Рабочая программа 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тлянче-Тамакская средняя общеобразовательная

школа имени Героя Советского Союза Н.Х.Шарипова»

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан



РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

протокол № 1от 26 августа 2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Тлянче-Тамакская

СОШ"_________/ Л.Д.Исхакова

Введено приказом № 60

от 26 августа 2015года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ


ДЛЯ 8 КЛАССА

Количество часов в неделю 2

Количество часов в год 70


Составитель: Фахриев Альфис Ахнафович


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ____________ Г.У. Габидинова

РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол от 26 августа 2015г. № 1

Руководитель МО _________ Р.А. Яхина










2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089); закона Республики Татарстан «Об образовании»; учебного плана МБОУ «Тлянче-Тамакская СОШ имени Героя Советского Союза Н.Х. Шарипова» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год. Рабочая программа составлена согласно на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования География - Москва «Просвещение» 2010. Программа ориентирована на использование учебника: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ломжанидзе «География России. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013. -271с.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение географии в объеме 70 часов (2 часа в неделю).

Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Содержание образовательной программы.

Учебно-тематическое планирование.

8 класс 70 часов год (2 часа в неделю)


Распределение часов по темам:


№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.

1 час

2

Раздел 1. Пространства России.

8 часов

3

Раздел 2. Особенности природы и природные ресурсы.

Тема 1. Рельеф и недра России (4 часа).

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5 часов).

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа).

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 часа).

Тема 5. Растительность и животный мир(3 часа).

19 часов

4

Раздел 3. Природные комплексы России.

Тема 1. Природное районирование (6 часов).

Тема 2. Природа регионов России (20 часов).

Тема 3. География Татарстана (16 часов).

42 часа

Всего

70 часов

Предусмотрено 11 практических работ и 2 контрольных работы.

Введение (1 час).

Источники географической информации.

Уметь использовать различные источники географической информации.

Раздел 1. Пространства России (8 часов).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и других государств.

Границы России. Государственные границы России: виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах.

Практикум

Практическая работа №1. «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран».

Практическая работа №2. «Обозначение на контурной карте стран - соседей России. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых».

Практическая работа №3. «Краткая ФГ характеристика морей России. Ресурсы морей».

Практическая работа № 4. «Определение поясного времени для разных пунктов России».

Раздел 2. Особенности природы и природные ресурсы (19 часов).

Тема 1. Рельеф и недра России (4 часа). Понятие о природных условиях и ресурсах. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения: основные тектонические структуры. Рельеф: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Выявление зависимости между тектоническим строением , рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Практическая работа № 5. «Обозначение на контурной карте полезных ископаемых и минеральные ресурсы».

Практическая работа № 6. «Характеристика одного их компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей"

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5 часов).

Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Практическая работа № 7. «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».

Практическая работа №8. «Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа).

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов, рост их потребления, загрязнение. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Природно-хозяйственные различия морей России.

Практическая работа №9. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм определение возможностей её хозяйственного использования»

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 часа).

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация, борьба с эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа №10. «Изучение и анализ почвенных разрезов».

Тема 5. Растительность и животный мир(3 часа).

Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие и факторы, его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Природные зоны и высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Контрольная работа №1. «Природно-ресурсный потенциал России».

Раздел 3. Природные комплексы России (42 часа).

Тема 1. Природное районирование (6 часов).

Районирование России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Задачи, принципы и проблемы районирования. Виды районирования: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы природных зон, их использование. Экологические проблемы. Высотная поясность. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Тема 2. Природа регионов России (20 часов).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы. Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования.

Практическая работа № 11. « Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт».

Тема 3. География Татарстана (16 часов).

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Особенности рельефа и причины его разнообразия. Климата Республики Татарстан. Внутренние воды и водные ресурсы. Речная сеть. Особенности почв местности. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Оценка природных ресурсов и их использования.

Контрольная работа №2. «Природа Татарстана».









УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Тлянче - Тамаская СОШ»

___________ /Л.Д. Исхакова/



Календарно - тематическое планирование

Фахриева Альфиса Ахнафовича

учителя географии для 8 класса на 2015-2016 учебный год

План составлен согласно на основе федерального компонента государственного стандарта

основного общего образования

География - Москва «Просвещение» 2010.


Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Количество часов

в неделю

Количество

Автор учебника, год издания

Контрольных работ

Зачетов

Тестовых заданий

Практических работ

Экскурсии

География

8

70

2

2


7

11

1

В.П. Дронов, И.И. Баринова «География. Природа России», М., Дрофа, 2013г.;

А.С. Тайсин «География Татасртана», К., Просвещение,

20 г.

Методическая тема на 2015/2016 учебный год


Районная

Школьная

Учителя

Совершенствование качества образования через компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.

«Создание оптимальных условий для развития личности с учетом его возможностей и познавательных интересов, получения им качественного образования, позволяющего успешно самореализоваться в современном обществе».

Развитие мотивации, познавательной активности на уроках географии

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 8 КЛАССА ПО ГЕОГРАФИИ

(70 часов - 2 часа в неделю)

№ п/п


Название раздела,

тема урока

Календарные даты по плану

Фактические даты по плану

Планируемые результаты

Знания

Умения

Общие учебныеумения, навыки и способы

деятельности

Первая четверть - 18 часов.

1

1.

Введение (1 час).

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации.

03.09.

Источники географической информации.

Уметь использовать различные источники географической информации

Сформировать представление об особенностях природы России. Объяснить, какую роль играют географические знания в решении экологических и социально-экономических проблем.

Фронтальный

Раздел 1. Пространства России (8 ч)


2

2.

Географическое положение России.

05.09.

Географическое положение. Виды и уровни географического положения

Уметь показывать и называть факторы, определяющие ГП России;

Показать на карте крайние точки страны;

Показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами;

Определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;

Показывать на карте субъекта РФ;

Обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.

Физико-географическое положение России. Крайние точки. Протяженность с севера на юг и с запада на восток, географические следствия. Влияние ГП на природу РФ и расселение населения страны





Практические работы №1-2. «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран», «Обозначение на контурной карте стран - соседей России. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых».

3

3.

Моря, омывающие территорию России.

10.09.

Краткая ФГ характеристика морей России. Ресурсы морей.

Практическая работа №3. «Краткая ФГ характеристика морей России. Ресурсы морей».

4

4.

Как осваивали и изучали территорию России.

12.09.

Сообщения учащихся

5

5.

Исследование территории России в XVIII - XIX вв. и в советские годы.

17.09.

Исследование территории России в XVIII - XIX вв. и в советские годы.

6

6.

Картографический метод в географии.

19.09.

Познакомить учащихся с картографическим методом изучения географии.

Географический диктант (контурная карта).

7

7.

Россия на карте часовых поясов.

24.09.

Особенности географического положения России. Часовые пояса.

Определять разницу во времени по карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ

Различие во времени на территории России. Часовые пояса. Поясное, декретное, местное. Правила расчетов местного и поясного времени. Карта часовых поясов. Переход на летнее время.

Практическая работа № 4. «Определение поясного времени для разных пунктов России».

8

8.

Практическая работа

26.09.


9

9.

Итоговой урок по теме.

01.10.

Тестирование №1.

Раздел II. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (19ч)



Тема 1. Рельеф и недра России (4ч)



10

10.

Особенности рельефа России.

03.10.

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры.

Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;

Показывать на карте основные формы рельефа, Геологическое время (геохронологическая шкала, эры, периоды, складчатости). Формирование структур земной коры. Древние и молодые платформы и соответствующие им равнины. Щиты и плиты. Молодые складчатые горы, омоложенные глыбовые горы. Предгорные прогибы.

Геологическое время (геохронологическая шкала, эры, периоды, складчатости). Формирование структур земной коры. Древние и молодые платформы и соответствующие им равнины. Щиты и плиты. Молодые складчатые горы, омоложенные глыбовые горы. Предгорные прогибы.

11

11.

Геологическое строение территории нашей страны.

08.10.

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры.

Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу.

Сформировать у учеников представления об особенностях строения земной коры на территории России. Формировать умения работать с картами (тектонической, геологической), таблицам.

Работа с контурной картой.

12

12.

Минеральные ресурсы России.

10.10.

Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт. Познакомить с экологическими проблемами.

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы.

Практическая работа № 5. «Обозначение на контурной карте полезных ископаемых и минеральные ресурсы».

13

13.

Развитие форм рельефа. Итоговой урок по теме.

15.10.

Эндогенные и экзогенные процессы.

Практикум

Практическая работа № 6. «Характеристика одного их компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей"


Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5 часов)



14

14.

От чего зависимость климат нашей страны.

17.10.

Знать закономерности распределения суммарной радиации.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла, давать оценку климатических особенностей России;

Приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронт;

Объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории;

Определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России;

Называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.

Климатообразующие факторы. Солнечная радиация. Радиационный баланс. Воздушные массы и их типы.

Самостоятельная работа

15

15.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны

22.10.

Практическая работа № 7. «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».

Распределение

температур. Годовая амплитуда температур. Распределение осадков. Коэффициент увлажнения.

16

16.

Типы климатов России.

24.10.

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России.

Познакомить с основными типами климата России, закрепить умение работать с климатической картой и определить тип климата по климатической диаграмме.

Самостоятельная работа.

17

17

Зависимость человека от климатических условий





29.10.

Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека

Практическая работа №8. «Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения. Показать причины экологических проблем.

18

18.

Обобщающий урок по теме

31.10.


Тестирование №2.

Вторая четверть - 14 часов.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч)



19

1.

Разнообразие внутренних вод России. Реки

12.11.

Падение, уклон.

Уметь показывать на карте реки России, озера, артезианский бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком использования реки в хозяйственных целях; давать характеристику рек и крупных озер страны и области; объяснять значение каналов и водохранилищ

.

Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение реки. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения рек.

Работа с картами

20

2.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

14.11.

Практическая работа №9. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм определение возможностей её хозяйственного использования»

Озер. Болота.

Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники

21

3.

Водные ресурсы. Охрана воды.

19.11.

Водные ресурсы и их использование. Водный кадастр. Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.

22

4.

Обобщающий урок по теме

21.11.

Закрепить знания и определить уровень знаний по изученной теме.

Тестирование №3.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 ч)



23

5.

Образование почв и их разнообразие.

26.11.

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы.

Уметь объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья; необходимость охраны почв, рационального использования земель;

Называть факторы почвообразования; свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного значения.

Образование почв. Механический состав почв. Структура почвы. Почвенный разрез

Фронтальный опрос

24

6.

Закономерности распространения почв

28.11.

Практическая работа №10. «Изучение и анализ почвенных разрезов».

25

7.

Почвенные ресурсы

03.12.

Тестирование №4.

Тема 5. Растительность и животный мир (3 ч)



26

8.

Растительный и животный мир России.

05.12.

Знать ресурсы леса.

Уметь приводить примеры использования человеком безлесных пространств; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; значение животного мира в жизни человека; прогнозировать представления уничтожения болот.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природные условиии природные ресурсы.

Работа с картами атласа

27

9.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

10.12.

Сообщения

28

10.

Природно-ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний 1 раздела.

12.12.

Контрольная работа №1.

Раздел III . ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (42 часа)



Тема 1. Природное районирование (6 часов)


29

11.

Разнообразие ПК России. Природное районирование.




17.12.

Знать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт;

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользовании; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных ресурсах.

30

12.

Моря как крупные ПК

19.12.

Знакомство с ПТК Белого моря. Знакомство с ПТК Азовского моря.

Вычерчивание схемы

31

13.

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

24.12.

Заполнение таблицы

32

14.

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

26.12.

Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон.

Третья четверть - 20 часов.

33

1.

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни

14.01.

Изучит особенности компонентов в степях и полупустынях и взаимосвязи между компонентами зон. Выявить экономические проблемы степей и пустынь и пути решения проблем.

