- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по предмету География 9 класс
Рабочая программа по предмету География 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Толстолугова В.А. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щекинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № ______
от «____» __________ 20__ г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом от _________ № _____
Директор МБОУ "Щекинская СОШ»
Рыльского района Курской области _____________ Кузичкина Е.П.
Рыльского района Курской области
Рабочая программа
по предмету «География»
9 класс
Учитель: Толстолугова Вера Алексеевна
2 квалификационной категории
с.Щекино
2014 - 2015 уч.год
СТРУКТУРА
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Календарно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программно-методическое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии;
- примерной программы по учебным предметам. География. 6-9 классы:
проект. - М. : Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому
разделу.
Целями изучения географии в основной школе являются:
-
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
-
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
-
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
-
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
-
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
-
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Предметными результатами освоения
выпускниками основной школы программы по географии являются:
-
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
-
представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
-
умение работать с разными источниками географической информации;
-
умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
картографическая грамотность;
-
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
-
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;
-
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
-
умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название темы
Кол-во
часов
Количество работ
Практ.
Контр.
1.
МЕСТО РОССИИ В МИРЕ
4
2.
НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5
2
3.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
4
4
ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ
23
Машиностроительный комплекс
4
1
1
Топливно-энергетический комплекс
3
1
1
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.(7 часов)
7
3
1
Агропромышленный комплекс
3
1
Инфраструктурный комплекс
5
2
5
РЕГИОНЫ РОССИИ
27
Территориальная организация и районирование России
1
Западный макрорегион - Европейская Россия
1
Центральная Россия
6+1
Европейский Север
3
Европейский Юг - Северный Кавказ
3
1
Поволжье
3
1
Урал
4
1
Восточный макрорегион - Азиатская Россия
6
1
1
6
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
5
ВСЕГО
68
9
9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Практические работы
Домаш- нее задание
Дата проведения
Примечание
обучающиеся должны знать
обучающиеся должны знать
план
факт
Раздел 1. МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 часа)
1
Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации
Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.
Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно -географическому, геополитическому и эколого -географическому положению России.
Работа с картой, определение особенностей ЭГП, ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве
§ 1
к/к нанести края и области
2
Географическое положение и границы России.
§ 2
В-4 письмен-но
3
Экономико-и транспортно-географическоегеополитическое и эколого-географическое положение России.
§ 3
Ответы на вопросы
4
Государственная территория России.
§ 4
Ответы на вопросы
Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 часов)
5
Исторические особенности заселения и освоения территории России
Знать место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны.
Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин, половой и возрастной состав населения России по статистическим данным, крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России.
Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Определять виды и причины миграций. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России.
6
Численность и естественный прирост населения
Пр.№ 1
Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения
§ 6
В-3 письмен-но
7
Национальный состав населения
§ 7
Ответы на вопросы
Сообщения о насил. миграц.
8
Миграции населения
§ 8
9
Городское и сельское население.
Расселение населения.
Пр. № 2
Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.
§ 9
к/к Города миллионе-ры
Раздел 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
(3 часа)
10
География основных типов экономики на территории России.
Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.
Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России.
Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.
§ 10
Вопросы и задания
11
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России
§ 11
Вопросы и задания
12
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России
Знать пути развития российской экономики
Определять место России в мировой экономике
§ 12
Вопросы и задания
13.
Научный комплекс
Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России;
что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.
Уметь: показывать на карте научные центры.
§ 13
Вопросы и задания
Раздел 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (23 часа)
Машиностроительный комплекс (4 часа)
14.
Роль, значение и проблемы развития машиностроения.
Причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.
Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции;
§ 14
Вопросы и задания
15.
Факторы размещения отраслей машиностроения
Пр. № 3
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам
§ 15
Вопросы и задания.
Сообщение
16.
География машиностроения
§ 16
Вопросы и задания
17.
Военно-промышленный комплекс
§ 17
Вопросы
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 часа)
18.
Роль, значение и проблемы ТЭК
Схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними.
Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей нат западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране.
Тест: «ВПК. Машинос-троение»
§ 18
Вопросы и задания
19.
Топливная промышленность.
Основные районы добычи газа, нефти, угля, размещения предприятий енфтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения
формулировать выводы.
