Урок на тему Человек и природа (8 класс)

Урок географии на тему "Человек и природа" для 8 класса. Проводится при изучении раздела "Человек и природа". Тема рассматривается в двух аспектах: влияние природы на человека и человека на природу. Цели и задачи урока: систематизировать ранее полученные знания о роли природы в жизни человека; сформировать представления о благоприятных и экстремальных условиях жизни; обобщить знания о стихийных природных явлениях; изучать влияние человеческой деятельности на природные комплексы.   Оборудование: ...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии по теме «Человек и природа», 8 класс


Цели и задачи урока: систематизировать ранее полученные знания о роли природы в жизни человека;

сформировать представления о благоприятных и экстремальных условиях жизни;

обобщить знания о стихийных природных явлениях;

изучать влияние человеческой деятельности на природные комплексы.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, атлас, физическая карта России, видеофильм.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II.

1. Актуализация знаний

Мы живем в третьем тысячелетии. Человек вступил в него, вооруженный фундаментальными знаниями различных наук. Он научился летать в космос, погружаться в пучину океана, исследовать недра земли, клонировать живые существа, получать различные химические соединения, способные заменить природные материала. Изобрел Интернет и мобильный телефон, которые совершили информационную революцию.

- Означает ли это, что человек покорил природу и стал независим от нее?

(нет, влияние климата, цунами, землетрясений)

2. Изучение нового материала

Значит, в наше время влияние природных условий на жизнь человека велико. - А что такое природные условия?

(это те свойства и особенности природы, которые непосредственно влияют на жизнь, здоровье, расселение и хозяйственную деятельность человека)

- Какие же природные условия наиболее благоприятны для жизни и деятельности человека?

(уч. с 257)

Рис. 136, стр. 257 - В каких регионах России существуют такие условия?

В нашей стране есть много мест, где условия малоблагоприятны, и даже неблагоприятны, экстремальны.

- Что значит экстремальные условия? (это условия, чрезвычайно неблагоприятные для организма человека)

- Назовите территории (тундра, пустыня, область резко континентального климата Восточной Сибири, дальневосточная муссонная)

Значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями. Стихийные - неожиданные, страшные по своим последствиям нарушения нормального хода природных процессов.

- Какие вы знаете стихийные природные явления? (оползни, извержения вулканов, землетрясения, цунами, сели, лавины, ливни, ураганы, смерчи, заморозки, засухи)

- Может человек предотвратить образование стихийных природных явлений? (нет, только изучит их природу, знать места, где они могут возникнуть, предсказать и ликвидировать последствия (МЧС)

Природа - это среда существования людей. Человек удовлетворяет свои потребности за счет природы. Какие потребности человек удовлетворяет?

<Слайд № 2>, уч. стр. 263

- Можно ли считать человека, а точнее результаты его деятельности, фактором, влияющим на природу? Как он называется (антропогенный)

Приложение 3, стр. 290 - Как со временем изменялось воздействие человека на природу и состав используемых ресурсов?

- Человек изменяет природу.

3. Работа в парах

У всех на столах есть раздаточный материал. Составьте по ним цепочки к чему могут привести воздействия человека на природу. (Ученики работают в парах. Затем несколько учеников называют свои цепочки. Например, создание водохранилищ - затопление земель - подъем уровня грунтовых вод - заболачивание или строительство домов - вырубка леса - уничтожение плодородных земель - уменьшение пахотных и пастбищных земель)

- Как вы думаете, от чего зависит степень воздействия человека на природу?

- Приведите примеры воздействия человека на природу. (Ученики называют примеры: добыча полезных ископаемых, вырубка леса, распашка земель, создание водохранилищ и другие).

- Где наиболее сильное воздействие человека на природные компоненты? Почему в городах? Антропогенные природные комплексы (ландшафты)- это города, села, дороги, просеки.

<Слайды № 3, 4> уч. стр. 263 рис. 140

- Используя природные компоненты, человек загрязняет природу. Антропогенные ландшафты - это природные комплексы, измененные в результате хозяйственной деятельности человека.

<Слайд № 5>

- Человек получает от природы природные ресурсы. Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве, называются природными. Назовите природные ресурсы. (Ученики отвечают на вопрос)

<Слайды № 6,7, 8>

- Природные ресурсы делятся на: исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы могут быть возобновимые, те которые восстанавливаются со временем и невозобновимые, которые не восстанавливаются никогда. Приведите примеры возобновимых ресурсов. Приведите примеры невозобновимых. Также есть неисчерпаемые ресурсы - это энергия солнца, энергия приливов и отливов, энергия ветра и другие.

4. Работа с атласами.

- С помощью атласов приведите примеры регионов России, которые богаты лесными ресурсами, почвенными (плодородными), водными. Приведите примеры, которые бедные лесными, почвенными. (Учащиеся работают самостоятельно с атласами и затем называют регионы России).

4. Садово-парковый урок

В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнечным лучам, морскому, лесному, горному воздуху, морской воде, минеральным водам, целебным грязям.

Нам с вами повезло, мы живем в небольшом поселке, чтобы отдохнуть на природе, не нужно далеко ехать. А вот жителям больших городов для поддержания здоровья, отдыха необходимо тоже бывать на природе. Как это сделать? (парки)

Просмотр видео-урока, выполнение заданий

Внимание к людям, забота об их здоровье, отдыхе требует разумного, бережного отношения к природе и ее богатствам.

III. Закрепление изученного материала на уроке

Отгадайте кроссворд.

Урок на тему Человек и природа (8 класс)

<Слайды № 10, 11>

Вопросы:

Природные комплексы, сильно измененные человеком?

Это природные ресурсы, которые могут восстановиться после их потребления человеком

Мероприятие, направленное на борьбу с негативными последствиями на почву.

Эти природные ресурсы могут быть возобновимыми и невозобновимыми.

К какой категории относятся природные ресурсы - полезные ископаемые?

Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве

IV. Домашнее задание

Написать синквейн: 1 вариант «Человек» (по отношению к природе)

2 вариант «Природа» (по отношению к человеку)

V. Итог урока

- О какой важной проблеме мы сегодня говорили? Назовите на какие компоненты природы оказывается сильное антропогенное воздействие? Какие виды ресурсов вы запомнили? (Выставление оценок за урок).


  1. создание водохранилищ затопление земель

подъем уровня грунтовых вод заболачивание

  1. строительство домов вырубка леса

уничтожение плодородных земель

уменьшение пахотных и пастбищных земель

  1. сельскохозяйственные угодья внесение удобрений

вынос минеральных веществ из почвы

загрязнение водных объектов


  1. создание водохранилищ затопление земель

подъем уровня грунтовых вод заболачивание

  1. строительство домов вырубка леса

уничтожение плодородных земель

уменьшение пахотных и пастбищных земель

  1. сельскохозяйственные угодья внесение удобрений

вынос минеральных веществ из почвы

загрязнение водных объектов


  1. создание водохранилищ затопление земель

подъем уровня грунтовых вод заболачивание

  1. строительство домов вырубка леса

уничтожение плодородных земель

уменьшение пахотных и пастбищных земель

  1. сельскохозяйственные угодья внесение удобрений

вынос минеральных веществ из почвы

загрязнение водных объектов


  1. создание водохранилищ затопление земель

подъем уровня грунтовых вод заболачивание

  1. строительство домов вырубка леса

уничтожение плодородных земель

уменьшение пахотных и пастбищных земель

  1. сельскохозяйственные угодья внесение удобрений

вынос минеральных веществ из почвы

загрязнение водных объектов


© 2010-2022