Рабочая программа по географии за 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Нерастанновская средняя общеобразовательная школа

Утверждена

приказом директора

МКОУ Нерастанновская СОШ

№___от «___»_______2014г.

__________ И.А.Заболотнева

Рабочая программа

по географии

( базовый уровень)

9 класс


Составитель:

Никитина Елена Александровна

учитель географии

п. Нерастанное - 2014год

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Физическая география» 9-ых классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2014-2015 учебный год, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, авторской программой для общеобразовательных школ: « География России. Население и хозяйство» 9 класс - автор В.П.Дронов, В.Я.Ром. - М., Дрофа, 2010г. Программа реализует цели и задачи ООП МКОУ Нерастанновской СОШ.

Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Цель:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 9 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

В соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновской на изучение географии в данном классе отводится 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.

2. Основное содержание программы

Название разделов

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

1.

Общая часть курса

28

34

2.

Региональная часть курса

38

32

3.

Обобщение по курсу

2

2

Итого

68

68

В содержание и последовательность изучения разделов «Общая часть курса» и «Региональная часть курса» внесены следующие изменения. Увеличено количество часов на более подробное изучение темы «Экономика Российской Федерации» из раздела «Общая часть курса» на 6 часов с целью формирования представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства, за счёт сокращения количества часов на тему «Восточный макрорегион - Азиатская Россия» из раздела «Региональная часть курса» на 6 часов, т.к. данный материал менее сложный для изучения.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузопотоки и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Количество

часов

В том числе контрольные и практические работы

Дата план.

Дата факт.

Примечание

I триместр

РАЗДЕЛ I. Общая часть курса.(34 часов)

Тема №1. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России

(2 часа)

1

1

Российская Федерация. Административно- территориальное устройство.

НМ

1

03.09.

2

2

Государственная территория России Географическое положение и границы России.

КБ

1

05.09.


Тема№ 2. Население Российской Федерации (4 часов)

3

1

Проверочная работа.

Исторические особенности заселения и освоения территории России

СР, КБ

1

1

10.09

4

2

Численность и естественный прирост населения

КБ

1

12.09.

5

3

Национальный состав населения России. Миграции населения

КБ

1

17.09.

6

4

Городское и сельское население

Расселение населения.

КБ

1

19.09.



Тема № 3. Географические особенности экономики Российской Федерации (3 часа)

7

1

География основных типов экономики на территории России.

И

1

24.09.

8

2

Проблемы природно - ресурсной основы экономики России.

КБ

1

26.09.

9

3

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития.

КБ

1

01.10.

Тема № 4 .Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география ( 9 часов)

10

1

Научный комплекс

НМ

1

03.10.


Машиностроительный комплекс



11

2

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

КБ

1

15.10.

12

3

Факторы размещения машиностроения География машиностроения

КБ

1

17.10.

13

4

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

НМ

1

22.10.

Топливно-энергетический комплекс. (ТЭК)


14

5

Роль, значение и проблемы ТЭК Топливная промышленность. (Нефтяная )

НМ

1

24.10.

15

6

п/р№1. «Составление характеристики нефтяного бассейна»( по выбору )

П

1

1

29.10

16

7

Газовая и угольная

промышленность

НМ

1

31.10

17

8

п/р№2. «Составление характеристики угольного бассейна» ( по выбору )

П

1

1

05.11

18

9

Электроэнергетика

НМ

1

07.11

Тема №5. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества ( 9 часов)

19

1

Состав и значение комплексов Металлургический комплекс

НМ

П

1

1

12.11

20

2

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.

Чёрная металлургия.

П

1

14.11

II триместр

21

3

Цветная металлургия п/р№3.«Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистически материалам»

КБ

1

22

4

п/р №4 «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»

П

1

1

23

5

Химико-лесной комплекс.

НМ

1

24

6

Химическая промышленность

КБ

1

1

25

7

п/р №5. «Составление характеристики одной из баз химической промышленности»

П

1


26

8

Факторы размещения химических предприятий

КБ

1

1

27

9

Лесная промышленность

НМ



Тема №6. Агропромышленный комплекс.(3 часа)


28

1

Состав и значение АПК.