Работа с картами атласа, заполнение таблицы.

34

2.

Высотная поясность. Обещающее повторение.

16.01.

Сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах. Закрепить знания о высотной поясности. Познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов.

Тестирование №6.

Тема 2. Природа регионов России (20 часов)



35

3.

Русская (Восточно-Европейская) равнина. ГП и особенности природы.

21.01.

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов

Уметь определять особенности ГП, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов;

Объяснять зависимость природы объекта от географической широты,, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы;

Зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории;

Характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека

Климат Русской равнины. ГП Русской равнины.

Работа с контурными картами

36

4.

Природные комплексы Русской равнины

23.01.

Углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в природных зонах

Сообщения учащихся

37

5.

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области

28.01.

Составление картосхе

мы

38

6.

Природные зоны области

30.01.

Сообщения учащихся

39

7.

Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемы объекты

04.02.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Заполнение таблицы, вычерчивание схемы.

40

8.

Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России

06.02.

Создать образ Кавказских гор. Сформировать знание о рельефе, климате, высотной поясности Кавказа. Познакомить с новыми терминами: лакколиты, фен, бора, плавни.

Путешествие.

41

9.

Природные комплексы северного Кавказа

11.02.

Фронтальный опрос

42

10.

Урал- «каменный пояс» земли Русской

13.02.

Северный Кавказ.

Познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала. Расширить знания о возрожденных горах, асимметрии склонов, широтной зональности и высшей поясности Урала.

43

11.

Своеобразие природы Урала

18.02.

Практическая работа № 11. « Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт».



44

12.

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

20.02.

Природные уникумы Урала.

Познакомить учащихся с наиболее интересными объектами Урала, с экологическими проблемами, причинами их возникновения и путями их решения.

Сообщения

45

13.

Западно-Сибирская низменность

25.02.

Низменности.

Ориентироваться в карте.

Сформировать представление об особенностях рельефа, геологического строения, вод, климата Западной Сибири. Рассмотреть взаимосвязи природных компонентов Западной Сибири.

46

14.

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

27.02.

Проблемы Западной Сибири.

Уметь давать характеристику природного района

Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири, показать роль ресурсов З.Сибири в экономике России.

Работа с контурными картами

47

15.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения.

03.03.

Восточная Сибирь.

Уметь давать характеристику природного района

Изучить особенности состава, ГП, геологического строения рельефа. Сформировать представление о суровости природы В.Сибири.

Анализ карт атласа

48

16.

Природные районы Восточной Сибири

05.03.

Уметь давать характеристику природного района

Закрепить знания о природе В.Сибири, вечной мерзлоте.

Заполнение таблицы

49

17.

Жемчужина Сибири - Байкал

10.03.

Озеро Байкал.

Уметь давать характеристику природного района

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Путешествие

50

18.

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.

12.03.

Восточная Сибирь.

Уметь давать характеристику природного района

Познакомит учащихся с природными ресурсами Восточной Сибири и проблемами их освоения.

Заполнение таблицы

51

19.

Дальний Восток - край контрастов. ГП, состав территории. История освоения

17.03.

Сформировать знания об особенностях растительного и животного мира Дальнего Востока, его распространение, природные комплексы.

Уметь давать характеристику природного района

Сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока. Познакомить с историей открытия, исследования и заселения территории Д.Востока.

Составление прогнозов

52

20.

Природные комплексы Дальнего Востока

19.03.

Сформировать знания об особенностях растительного и животного мира Дальнего Востока, его распространение, природные комплексы.

Уметь давать характеристику природного района

Расширить и углубить знания учащихся об уникальной природе Д. востока. Рассмотреть особенности взаимосвязей в отдельных ПТК Д.Востока.

Четвертая четверть -18 часов.

53

1.

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

31.03.

Уметь давать характеристику природного района

Рассмотреть природные ресурсы Д.Востока - виды, размещения, возможность использования. Формировать знания об экологических проблемах

Самостоятельная работа

54

2.

Обобщение и систематизация знаний по теме

02.04.

Обобщить и систематизировать знания природных регионов России.

