Урок контроля знаний

---

8.

Урок 2. Важнейшие особенности рельефа России

Россия - страна обширных равнин и горных территорий. Разнообразие рельефа России - разнообразие условий жизни.


30.09

нагорье.

- показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей

Сравнительная характеристика горной и равнинной территории с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европ. равнина и Урал; Среднерус. возвышенность - Хибины или Кавказ).

Комбинированный урок

Физическая карта России.

Строение земной коры.

Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на Примере своего края (области, республики).

§7

9.

Урок 3. Современное развитие рельефа
Практическая работа №2 Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры.

Изменения в рельефе под влиянием внутренних и внешних сил. Особая роль оледенении и текущих вод. Влияние деятельности человека на изменения в рельефе.

02.10

неотектонические движения, покровное оледенение.

- приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;
- показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;
- называть меры безопасности при стихийных явлениях;

Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры.

Комбинированный урок

Физическая карта России.

Строение земной коры.

- давать характеристику рельефа своей местности;
- объяснять влияние рельефа на формирова

ние природных условий и жизнь населения.

§8

10.

Урок 4. Использование недр.

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, их роль в хозяйственной деятельности. Место России в мире по запасам и добыче некоторых ископаемых; исчерпаемость минеральных ресурсов.
Разработки месторождении и загрязнение окружающей среды.


07.10

месторождение, открытая разработка, подземная добыча, исчерпаемые ресурсы.

- показывать на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
- приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве и влияния разработки месторождений на окружающую среду;
- давать оценку значимости полезных ископаемых для развития хозяйства;
- оценивать условия добычи разных видов полезных | ископаемых.

Комбинированный урок

Физическая карта России. Полезные ископаемые России.

Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых.

§9

Тема 2. Климат - 5 часов

11.

Урок 5. Общая характеристика климата России.

Влияние климата на жизнь людей Влияние географического положения и рельефа территории на количество и распределение получаемого ею тепла. Россия - холодная страна.



09.10

солнечная радиация, подстилающая поверхность.

- приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;
сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;
- определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;
- давать оценку климатических особенностей России.

Урок изучения нового материала

Физическая карта России.

§10

12.

Урок 6. Закономерности циркуляции воздушных масс.

Изменчивость климатических и погодных условий России под влиянием потоков воздуха с океанов (циркуляция атмосферы). Влияние размеров территории России на разнообразие климата.

14.10

атмосферный фронт, циклон, антициклон.

- приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;

Урок изучения нового материала

Таблицы: Циклон, антициклон, атмосферные фронты.

- объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат отдельных территорий (своего края).

§11

13.

Урок 7. Распределение температур и осадков.

Закономерности распределения температур и осадков по территории России. Самые жаркие и холодные районы.



16.10

Континенталь

ность климата.

- определять по картам температуры воздуха и количество осадков;
- показывать по картам районы с наиболее низкими и высокими температурами;
- объяснять закономерности изменения температур и количества осадков в разных регионах России.

Комбинированный урок

Климатическая карта России

§12

14.

Урок 8. Типы климата нашей страны. Климат и человек.

Характеристика климатических поясов и областей России.
Практическая работа. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические условия. Степень благо-, приятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.

21.10

коэффициент увлажнения, агроклиматические ресурсы, комфортность климата.

- называть и показывать на карте климатические пояса и области на территории России;
- давать краткое описание основных типов погод, которыми характеризуются климатические пояса и области; - приводить примеры районов с разной степенью благоприятности природных (климатических) условий;
приводить примеры неблагоприятных метеорологических явлений и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
- определять по карте обеспеченность теплом и влагой разных районов России
- называть показатели, влияющие на комфортность условий для жизни человека;
- давать оценку разных районов России с точки зрения занятий сельскохозяйственным производством.

Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам).

Комбинированный урок

Климатическая карта России

- давать характеристику климата своей области (края, республики);
- оценивать климат с точки зрения условий быта и работы;
- приводить примеры климата во времени;

- определять по карте обеспеченность теплом и влагой Ростовской области

§13,14

15.

Урок 9.

Итоговый урок по теме «Климат России».

Обобщение знаний по теме «Климат России».