Составлять характеристику
Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.
Пр. № 4
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
§ 19
Вопросы и задания
20.
Электроэнергетика России
Причинно-следственныен связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Ззависимость величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны.
Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Агрументировать необходимость экономии электроэнергии.
Тест: «Угольная промышлен-ность»
§ 20
Вопросы и задания.
к/к крупнейшие электростанции
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.(7 часов)
21.
Состав и значение комплексов
Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству
Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии .
Тест: «ТЭК»
§ 21
Вопросы и задания
22.
Металлургический комплекс
§ 22
Вопросы и задания
23.
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия
Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству
Наносить на к/к главные металлургические районы.
Пр. № 5
Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
§ 23
Вопросы и задания
24.
Цветная металлургия
Информацию об использованию в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. устанавливать главный фактор тазмещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.
Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика»,
Пр. № 6
Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.
§ 24
Вопросы и задания
25.
Химико-лесной комплекс.
Химическая промышленность
Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их.
§ 25
Вопросы и задания
26
Факторы размещения химических предприятий.
Пр. № 7
Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
§ 26
Вопросы и задания
27.
Лесная промышленность
Знать направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей,
роль потребительского и экологического факторов размещения.
Уметь объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием факторов их размещения.
§ 27
Вопросы и задания
Агропромышленный комплекс (АПК) (3 часа)
28.
Состав и значение АПК
Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики.
Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса.
Пр. № 8
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
§ 28
Вопросы и задания
29.
Земледелие и животноводство
Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями.
Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.
§ 29
Вопросы и задания
30.
Пищевая и легкая промышленность
Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентноспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности.
Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции .
Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения.
§ 30
Вопросы и задания
Инфраструктурный комплекс (5 часов)
31.
Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта.
Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта.
Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей(скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот)
§ 31
Вопросы и задания
32.
Железнодорожный автомобильный транспорт
Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России.
Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.
Определять по статистическим данным долю ж/д и автомобильного транспорта в транспортной работе.
Заполнение таблицы «Виды транспорта»
Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.
§ 32
Вопросы и задания
33.
Водный и другие виды транспорта.
Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта.
Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Определять по статистическисм данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе
.
§ 33
Вопросы и задания
Сообщение «Услуги которыми я пользуюсь»
34.
Связь. Сфера обслуживания.
Знать значение тер-минов по теме.
Уметь составлять классификацию услуг.
Тест: «Транспорт»
§ 34
35.
Итоговая контрольная работа по теме: Инфраструктурный комплекс»
Контрольная работа.
Раздел 5. РЕГИОНЫ РОССИИ (26 часов)
Территориальная организация и районирование России (1 часа)
36
Районирование
территории
России
Приводить по картам примеры разных видов районирования
Уметь объяснять значение районирования.
§ 35
Вопросы и задания
Западный макрорегион - Европейская Россия (1 час)
37
Общая характеристика
Европейской России.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных
§ 36
Вопросы и задания
Центральная Россия (7 часов)
38
Состав, историческое изменение географического положения.
Общие проблемы
Знать черты сходства и различия в особенности природы, населения, хозяйства отдельных территорий.
Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.
Изучение
внешних терри-
ториально-
производствен-
ных связей
Центральной
России
§ 37
Вопросы и задания
39
Население и главные черты хозяйства
Знать причины роста городов, демографические проблемы
Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.
§ 38
Вопросы и задания
Индив. задания
40
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион
Знать: особенности ГП региона, основные этапы освоения. ресурсы.
Уметь: характеризовать современное хозяйство.
§ 39
Вопросы и задания
41
Географические особенности областей Центрального района.
Знать: особенности ГП региона, основные этапы освоения. ресурсы.
Уметь: по картам оценивать природные ресурсы региона.
§ 40
Вопросы и задания
42
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы
Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства.
Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.
§ 41
Вопросы и задания
43
Северо-Западный район
Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района
§ 42
Вопросы и задания
44
Центральная Россия
Факторы, способствующие развитию хозяйства и затрудняющих его, главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы.
Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.
