• Преподавателю
  • География
  • Формы, методы и средства организации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеурочное время

Формы, методы и средства организации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеурочное время

В данной статье рассматриваются методы и средства организации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеурочное время, которые применяются на практике, учитывая требования ФГОС.Обращая особое внимание на уроках географии и во внеурочное время экологическому воспитанию учащихся, использую следующие формы и методы работы:1. Экологические пятиминутки на уроках.2. Мини-проекты, презентации.3. Неделя географии.4. Участие с детьми в экологических субботниках. Большое во...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы, методы и средства организации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеурочное время

И. В. Черкова

Учитель географии

МБОУ СОШ №4 Гиагинского района

Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством.

В. Г. Распутин

В статье 58 Конституции Российской Федерации говорится «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». [3]

Задача школьного образования воспитывать экологическую культуру у учащихся, что должно стать одним из критериев цивилизованности общества.

В школьном образовании курс географии - единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на 3-х уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого.

Практически на любом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики.

Учитывая требования ФГОС важнейшими личностными результатами обучения географии являются:

  • Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • Гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. [5]

Исходя из этого, перед учителем стоит задача грамотно использовать средства и методы в формировании экологической культуры у учащихся.

Содержание школьного курса географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе ценностных ориентаций. Раскрытие их в процессе изучения учебного материала о роли природы в жизни и хозяйственной деятельности человека способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера (например, оценка ресурсообеспеченности стран, оценка природной и хозяйственной обстановки в своей местности и т. д.).

Большое воспитательное значение по формированию экологического мировоззрения имеют такие темы как, например: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы», «Атмосфера», «Гидросфера и меры борьбы с загрязнением», «Глобальные проблемы человечества» и многие другие.

В курсе географии 5 класса начинается формирование представления об экологии - как науке.

В 6 классе закладываются основы ценностных ориентаций учащихся, понимание ими взаимосвязей между отдельными компонентами природы, человеком и окружающей средой.

В курсе географии материков и океанов учащиеся знакомятся с формами охраны природы материков. В курсе географии России получают свое дальнейшее развитие основные направления экологического образования: рациональное использование природных ресурсов, влияние деятельности человека на природу, взаимосвязь между здоровьем человека и состоянием окружающей среды и т. д.

Система знаний о рентабельности, рациональности, воспроизводстве и т. д. в курсе экономической и социальной географии России занимает ведущее место в воспитании таких качеств личности как бережливость, хозяйственность, предприимчивость, необходимые выпускникам в их трудовой деятельности.

Одной из главных особенностей экологического воспитания в курсе экономической и социальной географии мира является обобщение ранее усвоенных знаний о взаимодействии природы и проблем, затрагивающих жизненные интересы всех стран и народов и требующих совместных действий всех государств.

Региональная специфика экологического образования учитывает:

-местные особенности среды жизни;

- хозяйственно-экологическую структуру республики.

Обращая особое внимание на уроках географии и во внеурочное время экологическому воспитанию учащихся, использую следующие формы и методы работы:

1. Экологические пятиминутки на уроках.

2. Мини-проекты, презентации.

3. Неделя географии.

4. Участие с детьми в экологических субботниках.

Большое воспитательное значение имеют творческие работы учащихся, которые заставляют детей размышлять, думать, высказывать свое мнение по вопросам рационального использования природы и природных ресурсов, о красоте природы материков и океанов. Так, например, на уроках в 6 классе учащиеся выступили с мини-проектами в разделе «Атмосфера» по темам: «Как образуется град и последствия этого явления», «Необычные осадки». Особенно большую активность в подготовке мини-проектов, презентаций проявляют учащиеся 7, 8, 10 классов. Темы представлены самые разные: «Необычные растения и животные материков», «Глобальные проблемы человечества», «Охрана растительного и животного мира» и т. д.

Особый колорит придают урокам экологической направленности картины русских художников: И. Левитана, А. Саврасова, И. И. Шишкина, И. С. Остроухова, А. А. Пластова, Ф. Васильева, А. М. Герасимова, И. И. Бродского, Н. П. Крымова и др.

Эмоциональность урокам придают удивительные звуки природы:

- звуки утреннего леса, пение птиц;

- звуки вечернего леса;

- звуки дождя;

- звуки лесного ручья;

- звуки зимы: метель, скрип снега,

- шум моря и т. д. - это необычайно красивая музыка живой природы.

Тема экологического воспитания никогда не потеряет своей актуальности. Все понимают, что воспитывать чувство любви к природе у ребенка необходимо с рождения, только тогда он станет ее защитником.

Сказки - универсальное средство формирования интереса ребенка к окружающему миру. Они неизменно вызывают интерес, развивают внимание, воображение, память. Дети, особенно 5-6 классов их охотно слушают, постепенно усваивая необходимые знания и впечатления, при этом возникает желание больше узнать, наблюдать, сравнивать. Образные выражения, используемые в сказках, обогащают речь детей, направляют их внимание на определенные признаки объекта в обыденной жизни.

Изучая тему «Движение воздуха» в 6 классе, использую сказку «Вслед за ветром» Е. А. Алябьевой, после прочтения, которой задаю вопросы:

- Назовите имена братьев Ветров, которые жили в небесном замке.

