- Преподавателю
- География
- Доклад на тему Оптимизация знаний и умений учащихся с помощью современных методов обучения географии
Доклад на тему Оптимизация знаний и умений учащихся с помощью современных методов обучения географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пильченко Т.Г. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад: Оптимизация знаний и умений учащихся с помощью современных методов обучения географии
Было время, когда считали возможным сообщить образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности .. Можно наполнить чем - нибудь тело, например ядом, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен все самостоятельно охватить, усвоить, переработать
А. Дистервег, немецкий педагог
Основными функциями образования, направленного на гармонизацию отношений общества и природы, становятся развитие знаний, умений и привитие ценностей, которые позволят ученикам принимать индивидуальные и коллективные решения в отношении природной среды. Для этого ученику необходимо понимать основные закономерности существования окружающего мира, применять эти знания в повседневной жизни, принимать решения и осознавать их последствия, быть социально активным.
Какие моменты в таком образовательном процесс е должны стать ключевыми? Необходимо эффективное взаимодействие в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Роль учителя в этом взаимодействии заключается в том, что он создает наилучшие условия для развития мотивации творческой, экспериментальной и эмоциональной деятельности обучаемых. В связи с этим важно использовать активные формы обучения.
Активные методы обучения - это дискуссии, ролевые и имитационные игры, позволяющие погрузить обучающихся в активное контролируемое обучение, где они проявляют свою сущность 'и могут взаимодействовать с другими людьми.
Интерактивные методы обучения (от англ. интерактив взаимодействие) - это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.
Понятие «интеракция» включает внутриличностную (различные части моей личности вступают в контакт друг с другом) и межличностную (я вступаю в контакт с другими людьми) коммуникации.
Что же такое интерактивные методы обучения?
Это:
- различные психологические упражнения на знакомство,
сплочённость и сотрудничество внутри группы;
- мозговой штурм;
- имитации;
- дискуссии и диспуты;
- ролевые, дидактические и имитационные игры, если они
основаны на принципах взаимодействия, активности и свободы обучаемых в решении образовательных задач, опоры на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Преимущества интерактивных методов
1. Позволяют на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды.
2. Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта .
3. Помогают участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы.
4. Учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.
Принципы:
- взаимодействие;
- активность обучаемых;
- опора на групповой опыт;
- обратная связь.
Использование активных форм поможет учащимся лучше развить:
Опыт:
- взаимодействия с окружающей средой;
- улучшения окружающей среды;
- взаимодействия с другими людьми.
Осознание:
- своей роли в улучшении будущего;
- взаимосвязи между природой, экономикой, обществом.
Личные качества:
- самооценка;
- уверенность в себе;
-эмпатия;
- ответственность.
Надпредметные умения:
- работа в коллективе;
- предвидение последствий;
- оценка изменений.
Мотивацию:
- к познанию окружающей среды;
-взаимодействию с другими людьми;
- изучению природной среды, сохранению окружающей среды.
Интерактивное обучение предполагает как групповую, так и межгрупповую активность. Практически любая интерактивная технология «провоцирует» физическую, социальную и познавательную активность обучаемых и каждая из них является значимой для достижения планируемых результатов в соответствии с поставленными игровыми, учебными и развивающими целями.
Физическая активность участников отвечает учебным целям изменения в физическом окружении и в пространственной среде, меняет образ действий (способы обучающей деятельности), партнеров по игровому взаимодействию, например, участников игры:
- меняют рабочее место;
- пересаживаются;
- делают презентацию у доски;
- работают в малой группе;
- говорят;
- жестикулируют;
-пишут;
-слушают;
- созидают;
- делают рисунки, лепят;
- иногда вскакивают с места;
- выполняют те или иные действия для релаксации и т. д.
Социальная активность участников интерактивных игр проявляется в том, что они инициируют отвечающее учебным и развивающим целям взаимодействие друг с другом, приемы и техники обмена информацией, способы общения с организатором игры.
Возможные трудности
при использовании активных форм
- недостаток ответной реакции от группы или её отдельных участников;
- постоянные вопросы и уточнения;
- поиск единственно правильного решения;
- затянувшиеся споры;
- межличностный конфликт между участниками;
- конфликт интересов в изучаемой сфере;
- долгие монологи отдельных участников;
- сложные для интересного представления темы;
- слишком много упражнений и недостаточно размышлений;
- отсутствие постоянного интереса;
- трудности в первичной диагностике уровня знаний;
- недостаточное методическое и дидактическое обеспечение;
- проблемы (недостаток-избыток) со временем;
- несоответствующее помещение для занятий;
- наличие усталости от работы.
Рекомендации
по использованию активных форм обучения
В процессе образования необходимо создать комплекс условий, способствующих активному включению всех учащихся в образовательную деятельность. Для этого необходимо строгое соблюдение определённых позиций:
- создание атмосферы сотрудничества;
- создание благоприятного эмоционального фона;
- уважение и учёт индивидуальных мнений;
- опора на групповой опыт;
- отсутствие авторитаризма со стороны учителя;
- свободный выбор личных решений;
- обязательная активность обучаемых;
- согласование действий при решении проблемы;
- постановка обучаемого в позицию исследователя;
- получение знаний через прямой опыт учащихся;
- использование социального моделирования, т. е. проигрывания ситуаций, возникающих в обществе, группе, реальной жизни.
4