Программа по изучению декоративно-прикладного творчества Радуга талантов

Программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.Школьник становится участником увлекательного ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по изучению декоративно-прикладного творчества Радуга талантовМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ЦЕНТР ТУРИЗМА «ЮНОСТЬ»




Программа утверждена

на педагогическом совете

Протокол №1

«29» 08. 2014 г.

Утверждаю:

Директор: Е.Н.Липчак

«29» 08. 2014 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА











Автор:

Педагог дополнительного образования

Ховалкина Елена Васильевна

БЕРДСК


Содержание

  1. Пояснительная записка____________________________________стр. 3-7

  2. Целеполагание____________________________________________стр. 3-4

  3. Учебно-тематический план и содержание программы___________стр. 7-13

  4. Методическое обеспечение__________________________________стр.14-15

  5. Литература________________________________________________стр.16































Пояснительная записка

Программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.

Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.

Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.

Режим занятий

Программа предназначена для обучающихся начальных классов.

Срок реализации - 1 год обучения.

Занятия могут проводиться 1- 2 раза в неделю (по 1-2 часа).

Основные цели программы:

  • Организация досуговой деятельности детей.

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений декоративно-прикладного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, к народным обычаям и традициям;

  • овладение элементарными трудовыми навыками; способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям; коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.

Основная задача:

  • помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;

  • дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;

  • научить вести себя в коллективе;

  • развивать мелкую моторику рук, глазомер;

  • освоить приёмы владения простейшими инструментами;

  • прививать культуру труда.

В результате обучения школьники должны знать:

- виды декоративно - прикладного творчества;

- названия и назначение инструментов;

- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

игра, труд, учение, общение, творчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;

  • деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;

  • необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;

  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)

  • связи теории с практикой

  • систематичности и последовательности;

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

  • доступности и посильности;

  • творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли учителя;

  • наглядности;

  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

  1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

  2. общетрудовые: организаторские, конструкторские;

  3. специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.

Основной вид занятий - практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

  • свободного выбора.

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

альбомы с образцами, фотографиями.

Материалы, инструменты, приспособления:

рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, «Момент», цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки, лак, губка флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, гуашь, стеклянные бутылки, вата, фольга, медная проволока, яичная скорлупа, опилки, пуговицы, пластилин.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

2) организация рабочего места

3) повторение пройденного материала

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

  • инструктажи: вводный - проводится перед началом практической работы, текущий - во время выполнения практической работы, заключительный

  • практическая работа

  • физкультминутки

  • подведение итогов, анализ, оценка работ

  • приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные - возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.





Учебно-тематический план 1-го года обучения

Первый год обучения

Тема и содержание темы

всего

теория

практика

1

Набор и формирование группы

4

4

2

Вводное занятие

1

1

-

3

Поделки для дома.

32

10

22

4

Художественное оформление

4

1

3


Поделки из бумаги.

20

2

18

5

Мягкая игрушка (знакомство, изготовление, выставка)

10

2

8

6

Выставка по итогам года

1

1

Всего

72

16

56











Содержание программы

1. Вводное занятие (1час).

2. Поделки для дома (32 часа)

  • Подставка под горячее из старых газет (2часа).

  • Панно из китайских палочек (2часа).

  • Оберег для дома (2 часа).

  • Сувенир из атласных лент «Башмачок» (2часа).

  • Магнитики на холодильник из соленого теста (2часа).

  • Ваза «Природа». (одноразовый стаканчик + веточки) (1час).

  • Панно «Бабочки» в рамке (2часа).

  • Декупаж на свечке (1час).

  • Цветная соль в мини-бутылочке (2часа).

  • «Ловец снов» (2часа).

  • Фоторамка из природного материала (2часа).

  • Именное панно (картон+тесто) (2часа).

  • Пасхальная корзиночка (из одноразового стаканчика) (1час).

  • Черепашка (из перчатки) (2часа).

  • «Сюрприз» (поделка из скорлупы грецких орехов) (1час).

  • Делаем наклейки в домашних условиях (с помощью скотча) (2часа).

  • Поделки из макарон (2часа).

  • Картины из ракушек (2часа).

3. Художественное оформление (4часа)

  • Тематическая композиция «Любимая сказка». Выбор сказки. (1 час)

  • Заготовка для книжки (1 час)

  • Рисование эскизов для сказки. (1 час)

  • Оформление книжки «Любимая сказка». (1 час)

4. Поделки из бумаги (20часов)

  • Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам.(«Осень золотая», «День Рождения», «День матери», «С Новым Годом!», «Открытка другу», «23 февраля», «8 марта», «День памяти») (8часов).

  • Мраморная бумага (2часа)

  • Цветы из бумаги (астры) (1час).

  • Закладки для книг (2часа).

  • Подарочные коробочки (2часа).

  • Плетеные сердечки (1час).

  • Оригами (кусудамы и их применение в домашнем интерьере) (4часа).

5. Мягкая игрушка(знакомство, изготовление, выставка (10 часа)

6. Выставка по итогам года (1час)



Календарно-тематический план к программе


Тема и содержание темы

всего

теория

практика

Сентябрь

1

Набор и формирование группы

4


4

2

Вводное занятие

1

1

-

3

- Подставка под горячее из старых газет.