23.10

Комбинированный урок

---

Тема 3. Богатство внутренних вод России-5 часов

16.

Урок 10. Реки.

Обилие рек - характерная особенность России. Река - сложное природное образование. Изучение основных характеристик реки - важнейшее условие правильного использования ее людьми.

28.10

уклон и падение реки, расход воды и годовой сток, твердый сток, эстуарий.

- показывать реки России на карте;
- объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;
- приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей

Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования.

Урок изучения нового материала

Физическая карта России.

- давать описание реки своего края;
- давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

§15, к/к

17.

Урок 11. Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

Озера, подземные воды, ледники - важные источники пресной воды. Многолетняя мерзлота - влияние сурового климата прошлого на условия жизни и деятельности современного человека.



30.10

многолетняя мерзлота.

- показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
- приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты;
- давать характеристику наиболее крупных озер страны.

Урок изучения нового материала

Физическая карта России.

§16, к/к

18.

Урок 13. Человек и вода.

Реки и озера - каркас расселения людей. Водные пути. Гидротехнические сооружения - плюсы и минусы. Экологические последствия хозяйственного использования вод суши.

11.11

водные ресурсы.

- показывать по карте каналы и крупные водохранилища;
- объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;
- давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края.

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий.

Комбинированный урок

Физическая карта России.

- давать оценку обеспеченности водными ресурсами своего края.

§17

19

Урок 12.

Практическая работа №3

Характеристика реки Лена.

Изучение основных характеристик реки - важнейшее условие правильного использования ее людьми.

13.11

- объяснять основные характеристики реки на конкретном примере;
- приводить примеры использования реки в жизни и хозяйственной деятельности людей

Характеристика реки

Урок - практикум

Физическая карта России.

---

20.

Урок 14.

К/Р по теме «Климат и внутренние воды»

Обобщение и контроль знаний по теме «Климат и внутренние воды»

18.11

Урок контроля знаний

---

Тема 4. Почвы - национальное достояние страны - 4 часа

21.

Урок 15. Почвы - "особое природное тело".

Значение почв для становления человеческого общества. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы - биокосное образование, летопись и память природы.

20.11

почвы, земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, почвенный профиль и почвенный горизонт.

- объяснять значение понятий земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия;
- называть факторы почвообразования

Урок изучения нового материала

Физическая карта России.. Почвенная карта России.

- объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.

§18

22.

Урок 16. География почв России.

Разнообразие типов почв. Их основные характеристики. Закономерности размещения.




25.11

типы почв, зональное размещение почв.

- называть главные свойства основных типов почв;
- определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России;
- давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве

Комбинированный урок

Почвенная карта России.

- давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирова

ния

§19

23.

Урок 17. Почвы и урожай.
Практическая работа №4

Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв.

Плодородие - главное свойство почв. Зависимость плодородия от механического состава и структуры почв. Агротехнические мероприятия как условия сохранения и повышения плодородия.

27.11

агротехнические мероприятия.

- приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий

Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв.

Комбинированный урок

Почвенная карта России.

§20

24.

Урок 18. Рациональное использование и охрана почв.

Изменение почв под воздействием хозяйственной деятельности людей. Истощение, загрязнение, разрушение почв. Мелиорация земель. Виды мелиорации.

02.12

мелиорация.

- объяснять необходимость охраны почв;
- приводить примеры рационального и нерационального использования земель;
- объяснять значение мелиоративных работ;
- приводить примеры комплексной мелиорации земель

Урок изучения нового материала

Почвенная карта России.

§21

Тема 6. В природе все взаимосвязано - 3 часа

25.

Урок 19. Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК).

Закономерная связь между всеми компонентами природы. Человек - неотъемлемая часть ПТК. Зональность и азональность природы России. Особенность ПТК различных рангов.

04.12

природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование.

- приводить примеры природных комплексов различных рангов;
устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;
- объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК.

Урок изучения нового материала

§22

26.

Урок 20. Свойства природных территориальных комплексов (ПТК).

Проявление в ПТК основных свойств географической оболочки - целостности, ритмичности, устойчивости - и их влияние на хозяйственную деятельность человека.