- Расскажите о характере каждого брата.

- Какую пользу приносит ветер всему живому?

- Какой вред он может принести людям, животным, растениям?

- Почему поведение братьев Ветров может быть разным? От чего это зависит? [1]

Изучая тему «Геологическое строение и полезные ископаемые Урала» использую сказки П. П. Бажова, предварительно даю задания детям прочитать и рассказать о необыкновенных самоцветах.

Экологическое воспитание конечно начинается с любви к своей малой Родине - Адыгее. Наша республика - это один из красивейших уголков России. Многие поэты Адыгеи воспевают ее в своих стихотворениях:

Адыгея - родина моя!

Уголок страны привольной нашей.

Глянешь - вся в цвету твоя земля,

Кажется, что нет на свете краше.

А. Гадагатль

Изучая природу Адыгеи, даю задания учащимся подготовить презентации и мини-проекты об уникальных памятниках природы, о редких растениях и животных, которые занесены в Красную книгу Адыгеи. В завершении изучения курса «География Адыгеи» провожу викторину «Адыгея - Родина моя».

Внеурочная деятельность в экологическом воспитании учащихся занимает важное место в нашей школе. В рамках недели Естественнонаучного цикла проводятся различные мероприятия экологической направленности. Мероприятия, проводимые в рамках недели, позволяют проявлять у учащихся творческие и ораторские способности. Так, с большим успехом прошло внеклассное мероприятие «Путешествие по материкам и океанам», которое подготовила группа ребят 6-го класса для учащихся 3-4 классов. В данном путешествии использовалась интерактивная физическая карта полушарий. Существует три основных вида работы с электронной картой: 1) работа со слоями карты; 2) работа с дополнительным материалом; 3) использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.). В мероприятии «Путешествие по материкам и океанам» использовались функции: дополнительного материала карты и увеличение отдельных частей карты и перемещение по ней. 6-ти классники выступили в роли экскурсоводов, которые перелетая, с одного материка на другой рассказывали об объектах, изображения которых были на интерактивной карте. При щелчке на значок с латинской буквой «I» раскрывались окна с фотографией объекта и дополнительной информацией, которые можно было разворачивать на весь экран. Таким образом, экскурсоводы познакомили учащихся 3-4 классов с интересными местами нашей планеты, что вызвало большой интерес у детей. «Вернувшись из путешествия», была проведена викторина «Самый внимательный юный эколог», победители которой получили награды.

С большим интересом учащиеся 7-11 классов приняли участие в конкурсе мини-проектов «Чудеса Земли». Это материалы о необычных озерах планеты, необычных природных явлениях, необычных природных объектах на всех материках нашей планеты. Сейчас этот материал используется на уроках географии, который очень привлекает интерес у учащихся.

Важную роль в экологическом воспитании учащихся играет поэзия. Авторы в своих произведениях утверждают высшие человеческие ценности - нравственность, духовность, благородство. Их волнуют проблемы: человек и земля; человек и судьбы природы.

У нас только одна планета. И если мы будем хорошо к ней относиться, то она будет хорошо относиться к нам. А если нет, то, что ж, посмотрите вокруг и вы увидите, что происходит.

Земля страдает, земля вздыхает
И стон последний к нам обращает:
«Забудьте, люди, свои раздоры,
Скорей спасайте поля и горы,
Спасайте реки, леса спасайте,
Животных слабых оберегайте.
Вас умоляю, к вам обращаюсь,
От дыма злого я задыхаюсь.
Меня токсины всю пропитали,
Галлоны нефти в моря попали.
Ещё немного, и будет поздно.
Не простирайте ладони к звёздам
И не молите тогда о чуде,
Другого дома у вас не будет!
Ольга Романенко «Земля страдает» [6]

Русская поэзия всегда сочетала в себе ранимость и тонкость с безграничной любовью поэтов к родной природе. Русская природа в стихах известных поэтов не превозносится выше всего на свете, напротив, в строках восхищения немало грусти, скромной красоты и неподдельного патриотизма. Изящно и тонко отражая природу в стихах, поэт лишний раз, если не говорит прямо, то ласково намекает - как хороша природа России во все времена года.

На своих уроках часто использую стихотворения русских поэтов. [6]

Ф. И. Тютчев. "Весенние воды "

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!.."

А. С. Пушкин. "Унылая пора! Очей очарованье!.." (отрывок)

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках и во внеурочное время позволяет воспитывать у детей бережное отношение к природе, формировать экологическую культуру в рамках экологического образования и его составной части - экологического воспитания.






Список литературы

1. Книга (1 автор)

Алябьева Е. А. Сказка «Вслед за ветром». Природа. Сказки и игры для детей. М: Сфера, Творческий центр, 2012 г.

2. Книга (1 автор)

География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты. Авт.- сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград. Учитель, 2009г.

3. Конституция Российской Федерации.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Статья 58.

4. Статья в журнале (1 автор)

Миронов А. В. Экологическая составляющая географического образования (в свете требований ФГОС). География в школе. 2013 - №3.

5.Федеральный государственный стандарт основного общего образования./ Министерство образования и науки Российской Федерации. - Просвещение, 2011.

6. edu/cap.ru

9


© 2010-2022