- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии за 9 класс
Рабочая программа по географии за 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никитина Е.А. |
Дата | 12.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Нерастанновская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
приказом директора
МКОУ Нерастанновская СОШ
№___от «___»_______2014г.
__________ И.А.Заболотнева
Рабочая программа
по географии
( базовый уровень)
9 класс
Составитель:
Никитина Елена Александровна
учитель географии
п. Нерастанное - 2014год
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Физическая география» 9-ых классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2014-2015 учебный год, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, авторской программой для общеобразовательных школ: « География России. Население и хозяйство» 9 класс - автор В.П.Дронов, В.Я.Ром. - М., Дрофа, 2010г. Программа реализует цели и задачи ООП МКОУ Нерастанновской СОШ.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 9 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
В соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновской на изучение географии в данном классе отводится 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.
2. Основное содержание программы
№
Название разделов
Количество часов в авторской программе
Количество часов в рабочей программе
1.
Общая часть курса
28
34
2.
Региональная часть курса
38
32
3.
Обобщение по курсу
2
2
Итого
68
68
В содержание и последовательность изучения разделов «Общая часть курса» и «Региональная часть курса» внесены следующие изменения. Увеличено количество часов на более подробное изучение темы «Экономика Российской Федерации» из раздела «Общая часть курса» на 6 часов с целью формирования представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства, за счёт сокращения количества часов на тему «Восточный макрорегион - Азиатская Россия» из раздела «Региональная часть курса» на 6 часов, т.к. данный материал менее сложный для изучения.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
-
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
-
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
-
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-
географические районы, их территориальный состав;
-
отрасли местной промышленности.
Описывать:
-
природные ресурсы;
-
периоды формирования хозяйства России;
-
особенности отраслей;
-
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-
экономические связи районов;
-
состав и структуру отраслевых комплексов;
-
основные грузопотоки и пассажиропотоки.
Объяснять:
-
различия в освоении территории;
-
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-
размещение главных центров производства;
-
сельскохозяйственную специализацию территории;
-
структуру ввоза и вывоза;
-
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
-
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
4. Календарно-тематическое планирование
п/п
Тема урока
Тип урока
Количество
часов
В том числе контрольные и практические работы
Дата план.
Дата факт.
Примечание
I триместр
РАЗДЕЛ I. Общая часть курса.(34 часов)
Тема №1. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России
(2 часа)
1
1
Российская Федерация. Административно- территориальное устройство.
НМ
1
03.09.
2
2
Государственная территория России Географическое положение и границы России.
КБ
1
05.09.
Тема№ 2. Население Российской Федерации (4 часов)
3
1
Проверочная работа.
Исторические особенности заселения и освоения территории России
СР, КБ
1
1
10.09
4
2
Численность и естественный прирост населения
КБ
1
12.09.
5
3
Национальный состав населения России. Миграции населения
КБ
1
17.09.
6
4
Городское и сельское население
Расселение населения.
КБ
1
19.09.
Тема № 3. Географические особенности экономики Российской Федерации (3 часа)
7
1
География основных типов экономики на территории России.
И
1
24.09.
8
2
Проблемы природно - ресурсной основы экономики России.
КБ
1
26.09.
9
3
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития.
КБ
1
01.10.
Тема № 4 .Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география ( 9 часов)
10
1
Научный комплекс
НМ
1
03.10.
Машиностроительный комплекс
11
2
Роль, значение и проблемы развития машиностроения.
КБ
1
15.10.
12
3
Факторы размещения машиностроения География машиностроения
КБ
1
17.10.
13
4
Военно-промышленный комплекс (ВПК)
НМ
1
22.10.
Топливно-энергетический комплекс. (ТЭК)
14
5
Роль, значение и проблемы ТЭК Топливная промышленность. (Нефтяная )
НМ
1
24.10.
15
6
п/р№1. «Составление характеристики нефтяного бассейна»( по выбору )
П
1
1
29.10
16
7
Газовая и угольная
промышленность
НМ
1
31.10
17
8
п/р№2. «Составление характеристики угольного бассейна» ( по выбору )
П
1
1
05.11
18
9
Электроэнергетика
НМ
1
07.11
Тема №5. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества ( 9 часов)
19
1
Состав и значение комплексов Металлургический комплекс
НМ
П
1
1
12.11
20
2
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.
Чёрная металлургия.
П
1
14.11
II триместр
21
3
Цветная металлургия п/р№3.«Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистически материалам»
КБ
1
22
4
п/р №4 «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»
П
1
1
23
5
Химико-лесной комплекс.
НМ
1
24
6
Химическая промышленность
КБ
1
1
25
7
п/р №5. «Составление характеристики одной из баз химической промышленности»
П
1
26
8
Факторы размещения химических предприятий
КБ
1
1
27
9
Лесная промышленность
НМ
Тема №6. Агропромышленный комплекс.(3 часа)
28
1
Состав и значение АПК.