Европейский Север (3 часа)
45
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Ресурсы, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
§ 43
Вопросы и задания
46
Население Европейского Севера
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе
§ 44
Вопросы и задания
47
Хозяйство Европейского Севера
§ 45
Вопросы и задания
Европейский Юг - Северный Кавказ (3 часа)
48
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство.
Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.
§ 46
Вопросы и задания
49
Население Северного Кавказа.
§ 47
Вопросы и задания
50.
Хозяйство Северного кавказа
§ 48
Вопросы и задания
Поволжье (3 часа)
51
Поволжье: ЭГП,природные условия и ресурсы
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения.
Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.
Устанавливать характер
воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы.
Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья
§ 49
Вопросы и задания
52
Население Поволжья
§ 50
Вопросы и задания
53
Хозяйство Поволжья.
§ 51
Вопросы и задания
Урал (4 часа )
54
Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы
Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
§ 52
Вопросы и задания
55
Население Урала
§ 53
Вопросы и задания
56
Хозяйство Урала
§ 54
Вопросы и задания
57
Западный макрорегион
Работа со словарем
Восточный макрорегион - Азиатская Россия ( 6 часов)
58
Общая характеристика
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
Уметь: выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
§ 55
Вопросы и задания
59
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.
§ 56
Вопросы и задания
60
Западная Сибирь
Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов
Определять географическое положение региона. Выявлять и и анализировать условия для развития хозяйства.
§ 57
Вопросы и задания
61
Восточная Сибирь
§ 58
62
Дальний Восток
Знать: особенности природы района. этапы заселения района, традиции и культуру народов.
Уметь: оценивать природные ресурсы и обозначать их на к/к.: объяснять неравномерное размещение населения
Тест: «Восточная Сибирь»
§ 59
Сообщение
63
Экономические районы России
Знать: место РФ в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны.
Уметь:приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ.
ПР.№9Составление сравнительной характеристики двух районов по плану.
§ 60
Вопросы и задания
Раздел 6. Россия в современном мире (5 часа)
64
Россия в современном мире
Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России.
Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия России
Конспект
Презентация
65
Взаимосвязь России с другими странами мира.
66
Объекты мирового и культурного наследия России
67
Обобщение знаний по теме «Россия в современном мире»
Закрепить знания и умения по теме «Россия в современном мире
68
Итоговая контрольная работа по теме: «Регионы России»
Требования к уровню подготовки обучающихся
-
Называть и (или) показывать:
-
предмет изучения географии России;
-
основные средства и методы получения географической информации:
-
субъекты Российской Федерации;
-
пограничные государств;
-
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
-
границы часовых поясов:
-
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
-
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
-
распределение рек страны по бассейнам океанов;
-
основные области современного оледенения и крупные ледники:
-
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
-
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
-
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
-
народы, наиболее распространенные языки, религии;
-
примеры рационального и нерационального размещения производства;
-
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
-
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
-
экологически неблагополучные районы России:
-
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
-
географическое положение объектов;
-
разницу в поясном времени территорий;
-
погоду по синоптической карте;
-
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
-
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
-
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
-
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
-
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
-
страны;
-
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
-
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
-
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
-
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
-
как составляют прогноз погоды;
-
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
-
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
-
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
-
разнообразие природных комплексов на территории страны;
-
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
-
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
-
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
-
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
-
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
-
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
-
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
-
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
-
Оценивать и прогнозировать:
-
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
-
экологическую ситуацию в стране, регионе
-
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
-
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
-
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
ПРОГРАММНО=-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2007.
2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007
3. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 1997.
4. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: «Дрофа», 2001.
Дополнительная литература:
1. И.М. Чередов. Формы учебной работы в средней школе.
2. В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы). -
М.: Просвещение, 1991.
3. Э. Гирчис. «Дорогами дружбы» - М.: Детская литература, 1928.
4. В.А. Кошевой, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География 8-9. - М.: Дрофа, 2002.
5. Сто народов - сто языков (этнографические очерки). - М.: Просвещение, 1992.
Методическая литература:
1.Школьные олимпиады (под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова). География 6-11
классы. - М.: Дрофа, 2003.
2. Задачи по географии. Под редакцией А.С. Наумова. - М.: МИРОС, 1993.
3. Журналы «География в школе». 2003-2010 гг.
1