- Преподавателю
- География
- Календарно-тематическое планирование для внеурочных занятий Природоведы 5 класс
Календарно-тематическое планирование для внеурочных занятий Природоведы 5 класс
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Осадчий Д.Е. |
Дата | 22.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
7. Календарно-тематическое планирование занятий кружка "Природоведы" | |||||||
№ п/п Дата | Тема | Основное содержание занятия | Кол-во часов | Формы и методы работы | Вид деятельности | Виды контроля | Примечание |
1 сент | Раздел I. Понятие о природе. Природа родного края Вводное занятие. Что такое "природа"? | Понятие о природоведении. Науки изучающие природу. Основные источники информации по природоведению. Понятие о природе.
| 1 | Рассказ учителя | Изучаем новую тему | Эвристическая беседа |
|
2 сент | Место человека в природе. | Как человек изучал природу (исторический экскурс) | 1 | Фронтальная работа | Изучаем новую тему | Беседа | Приготовить задания для опроса |
3 сент | Методы исследования природы | Понятие о методике природоведческих исследований. Метод фенологических наблюдений. Правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
| 1 | Рассказ учителя | Составляем схему методов исследований, изучаем правила техники безопасности | Комбинированный опрос |
|
4 сент | Обзорная характеристика природы родного края | Географическое положение родного края. Геологическое строение и рельеф. Климат и погода родного края. Внутренние воды. Почвы, растительность и животный мир родного края. Природные зоны родного края.
| 1 | Фронтальная работа, наглядные методы | Изучаем новую тему | Беседа |
|
5 сент | Раздел II. Вещества и тела нас окружающие Что такое "вещество"? | Разнообразие веществ на Земле | 1 | Рассказ учителя, наглядные методы | Составляем табл. различных веществ | Беседа |
|
6 сент | Понятие о веществах | Вещества окружающие нас | 1 | Игровые формы | Игра "Словолов" | Комбинированный опрос | Приготовить таблицу Менделеева |
7 сент | Таблица Д.И.Менделеева | Периодическая таблица химических элементов. | 1 | Поисковые методы | Изучаем таблицу Менделеева | Эвристическая беседа |
|
8 сент | Как пользоваться таблицей Д.И.Менделеева | Учимся "читать" таблицу Д.И.Менделеева.
| 1 | Групповая работа | Работаем с таблицей Менделеева | Беседа |
|
9 окт | Нет ничего проще диффузии | Явление диффузии. Диффузия в природе
| 1 | Рассказ учителя, наглядные методы | Изучаем новую тему | Комбинированный опрос |
|
10 окт | Практическое занятие "Наблюдаем за процессом диффузии в водной среде" | Процесс диффузии в водной среде
| 1 | Наглядные методы | Наблюдаем за процессом диффузии | Отработка практических навыков | Приготовить оборудование для практикума |
11 окт | Агрегатные состояния веществ | Понятие об агрегатном состоянии веществ. Твердое, жидкое, газообразное состояние веществ. Плазма.
| 1 | Рассказ учителя | Изучаем новую тему | Беседа |
|
12 окт | Простые и сложные вещества | Понятие о простых и сложных веществах в природе. Чистые вещества и смеси.
| 1 | Групповая работа | Состалвяем схему простых и сложных веществ | Беседа |
|
13 окт | Тела и их характеристики. Практическое занятие "Учимся измерять различные тела" | Понятие "тела", его основные характеристики (ширина, высота, длина, объем, вес, плотность).
| 1 | Индивидуальная работа | Измеряем различные тела | Отработка практических навыков | Линейка, брусочки |
14 окт | Раздел III. Увлекательный мир природных явлений. Природные явления родного края Природные явления | мир природных явлений окружающих человека. Виды природных явлений
| 1 | Рассказ учителя | Изучаем новую тему | Эвристическая беседа |
|
15 окт | Мир природных явлений вокруг нас | мир природных явлений окружающих человека. Виды природных явлений
| 1 | Фронтальная работа | Рисуем схему природных явлений | Презентации |
|
16 окт | Механические и тепловые явления природы | Понятие о механических и тепловых явлениях природы. Их значение для жизнедеятельности человека.