Земледелие и животноводство
КБ
1
29
2
п/р№6. «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»
П
1
1
30
3
Пищевая и легкая промышленность
КБ
1
Тема№7. Инфраструктурный комплекс.(4 часа)
31
1
Состав комплекса. Роль транспорта
НМ
1
32
2
Железнодорожный и автомобильный транспорт
КБ
1
33
3
Водный и другие виды транспорта
КБ
1
34
4
Связь. Сфера обслуживания
КБ
1
Раздел II. Региональная часть курса (32часа)
Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов (2 часа)
35
1
Районирование России
НМ
1
36
2
п/р№ 7 «Моделирование вариантов нового районирования»
П
1
1
Тема 2. Западный макрорегион - Европейская Россия (23 часов)
37
1
Общая характеристика
КБ
1
Центральная Россия
38
2
Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.
КБ
1
39
3
Население и главные черты хозяйства.
КБ
1
40
4
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.
КБ
1
III триместр
41
5
Географические особенности областей Центральной района.
НМ
1
42
6
П/р№ 8«Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»
П
1
1
43
7
Волго-вятский и Центрально-Чернозёмный районы
КБ
1
44
8
Северо-западный район
Европейский север
45
9
Географическое положение, природные условия и ресурсы
НМ
1
46
10
Население.
КБ
1
47
11
Хозяйство.
НМ
1
48
12
п/р 9.«Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»
П
1
1
Европейский юг - Северный Кавказ.
49
13
ГП, природные условия и ресурсы.
НМ
1
50
14
Население.
КБ
1
51
15
Хозяйство.
КБ
1
Поволжье.
52
16
ГП, природные условия и ресурсы.
НМ
1
53
17
Население
КБ
1
54
18
Хозяйство
НМ
1
55
19
п/р№10.» Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского юга и Поволжья».
П
1
1
Урал.
56
20
ГП, природные условия и ресурсы.
НМ
1
57
21
Население.
КБ
1
58
22
Хозяйство.
КБ
1
59
23
п/р№ 11. «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»
П
1
1
Тема № 3. Восточный макрорегион - Азиатская Россия ( 7 часов)
60
1
Общая характеристика
НМ
1
61
2
Этапы, проблемы, перспективы развития экономики макрорегиона
КБ
1
62
63
3
4
Западная Сибирь.
п/р№12. «Изучение и оценка природных условий Западно -Сибирского района для жизни и быта человека».
КБ
П
1
1
1
64
5
Восточная Сибирь.
КБ
1
65
6
Дальний восток
п/р№13. «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока»
КБ П
1
1
66
7
Итоговая работа
СР
1
1
Раздел III Обобщение по курсу (2 часа)
67
1
Обобщающее повторение
ОКК
1
68
2
Обобщающее повторение
ОКК
1
Итого
68ч.
15
Условные обозначения:
к/к - контурная карта
Тип урока: НМ - Урок изучения нового материала, П - практикум, И - исследование, КБ - комбинированный, О - открытие, СР - самостоятельная работа, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений.
5. Перечень учебно - методического обеспечения
1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2007.
2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007
3. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 1997.
4. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: «Дрофа», 2001.
5. Е.М.Курашева География России в схемах и таблицах 8-9 классы - «Экзамен» 2011.
6. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 класс» изд. «Дрофа»
6. Приложение.
Данный раздел содержит пакет КИМ, используемых при осуществлении контроля обученности.
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО
естественно-математического цикла
Протокол № ___ от « ___» ______ 2014 г.
Рук. ШМО _______ З.А. Фёдорова
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора по УВР
Орешкова Л.С._________
«__» ____________2014 г.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Нерастанновская
Средняя общеобразовательная школа
Утверждена
Приказом директора
МКОУ Нерастанновская СОШ
№___от «___»______________2014г.
-------------------------И.А.Заболотнева
Рабочая программа
по географии
( базовый уровень)
9 класс
Составитель:
Никитина Елена Александровна
учитель географии
п. Нерастанное - 2014 год
Условные обозначения:
к/к - контурная карта
Тип урока: НМ - Урок изучения нового материала, П - практикум, И - исследование, КБ - комбинированный, О - открытие, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений.
Учебно - методическая литература.
1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2007.
2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007
3. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 1997.
4. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: «Дрофа», 2001.
5. Е.М.Курашева География России в схемах и таблицах 8-9 классы - «Экзамен» 2011.
6. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 класс» изд. «Дрофа»
Приложение
Контрольно-измерительные материалы
РАССМОТРЕНА
На заседании ШМО
гуманитарного цикла
Протокол № ___ от « ___» ______ 2013 г.
Рук. ШМО _______ З.А.Фёдорова
СОГЛАСОВАНА
На заседании метод. совета
Протокол №___ от «__» ______2013 г.
Пред. мет. совета ________И.Е. Авдеева