Конспект состав населения (10 класс)

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока по географии в 10 классе.

Тема: Состав (структура) населения мира.

Цель: Определить особенности состава населения мира.

Задачи: 1. Выявить географические закономерности полового, возрастного, этнолингвистического и религиозного состава населения мира.

2. Совершенствовать навыки работы со специальными картами, содействовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.

3. Воспитание самостоятельности, толерантности.

Оборудование: Политическая карта мира, карточки-задания, атласы, учебники В. П. Максаковского с. 66-70, мультимедийная презентация «Население мира», дополнительный материал.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация полученных знаний.

Эпиграф: «Население планеты - это калейдоскоп особенностей»

Обратить внимание учащихся на эпиграф урока. Что означают эти слова?

-Начнем нашу работу с анкеты «Знаете ли вы?». Учащиеся заполняют 2 столбик анкеты.

Анкета «Знаете ли вы?

Ваша фамилия, имя…………………………………………………………………

Ваш возраст…………………………………………………………………………

К какой возрастной группе вы относитесь

Людей, какой возрастной группы в мире больше

Людей, какого пола больше в мире, а в вашем классе

В каких странах преобладает мужское население

Ваша национальность

На каком языке вы разговариваете

На каком языке говорит большая часть людей в мире

Что такое этнолингвистический состав

Какую религию вы исповедуете

Какие религии относятся к национальным

Проверка работы.

- На какие вопросы затруднялись ответить, или не ответили? Почему?

-Исходя из анкеты определите, с чем мы должны сегодня познакомиться и свяжите с темой урока. О каких особенностях идет речь?

Учащиеся называют разновидности состава населения. Учитель на доске под темой прикрепляет данные названия: Половой состав, возрастной состав, этнолингвистический (национальный) состав, религиозный состав.

III. Изучение нового материала.

Самостоятельная работа в малых группах по заданиям. Учащиеся выполняют теоретическую и практическую часть заданий.

Карточка №1. Половой состав населения мира.

Задание 1. Используя учебник с. 66-67 определите:

  1. Что такое половой состав населения?

  2. Какие причины влияют на соотношение полов в разных странах?

Задание 2. Пользуясь картой «Половой состав населения» в атласе, а также текстом учебника, определите страны, где преобладает мужское население, а где женское? Объясните почему?

Задание 3. Подготовьте выступление по данной теме.

…………………………………………………………………………………………………………..

Карточка №2. Возрастной состав населения мира.

Задание №1. Используя учебник с. 67 определите:

  1. Что такое возрастной состав населения?

  2. Каково соотношение возрастов для разных стран по развитию? На что влияет возраст населения страны?

  3. Что такое половозрастная пирамида и что по ней можно узнать?

Задание 2. По рис. 14 с. 63 определите возрастные группы населения. Определите регионы, где

а) большой процент детского населения

б) большой процент пожилого населения? Объясните почему?

Задание 3. Подготовьте выступление по данной теме.

………………………………………………………………………………………………………..

Карточка №3. Этнолингвистический состав населения мира.

Задание №1. Используя учебник с. 68-69 определите:

  1. Что такое этнолингвистический состав?

  2. Какие языковые семьи самые крупные в мире?

  3. Что такое однонациональные и многонациональные государства?

  4. Какие проблемы возникают в связи национальным составом?

Задание 2. По карте «Народы мира» приведите примеры стран: однонациональных, многонациональных. Определите народы, каких языковых семей преобладают в С. Америке, Австралии, Ю. Америке? Почему?

Задание 3. Подготовьте выступление по данной теме.

…………………………………………………………………………………………………………..

Карточка №4. Религиозный состав населения мира.

Задание 1. Используя учебник с. 69-70 определите:

  1. Что такое религиозный состав?

  2. Какие религии относятся к мировым, какие к национальным?

Задание 2. По карте «Религии верующего населения» ( карта «Народы») определите в каких частях мира преобладают мировые религии6 христианство, мусульманство, буддизм? А где национальные?

Задание 3. Подготовьте выступление по данной теме.

Выступление учащихся по своей теме. В ходе выступления используется презентация - «Население мира», слайды: половой состав, возрастной состав, крупнейшие народы мира, языковая классификация народов Земли, самые распространенные языки, выводы.

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Для первичного закрепления материала выполним небольшую работу по определению состава населения.

1вариант.

Задание: используя карты атласа и рисунки учебника составить характеристику страны по половому, возрастному, национальному и религиозному составу: Австралия.

…………………………………………………………………………………………………………… 2 вариант.

Задание: используя карты атласа и рисунки учебника составить характеристику страны по половому, возрастному, национальному и религиозному составу: Канада

………………………………………………………………………………………………………………

3 вариант.

Задание: используя карты атласа и рисунки учебника составить характеристику страны по половому, возрастному, национальному и религиозному составу: Алжир

………………………………………………………………………………………………………………

V. Итоговое закрепление: Повторное заполнение анкеты «Знаете ли вы?»

- На какие вопросы затруднялись ответить, или не ответили? Почему?

-Что нужно сделать, чтобы не было затруднений?

VI. Домашнее задание: с. 66-70 зад. 5,6 с. 85

Творческое задание: Используя данные Интернета составьте характеристику Калужской области по половому, возрастному, национальному и религиозному составу.

VII. Рефлексия: Учащиеся передавая мяч из рук в руки продолжают фразу: Сегодня на уроке мы изучили…… , я оцениваю свою работу на…..

Учащиеся сдают выполненные анкеты.

Подведение итогов работы. Спасибо за работу на уроке, мне было приятно с вами работать. Можете быть свободны.


© 2010-2022