09.12

устойчивость ПТК,

- приводить примеры свойств ПТК;
- читать карту устойчивости ПТК;
- прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы;
- приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
- анализировать карту устойчивости ПК.

Урок изучения нового материала

§23

27.

Урок 21. Человек в ландшафте.

Влияние природных комплексов на жизнь людей и их хозяйственную деятельность. Антропогенные природные комплексы - сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные, культурные ландшафты.


11.12

антропогенный ландшафт, природно-антропогенный, культурный ландшафт.

- приводить примеры различных антропогенных природных комплексов, взаимного влияния человека и окружающей среды;
- прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека;
объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории.

Урок изучения нового материала

§24

Тема 7. Природно-хозяйственные зоны - 8 часов

28.

Урок 22. Учение о природных зонах.

Зональность - всеобщий закон природы и главная особенность природы России.
Природные зоны России - разнообразие условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Длительное воздействие людей - превращение природных зон в природно-хозяйственные.


16.12

зональность, природно-хозяйственные зоны.

- называть и показывать по карте природные зоны России;
- объяснять особенности размещения природных зон;
- называть основные причины зональности природы;
- приводить примеры влияния зональности на особенности жизни и деятельности людей;
- делать выводы на основе сопоставления карты природно-хозяйственных зон, карты плотности населения и карты промышленности или сельского хозяйства о взаимосвязи природных условий и ресурсов, населения и его хозяйственной деятельности.

по усмотрению учителя.
1. Описание природно-хозяйственных зон.
2. Влияние взаимосвязей и взаимозависимостей природных компонентов природной зоны. Какие из природных компонентов испытывают наибольшее влияние деятельности людей.
3. Установление влияния природных условий на расселение людей в разных природных зонах.

Комбинированный урок

Карта природных зон России.

Рассмотрение влияния природных условий и ресурсов на условия жизни, быт, трудовую деятельность и отдых людей в разных природных зонах (на территории своего края).

§25

29.

Урок 23. Безмолвная Арктика

Арктика - северная полоса России. Многолетняя мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивая система природа - человек при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации, плюсы и минусы. Экологические проблемы.

18.12

редкоочаговое расселение.

- показывать северные природные зоны на карте;
называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях;
- объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов

Комбинированный урок

Карта природных зон России.

§26

30.

Урок 24.

Чуткая субарктика.

Тундра и лесотундра - северная полоса России. Многолетняя мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивая система природа - человек при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации, плюсы и минусы. Экологические проблемы.

23.12

редкоочаговое расселение.

- показывать северные природные зоны на карте;
называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях;
- объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов

Комбинированный урок

Карта природных зон России.

§27

31.

Урок 25. Таежная зона.

Самая большая, древняя и снежная зона России. Густая сеть рек, луговые массивы, молочное и мясо-молочное скотоводство. Традиционные занятия населения. Промышленное освоение тайги. Очаговое расселение.

25.12

очаговое расселение.

- описывать по картам природные условия тайги;
- называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира;
- 0бъяснять смену северных арктических зон таежной зоной;
- приводить примеры влияния тайги на жизнь и занятия населения, объяснять особенности расселения людей в зоне тайги.

Комбинированный урок

Карта природных зон России.

§28

32.

Урок 26. Болота.

Причины образования болот. Болота низменные и верховые. Районы распространения болот. Значение болот в природе и хозяйственной деятельности.

13.01

низинное, верховое болото.

- объяснять механизм образования болот;
показывать по карте районы наибольшего распространения болот;
- прогнозировать последствия полного уничтожения болот.

Комбинированный урок

Карта: Растительность России

§29

33.

Урок 27.

Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.

Природная зона, наиболее преобразованная деятельностью человека. Выборочное земледельческое освоение. Густая сеть сельских и городских поселений. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины - разнообразие ландшафтов. Муссонные леса Дальнего Востока - смешение растений и животных юга и севера.



15.01

антропогенно-природная зона, выборочное земледельческое освоение.

- давать описания природных условии зоны по картам;
- объяснять смену зоны тайги зоной смешанных лесов;
- приводить примеры хозяйственной деятельности людей;
- называть причины высокой степени преобразованности и плотного заселения зоны;
- объяснять особенности заселения зоны;
- приводить примеры и объяснять влияние природных условий на материальную и духовную культуру населения в данной зоне

Комбинированный урок

Карта природных зон России.