Земледелие и животноводство

КБ

1




29

2

п/р№6. «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

П

1

1

30

3

Пищевая и легкая промышленность

КБ

1


Тема№7. Инфраструктурный комплекс.(4 часа)

31

1

Состав комплекса. Роль транспорта

НМ

1


32

2

Железнодорожный и автомобильный транспорт

КБ

1


33

3

Водный и другие виды транспорта

КБ

1


34

4

Связь. Сфера обслуживания

КБ

1



Раздел II. Региональная часть курса (32часа)

Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов (2 часа)


35

1

Районирование России

НМ

1




36

2

п/р№ 7 «Моделирование вариантов нового районирования»

П

1

1




Тема 2. Западный макрорегион - Европейская Россия (23 часов)

37

1

Общая характеристика

КБ

1





Центральная Россия




38

2

Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.

КБ

1



39

3

Население и главные черты хозяйства.

КБ

1


40

4

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

КБ

1


III триместр

41

5

Географические особенности областей Центральной района.

НМ

1


42

6

П/р№ 8«Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»

П

1

1


43

7

Волго-вятский и Центрально-Чернозёмный районы

КБ

1



44

8

Северо-западный район





Европейский север


45

9

Географическое положение, природные условия и ресурсы

НМ

1

46

10

Население.

КБ

1



47

11

Хозяйство.

НМ

1



48

12

п/р 9.«Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»

П

1



1



Европейский юг - Северный Кавказ.



49

13

ГП, природные условия и ресурсы.

НМ

1


50

14

Население.

КБ

1


51

15

Хозяйство.

КБ

1




Поволжье.



52

16

ГП, природные условия и ресурсы.

НМ

1


53

17

Население

КБ

1


54

18

Хозяйство

НМ

1



55

19

п/р№10.» Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского юга и Поволжья».

П

1

1



Урал.



56

20

ГП, природные условия и ресурсы.

НМ

1


57

21

Население.

КБ

1



58

22

Хозяйство.

КБ

1



59

23

п/р№ 11. «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»

П

1


1

Тема № 3. Восточный макрорегион - Азиатская Россия ( 7 часов)

60

1

Общая характеристика

НМ

1

61

2

Этапы, проблемы, перспективы развития экономики макрорегиона

КБ

1


62

63

3

4

Западная Сибирь.

п/р№12. «Изучение и оценка природных условий Западно -Сибирского района для жизни и быта человека».

КБ

П

1

1


1

64

5

Восточная Сибирь.

КБ

1


65

6

Дальний восток

п/р№13. «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока»

КБ П

1

1

66

7

Итоговая работа

СР

1


1

Раздел III Обобщение по курсу (2 часа)

67

1

Обобщающее повторение

ОКК

1


68

2

Обобщающее повторение

ОКК

1


Итого

68ч.

15


Условные обозначения:

к/к - контурная карта

Тип урока: НМ - Урок изучения нового материала, П - практикум, И - исследование, КБ - комбинированный, О - открытие, СР - самостоятельная работа, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений.

5. Перечень учебно - методического обеспечения

1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2007.

2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007

3. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 1997.

4. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: «Дрофа», 2001.

5. Е.М.Курашева География России в схемах и таблицах 8-9 классы - «Экзамен» 2011.

6. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 класс» изд. «Дрофа»

6. Приложение.

Данный раздел содержит пакет КИМ, используемых при осуществлении контроля обученности.

СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО

естественно-математического цикла

Протокол № ___ от « ___» ______ 2014 г.

Рук. ШМО _______ З.А. Фёдорова


СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по УВР

Орешкова Л.С._________

«__» ____________2014 г.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Нерастанновская

Средняя общеобразовательная школа


Утверждена

Приказом директора

МКОУ Нерастанновская СОШ

№___от «___»______________2014г.

-------------------------И.А.Заболотнева




Рабочая программа


по географии


( базовый уровень)

9 класс


Составитель:

Никитина Елена Александровна

учитель географии





п. Нерастанное - 2014 год




Условные обозначения:

к/к - контурная карта

Тип урока: НМ - Урок изучения нового материала, П - практикум, И - исследование, КБ - комбинированный, О - открытие, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений.

Учебно - методическая литература.

1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2007.

2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007

3. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 1997.

4. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: «Дрофа», 2001.

5. Е.М.Курашева География России в схемах и таблицах 8-9 классы - «Экзамен» 2011.

6. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 класс» изд. «Дрофа»

Приложение

Контрольно-измерительные материалы

РАССМОТРЕНА

На заседании ШМО

гуманитарного цикла

Протокол № ___ от « ___» ______ 2013 г.

Рук. ШМО _______ З.А.Фёдорова

СОГЛАСОВАНА

На заседании метод. совета

Протокол №___ от «__» ______2013 г.

Пред. мет. совета ________И.Е. Авдеева


© 2010-2022