Кабинет географии – среда образовательного взаимодействия в условиях реализации ФГОС ООО

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кабинет географии - среда образовательного взаимодействия в условиях реализации ФГОС ООО.

Игнатьева Надежда Анатольевна,

учитель географии МБОУ Большевяземская гимназия,

Одинцовский район

«География-самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней», - этими строками известного писателя и ученого Александра Казанцева каждый год встречает кабинет географии нашей гимназии своих учеников.

Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. География - наука разносторонних знаний, ярких образов и впечатлений, романтики, восторга и поэзии. География - единственный учебный курс средней школы, дающий целостное представление о Земле-планете людей, курс, показывающий разнообразие и специфику ее природы и населения, раскрывающий общегеографические закономерности и взаимосвязи в природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных, курс, показывающий пути решения проблем окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Географические знания необходимы людям в повседневной бытовой жизни - от состояния погоды, выбора места жительства, продуктов питания до хозяйственной деятельности в масштабах страны и мира. География - уникальный предмет «всё-знаек».

Поэтому сейчас, когда перестраивается экономика, преобразуются социальные институты, меняется наука, изменяется и школа, для которой актуальным вопросом становится обеспечение нового качества образования в условиях реализации ФГОС ООО.

Урок современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, определяет роль ученика, как главного деятеля на уроке, а учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся. Это замечательно отражено в словах К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. Ребенка важно научить наблюдать, созерцать, а предметом созерцания должен быть естествоведческий материал». Это возможно при обеспечении образовательного взаимодействия ученика и учителя, ученика с одноклассниками, ученика с информационной средой и образовательными объектами.

Такой средой образовательного взаимодействия становится кабинет географии. Кабинет географии в отличие от других учебных кабинетов выполняет эмоциональный настрой и психологическое погружение в предмет. Кабинет географии - не только среда, но и инструмент в руках учителя, который помогает и учителю, и обучающемуся.

Изменение содержания образования и поиск новых технологий образовательного процесса призваны обеспечить овладение обучающимися универсальными учебными действиями. Уроки географии, как ни один из предметов в школе, способны в полной мере формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные компетенции обучающихся. Формирование этих УУД предусматривает применение специфических источников географической информации - картин, разнообразных видов карт, моделей, литературных источников, таблиц, картосхем, видеоматериалов, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия, а также географические характеристики регионов нашей страны и стран мира.

В кабинете географии моей гимназии собраны и широко используются такие наглядные пособия и оборудование, предусмотренные программой. Каждый их вид помогает ребенку открыть окно в мир природы. Кабинет географии оснащен техническими средствами обучения (мультимедийным проектором, компьютером с выходом в Интернет, принтером, электронной доской, телевизором, видеомагнитофоном) (фото1).

Приобретены электронные приложения к учебникам, интерактивные карты. Силами учителя и детей создана медиатека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по различным темам курсов географии для 5-10 классов. Видеотека с записями видеоматериалов на основе отбора сюжетов из телевизионных передач и личных видеозарисовок событий, объектов и явлений, коллекция слайдов, которые являются результатом проектно-исследователь- ской работы обучающихся - все это способствует не только расширению и углублению содержания предметных курсов, внеклассной работе по предмету, но и воспитательной работе с обучающимися.

Прикладное значение имеют метеоприборы (аспирационный психрометр, анемометр, барограф, термограф), геодезические инструменты, с которыми работают дети на уроках-практикумах на местности (фото2).

«Пойти туда - не знаю куда. Принести то - не знаю что!», - такими словами я, учитель географии, провожаю каждый раз своих учеников на летние каникулы, давая им «летнее задание». И с каким восторгом и благодарностью принимаю их «не знаю - что» в первые дни начала учебного года. Это банки и бутылочки с водой морей, океанов, рек, озер разных уголков планеты, где в последнее время бывают наши ученики и их родственники, и многочисленные фотоматериалы обо всем увиденном, и пакетики с образцами почвы разных природных зон, и гербарные образцы, веточки и плоды различных растений, раковины морских моллюсков, морские звезды, кораллы, какие-то немыслимые диковинки, найденные где-то в дальних уголках нашей страны и других стран, образцы предметов народных промыслов.(фото3).

Среди всего этого богатства особой популярностью у детей пользуются «камни». Они не всегда знают, как они называются, но именно горные породы, минералы, палеонтологические образцы преобладают в пополняющейся с каждым годом коллекции кабинета географии. Эти экспонаты бережно привезены из странствий для того, чтобы на первом уроке с восторгом поделиться своими впечатлениями об увиденном и показать хотя бы что-нибудь из привезенного своим одноклассникам, а потом будут переданы в кабинет географии для дальнейшего их использования на уроках и внеурочной деятельности. Это позволяет стимулировать познавательный интерес, направленный на самостоятельный поиск новой инфомации, на приобретение умений обработать ее, «пропустить через себя» и публично представить другим участникам образовательного взаимодействия, показав владение словом, свой кругозор, свое творчество (фото 4).

Накоплен и систематизирован дидактический материал для проведения контроля ЗУН (география, региональный курс «Родное Подмосковье»),

материалы для проведения предметных недель, олимпиад, конкурсов.

Оборудование и наглядный материал кабинета географии побуждает детей к творчеству и инициативности, позволяют учителю совершенствовать базовые образовательные технологии, на которых строится обучение в условиях реализации ФГОС: обучение на основе «учебных ситуаций», проектная деятельность, уровневая дифференциация, информационные и коммуникативные технологии, технология критического мышления для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться», чтобы использовать полученные на уроках географии знания в практической повседневной жизни, сознательно подойти к вопросу о выборе профессии с последующей социализацией.

Кабинет географии – среда образовательного взаимодействия в условиях реализации ФГОС ООО.Фото1.

Кабинет географии – среда образовательного взаимодействия в условиях реализации ФГОС ООО. Фото2.

Кабинет географии – среда образовательного взаимодействия в условиях реализации ФГОС ООО. Фото 3.

Кабинет географии – среда образовательного взаимодействия в условиях реализации ФГОС ООО. Фото 4.


© 2010-2018