§30

34.

Урок 28. Лесостепи и степи.
Практическая работа №5

Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами степи.

Современные ландшафты лесостепей и степей. Заповедные степи. Суховеи, резкий недостаток влаги, речная сеть, овраги и балки. Царь почв - чернозем. Житница страны. Развитое животноводство. Крупные многонаселенные сельские поселения.



20.01

зона степного земледельческого освоения.

- показывать зону степей и лесостепей на карте;
- давать характеристику основных природных условий;
- объяснять смену зоны лесов зоной лесостепей и степей;
- перечислять основные виды хозяйственной деятельности населения;
- показывать взаимосвязь природных компонентов в зоне степей или лесостепей;
- приводить примеры влияния природных условий на материальную и духовную культуру населения;
объяснять особенности расселения в зоне степей, влияние хозяйственной деятельности на состояние степных и лесостепных ландшафтов.

Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами степи.

Комбинированный урок

Карта природных зон России.

§31

35.

Урок 29. Полупустыни, пустыни, субтропики.

Граница между степями и полупустыней - рубеж природной и хозяйственной деятельности людей. Очаговое расселение. Животноводство. Полевое земледелие. Опустынивание. Волго-Ахтубинский оазис. Субтропики - противоположность зоне пустынь. Преобладание антропогенных ландшафтов.

22.01

экстенсивное животноводство, оазисное земледелие.

- объяснять особенности природы рассматриваемых зон;
- называть характерные растения и животных рассматриваемых зон;
- объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения.

Комбинированный урок

Карта природных зон России.

§32

36.

Урок 30. Многоэтажность природы гор.

Высотная поясность природных условий, зависимость их от географического положения и высоты гор. Динамичность смены природных зон в горах. Перепады температур, горные ветры. Частая смена погод. Трудность освоения людьми.


27.01

фен, бора.

- приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую природу;
- выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов;
оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей.

Комбинированный урок

Карта природных зон России.

§33

37.

Урок 31. Человек и горы.

Горы - колыбель человечества, центры видообразования культурных растений и домашних животных. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Особенности расселения. Опасные природные явления.


29.01

сели и лавины.

- приводить примеры различных видов деятельности населения в горных районах, влияния горных условий на людей, мер безопасности при стихийных явлениях в горах;
- объяснять хрупкость природного равновесия в горах;
- анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах;
- приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и духовной культуры горных народов.

Комбинированный урок

Карта природных зон России.

§34

Тема 8. Природопользование и охрана природы - 4 часа

38.

Урок 32. Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

03.02

природная среда, природные условия, природные ресурсы.

- объяснять основные понятия;
- приводить примеры разных видов природных ресурсов;
объяснять значение природных условий для жизни людей.

Урок изучения нового материала

§35

39.

Урок 33. Рациональное использование природных ресурсов.

Рациональное природопользование. Качество природной среды. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, особенности их использования и охраны.

05.02

рациональное природопользование, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, рекреационные, эстетические ресурсы.

- объяснять основные понятия;
- анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.

Урок изучения нового материала

§36

40.

Урок 34. Охрана природы и охраняемые территории.

Охрана природы при современных масштабах хозяйственной деятельности. Основные принципы охраны природы. Виды охраняемых территорий.


10.02

заповедник, национальный парк, биосферный заповедник, заказник.

- объяснять необходимость охраны природы;
- называть и показывать по карте наиболее крупные и известные охраняемые территории;
- объяснять значение сохранения природных объектов и естественных природных комплексов;
- прогнозировать возможные и перспективные пути рационального использования и сохранения природы;
- оценивать экологическое состояние своего края;
- выявлять закономерности размещения охраняемых территорий в России.

Урок изучения нового материала

Карта Охрана природы в России

§37

41.

Урок 35. Контрольная работа по темам «Природно-хозяйственвые зоны» и «Природопользование и охрана природы»

Тематический контроль по темам «Природно-хозяйственвые зоны» и «Природопользование и охрана природы»

12.02

- объяснять основные понятия и представления темы;
- описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения и анализа тематических карт;
- описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах;
- объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно-хозяйственных зон;
- выявлять наличие (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно-хозяйственные

Урок контроля знаний

---

Раздел III.
"Население России" - 16 часов

42.