| 1 | Фронтальная работа | Изучаем новую тему | Комбинированный опрос |
|
17 нояб | Электрические и магнитные явления. Магнетизм в природе. Практическое занятие «Собираем простейшую электрическую схему карманного фонарика», | Понятие об электрических и магнитных явлениях. Проявление магнетизма в природе, его следствие. Значение электрических и магнитных явлений, их использование человеком.
| 1 | Фронтальная работа | Изучаем новую тему, собираем схему карманного фонарика | Комбинированный опрос | Лампочка, проволока, батарейка. |
18 нояб | Природа световых и звуковых явлений Практическое занятие "Собираем ниточный телефон" | Световые и звуковые явления. Их значение и использование человеком. | 1 | Наглядные методы | Изучаем новую тему, собираем простейший ниточный телефон | Комбинированный опрос | Два пластиковых стаканчика, нитка |
19 нояб | Природные явления родного края | Распространенность и разнообразие природных явлений родного края. Их характеристика. Опасные природные явления родного края
| 1 | Рассказ учителя | Составляем таблицу природных явлений родного края | Презентации |
|
20 нояб | Раздел IV. Небесные тела и наблюдение за ними Что такое "Вселенная"? | Представление человека о Вселенной. Гипотезы происхождения Вселенной
| 1 | Поисковые методы | Изучаем новую тему | Беседа |
|
21 нояб | Как устроена Вселенная | Гипотезы происхождения Вселенной | 1 | Рассказ учителя |
| Эвристическая беседа |
|
22 нояб | Исследование космоса человеком Практическое занятие "Изготовление бумажного макета искусственного спутника Земли" | Этапы освоения космоса человеком. Начало космической эры. Животные-космонавты и их судьбы. Ю.А.Гагарин - первый человек-космонавт на Земле. Освоение Луны человеком. Современные исследования космоса. Прогнозы развития космонавтики будущего | 1 | Наглядные методы | Практикум, изготавливаем бумажный макет искусственного спутника Земли | Презентации | Приготовить фильм |
23 нояб | Просмотр документального фильма об освоении космоса | Просмотр фильма | 1 | Наглядные методы | Просмотр учебного фильма | Кинолекторий |
|
24 нояб | Астрономический инструментарий | Понятие об астрономическом инструментарии. Оптический и радиотелескоп. Принципы работы телескопов. Бинокль - простейший оптический прибор для наблюдения за звездным небом.
| 1 | Рассказ учителя, наглядные методы | Изучаем новую тему, практикум | Беседа |
|
25 дек | Солнечная система и ее характеристика | Место Солнечной системы в галактике. Небесные тела Солнечной системы и их описание.
| 1 | Фронтальная работа | Изучаем новую тему | Комбинированный опрос |
|
26 дек | Практическое занятие "Работа со схемой строения Солнечной системы. Изучение виртуальной модели Солнечной системы (на персональном компьютере)" | Работа со схемой строения Солнечной системы | 1 | Наглядные методы | Составляем схему строения Солнечной системы | Отработка практических навыков |
|
27 дек | Земля - планета Солнечной системы | Основные характеристики планеты Земля (вес, диаметр, радиус, окружность, период обращения вокруг своей оси и вокруг Солнца). Смена времен года на планете Земля и причины е обуславливающие. Понятие о Високосном годе. | 1 | Фронтальная работа | Рисуем схему времен года на Земле | Беседа |
|
28 дек | Раздел V. Условия жизни на планете Земля. Природные условия родного края Гипотезы возникновения жизни на Земле | Представления о возникновении жизни на Земле. Гипотеза самозарождения жизни. Гипотеза стационарного состояния жизни. Гипотеза Опарина.
| 1 | Поисковые методы | Изучаем новую тему | Эвристическая беседа | Приготовить фильм |
29 дек | Просмотр учебного фильма о происхождении жизни на планете | Учебный фильм | 1 | Наглядные методы | Просмотр учебного фильма | Кинолекторий |
|
30 дек | Роль воды в природе | Значение воды для всего живого на Земле. Вода и ее использование в повседневной жизнедеятельности человека.
| 1 | Рассказ учителя |
| Беседа |
|
31 дек | Круговорот воды в природе | Схема круговорота воды в природе | 1 | Индивидуальная работа | Рисуем схему круговорота воды в природе | Комбинированный опрос |
|
32 дек | Воздушная оболочка Земли | Понятие об атмосфере. Состав атмосферного воздуха. Как появилась атмосфера на планете Земля?
