- Преподавателю
- География
- Урок на тему Человек и природа (8 класс)
Урок на тему Человек и природа (8 класс)
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова Н.Ю. |
Дата | 24.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок географии по теме «Человек и природа», 8 класс
Цели и задачи урока: систематизировать ранее полученные знания о роли природы в жизни человека;
сформировать представления о благоприятных и экстремальных условиях жизни;
обобщить знания о стихийных природных явлениях;
изучать влияние человеческой деятельности на природные комплексы.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, атлас, физическая карта России, видеофильм.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II.
1. Актуализация знаний
Мы живем в третьем тысячелетии. Человек вступил в него, вооруженный фундаментальными знаниями различных наук. Он научился летать в космос, погружаться в пучину океана, исследовать недра земли, клонировать живые существа, получать различные химические соединения, способные заменить природные материала. Изобрел Интернет и мобильный телефон, которые совершили информационную революцию.
- Означает ли это, что человек покорил природу и стал независим от нее?
(нет, влияние климата, цунами, землетрясений)
2. Изучение нового материала
Значит, в наше время влияние природных условий на жизнь человека велико. - А что такое природные условия?
(это те свойства и особенности природы, которые непосредственно влияют на жизнь, здоровье, расселение и хозяйственную деятельность человека)
- Какие же природные условия наиболее благоприятны для жизни и деятельности человека?
(уч. с 257)
Рис. 136, стр. 257 - В каких регионах России существуют такие условия?
В нашей стране есть много мест, где условия малоблагоприятны, и даже неблагоприятны, экстремальны.
- Что значит экстремальные условия? (это условия, чрезвычайно неблагоприятные для организма человека)
- Назовите территории (тундра, пустыня, область резко континентального климата Восточной Сибири, дальневосточная муссонная)
Значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями. Стихийные - неожиданные, страшные по своим последствиям нарушения нормального хода природных процессов.
- Какие вы знаете стихийные природные явления? (оползни, извержения вулканов, землетрясения, цунами, сели, лавины, ливни, ураганы, смерчи, заморозки, засухи)
- Может человек предотвратить образование стихийных природных явлений? (нет, только изучит их природу, знать места, где они могут возникнуть, предсказать и ликвидировать последствия (МЧС)
Природа - это среда существования людей. Человек удовлетворяет свои потребности за счет природы. Какие потребности человек удовлетворяет?
<Слайд № 2>, уч. стр. 263
- Можно ли считать человека, а точнее результаты его деятельности, фактором, влияющим на природу? Как он называется (антропогенный)
Приложение 3, стр. 290 - Как со временем изменялось воздействие человека на природу и состав используемых ресурсов?
- Человек изменяет природу.
3. Работа в парах
У всех на столах есть раздаточный материал. Составьте по ним цепочки к чему могут привести воздействия человека на природу. (Ученики работают в парах. Затем несколько учеников называют свои цепочки. Например, создание водохранилищ - затопление земель - подъем уровня грунтовых вод - заболачивание или строительство домов - вырубка леса - уничтожение плодородных земель - уменьшение пахотных и пастбищных земель)
- Как вы думаете, от чего зависит степень воздействия человека на природу?
- Приведите примеры воздействия человека на природу. (Ученики называют примеры: добыча полезных ископаемых, вырубка леса, распашка земель, создание водохранилищ и другие).
- Где наиболее сильное воздействие человека на природные компоненты? Почему в городах? Антропогенные природные комплексы (ландшафты)- это города, села, дороги, просеки.
<Слайды № 3, 4> уч. стр. 263 рис. 140
- Используя природные компоненты, человек загрязняет природу. Антропогенные ландшафты - это природные комплексы, измененные в результате хозяйственной деятельности человека.
<Слайд № 5>
- Человек получает от природы природные ресурсы. Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве, называются природными. Назовите природные ресурсы. (Ученики отвечают на вопрос)
<Слайды № 6,7, 8>
- Природные ресурсы делятся на: исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы могут быть возобновимые, те которые восстанавливаются со временем и невозобновимые, которые не восстанавливаются никогда. Приведите примеры возобновимых ресурсов. Приведите примеры невозобновимых. Также есть неисчерпаемые ресурсы - это энергия солнца, энергия приливов и отливов, энергия ветра и другие.
4. Работа с атласами.
- С помощью атласов приведите примеры регионов России, которые богаты лесными ресурсами, почвенными (плодородными), водными. Приведите примеры, которые бедные лесными, почвенными. (Учащиеся работают самостоятельно с атласами и затем называют регионы России).
4. Садово-парковый урок
В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнечным лучам, морскому, лесному, горному воздуху, морской воде, минеральным водам, целебным грязям.
Нам с вами повезло, мы живем в небольшом поселке, чтобы отдохнуть на природе, не нужно далеко ехать. А вот жителям больших городов для поддержания здоровья, отдыха необходимо тоже бывать на природе. Как это сделать? (парки)
Просмотр видео-урока, выполнение заданий
Внимание к людям, забота об их здоровье, отдыхе требует разумного, бережного отношения к природе и ее богатствам.
III. Закрепление изученного материала на уроке
Отгадайте кроссворд.
<Слайды № 10, 11>
Вопросы:
Природные комплексы, сильно измененные человеком?
Это природные ресурсы, которые могут восстановиться после их потребления человеком
Мероприятие, направленное на борьбу с негативными последствиями на почву.
Эти природные ресурсы могут быть возобновимыми и невозобновимыми.
К какой категории относятся природные ресурсы - полезные ископаемые?
Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве
IV. Домашнее задание
Написать синквейн: 1 вариант «Человек» (по отношению к природе)
2 вариант «Природа» (по отношению к человеку)
V. Итог урока
- О какой важной проблеме мы сегодня говорили? Назовите на какие компоненты природы оказывается сильное антропогенное воздействие? Какие виды ресурсов вы запомнили? (Выставление оценок за урок).
-
создание водохранилищ затопление земель
подъем уровня грунтовых вод заболачивание
-
строительство домов вырубка леса
уничтожение плодородных земель
уменьшение пахотных и пастбищных земель
-
сельскохозяйственные угодья внесение удобрений
вынос минеральных веществ из почвы
загрязнение водных объектов
-
создание водохранилищ затопление земель
подъем уровня грунтовых вод заболачивание
-
строительство домов вырубка леса
уничтожение плодородных земель
уменьшение пахотных и пастбищных земель
-
сельскохозяйственные угодья внесение удобрений
вынос минеральных веществ из почвы
загрязнение водных объектов
-
создание водохранилищ затопление земель
подъем уровня грунтовых вод заболачивание
-
строительство домов вырубка леса
уничтожение плодородных земель
уменьшение пахотных и пастбищных земель
-
сельскохозяйственные угодья внесение удобрений
вынос минеральных веществ из почвы
загрязнение водных объектов
-
создание водохранилищ затопление земель
подъем уровня грунтовых вод заболачивание
-
строительство домов вырубка леса
уничтожение плодородных земель
уменьшение пахотных и пастбищных земель
-
сельскохозяйственные угодья внесение удобрений
вынос минеральных веществ из почвы
загрязнение водных объектов