Рабочая программа Топонимика родного края

Раздел География
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование «Кобяйский улус (район)» РС(Я)

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куокуйская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»


«Утверждаю»

директор школы:

_________ /А.Д. Дьячковский/

"____" ____________ 20___г.








Рабочая программа

элективного курса

по теме

«Топонимика родного края»

(33 часа, 4 класс)

Учитель географии

Спиридонова С.А.










«Рассмотрено» «Согласовано»

на заседании МО зам. директора по УВР

____________/Т.А.Сметанина/ _____________/Г.П. Павлова/

"___" ________________ 20___г. "___" ______________ 20___г.







с. Аргас

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Топонимика родного края

Пояснительная записка.

Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди, события, но память о них остается в делах, воспоминаниях, в том числе и топонимах-- названиях сел, улиц, рек, озёр и т.д.

Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков: как и когда заселялась та или иная территория, какие типы поселений были у наших предков, чем они занимались, как осваивали землю, какие пути сообщения были у них, какая природа окружала их. В настоящее время все больше обращается внимание на возвращение старинных названий, чувствуется стремление к сохранению оставшихся топонимов.

Без знания топонимики невозможно воспитать сознательное восприятие особенностей окружающей природы и любовь к родному краю.

Разгадывание топонимов связано со многими науками: лингвистикой, географией, историей, ботаникой. Интересна в этом случае народная этимология, она ненаучна в лингвистическом и историческом отношении, но в ней проявляются творческие способности народа, его духовная жизнь.

Предлагаемый курс посвящен топонимике, занимающейся изучением географических названий. Географические имена таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка. Рано или поздно у каждого непроизвольно возникают вопросы: почему слово - название так необычно? Кто придумал его? Что оно значит?

Курс поможет удовлетворить естественное желание школьника, разгадать тайну появления названия в якутском языке.

Исследование оставленных в наследство нашими предками названий сел, рек, оврагов, рощ, болот - все это вместе взятое складывается в образ малой родины, это соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой родной земли, уважение к духовному наследию прошлого. Знать прошлое родного края нужно каждому, так как без прошлого нет будущего.

Цель курса: через изучение топонимов родных мест помочь учащимся ближе и глубже познать свой край, привить интерес к изучению его истории, способствовать патриотическому воспитанию.

Задачи курса:

- знакомство учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов, их этимологией; сбор топонимического материала;

- формирование навыка поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края; развитие умения вести диалог с различными категориями собеседников; расширение кругозора;

- воспитание чувства гордости и уважения к самобытной языковой культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры Якутии; бережного отношения к народному слову.

Курс рассчитан на учащихся 5 классов с различным уровнем обученности, проявляющих интерес к истории родного края, земле, где довелось родиться.

Программа элективного курса рассчитана на 33 часа.

Курс имеет практическую значимость, развивая навыки самостоятельной работы учащихся. Предусмотрены различные виды деятельности: проектная, исследовательская, проведение экспедиций, экскурсий; различные виды творческих работ.

Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны

Знать:

- определения основных понятий, связанных с топонимикой как наукой (топонимика, топоним, гидроним, ойконим, ороним, микротопоним);

- основные принципы и способы номинации географических объектов;

- топонимы родного края, их этимологию.

Уметь:

- составлять вопросы для бесед с жителями села;

- вести информационный диалог;

- работать с научно-популярной и справочной литературой;

- систематизировать собранные материалы;

- выступать с сообщением по топонимике.

Тематическое планирование.

Наименование тем курса

Кол-во ч.

Содержание

Организационная форма

1.

Что такое топонимия.

1 ч.

Топонимика как наука о топонимах. Деление топонимов по какому-либо признаку: территориальному (топонимия Якутии), языковому (якутская топонимия), хронологическому (топонимия XIX в.).

Этимология топонимов.

Важность изучения топонимии для познания истории народа и истории языка.

Лекция с элементами беседы.

2

Связь топонимики с географией, историей, ботаникой. Значение народной этимологии. Основные принципы номинации.

1 ч.

Топонимия, народная этимология, активный принцип номинации.

Лекция с элементами беседы, составление понятийного словаря

3.

Виды топонимов.

3 ч.

Основные принципы и способы номинации географических объектов. Выяснение этимологии топонимов с помощью научно-популярной и справочной литературы.

Экспедиция за гидронимами. Обработка собранных материалов.

4

Ойконимы. Топонимика населённого пункта

2 ч.

Собственные названия населенных пунктов. Топонимы с.Аргас, Куокуй Объяснение смыслового значения названий, их происхождения.

5

Ойконимы. Названия покосов, сайылыков.

3 ч.

Названия по природным и хозяйственным признакам объекта, по их принадлежности владельцу; названия - посвящения.

Работа с научно-популярной и справочной литературой.

Работа с книгой, архивными документами, газетными материалами.

6

Гидронимы. Топонимы рек родного наслега

2 ч.

Собственные названия гидрографии: рек, ручьев, озер, болот, прудов. Информационный диалог с коренными жителями села и окрестных деревень. Запись легенд, связанных с названиями гидронимов.

Практическая индивидуальная и групповая работа по изучению принципов номинации гидронимов. Составление понятийного словаря, бюллетеня. Работа с данными по народной этимологии

7.

Гидронимы. Топонимы озёр, малых водоёмов.

3 ч.

8.

Оронимы. Названия объектов рельефа местности.

2 ч.

Собственные названия объектов рельефа местности: гор, холмов, оврагов и т.д. Встречи со старожилами села и окрестных деревень. Запись легенд, связанных с названиями оронимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы. Составление топонимических карточек.

Встречи со старожилами. Составление топонимических карточек.

9.

Микротопонимы.

3 ч.

Собственные названия небольшого объекта, известность которого ограничена узким кругом местных жителей. Названия рощ, полян в лесу, родников, покоса и т.д.

Беседа с информантами. Выяснение этимологии названий микротопонимов с помощью словарей.

Составление топонимических карточек.

Беседа с информантами. Обработка собранных материалов.

10

Название улиц, переулков села

2 ч.

Улица, переулок, микрорайон.

Практическая работа. Версии народной этимологии, архивные документы. Работа со словарями.

11

Достопримечательности родного наслега

2 ч.

12

Экскурсия по местным достопримечательностям

1 ч.

13

Родной край - в произведениях местных авторов.

3 ч.

Красота родной природы, воспетая в стихах, песнях местных авторов

14.

Творческое занятие «Мой край»

1 ч.

15

Моя родословная.

2 ч.

Составление родословной. Защита.

16

Итоговое занятие.

2 ч.

Повторение, обобщение.

Выступления учащихся с сообщениями.

Итого

33 ч.

Список литературы

  1. Иванов В.И., Павлов С.П., Иванов Г.В. Алаас аатынан, дойду сура5ынан. Дьокуускай: Комуол, 2009.

  2. Иванов В.И., Павлов С.П., Павлова В.Г. Куокуй нэЬилиэгэ. Дьокуускай: Комуол, 2008.

  3. Иванов М.С. - Багдарыын Сулбэ. Сири сиксигинэн. 1985 г.

  4. Иванов М.С. - Багдарыын Сулбэ. Топонимика Якутии. 1985 г.

  5. Поспелов Е.М. Топонимика школьной географии.-М., 1981г

  6. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика.-М.,1990г


© 2010-2022