2

0,5

1,5

4

Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам. «Открытка другу»

1


1

5

- Цветы из бумаги (астры).

1

0,5

0,5

Октябрь

1

- Поделки из макарон. «Чайная чашка»

2

0,5

1,5

2

- Фоторамка из природного материала.

2

0,5

1,5

3

- Оберег для дома.

2

0,5

1,5

4

- Панно из китайских палочек.

2

0,5

1,5

5

Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «Осень золотая».

1


1

Ноябрь

1

- Панно «Бабочки» в рамке.

2

0,5

1,5

2

- Закладки для книг.

2

0,5

1,5

3

- Сувенир из атласных лент «Башмачок».

2

0,5

1,5

4

Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам. «День матери»

1


1

Декабрь

1

- Подарочные коробочки.

2


2

2

- Цветная соль в мини-бутылочке.

2

0,5

1,5

3

Тематическая композиция

«Любимая сказка». Выбор сказки. Заготовка для книжки. Рисование эскизов для сказки. Оформление книжки «Любимая сказка».

4

0,25

3,75

4

Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам. «С Новым Годом!»

1


1

Январь

1

- Магнитики на холодильник из соленого теста.

2

0,5

1,5

2

- «Ловец снов».

2

0,5

1,5

3

- Именное панно (картон+тесто).

2

0,5

1,5

4

Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «День Рождения».

1


1

Февраль

1

- Мраморная бумага.

2


2

2

- Плетеные сердечки.

1


1

3

- Черепашка (из перчатки)

2

0,5

1,5

4

Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «23 февраля».

1


1

5

- Картины из ракушек

2

0,5

1,5

Март

1

- «Сюрприз» (поделка из скорлупы грецких орехов).

1

0,5

0,5

2

- Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «8 марта».

1


1

3

- Делаем наклейки в домашних условиях (с помощью скотча).

2

0,5

1,5

4

- Ваза «Природа». (одноразовый стаканчик + веточки).

1

0,5

0,5

5

- Оригами (кусудамы и их применение в домашнем интерьере).

4

1

3

Апрель

1

- Декупаж на свечке.

1

0,5

0,5

2

- Пасхальная корзиночка (из одноразового стаканчика)

1

0,5

0,5

Мягкая игрушка. Знакомство. Изготовление.

7

1

6

Май

1

Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «День Рождения», «День памяти».

2


2

2

Мягкая игрушка. Изготовление. Выставка.

5


5

3

Выставка по итогам года

1


1

Методическое обеспечение

Основные формы и методы работы:

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности педагога и обучающихся.

В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения.

  • лекционные занятия,

  • беседы,

  • практические занятия,

  • творческие задания,

  • творческие мастерские,

  • мастер - классы,

  • выставки творческих работ.

Средства обучения:

Традиционные средства: таблицы, плакаты, картины, раздаточный материал.

Средства двигательной направленности: физкультминутки.

Условия реализации программы

Для успешного выполнения программы в полном объёме необходимо:

  • Кадровое обеспечение:

Педагог, реализующий программу, должен обладать следующими качествами:

  • Обладать знаниями по данной программе;

  • Обладать умениями создавать комфортные условия для успешного развития личности;

  • Обладать умениями вызывать интерес к себе и своей программе;

  • Обладать умением увидеть и раскрыть творческие способности обучающихся;

  • Постоянно совершенствовать педагогическое мастерство и повышать уровень квалификации по специальности.

  • Материально-техническое обеспечение программы:

    • Наличие учебного кабинета;

    • Помещение кабинета светлое, чистое;

    • Помещение кабинета зонировано (рабочая зона для практических занятий, игровая зона);

  • Санитарно-гигиенические условия:

    • Оптимальная температура в кабинете +18+20 С.

    • Кабинет проветривается перед занятиями. Освещение достаточное

    • Размеры столов соответствуют росту обучающихся.

  • Учебно-методическое обеспечение программы:

Методический материал:

    • Лекала и шаблоны изделий, поделок, систематизированные по темам;

    • Готовые образцы работ.

    • Тематическое планирование.

Инструменты и материалы для работы:

  • природный материал;

  • канцелярские принадлежности (клей, ножницы, карандаши, линейки);

  • картон, бумага, калька, гофрированная бумага;

  • соль, мука, пластилин;

  • тесьма, пряжа.

  • Психолого-педагогическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • Создание ситуации успеха, развитие интереса, ролевые игры.

  • Педагогика сотрудничества.

  • Эстетика общения, одежды; культура речи.

  • Снятие психического напряжения

      • Компоненты развивающей среды

  • Учебный кабинет: оформление кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями.

  • Выставочные стенды детских работ

Литература

  1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. - Калинин, 1990

  2. Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.

  3. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.

  4. Гусакова М. А. Аппликация. - М., «Просвещение», 1992

  5. Интернет ресурсы: stranamasterov.ru/ , liveinternet.ru/, ped-kopilka.ru/, orange-elephant.ru/master_classe

  6. Костерин Н. П. Учебное рисование. - М., «Просвещение», 1987.

  7. Лепим из пластилина. - Смоленск: Русич, 2000

  8. Мастерилка. «Игрушки из природного материала» - Карапуз, 1997

  9. Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998

  10. Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа», 2010.

  11. Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993

  12. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. - М., «Просвещение», 1995.


© 2010-2022