| 1 | Рассказ учителя | Изучаем новую тему | Викторина |
|
33 янв | Погода родного края и наблюдение за нею | Особенности погоды родного края. Основные метеорологические показатели и их анализ. Прогноз погоды. Народные приметы изменения погоды.
| 1 | Групповая работа | Анализируем основные метеорологические показатели. | Беседа |
|
34 янв | Практическая работа. "Изучение работы метеостанции. Как работают метеорологи. Метеоприборы (термометр, барометр, гигрометр) и принципы их работы" | Гигрометр, термометр, барометр. | 1 | Наглядные методы | Практикум, учимся работать с метеоприборами | Отработка практических навыков | Приготовить приборы |
35 янв | Рельеф и его формирование. Формы рельефа родного края | Понятие о рельефе. Формы рельефа Земли и их характеристика. Особенности рельефа родного края ( горы, возвышенности, низменности и их характеристика).
| 1 | Фронтальная работа, наглядные методы | Изучаем новую тему | Беседа |
|
36 янв | Минералы, горные породы и их свойства. Полезные ископаемые | Минералы и горные породы земной коры. Свойства минералов и горных пород и их практическое значение. Полезные ископаемы Земли. Их классификация и использование человеком.
| 1 | Наглядные методы | Изучаем новую тему | Комбинированный опрос |
|
37 янв | Практическая работа. "Изучение школьной коллекции минералов и горных пород родного края" | Школьная коллекция минералов и горных пород | 1 | Наглядные методы | Практикум, работаем со школьной коллекцией минералов и горных пород | Отработка практических навыков | Приготовить коллекцию минералов и горных пород |
38 янв | Раздел VI. Поговорим о системах. Системы окружающие нас | Системы вокруг нас. | 1 | Рассказ учителя | Изучаем новую тему | Беседа |
|
39 февр | Понятие о системе | Что понимается под термином "система"?
| 1 | Поисковые методы | Игра "Словолов" | Комбинированный опрос |
|
40 февр | Искусственные и естественные системы окружающие нас | Изучаем разнообразие искусственных (интернет, телевидение, компьютер и т.п.) и естественных (лес, озеро, океан и т.п.) систем
| 1 | Фронтальная работа | Составляем схему различных систем | Комбинированный опрос |
|
41 февр | Как устроены системы? | Внутренние и внешние связи систем. Как функционируют различные системы
| 1 | Наглядные методы | Изучаем новую тему
| Викторина | Приготовить викторину |
42 февр | Разнообразие естественных и искусственных систем родного края | Характеристика разнообразных естественных и искусственных систем родного края. Их значение.
| 1 | Групповая работа | Составляем карточки различных экосистем | Презентации |
|
43 февр | Раздел VII. Организм - сложная живая система. Разнообразие организмов родного края Разнообразие организмов Земли | Понятие об организме. Разнообразие организмов нашей планеты. | 1 | Рассказ учителя | Изучаем новую тему | Эвристическая беседа |
|
44 февр | Просмотр учебного фильма "Разнообразие организмов Земли". | Учебный фильм | 1 | Наглядные методы | Просмотр учебного фильма | Кинолекторий |
|
45 февр | Царства живой природы | Характеристика царств живой природы
| 1 | Рассказ учителя | Составляем схему царств живой природы | Комбинированный опрос |
|
46 февр | Эволюция жизни на Земле | Понятие об эволюции жизни на Земле. | 1 | Фронтальная работа | Изучаем новую тему | Эвристическая беседа |
|
47 март | Геохронологическая таблица | Геохронологическая таблица | 1 | Групповая работа | Работаем с геохронологической таблицей | Комбинированный опрос |
|
48 март | Особенности строения живых организмов | Особенности строения микроорганизмов, грибов, высших растений и животных
| 1 | Рассказ учителя, наглядные методы | Изучаем новую тему | Викторина | Подготовить материалы к природоведческому диктанту. |
49 март | Свойства живых организмов | Основные особенности организмов (дыхание, питание, рост, развитие, размножение, раздражение, обмен веществ)
| 1 | Фронтальная работа | Составляем схему свойств живых организмов | Природоведческий диктант |
|
50 март | Разнообразие организмов родного края | Особенности флоры и фауны родного края