Урок 1. Численность населения.

Введение в тему: "Задачи изучения и основные вопросы нового раздела "Население России".
Численность населения и ее измерение в историческом времени. Представление о естественном движении и демографических кризисах.




17.02

естественное движение населения, демографический кризис.

- называть численность населения своей области, населенного пункта, России; сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;
- объяснять содержание понятия "естественное движение населения";
- читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане

Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.

Урок изучения нового материала

§38

43.

Урок 2. Воспроизводство населения.

Традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия.

19.02

воспроизводство населения, традиционный и современный его типы.

- раскрывать содержание понятия "воспроизводство населения";
- объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника

Урок изучения нового материала

§39

44.

Урок 3. Половозраст

ной состав населения.

Соотношение населения по полу и возрасту. Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида - "запечатленная демографическая история".



24.02

половозрастная пирамида как вид диаграммы.

- объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;
- выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;
- читать диаграммы, графики и статистические материалы, строить на их основе объяснения особенностей половозрастного состава населения России

Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации.

Комбинированный урок

§40, 41

45.

Урок 4. Миграции населения.

Виды и направления миграций в разные периоды истории страны. Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей. Внешние миграции, их экономические политические причины.

26.02

миграции населения

- раскрывать содержание новых терминов урока;
- объяснять причины и основные направления миграции населения России;
на основе имеющихся знаний об изменении численности населения естественного движения и миграций

Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве.
Новые понятия и представления: миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков.

Комбинированный урок

оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант - объяснять современную демографическую ситуацию страны и М-Курганского района)

§42, 43

46.

Урок 5. Территориальная подвижность населения.

Различие терминов "миграция" и "территориальная подвижность". Возрастание территориальной подвижности населения в процессе развития общества. Важность учета движения населения в разные периоды года и факторов повышения подвижности населения при организации хозяйственной жизни.

03.03

территориальная подвижность населения.


- называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения;
- объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества;
- давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения.

Урок изучения нового материала

§44

47.

Урок 6. География рынка труда.

Экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы и их роль в создании национального богатства страны. Качество трудовых ресурсов. Рынок труда.

05.03

трудовые ресурсы, качество трудовых ресурсов, рынок труда, экономически активное население.

- объяснять значение новых терминов урока;
характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала

Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения.

Комбинированный урок

характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей местности на основе учебника и краеведческого материала

§45


Контрольная работа (диагностика)

12.03

Урок контроля знаний


48.

Урок 7. Этнический состав населения.

Представление об этническом составе. Отличительные признаки этноса. Языковые семьи и группы. Этническое самосознание.

17.03

этнос, этнический состав, этническое самосознание.

- объяснять значение новых терминов;
- называть крупные по численности народы России;
- приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам,

Изучение таблицы приложения "Народы России" и схемы "Дерево языков" для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям и группам).

Комбинированный урок

Карта народов России

- приводить примеры народов, живущих в нашей местности.

§46

49.

Урок 8. Этническая мозаика России.

Разнообразия этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов и административно-территориального деления страны. История России - история взаимодействия ее народов.

19.03

этнический состав, административно-территориальное деление.

- раскрывать содержание понятия "этнический состав";
выделять на карте "Народы России": районы проживания крупных народов и народов своего края, регионы, где наблюдается пестрота национального состава;

Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России.

Комбинированный урок

Карта народов России

§47

50.

Урок 9.

Практическая работа №6

Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов России и закономерностей их размещения.

Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов России и закономерностей их размещения.

22.03

- определять по картам и статистическим материалам крупнейших народов России и закономерностей их размещения.

Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России.

Урок-практикум

Карта народов России

---

51.

Урок 10.

Религии народов России.

Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства.



02.04

религиозный состав, традиционные религии.

- показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма;
- приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;
- приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;

Изучение на основе карты особенностей географии религий страны.

Комбинированный урок

Религии народов России

- составлять устное описание религиозного состава населения своей местности.

