- Преподавателю
- География
- Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шишова О.Б. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сакмарская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Сакмарская СОШ»
_______________/Л.М.Горбунова/
«________»____________2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________/Л.М. Карасева/
«___» ___________2015г.
Рабочая программа
Предмет «География России», 9 класс
Разработана учителем географии Шишовой Оксаны Богдановны, высшей квалификационной категории,
на основе авторской программы Алексеев А.И., Ким Э. В., и др. «География России»
Рассмотрено на заседании МО.
Протокол № 1
от « »_____________ 2015 г.
Руководитель ШМО
_________________/ З.Н. Килякова/
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
-
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г.
-
География: программа 5-9 классы, М.:Вентана-Граф, 2013.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе - 34 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах - по 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
-
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
-
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-
географические районы, их территориальный состав;
-
отрасли местной промышленности.
Описывать:
-
природные ресурсы;
-
периоды формирования хозяйства России;
-
особенности отраслей;
-
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-
экономические связи районов;
-
состав и структуру отраслевых комплексов;
-
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
-
различия в освоении территории;
-
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-
размещение главных центров производства;
-
сельскохозяйственную специализацию территории;
-
структуру ввоза и вывоза;
-
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
-
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Используемый УМК:
-
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2008.
-
В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.
-
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.
-
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
-
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей it-n.ru/
3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. openclass.ru/
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков _2__, практических работ 11
Критерия выставления оценок
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Учебный план
-
№ п/п
Тема
Количество часов
Деятельность ученика
1
Раздел 1. Общий обзор России
4
Работа с политико-административным делением страны
2
Раздел 2. Население России
9
Определяют соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника
3
Раздел 3. Хозяйство России
19
Преимущества и недостаток командной и рыночной экономики. Умение анализировать, делать выводы
4
Раздел 4. Районы России
25
Показывают субъекты РФ, входящие в регион, на карте.
Определяют географическое положение региона.
5
Раздел 5. Восточный макрорегион - азиатская Россия
11
Определяют географическое положение Сибири, его сравнение с европейскими регионами на основе анализа текста учебника и карт атласа.
6
Раздел 6. Россия в современном мире
1
Определяют показатели, характеризующие место России в современной мировой экономике
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе
на 2015-2016 учебный год (68 часов)
№ п/п
№ урока
Тема урока
Количество часов
Планируемый результат
Формы и виды контроля
Практическая работа
Дата
план
Дата факт
Раздел 1. Общий обзор России
4
1
1
Российская Федерация
1
Место России среди государств СНГ и стран мира по площади и по численности
Работа с политико-административным делением страны
2
2
Государственная территория России
1
Объяснять разницу между понятиями «территория» и «пространство» страны
Рассказать по карте о административно-территориальном делении
3
3
Россия на карте мира. Заселение территории
1
Заселение России с 7-20 века
Проблемы русского населения в странах ближнего зарубежья (урок семинар)
4
4
Географическое положение России
1
Сформировать представление об особенностях ЭГП России
Работа с картой
На к/к отметить границы России, соседей, порты
Раздел 2. Население России
9
5
1
Население России. Численность и воспроизводство населения
1
Определить причины, влияющие на изменение населения.
Умение работать со статистическим материалом
6
2
Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни
1
Соотношение мужчин и женщин, возрастно-половая пирамида.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Здоровый образ жизни. Человеческий капитал.
Демографические проблемы в России
Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника.
7
3
Миграции населения
1
Выявить проблемы, возникающие при активной миграции населения и определить пути решения проблем
Географический диктант
8
4
Национальный и языковой состав населения России
1
Языковые семьи, группы. Изучить особенности национального и религиозного состава населения
Работа с доп.источниками информации
№ 1 Составить кроссворд «Народы России» или «Республики России»
9
5
Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий
1
Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения России
Обсуждать влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России.
Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама, буддизма
10
6
Урбанизация в России. Городское население
1
Значение городов в материальной и духовной жизни населения
Тестовая проверка
11
7
Расселение населения. Сельское население России
1
Типы сельских поселений, образ жизни жителя села
Географический диктант
12
8
Занятость населения
1
Трудовой потенциал. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства.
Безработица и её причины.
Проблема занятости населения и пути её решения.
13
9
Итоговый урок по теме "Население России".