| 1 | Рассказ учителя | Изучаем новую тему | Презентации |
|
51 март | Ядовитые растения и грибы, опасные животные родного края | Характеристика ядовитых растений и грибов, опасных животных | 1 | Рассказ учителя, наглядные методы | Изучаем новую тему | Презентации |
|
52 март | Раздел VIII. Понятие об экосистемах. Экосистемы родного края Понятие об экосистеме | Экосистема и ее характеристики. Изучение экосистем человеком
| 1 | Фронтальная работа | Игра "Острова знаний" | Комбинированный опрос |
|
53 март | Как устроены экосистемы? | Устройство экосистем | 1 | Наглядные методы | Рисуем схему экосистем | Комбинированный опрос | Подготовить "Словолов" |
54 март | Пищевые цепи и их значение | Понятие о пищевых цепях. Продуценты. Консументы. Редуценты. Экологическая пирамида | 1 | Игровые формы | Игра "Словолов" | Комбинированный опрос |
|
55 апр | Естественные экосистемы родного края | Разнообразие естественных экосистем родного края. Пищевые цепи этих экосистем
| 1 | Групповая работа | Заполнение карточек экосистем родного края | Презентации | Карточки |
56 апр | Практическая работа. "Составление пищевых цепей естественных экосистем родного края" | Составление пищевых цепей | 1 | Индивидуальная работа | Практикум | Отработка практических навыков |
|
57 апр | Охрана естественных экосистем родного края | Организация охраны естественных экосистем родного края. Заповедники и заказники. Правила поведения на природе.
| 1 | Фронтальная работа | Изучаем новую тему | Комбинированный опрос |
|
58 апр | Искусственные экосистемы родного края и их значение | Как и для чего создаются искусственные экосистемы. Водохранилище. Сад. Поле. Вредители садов и полей и методы борьбы с ними
| 1 | Рассказ учителя | Составляем схему искусственной экосистемы | Беседа |
|
59 апр | Раздел IX. Наибольшая живая система Земли - биосфера. Изучение биосферы родного края Понятие о биосфере | Понятие о биосфере. Биосфера - самая большая экосистема Земли. | 1 | Фронтальная работа | Изучаем новую тему | Беседа |
|
60 апр | Состав и границы биосферы | Основные характеристики биосферы (состав и границы)
| 1 | Игровые формы | Игра "Кроссворд" | Викторина |
|
61 апр | Охрана биосферы родного края | Как сберечь биосферу? "Созидая - не навреди" - основной вопрос современности, в вопросе сохранении биосферы. Мероприятия по охране биосферы родного края
| 1 | Групповая работа | Заполнение карточек "Сохраним биосферу" |
| Карточки |
62 апр | Практическая работа. "Знакомство с материалами о загрязненности основных компонентов биосферы. Составление памятки поведения на природе (в лесу, на берегу водоемов)" | Составление памятки поведения на природе | 1 | Индивидуальная работа | Составление памятки | Отработка практических навыков |
|
63 май | Изменение окружающей среды родного края вследствие хозяйственной деятельности человека | Человек и биосфера. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы родного края
| 1 | Рассказ учителя | Игра "Анаграммы" | Беседа |
|
64 май | Красная книга Российской Федерации | Изучение Красной книги Российской Федерации. Работа с табличным и иллюстративным материалом. | 1 | Наглядные методы | Изучаем новую тему | Беседа |
|
65 май | Целостность природы | Понятие о целостности природы и взаимосвязи всех ее компонентов | 1 | Рассказ учителя | Составляем схему взаимосвязи компонентов природы | Беседа |
|
66 май | Значение природоведческих знаний в постепенном формировании понимания естественно - научной картины мира | Роль природоведческих знаний. Современная естественно-научная картина мира
| 1 | Фронтальная работа | Изучаем новую тему | Комбинированный опрос |
|
67 май | Подготовка проектов по редким видам организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации | Подготовка учащимися проектов | 1 | Проектная деятельность | Подготовка проектов | Проекты |
|
68 май | Итоговое занятие | Подведение итогов работы кружка за учебный год. Систематизация накопленных фото и видеоматериалов. Создание отчета о работе кружка
| 1 | Индивидуальная работа | Обобщаем изученное за год | Обобщение |
|