Интегрированный урок Человек в ответе за природу

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок в 5-ом классе на тему:

«Человек в ответе за природу»

Цели:

  • продолжить знакомство учащихся с экологическими проблемами, созданными человеком;

  • формировать основные представления о процессах загрязнения атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу;

  • проследить взаимодействие человека и природы;

  • развивать чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду;

  • формировать умения учащихся работать с различными источниками информации, составлять рассказы и сообщения природоведческого содержания;

  • развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся.

Оборудование: Записи звуков природы; пейзажи; оборудование для иллюстраций действия серной кислоты (пробирки, серная кислота, пипетка, образцы ткани листа растения, металла, бумаги, мела и т. д.); дезодорант.

Ход урока

Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок, а урок, на котором сразу два учителя, и проведем мы его в форме устного журнала. (слайд 1) со следующими страницами (слайд 2)

Эпиграфом к нашему журналу мы взяли слова

Эпиграф урока: (слайд 3)

Человек - не повелитель природы.

Человек - не покоритель природы.

Человек - просто её неотъемлемая часть.

  • Как вы можете объяснить девиз нашего урока?

  • О чём пойдет сегодня речь?

  • Почему данный урок у вас ведут сразу два педагога?

  • Что изучают биология и география?

Что такое природа? (слайд 4)

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает

Поле, речка и трава ,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери, и леса.

Гром туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг ... природа.

(слайд 5,6,7.8)

  • Какая бывает природа? Приведите примеры.

  • Как действует человек на природу?

  • Как природа воздействует на человека?

На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами о влиянии человека на природу, отметим положительные и отрицательные стороны этого воздействия. Свой урок мы проведём в форме устного журнала. Мы будем путешествовать по его страницам.

Но, прежде чем отправиться в путешествие, нужно узнать, все ли вы готовы к путешествию? Для этого вам необходимо ответить на вопросы.

  • Какие оболочки Земли вы знаете?

  • Что называют биосферой?

  • Как называется наука о связях между организмами и окружающей их средой, между человеком и природой?

  • Какие основные виды загрязнений вам известны?

  • Что такое биоразнообразие?

  • Что такое экологические проблемы?

  • Международная экологическая организация, выступающая за решение экологических проблем.

Я вижу, все готовились к путешествию. Тогда в путь!

Итак, первая страница - «Историческая».

Нас в любое время года учит мудрая Природа!

Птицы учат пению. Паучок - терпению.

Пчёлы в поле и пруду обучают нас труду!

Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте.

И при всей огромности обучает скромности!

Отражение в воде учит нас правдивости.

У природы круглый год обучаться нужно.

Нас деревья всех пород - весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе!

По мнению учёных первые люди появились на Земле 2 млн. лет назад. Древними предками человека были жившие в Африке несколько миллионов назад «древесные обезьяны» - дриопитеки и «южные обезьяны» - австралопитеки.

Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов немалую роль сыграл человек. Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы - ловушки. Животных поражали камнями, копьями, стрелами, деревянными дубинами… В те далёкие годы живой мир планеты понёс первые большие потери от рук человека.

В далёком, далёком туманном просторе

Средь волн океанских стоял островок.

Кругом волновалось безбрежное море

На север, на запад на юг, на восток.

Тот остров был очень красивым, зелёным.

И стали к нему подходить корабли.

Нечасто встречается в море солёном

Такой вот уютный кусочек земли.

…Порядок сложился на многие годы

И не был бы, может, нарушен вовек,

Но тут появился властитель природы -

Великий, могучий … злой ЧЕЛОВЕК.

И вот он наводит другие порядки -

Он начал животных для пищи ловить,

Распахивать землю под поле и грядки,

Строить заводы, удобрения лить.

Что делает он? Неужели разрушит

Порядок, что мог закрепиться в веках

На этом кусочке оторванной суши?

Решайте! Решайте, всё в ваших руках.


  • Почему человек в этом стихотворении назван великим? Могучим? Злым?

Вторая станция - «Человек - властелин природы?»

Сельское хозяйство.

Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они приручили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие сорта, которых никогда не было в природе.

