- Преподавателю
- География
- Программа по изучению декоративно-прикладного творчества Радуга талантов
Программа по изучению декоративно-прикладного творчества Радуга талантов
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ховалкина Е.В. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР ТУРИЗМА «ЮНОСТЬ»
Программа утверждена
на педагогическом совете
Протокол №1
«29» 08. 2014 г.
Утверждаю:
Директор: Е.Н.Липчак
«29» 08. 2014 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Автор:
Педагог дополнительного образования
Ховалкина Елена Васильевна
БЕРДСК
Содержание
-
Пояснительная записка____________________________________стр. 3-7
-
Целеполагание____________________________________________стр. 3-4
-
Учебно-тематический план и содержание программы___________стр. 7-13
-
Методическое обеспечение__________________________________стр.14-15
-
Литература________________________________________________стр.16
Пояснительная записка
Программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.
Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.
Режим занятий
Программа предназначена для обучающихся начальных классов.
Срок реализации - 1 год обучения.
Занятия могут проводиться 1- 2 раза в неделю (по 1-2 часа).
Основные цели программы:
-
Организация досуговой деятельности детей.
-
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений декоративно-прикладного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, к народным обычаям и традициям;
-
овладение элементарными трудовыми навыками; способами художественной деятельности;
-
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям; коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
Основная задача:
-
помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;
-
дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;
-
научить вести себя в коллективе;
-
развивать мелкую моторику рук, глазомер;
-
освоить приёмы владения простейшими инструментами;
-
прививать культуру труда.
В результате обучения школьники должны знать:
- виды декоративно - прикладного творчества;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество.
При этом соблюдаются следующие правила:
-
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
-
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
-
необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
-
воспитывающего характера труда;
-
научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
-
связи теории с практикой
-
систематичности и последовательности;
-
учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
-
доступности и посильности;
-
творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли учителя;
-
наглядности;
-
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
-
политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
-
общетрудовые: организаторские, конструкторские;
-
специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.
Основной вид занятий - практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Педагогические приёмы:
-
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
-
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
-
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
-
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
-
свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления:
рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, «Момент», цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки, лак, губка флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, гуашь, стеклянные бутылки, вата, фольга, медная проволока, яичная скорлупа, опилки, пуговицы, пластилин.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
-
инструктажи: вводный - проводится перед началом практической работы, текущий - во время выполнения практической работы, заключительный
-
практическая работа
-
физкультминутки
-
подведение итогов, анализ, оценка работ
-
приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные - возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Первый год обучения
№
Тема и содержание темы
всего
теория
практика
1
Набор и формирование группы
4
4
2
Вводное занятие
1
1
-
3
Поделки для дома.
32
10
22
4
Художественное оформление
4
1
3
Поделки из бумаги.
20
2
18
5
Мягкая игрушка (знакомство, изготовление, выставка)
10
2
8
6
Выставка по итогам года
1
1
Всего
72
16
56
Содержание программы
1. Вводное занятие (1час).
2. Поделки для дома (32 часа)
-
Подставка под горячее из старых газет (2часа).
-
Панно из китайских палочек (2часа).
-
Оберег для дома (2 часа).
-
Сувенир из атласных лент «Башмачок» (2часа).
-
Магнитики на холодильник из соленого теста (2часа).
-
Ваза «Природа». (одноразовый стаканчик + веточки) (1час).
-
Панно «Бабочки» в рамке (2часа).
-
Декупаж на свечке (1час).
-
Цветная соль в мини-бутылочке (2часа).
-
«Ловец снов» (2часа).
-
Фоторамка из природного материала (2часа).
-
Именное панно (картон+тесто) (2часа).
-
Пасхальная корзиночка (из одноразового стаканчика) (1час).
-
Черепашка (из перчатки) (2часа).
-
«Сюрприз» (поделка из скорлупы грецких орехов) (1час).
-
Делаем наклейки в домашних условиях (с помощью скотча) (2часа).
-
Поделки из макарон (2часа).
-
Картины из ракушек (2часа).
3. Художественное оформление (4часа)
-
Тематическая композиция «Любимая сказка». Выбор сказки. (1 час)
-
Заготовка для книжки (1 час)
-
Рисование эскизов для сказки. (1 час)
-
Оформление книжки «Любимая сказка». (1 час)
4. Поделки из бумаги (20часов)
-
Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам.(«Осень золотая», «День Рождения», «День матери», «С Новым Годом!», «Открытка другу», «23 февраля», «8 марта», «День памяти») (8часов).
-
Мраморная бумага (2часа)
-
Цветы из бумаги (астры) (1час).
-
Закладки для книг (2часа).
-
Подарочные коробочки (2часа).
-
Плетеные сердечки (1час).
-
Оригами (кусудамы и их применение в домашнем интерьере) (4часа).
5. Мягкая игрушка(знакомство, изготовление, выставка (10 часа)
6. Выставка по итогам года (1час)
Календарно-тематический план к программе
-
№
Тема и содержание темы
всего
теория
практика
Сентябрь
1
Набор и формирование группы
4
4
2
Вводное занятие
1
1
-
3
- Подставка под горячее из старых газет.
2
0,5
1,5
4
Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам. «Открытка другу»
1
1
5
- Цветы из бумаги (астры).