- объяснять географическое своеобразие сельских рас-селений своей местности.

§48

52.

Урок 11. Плотность населения.

Контрастность в плотности населения в определенных районах страны. Представление о "емкости территории" и определяющих ее факторах.
Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду.



07.04

плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения.

- объяснять значение новых терминов;
- определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности, объяснять выявленную контрастность в плотности населения России, отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа.

Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны.

Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России.

Комбинированный урок - практикум

Плотность населения России

§49

53.

Урок 12. Расселение и урбанизация.

Изменение соотношения численности городского и сельского населения. Разнообразие типов населенных пунктов. Понятие урбанизации, ее показатели. Объективные причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Городская агломерация. Отличие городского и сельского образа жизни.

09.04

урбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий.

- раскрывать содержание новых терминов урока;
- приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.

Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.

Комбинированный урок

Плотность населения России

§50

54.

Урок 13.

Города России.

Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города - полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах.


14.04

различие городов по функциям и людности.

- называть и выделять на карте крупнейшие города России;
- приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности;
- называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных

Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.

Комбинированный урок

§51

55.

Урок 14. Сельская Россия.

Влияние природных условий на особенности сельских поселений. Сельская местность как хранительница культурных и национальных традиций. Необходимость поиска оптимальных решений использования сельской местности. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений.

16.04

особенности сельских поселений.

- объяснять влияние природных факторов на особенности сельских поселений;

Комбинированный урок

§52

56.

Урок 15. Обобщение и коррекция знаний по разделу "Население России"

Обобщение и коррекция знаний по разделу "Население России"

21.04

Особенности географии населения России как результат длительного исторического развития. Интегрирующая роль населения в системе "Природа - население - хозяйство".
Люди - главное богатство страны.
Человеческий потенциал как определяющая составная часть дальнейшего развития и процветания России.

Урок обобщения и коррекции знаний по разделу "Население России"

---


57.

Урок 16.

Контрольная работа по разделу "Население России"

Тематический контроль по разделу "Население России"

23.04

- объяснять сущность понятий и представлений по разделу "Население России";
называть (и показывать на карте): численность населения России, основные черты его размещения; крупные народы и основные районы их проживания; основные религии, распространенные в России; крупнейшие города и городские агломерации страны;
- объяснять: различия в естественном и механическом приросте населения России и ее отдельных территорий; особенности размещения населения России, связанные с природными, историческими и экономическими причинами; различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;
- читать и анализировать тематические карты и графические, статистические материалы, характеризующие население России.

Урок контроля знаний и умений

---

Природа и население Ростовской области - 10 часов

58.

Урок 1.

Географическое положение, территория и границы Ростовской области

Основные направления освоения земель, формирование территории Ростовской области в разных направлениях и на разных этапах. Современная территория Ростовской области. Морские и сухопутные границы. Изменение их значения во времени.

28.04

- показывать и называть основные факторы, определяющие географическое положение Ростовской области;
- показывать на карте крайние точки области;
- оценивать влияние географического положения и величины территории на особенности природы и жизнь людей;

- показывать границы и пограничные страны и регионы;
- приводить примеры значения границы для связей с другими странами и регионами;
- давать оценку и приводить примеры изменения знания границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности.

показывать по карте свой населенный пункт в составе области

Комбинированный урок

Физическая карта Ростовской области

показывать по карте свой населенный пункт в составе области.

лекц.

59.

Урок 2.

Рельеф и геологическое положение

Особенности рельефа территории Ростовской области. Зависимость рельефа области от геологической истории и тектонической структуры. Влияние рельефа на природу и жизнь людей.

30.04

- читать тектоническую и геологическую карты;
- выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;

- показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа области

выявить взаимозависи

мость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт

Комбинированный урок

Физическая карта Ростовской области.

Строение земной коры.

установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых

лекц.

60.

Урок 3.

Практическая работа №7. Характеристика Ростовской области.

05.05

Урок-практикум

Физическая карта Ростовской области.

---

61.

Урок 4.

Полезные ископаемые

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, их роль в хозяйственной деятельности. Место Ростовской области в России по запасам и добыче некоторых ископаемых; исчерпаемость минеральных ресурсов.
Разработки месторождении и загрязнение окружающей среды.