И всё это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создавать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Стада домашних животных вытаптывали и выедали пастбища, что способствовало разрастанию пустынь…

Одни виды растений и животных исчезали, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Человек стал упорно искать эффективные средства борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство как ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят всё живое, да к тому же очень опасны для самого человека. Однако, они на этом не остановились. Для повышения урожайности растений люди стали использовать удобрения, загрязняя почву и продукты питания нитратами. Как известно, нитратная продукция канцерогенна, т.е. может стать причиной развития раковых опухолей.

Появление и развитие земледелия 7 тыс. лет назад положило начало массовой вырубке лесов. По оценкам ученых, к моменту появления человека на Земле леса занимали 60% ее поверхности, а сейчас - только 30% или 4 млрд. га. Однако темпы вырубки лесов высоки: в год исчезает около 110 тыс. кв.км лесов или 20 га в минуту. В настоящее время нетронутые человеком леса сохранились в тайге России и Канады, а также в тропических лесах Амазонии.

Транспортная.

Все виды транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для неё автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 600 миллионов штук автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5 - 4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу. Кроме того, в бензине содержится высокотоксичный элемент - свинец.

За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю жизнь! Автомобили расходуют огромное количество топлива. А его источники исчерпаемы, и их осталось на земле не так уж много. Особенно быстро тают запасы нефти, из которых получают бензин.

При добыче нефти, её транспортировке и переработке загрязняются почва, вода и атмосфера. Наконец, в автомобильных катастрофах на дорогах гибнет много людей.

Промышленность.

Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды и почвы отходами производства. Промышленные загрязнения самые разнообразные: механические, химические, тепловые. Особенно опасны радиоактивные отходы, т.к они способны испускать особые, очень вредные для всего живого лучи, которые нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций, при всевозможных авариях на объектах, использующих атомные реакторы.

Третья станция - «Бытовые отходы.»

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накапливающийся мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус (8848 м) - высочайшую горную вершину Европы. Основными составляющими бытового мусора являются бумага, пластмасса, стекло, упаковочные материалы.

Мусорные свалки представляют угрозу природе и человеку, т. к. создают взрыво - и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются насекомые, грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. От выделяющихся мусорными свалками газов страдает атмосферный воздух.

Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус - шар земной.

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

Четвёртая станция - «Черная и Красная страницы»

Человек, кичась своими научными достижениями и технологическими новшествами, объявил себя царем природы и правит, нарушая все традиции и законы. Еще в 50-х годах разумные люди забили тревогу, а сейчас просто необходимо звонить во все колокола. Многие виды флоры и фауны исчезли с лица Земли.

И поэтому к нам в гости пришли представители флоры и фауны и конечно Красная книга, чтобы вы никогда не стали убийцами животных и разорителями лесов.

А вот и Красная книга.

Красная книга:

Красная книга - красная!

Значит природа в опасности.

(Б. Дубровин)

В 1949 году при Международном союзе охраны природы и природных ресурсов во Франции была создана "паспортная" комиссия по редким видам. Считали 14 лет.

Выяснили, что с 1600 по 1800 г с лица Земли исчезло 33 вида млекопитающих, с 1800 по 1900 - еще 33 формы, а с 1900 по 1913 - 52. Международная Красная книга учреждена решением Международного Союза охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Главным организатором и автором стал английский орнитолог и художник-анималист Питтер Скотт.

Красную книгу называют Документом совести.

  • Почему книга имеет красный цвет?

Эта книга называется так потому, что красный цвет - действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый.

  • Подумайте, по какому принципу выбирались цвета

• Чёрная - уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).
• Красная - исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).
• Жёлтая - редкие виды (розовый фламинго, джейран).
• Зелёная - восстановленные виды (речной бобр, лось).
За последние 400 лет в мире уничтожено более 150 видов зверей и птиц. Исчезли с лица Земли стеллерова корова, сумчатый волк, дикая лошадь тарпан, громадный сильный бык тур и многие др. Под угрозой исчезновения сейчас находятся еще около 600 видов. Из 400 тысяч видов растений 25 тысяч находятся под угрозой исчезновения.

