• Преподавателю
  • География
  • Доклад на тему Оптимизация знаний и умений учащихся с помощью современных методов обучения географии

Доклад на тему Оптимизация знаний и умений учащихся с помощью современных методов обучения географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад: Оптимизация знаний и умений учащихся с помощью современных методов обучения географии


Было время, когда считали возможным сообщить образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности .. Можно наполнить чем - нибудь тело, например ядом, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен все самостоятельно охватить, усвоить, переработать

А. Дистервег, немецкий педагог

Основными функциями образования, направленного на гармонизацию отношений общества и природы, становятся развитие знаний, умений и привитие ценностей, которые позволят ученикам принимать индивидуальные и коллективные решения в отношении природной среды. Для этого ученику необходимо понимать основные закономерности существования окружающего мира, применять эти знания в повседневной жизни, принимать решения и осознавать их последствия, быть социально активным.

Какие моменты в таком образовательном процесс е должны стать ключевыми? Необходимо эффективное взаимодействие в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Роль учителя в этом взаимодействии заключается в том, что он создает наилучшие условия для развития мотивации творческой, экспериментальной и эмоциональной деятельности обучаемых. В связи с этим важно использовать активные формы обучения.

Активные методы обучения - это дискуссии, ролевые и имитационные игры, позволяющие погрузить обучающихся в активное контролируемое обучение, где они проявляют свою сущность 'и могут взаимодействовать с другими людьми.

Интерактивные методы обучения (от англ. интерактив взаимодействие) - это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.

Понятие «интеракция» включает внутриличностную (различные части моей личности вступают в контакт друг с другом) и межличностную (я вступаю в контакт с другими людьми) коммуникации.

Что же такое интерактивные методы обучения?

Это:

- различные психологические упражнения на знакомство,

сплочённость и сотрудничество внутри группы;

- мозговой штурм;

- имитации;

- дискуссии и диспуты;

- ролевые, дидактические и имитационные игры, если они

основаны на принципах взаимодействия, активности и свободы обучаемых в решении образовательных задач, опоры на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Преимущества интерактивных методов

1. Позволяют на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды.

2. Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта .

3. Помогают участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы.

4. Учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.

Принципы:

- взаимодействие;

- активность обучаемых;

- опора на групповой опыт;

- обратная связь.

Использование активных форм поможет учащимся лучше развить:

Опыт:

- взаимодействия с окружающей средой;

- улучшения окружающей среды;

- взаимодействия с другими людьми.

Осознание:

- своей роли в улучшении будущего;

- взаимосвязи между природой, экономикой, обществом.

Личные качества:

- самооценка;

- уверенность в себе;

-эмпатия;

- ответственность.

Надпредметные умения:

- работа в коллективе;

- предвидение последствий;

- оценка изменений.

Мотивацию:

- к познанию окружающей среды;

-взаимодействию с другими людьми;

- изучению природной среды, сохранению окружающей среды.

Интерактивное обучение предполагает как групповую, так и межгрупповую активность. Практически любая интерактивная технология «провоцирует» физическую, социальную и познавательную активность обучаемых и каждая из них является значимой для достижения планируемых результатов в соответствии с поставленными игровыми, учебными и развивающими целями.

Физическая активность участников отвечает учебным целям изменения в физическом окружении и в пространственной среде, меняет образ действий (способы обучающей деятельности), партнеров по игровому взаимодействию, например, участников игры:

- меняют рабочее место;

- пересаживаются;

- делают презентацию у доски;

- работают в малой группе;

- говорят;

- жестикулируют;

-пишут;

-слушают;

- созидают;

- делают рисунки, лепят;

- иногда вскакивают с места;

- выполняют те или иные действия для релаксации и т. д.

Социальная активность участников интерактивных игр проявляется в том, что они инициируют отвечающее учебным и развивающим целям взаимодействие друг с другом, приемы и техники обмена информацией, способы общения с организатором игры.

Возможные трудности

при использовании активных форм

- недостаток ответной реакции от группы или её отдельных участников;

- постоянные вопросы и уточнения;

- поиск единственно правильного решения;

- затянувшиеся споры;

- межличностный конфликт между участниками;

- конфликт интересов в изучаемой сфере;

- долгие монологи отдельных участников;

- сложные для интересного представления темы;

- слишком много упражнений и недостаточно размышлений;

- отсутствие постоянного интереса;

- трудности в первичной диагностике уровня знаний;

- недостаточное методическое и дидактическое обеспечение;

- проблемы (недостаток-избыток) со временем;

- несоответствующее помещение для занятий;

- наличие усталости от работы.

Рекомендации

по использованию активных форм обучения

В процессе образования необходимо создать комплекс условий, способствующих активному включению всех учащихся в образовательную деятельность. Для этого необходимо строгое соблюдение определённых позиций:

- создание атмосферы сотрудничества;

- создание благоприятного эмоционального фона;

- уважение и учёт индивидуальных мнений;

- опора на групповой опыт;

- отсутствие авторитаризма со стороны учителя;

- свободный выбор личных решений;

- обязательная активность обучаемых;

- согласование действий при решении проблемы;

- постановка обучаемого в позицию исследователя;

- получение знаний через прямой опыт учащихся;

- использование социального моделирования, т. е. проигрывания ситуаций, возникающих в обществе, группе, реальной жизни.

4


© 2010-2022