07.05

- показывать на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
- приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве и влияния разработки месторождений на окружающую среду;
- давать оценку значимости полезных ископаемых для развития хозяйства;
- оценивать условия добычи разных видов полезных ископаемых.

показывать на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых

Комбинированный урок

Физическая карта Ростовской области.

Полезные ископаемые России.

характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых.

лекц.

62.

Урок 5.

Климат

Влияние климата на жизнь людей. Влияние географического положения и рельефа территории на количество и распределение получаемого ею тепла.

Закономерности распределения температур и осадков по территории Ростовской области

12.05

- приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;
- определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;
- давать оценку климатических особенностей Ростовской области.

определить по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации

Комбинированный урок

Климатическая карта России

лекц.

63.

Урок 6.

Внутренние воды

Обилие внутренних вод - характерная особенность Ростовской области.

14.05

- показывать реки и другие водные объекты Ростовской области на карте;
- объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;
- приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;

характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования.

Комбинированный урок

Физическая карта Ростовской области.

- давать характеристику реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

лекц.

64.

Урок 7.

Почвы

Разнообразие типов почв области. Их основные характеристики. Закономерности размещения.

Чернозем - богатство области.
Агротехнические мероприятия как условия сохранения и повышения плодородия.

19.05

- называть главные свойства основных типов почв;
- определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях Ростовской области;
- давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве; - приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий

Комбинированный урок

Почвенная карта России. Почвенная карта Ростовской области.

лекц.

65.

Урок 8.

Растительный и животный мир.

Отличие лугов и степей как растительных сообществ. Типы лугов, степей. Значение их в природе. Размещение и использование безлесных пространств человеком.

Приспособленность животного мира к разнообразным условиям обитания. Значение животных в природе и жизни человека.

21.05

- приводить примеры использования безлесных пространств человеком;
- называть отличительные особенности лугови степей;
- показывать на карте районы распространения безлесных пространств;
- объяснять изменения лугов, степей под влиянием деятельности людей;

- приводить примеры приспособленности животных к разным условиям обитания;
- называть наиболее характерных животных;
- объяснять значение животного мира в природе и жизни человека;
- объяснять различия растительного и животного мира разных частей области.

Комбинированный урок

Карта: Растительность России. Карта: Животный мир России.

лекц.

66.

Урок 9.

Население

Численность населения и ее измерение в историческом времени. Изменение демографической ситуации в России и своей местности. Состав и использование трудовых ресурсов. Народы, живущие в нашей местности. Религиозный состав населения. Географическое своеобразие сельских расселений.

26.05

- называть численность населения своей области, населенного пункта, России; сравнивать ее с другими крупнейшими регионами по этому показателю;
- читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения Ростовской области в историческом плане

-оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант - объяснять современную демографическую ситуацию страны и М-Курганского района);

-характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей местности на основе учебника и краеведческого материала;

-приводить примеры народов, живущих в нашей местности; - составлять устное описание религиозного состава населения своей местности;
- объяснять географическое своеобразие сельских рас-селений своей местности.

Комбинированный урок

Карта народов России.

Религии народов России.

Плотность населения России.

-оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант - объяснять современную демографическую ситуацию страны и М-Курганского района);

-характеризо

вать состав и использование трудовых ресурсов своей местности на основе учебника и краеведческого материала;

-приводить примеры народов, живущих в нашей местности; - составлять устное описание религиозного состава населения своей местности;
- объяснять географическое своеобразие сельских рас-селений своей местности.

лекц.

67.

Урок 10.

Итоговый урок по теме «Природа и население Ростовской области»

Обобщения знаний по теме

«Природа и население Ростовской области».

28.05

- объяснять сущность понятий и представлений по разделу «Природа и население Ростовской области

Урок обобщения знаний по теме

«Природа и население Ростовской области»

лекц.

Резерв времени - 1ч.







  1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Контрольные работы - 5

Практические работы - 7

Практическая работа №1.

Решение задач

по определению местного и поясного времени.

Цель работы: 1. Научиться определять поясное время, учитывая разницу во времени на территории страны.

Ход работы:

Вариант 1.

1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.

Вариант 2.