1
0,5
0,5
Октябрь
1
- Поделки из макарон. «Чайная чашка»
2
0,5
1,5
2
- Фоторамка из природного материала.
2
0,5
1,5
3
- Оберег для дома.
2
0,5
1,5
4
- Панно из китайских палочек.
2
0,5
1,5
5
Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «Осень золотая».
1
1
Ноябрь
1
- Панно «Бабочки» в рамке.
2
0,5
1,5
2
- Закладки для книг.
2
0,5
1,5
3
- Сувенир из атласных лент «Башмачок».
2
0,5
1,5
4
Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам. «День матери»
1
1
Декабрь
1
- Подарочные коробочки.
2
2
2
- Цветная соль в мини-бутылочке.
2
0,5
1,5
3
Тематическая композиция
«Любимая сказка». Выбор сказки. Заготовка для книжки. Рисование эскизов для сказки. Оформление книжки «Любимая сказка».
4
0,25
3,75
4
Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам. «С Новым Годом!»
1
1
Январь
1
- Магнитики на холодильник из соленого теста.
2
0,5
1,5
2
- «Ловец снов».
2
0,5
1,5
3
- Именное панно (картон+тесто).
2
0,5
1,5
4
Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «День Рождения».
1
1
Февраль
1
- Мраморная бумага.
2
2
2
- Плетеные сердечки.
1
1
3
- Черепашка (из перчатки)
2
0,5
1,5
4
Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «23 февраля».
1
1
5
- Картины из ракушек
2
0,5
1,5
Март
1
- «Сюрприз» (поделка из скорлупы грецких орехов).
1
0,5
0,5
2
- Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «8 марта».
1
1
3
- Делаем наклейки в домашних условиях (с помощью скотча).
2
0,5
1,5
4
- Ваза «Природа». (одноразовый стаканчик + веточки).
1
0,5
0,5
5
- Оригами (кусудамы и их применение в домашнем интерьере).
4
1
3
Апрель
1
- Декупаж на свечке.
1
0,5
0,5
2
- Пасхальная корзиночка (из одноразового стаканчика)
1
0,5
0,5
Мягкая игрушка. Знакомство. Изготовление.
7
1
6
Май
1
Открытки на все случаи жизни. Тематические открытки к праздникам «День Рождения», «День памяти».
2
2
2
Мягкая игрушка. Изготовление. Выставка.
5
5
3
Выставка по итогам года
1
1
Методическое обеспечение
Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности педагога и обучающихся.
В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения.
-
лекционные занятия,
-
беседы,
-
практические занятия,
-
творческие задания,
-
творческие мастерские,
-
мастер - классы,
-
выставки творческих работ.
Средства обучения:
Традиционные средства: таблицы, плакаты, картины, раздаточный материал.
Средства двигательной направленности: физкультминутки.
Условия реализации программы
Для успешного выполнения программы в полном объёме необходимо:
-
Кадровое обеспечение:
Педагог, реализующий программу, должен обладать следующими качествами:
-
Обладать знаниями по данной программе;
-
Обладать умениями создавать комфортные условия для успешного развития личности;
-
Обладать умениями вызывать интерес к себе и своей программе;
-
Обладать умением увидеть и раскрыть творческие способности обучающихся;
-
Постоянно совершенствовать педагогическое мастерство и повышать уровень квалификации по специальности.
-
Материально-техническое обеспечение программы:
-
Наличие учебного кабинета;
-
Помещение кабинета светлое, чистое;
-
Помещение кабинета зонировано (рабочая зона для практических занятий, игровая зона);
-
-
Санитарно-гигиенические условия:
-
-
Оптимальная температура в кабинете +18+20 С.
-
Кабинет проветривается перед занятиями. Освещение достаточное
-
Размеры столов соответствуют росту обучающихся.
-
-
Учебно-методическое обеспечение программы:
Методический материал:
-
-
Лекала и шаблоны изделий, поделок, систематизированные по темам;
-
Готовые образцы работ.
-
Тематическое планирование.
-
Инструменты и материалы для работы:
-
природный материал;
-
канцелярские принадлежности (клей, ножницы, карандаши, линейки);
-
картон, бумага, калька, гофрированная бумага;
-
соль, мука, пластилин;
-
тесьма, пряжа.
-
Психолого-педагогическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-
Создание ситуации успеха, развитие интереса, ролевые игры.
-
Педагогика сотрудничества.
-
Эстетика общения, одежды; культура речи.
-
Снятие психического напряжения
-
-
Компоненты развивающей среды
-
-
-
Учебный кабинет: оформление кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями.
-
Выставочные стенды детских работ
Литература
-
Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. - Калинин, 1990
-
Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.
-
Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
-
Гусакова М. А. Аппликация. - М., «Просвещение», 1992
-
Интернет ресурсы: stranamasterov.ru/ , liveinternet.ru/, ped-kopilka.ru/, orange-elephant.ru/master_classe
-
Костерин Н. П. Учебное рисование. - М., «Просвещение», 1987.
-
Лепим из пластилина. - Смоленск: Русич, 2000
-
Мастерилка. «Игрушки из природного материала» - Карапуз, 1997
-
Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
-
Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа», 2010.
-
Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993
-
Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. - М., «Просвещение», 1995.