Морская корова была открыта в 1741 г. в северной части Тихого океана участником экспедиции Витуса Беринга Г. Стеллером. Это крупное доверчивое млекопитающее (длиной до 8 м) совершенно не боялось человека. Оно питалось водорослями (морской капустой), поэтому жители Камчатки назвали это животное «капустник». Животное так близко подпускало к себе людей, что до него можно было дотронуться рукой и погладить. В связи с тем, что мясо морской коровы было очень вкусное, она подверглась нещадному истреблению и через 28 лет после открытия была полностью уничтожена. В настоящее время только в музеях можно увидеть скелеты этого животного.

Из списка пернатых обитателей планеты навсегда вычеркнут вид бескрылая гагарка. Последний экземпляр уничтожен в Исландии около 1844 г.

Четвёртая станция - «Сюрпризы природы.»

С развитием человеческого общества облик планеты сильно изменился. Человек действительно покорил природу, но и природа мстит людям за каждую победу над ней, преподнося свои «сюрпризы». Какие? Вам предстоит сейчас отгадать.

«Сюрпризы» находятся в «Чёрном ящике».

«Сюрприз» № 1.

Средство гигиены, которое попадая в атмосферу, разрушает в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает всё живое от опасной части солнечных лучей. (Дезодорант.)

Справка: Над Антарктидой зафиксировано уменьшение содержания озона в атмосфере на 50% (средняя толщина озоносферы составляет всего лишь

3 мм). Вещества, разрушающие озоновый слой Земли - фреоны.

«Сюрприз» № 2.

Вещество, которое губит всё живое. И не только живое: даже памятники и здания разрушаются от этого вещества. (Кислота, содержащаяся в кислотных дождях.)

По содержанию кислоты современные дожди соответствуют сухому вину, а часто столовому уксусу.

  • А хотите увидеть на практике, что произойдёт, если выпадет кислотный дождь?

Демонстрация воздействия концентрированной кислоты на образцы мела, бумаги, пластика, металла, листа растения.

«Сюрприз» № 3.

Газ, образующийся в результате сжигания мусора, топлива и приводящий к парниковому эффекту.

Осталась последняя станция. Чтобы отправиться на эту станцию, мы должны вернуться к вопросам, которые были заданы в начале урока.

Загрязнение рек и морей.

Масштабы загрязнения внутренних вод принимают в настоящее время угрожающие размеры. От болезней, возникающих вследствие их загрязнения, ежегодно страдают на Земле 500 млн. человек. Сброс в реки и водоемы сточных вод приводит к гибели не только рыб, но и к уничтожению их нерестилищ, многих кормовых организмов.

Миссисипи сделалась грязным сточным потоком, Сена и Рейн - белыми от химической пены. «Химический взрыв» на Рейне.

Известный норвежский ученый, путешественник и писатель Тур Хейердал, переплывший на бальзовом плоту значительную часть Тихого океана, вспоминает, что он и его товарищи на «Кон-Тики» были глубоко взволнованы красотой и поразительной чистотой океана. Но недавно ученый заявил: «Загрязнение океана продуктами деятельности человека заметно не только вблизи берегов, но и на обширных пространствах в его центральной части». Они повсюду встречали пластиковые сосуды, выдавленные тюбики и др.

Пятая страница- «Будущее.»

Вот наше путешествие подошло к концу, нам нужно возвращаться. Но прежде, чем вернуться в настоящее , вам необходимо уяснить основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы ваше будущее и будущее ваших детей состоялось, чтобы людям не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам.

- Итак, сформулируйте эти правила.

Учащиеся по цепочке называют основные правила:

  • Бороться с уничтожением лесов;

  • Остановить наступление пустынь;

  • Защитить планету от всех видов загрязнений;

  • Контроль за неблагоприятными изменениями в окружающей среде;

  • Сохранить всё живое на планете.

Знакомство с правилами поведения в природе.
Работа в парах. Один ученик читает правило, а другой поясняет. Вспомните примеры нарушений этих правил.
• Правило 1.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
• Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
• Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
• Правило 4. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!
• Правило 5. Берегите почву!
• Правило 6. Берегите прекрасный мир растений!
• Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
• Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!


  • Почему нельзя проводить охрану природы только в одной стране?

Рефлексия

Интегрированный урок Человек в ответе за природуУ каждого ребёнка на парте листочек. Учитель просит нарисовать на нём своё настроение и прикрепить к дереву, нарисованному на листе ватмана.

Интегрированный урок Человек в ответе за природуИнтегрированный урок Человек в ответе за природу

© 2010-2022