1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут

Для определения местного времени необходимо:

  1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно;

  2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;

  3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;

  4. Определить разницу во времени (в минутах) и при необходимости перевести в часы и минуты;

  5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.

Например:

Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.

Вывод:



Практическая работа № 2.

Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры.

Цель работы: Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строения земной коры.

Ход работы:

Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:

Географический объект

Преобладающие высоты

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры


Русская равнина


Хибины


Западно-Сибирская равнина

Урал


Сихотэ-Алинь


Большой Кавказ



Вывод:







Практическая работа № 3.

Характеристика реки Лена.

Цель работы: Определение особенности питания, режима, годового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.

Ход работы:

Используя текст учебника, физическую , климатическую карты, карту водных ресурсов и климатограммы атласа , карту экологических проблем, справочную и дополнительную литературу, дайте описание одной из рек России по типовому плану:

  1. Местонахождение реки на территории России (в какой части России и по какой территории протекает река);

  2. Местонахождение истока реки;

  3. Местонахождение устья реки и его вид;

  4. К бассейну, какого океана или внутреннего стока относится река;

  5. Площадь бассейна;

  6. Длина реки;

  7. Падение и уклон реки;

  8. Величина годового стока;

  9. Питание и режим реки;

  10. Крупнейшие левые и правые притоки;

  11. Крупнейшие города на берегах реки;

  12. Использование реки человеком в настоящее время;

  13. Возможности использования реки в будущем;

  14. Проблемы реки и пути их решения.

Вывод:




Практическая работа №4


Определение по картам условий почвообразования для основных

типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности).

Цели работы: 1. Познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Ход работы:

Типы почв

Географическое положение

Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги, характер растительности)


Особенности почвенного профиля

Содержание гумуса

Плодородие

Тундровые


Подзолистые


Дерново-подзолистые


Серые лесные


Черноземы


Бурые полупустынь


Серо-бурые пустынь


Вывод:



Практическая работа № 5.

Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами степи.

Цель работы: Выявить по картам зависимость между природными компонентами и природными ресурсами степи.

Ход работы:

1. Используя, текст учебника и карты атласа, заполните таблицу:

Географическое положение

Рельеф

Климатический пояс

Характерные черты климата

Почвы

Типичные растения

Типичные животные

Природные ресурсы

Деятельность человека


Экологические проблемы

средняя tоС

января

средняя tоС

июля

Годовое количество осадков

Коэффициент увлажнения

Сделайте вывод о зависимости между компонентами природы.



















Практическая работа № 6.

Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов России и закономерностей их размещения.

Цель работы: Определить крупнейшие народы России и особенности их размещения.

Ход работы:

  1. Пользуясь таблицами учебника, определите крупнейшие народы.

  2. Анализируя карту атласа «Народы», определите основные районы размещения крупнейших народов.

  3. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Языковая семья

Крупнейшие народы

Районы компактного проживания

Индоевропейская

1.

2.

3.

Алтайская

1.

2.

3.

Уральская

1.

2.

3.

Кавказская

1.

2.

3.

Сделайте вывод: какие районы нашей страны отличаются наибольшей пестротой национального состава?










Практическая работа № 7.

Характеристика географического положения Ростовской области.

Цель работы: Дать характеристику географического положения Ростовской области.

Ход работы:

Используя план описания физико-географического положения территории, дайте характеристику географического положения Ростовской области.

План описания географического положения

Ростовской области:

  1. В какой части страны находится Ростовская область?

  2. Размеры Ростовской области (площадь территории, протяжённость с севера на юг и с запада на восток).

  3. Вид географического положения (приморское или внутриконтинентальное, внутреннее или приграничное, центральное или периферийное).

  4. С какими субъектами Российской Федерации и где граничит Ростовская область?

  5. Положение города Ростова - на - Дону относительно Ростовской области.

  6. Географические координаты города Ростов - на - Дону.

  7. Особенности географического положения Ростовской области (положение на Русской равнине и между какими реками расположена большая часть территории Ростовской области?).

  8. Особенности рельефа и природных условий (характер рельефа, климатический пояс и степень благоприятности для жизни и деятельности человека).

  9. Вывод о географическом положении Ростовской области


© 2010-2022