1
Проверить уровень усвоения знаний
Письменная проверочная работа
Раздел 3. Хозяйство России
19
14
1
Хозяйство России. Структура хозяйства (экономики)
1
Особенности структуры хозяйства
Составление логических схем
15
2
Особенности развития хозяйства России
1
Командная и рыночная экономика. Стадии развития экономики
Преимущества и недостаток командной и рыночной экономики
16
3
Проблемы современного хозяйства России
1
Причины и возможные пути решения проблем в экономике России
Работа по карточкам
17
4
Научный комплекс
1
Значение научного комплекса в экономике
Сообщение о научных городах закрытого типа
18
5
ТЭК. Топливная промышленность
1
Значение ТЭК, размещение месторождений нефти и газа
На к/к нанести месторождения нефти, газа
19
6
Угольная промышленность
1
Особенности угольной промышленности, проблемы отрасли
Географический диктант
№2 «Характеристика угольного бассейна»
На к/к отметить месторождения угля
20
7
Электроэнергетика
1
Особенности электростанций разных типов и их расположение
Тестовая проверка
На к/к нанести крупные ТЭС, ГЭС, АЭС
21
8
Металлургический комплекс. Черная металлургия
1
Особенности черной металлургии и проблемы их
Тест «ТЭК»
№3 Характеристика баз
22
9
Цветная металлургия
1
Особенности металлургии. Определить ведущие факторы размещения предприятий
Умение работать со статистическими материалами
№4 Характеристика металлургической базы (одной по плану)
23
10
Химическая промышленность
1
Значение в экономике
Умение составлять схему межотраслевых связей хим. промышленности
№5 Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий хим.промышленности
24
11
Лесная промышленность
1
Специфика лесной промышленности
Сообщение о лесах России
№ 6 «Схема межотраслевых связей химической промышленности»
25
12
Машиностроительный комплекс
1
Значение и состав комплекса
Пути решения проблем
26
13
Факторы размещения машиностроения
1
Факторы размещения машиностроительной отрасли
Работа по атласу
27
14
Военно-промышленный комплекс
1
Роль ВПК в экономике России
Тестовая проверка
28
15
АПК. Земледелие и животноводство
1
Особенности АПК
Анализ статистических данных
№7 Определение по карте размещения отраслей АПК
29
16
Пищевая и легкая промышленность
1
Особенности размещения пищевой и легкой промышленности и факторы, определяющие размещение предприятий
Географический тест
30
17
Инфраструктурный комплекс. Транспорт
1
Сформировать представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны
Работа по картам атласа
№8 Характеристика одной транспортной магистрали
31
18
Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт
1
Особенности видов транспорта, их значение в перевозке грузов и пассажиров
Сообщение по видам транспорта
32
19
Связь. Сфера обслуживания
1
Представление о видах связи. Рекреационное хозяйство России
Географический тест
Раздел 4. Районы России
25
33
1
Экономическое районирование
1
Причины районирования, виды районирования
Работа с политико-административной картой
34
2
Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы
1
Основные черты природы и природные факторы развития территории. Основные природные ресурсы. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Рекреационные ресурсы
№9 «Изучение Центрального района»
35
3
Центральная Россия. Состав, ГП, природные ресурсы
1
Состав региона.
Географическое положение региона. Преимущества столичного, соседского и транспортного положения.
Показывать субъекты РФ, входящие в регион, на карте.
Определять географическое положение региона.
36
4
Население и трудовые ресурсы Центральной России
1
Особенности населения: высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения.
Крупные города и городские агломерации.
Географический диктант
37
5
Экономика Центральной России
1
Сформировать представление о главных чертах современного хозяйства
Работать с экономической картой
38
6
Население и хозяйство Центрального района
1
Особенности населения, влияние природных условий на занятие населения
Творческое задание: нарисовать рисунки - народные промыслы
39
7
Москва - административный культурный и научный центр России
1
Сформировать представление о Москве, его значение
презентации
40
8
Узловые районы Центральной России
1
Знакомство с городами и республиками Центральной России
Проблемы региона
Работа в группах
41
9
Центрально-Черноземный район
1
Изучить и дать оценку ЭГП района. Этапы освоения территории
Проблемы и пути их решения
Работа на контурной карте
42
10
Географическое положение и природа Северо-Западного региона
1
Состав региона.
Особенности географического положения Особенности географического положения Калининградской области. Особенности природы и природные факторы. Местное значение природных ресурсов
Индивидуальное сообщение о С-Петербурге
Работа на контурной карте
43
11
Население Северо-Западного региона
1
Особенности заселения и хозяйственного освоения территории. Новгородская Русь - район древнего заселения. Старинные русские города - культурно-исторические и туристические центры.
Особенности современного населения:
Сравнивать особенности географического положения, городской застройки, социально-экономических и экологических проблем Санкт-Петербурга и Москвы.
44
12
Хозяйство Северо-Западного региона
1
Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства.
Отрасли специализации региона
Устанавливать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории.
45
13
Географическое положение и природа европейского севера
1
Состав региона.
Географическое положение региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах.
Основные черты природы и природные факторы развития территории.
Показывать субъекты РФ, входящие в регион, на карте.
Работа на контурной карте
46
14
Население европейского севера
1
Особенности заселения и хозяйственного освоения территории.
Особенности современного населения: невысокая численность и плотность населения, преобладание городского населения.
Оценивать демографическую ситуацию, трудовые ресурсы и обсуждать проблемы занятости населения региона на основе анализа статистических материалов учебника и карт атласа.
