Конспект урока по географии: «Градусная сетка на глобусе и карте. »

Содержание урока: I. Орг. момент (2 мин.) Видеофрагмент «География, выпуск 5. Параллели и меридианы» Деление на группы (стикеры на которых написано – параллели, меридианы, экватор, начальный меридиан, полюс)  II. Опрос д/з: (10 мин.) 1 группа: Дайте определения понятий «глобус», «план местности», «географическая карта», опишите 1 карту из атласа по плану 2 группа: Назовите сходства и различия карты, глобуса и плана местности Покажите на карте различные формы рельефа 3 группа Классифицируйте...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по географии: «Градусная сетка на глобусе и карте.»Тема: Градусная сетка на глобусе и карте.

Цель: ввести новые понятия и термины (градусная сеть, меридианы и параллели) и научиться использовать их в практической деятельности.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями (градусная сеть, меридианы и параллели), продолжить формирование представлений о географической карте и глобусе на основе изучения линий градусной сетки; начать подготовку к изучению материала о географических координатах;

Развивающие: развивать географические умения определять направления на карте и глобусе по меридианам и параллелям, совершенствовать умения учащихся применять полученные знания и умения для решения конкретных географических задач, развивать абстрактное мышление учащихся через формирование умений ориентироваться на глобусе и карте.

Воспитательные: показать практическую значимость знаний и умений работы с географической картой; воспитать уверенность в себе при выполнении заданий с использованием географической карты.

Критерии успешности:

  • Знать и понимать определение понятий «меридиан», «параллель», «градусная сетка»

  • Уметь находить на карте параллели и меридианы

  • Уметь определять местонахождение объектов относительно экватора и начального меридиана

  • Вычислять градусную меру

  • Создавать постеры по новой теме с выкладкой основной идеи урока

  • Применять полученные знания на практике

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Обеспечение: карта полушарий, атлас, лист самооценки, раздаточный материал

Содержание урока:

  1. Орг. момент (2 мин.)

Видеофрагмент «География, выпуск 5. Параллели и меридианы»

Деление на группы (стикеры на которых написано - параллели, меридианы, экватор, начальный меридиан, полюс)

  1. Опрос д/з: (10 мин.)

1 группа:

Дайте определения понятий «глобус», «план местности», «географическая карта», опишите 1 карту из атласа по плану

2 группа:

Назовите сходства и различия карты, глобуса и плана местности

Покажите на карте различные формы рельефа

3 группа

Классифицируйте карты по содержанию, охвату территории и масштабу

4 группа

Определите, каково значение географической карты для человека

5 группа

Составьте синквейн на тему «Географическая карта»

От каждой группы выступает один человек.

Работа оценивается смайликом

Географический диктант (письменно):

  • Модель Земли - глобус

  • Вид масштаба 1:1000 численный

  • Величина, показывающая во сколько раз уменьшено расстояние на карте- масштаб

  • Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости - карта

Учитель: Обведите в первом слове последнюю букву, во втором- пятую, в третьем слове тоже пятую букву, в последнем слове первый слог. Какое слово получилось?

Учащиеся: СЕТКА

Учитель: Это ключевое слово сегодняшней темы урока. Записываем число, тему урока «Градусная сетка на глобусе и карте» и пока пишите, постарайтесь сформулировать цель нашего урока. Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?


  1. Введение новых знаний: (15 мин.)

Учитель: В отличие от плана местности карта покрыта сетью тонких линий: меридианами и параллелями. Когда мы впервые идем к кому-то в гости, мы узнаем адрес: улицу, номер дома, номер квартиры. Для того чтобы узнать адрес любого географического объекта, необходимо научиться определять его географические координаты. Для определения координат на глобусе и карте существует градусная сеть.

Работа в группах:

Группы получают материал по теме, изучают его, делают записи, создают и защищают постеры.

Физкультминутка (2 мин)

Деление на группы с помощью стикеров (север, юг, запад, восток)

Работа в группах: (5 мин.)

Задание для одаренных детей (раздается с основным заданием, выполняется по желанию учеников)


  1. Измерьте расстояние в градусах и километрах с севера на юг Африки по 20° меридиану восточного полушария (Раздается с основным заданием)

  2. Попробуйте написать стихотворение по пройденной теме

1 группа:

Покажите на карте полушарий в атласе и укажите, в каком полушарии относительно нулевого меридиана находятся:

А) Северная Америка (в западном полушарии);

Б) Австралия;

В) остров Мадагаскар;

Г) Африка.

2 группа:

Теперь Вы знаете, что меридианы показывают направление север - юг. По карте полушарий в атласе определите:

А) в каком направлении от Лондона находится Париж? (Париж находится к югу от Лондона).

Б) в каком направлении от Каира находится Санкт-Петербург?

В) в каком направлении от вулкана Везувий находится озеро Чад?

Г) в каком направлении от Сантьяго находится озеро Титикака?

3 группа

Покажите на карте полушарий в атласе и укажите, в каком полушарии относительно экватора находятся:

А) Северная Америка (в северном полушарии);

Б) Австралия;

В) остров Мадагаскар;

Г) Африка.

4 группа:

Теперь Вы знаете, что параллели показывают направление запад - восток. По карте полушарий в атласе определите:

А) в каком направлении от озера Виктория находится река Конго? (река Конго находится к западу от озера Виктория).

Б) в каком направлении от Берлина находится Москва?

В) в каком направлении от Каира находится Дели?

Г) в каком направлении от Сан-Франциско находится Вашингтон?

Осуществляется взаимопроверка по группам.

Учитель: Для того чтобы лучше понять и запомнить, все что Вы сейчас узнали об элементах градусной сети, необходимо заполнить следующую таблицу (рис.6) (5 мин.)

Работа производится на листах и параллельно на доске.

Конспект урока по географии: «Градусная сетка на глобусе и карте.»

(рис. 6)

Итог урока:

Подведите итог урока и сделайте вывод, о том, что же такое градусная сеть.

(Градусная сеть - это система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, которая служит для отсчёта географических координат.)

Рефлексия: Заполнение листа самооценки (1 мин)

ЛИСТ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ J L K

п/п

Критерии

Отлично

Хорошо

Я могу лучше

1

Я внимательно выслушал сообщение учителя

2

Я внимательно читал текст

3

Я задавал вопросы

4

Я просил разъяснений

5

Я понял задание и смогу рассказать о нём друзьям и родителям

6

Я помогал создавать постер

7

Я участвовал в защите постера

8

Я вызывался добровольцем для решения сложных задач

9

Я находил правильные ответы и делился ими

10

Я представил доказательства из своего собственного жизненного опыта

11

Я помогал делать выводы и заключения

12

Я помогал своей группе в выборе правильных решений

14

Я с уважением выслушивал идеи других участников группы

15

Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе

16

Я самостоятельно заполнил таблицу


«Плюс-минус-интересно». (1мин)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться)

Содержание: Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Домашнее задание: (1 мин.)

1. Выписать в тетрадь и выучить новые географические понятия

2. На контурной карте обозначить:

Красным - экватор и нулевой меридиан.

Зеленым - линию перемены дат и Северный и Южный полюса.

Синим - меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150°(в двух полушариях).

Черным - параллели 30° и 60° ( в двух полушариях).



© 2010-2022