47
15
Хозяйство Европейского Севера
1
Отрасли специализации хозяйства региона. Экономические, социальные и экологические проблемы
Выявлять географию отраслей специализации хозяйства региона на основе анализа текста
№ 10 Характеристика ТПК Европейского Севера
48
16
Географическое положение и природа европейского юга
1
Состав региона. Особенности географического положения региона.
Особенности природы и природные факторы развития территории. Природные ресурсы региона. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства
Показывать субъекты РФ, входящие в регион, на карте.
Работа на контурной карте
49
17
Население Северного Кавказа
1
Особенности современного населения: высокая плотность и неравномерность размещения населения, пестрота национального и религиозного состава населения, преобладание сельского населения
Определять основные показатели, характеризующие современное население региона
50
18
Хозяйство Северного Кавказа
1
Современные отрасли специализации европейского юга. Ведущая роль АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства.
Выявлять географию отраслей специализации хозяйства региона на основе анализа текста
51
19
Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы
1
Состав региона. Особенности географического положения в восточной и юго-восточной частях Русской равнины.
Основные черты природы и природные факторы развития территории
Показывать субъекты РФ, входящие в регион, на карте.
Работа на контурной карте
52
20
Население Поволжского региона
1
Исторические особенности заселения территории.
Особенности современного населения
Определять основные показатели, характеризующие современное население региона
53
22
Хозяйство Поволжья
1
Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Современная специализация хозяйства региона
Определять отрасли специализации Поволжского региона на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.
54
23
Урал. ГП, природные условия и ресурсы
1
Состав региона.
Особенности природы и природные факторы развития территории. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории региона.
Оценивать экономико-географическое, транспортное, геополитическое положение региона на основе анализа иллюстративных материалов учебника и карт атласа.
Работа на контурной карте
55
24
Население Уральского региона
1
Особенности современного населения: многонациональность и многоконфессиональность, высокий уровень урбанизации, высокая плотность и неравномерность размещения населения. Крупные города и их проблемы.
Оценивать демографическую ситуацию, трудовые ресурсы и обсуждать проблемы занятости населения региона на основе анализа статистических материалов
56
25
Хозяйство и проблемы Урала
1
Урал - старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Устанавливать влияние природных, исторических, социально-экономических факторов на формирование отраслевой структуры хозяйства региона.
ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ
11
57
1
Азиатская Россия - общая характеристика. Этапы и проблемы развития экономики региона.
Географическое положение региона.
Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от европейских. Великие сибирские реки.
Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа
Определять географическое положение Сибири, его сравнение с европейскими регионами на основе анализа текста учебника и карт атласа.
58
2
Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири
Этапы заселения Сибири. Русская колонизация Сибири. Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона.
обсуждать проблемы коренного населения Сибири на основе сообщений/презентаций школьников.
59
3
Географическое положение и природа Западной Сибири
Состав территории. Своеобразие географического положения.
Особенности природы и природные факторы развития территории. Богатство и разнообразие природных ресурсов
Определять состав и площадь региона, определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны,
Работа на контурной карте
60
4
Население Западной Сибири
Особенности современного населения.
Влияние природных условий на жизнь и быт человека. Коренные народы, особенности их жизни и быта, основные занятия
Определять основные показатели, характеризующие современное население региона
61
5
Хозяйство Западной Сибири
Отрасли специализации хозяйства региона. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.
Определять отрасли специализации Западно-Сибирского региона на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.
№ 11 Характеристика ТПК Западной Сибири
62
6
Состав, географическое положение и особенности природы Восточно-Сибирского региона
Состав территории.
Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории. Природные ресурсы региона.
Оценивать экономико-географическое, транспортное, геополитическое положение региона (в сравнении с Западно-Сибирским)
Работа на контурной карте
63
7
Особенности населения и хозяйства Восточно-Сибирского региона
Заселение Восточно-Сибирского региона.
Особенности современного населения. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта.
Оценивать демографическую ситуацию, трудовые ресурсы и обсуждать проблемы занятости населения региона на основе анализа статистических материалов
64
8
Географическое положение и природа Дальнего Востока
Состав региона. Особенности географического положения. Этапы освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы развития территории. Природные ресурсы Дальнего Востока.
Рекреационные ресурсы и охрана природы
Показывать субъекты РФ, входящие в регион, на карте
Работа на контурной карте
65
9
Население Дальнего Востока
Особенности заселения и хозяйственного освоения региона
Оценивать демографическую ситуацию и трудовые ресурсы региона
66
10
Хозяйство Дальнего Востока
Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории.Отрасли специализации Дальневосточного региона
Устанавливать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории
67
11
Обобщающий урок по теме "Экономические районы России"
Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Природно-хозяйственные регионы России»
Контрольная работа
Раздел 6. Россия в современном мире
1
68
1
Место России в мире
Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Показатели, характеризующие уровень развития хозяйства страны
Определять показатели, характеризующие место России в современной мировой экономике