Тестирование №7.

Тема 3. География Татарстана (16 часов)



55

3.

Физико-географическое положение Татарстан

07.04.

Сформировать знания об особенностях ФГП РТ

Уметь показать на карте границы и крайние точки РТ, характеризовать его ГП.

ФГП РТ. Крайние точки. Протяженность с севера на юг и с запада на восток, географические следствия. Влияние ГП на природу РТ и расселение населения страны.

Фронтальная

56

4.

Особенности рельефа и их причины его разнообразия. Геологическое строении. Полезные ископаемые.

09.04.

Сформировать знания об основных формах рельефа на территории РТ, взаимосвязях геологического строения, рельефа и полезных ископаемых на территории республики формировать знания особенностей рельефа РТ.

Геологические события на территории РТ. Взаимосвязь геологического строения, истории развития геологических структур и современного рельефа на территории РТ.

Работа с контурной картой

57

5.

Климатообразующие факторы. Формирование климата. Зависимость человека от климата.

14.04.

Сформировать знания о климатообразующих факторах и их роль в формировании климата на территории, атмосферных фронтах, циклонах и их воздействии на погоду и климат формирования снежного покрова.

Уметь анализировать климатическую и синоптическую карты, умения выявлять закономерности распределения температуры, годового количества осадков

Влияние ГП на формирование климата. Радиационный баланс и его составляющие. Влияние подстилающей поверхности. Движение воздушных масс. Основные типы воздушных масс в РТ.

Работа с контурной картой

58

6.

Речная сеть. Питание и режим рек.

16.04.

Сформировать знания о внутренних водах РТ и крупных речных системах показать разнообразие вод РТ, характеризовать речную сеть, режим, питание рек.

Уметь определять особенности питания, рек, годовой сток, уклон и падение.

нутренние воды РТ и факторы, воздействующие на их формирования. Крупнейшие речные системы РТ. Влияние тектоники, рельефа, климата на размещение, питание, водность и режим рек.

Работа с контурной картой.

59

7.

Озера и их происхождение. Пруды и водохранилища. Болота. Подземные воды.

21.04.

Сформировать знания о типах озер на территории РТ, типах и механизмах формирования болот, распространении, типах и значении подземных вод для деятельности человека показать происхождение озерных котловин, подземных вод, болот РТ, рассмотреть основные закономерности происхождения озер, болот РТ.

Уметь давать характеристику крупных озер, болот, водохранилищ РТ.

Типы озер на территории РТ. Значение, размещение. Типы и причины болот. Роль болот в регулировании водного баланса и речного стока. Артезианские воды. Минеральные воды - уникальный природный комплекс.

Работа с контурной картой.

60

8.

Основные почвы и почвенные ресурсы.

25.04.

Сформировать знания о почве, факторах почвообразования об основных типах почв, особенностях их строения и размещения на территории РТ.

Уметь читать и анализировать почвенную карту; определять типы почв, условия их образования.

Почва - особый компонент природы. Факторы почвообразования: материнская горная порода, рельеф, грунтовые воды, климат, растительный и животный мир. Механический состав. Структура. Изменение почв в процессе С\х использования. Эрозия, дефляция (развивание), засоление, загрязнение почв.

Экскурсия.

61

9.

Растительный мир.

28.04.

Сформировать знания об особенностях растительного мира РТ, его распространение.

Виды растительности в РТ. Растительное сообщество лесов, виды древесной растительности, состав лесной растительности по продуктивности.

Фронтальная беседа

62

10.

Животный мир. Биологические ресурсы.

30.04.

Сформировать знания о животном мире РТ, его разнообразие и распространении животных по территории, о биологических ресурсах республики.

Краткая характеристика животного мира РТ. Экологические проблемы животного мира.

Фронтальная беседа

63

11.

Природное районирование. Природные комплексы и районы. Природный район. Предкамье.

05.05.

Сформировать знания о природных комплексах различных размеров и их соподчиненности, о ФГ районировании. Сформировать знания о природе и природных ресурсах Предкамья.

Уметь давать характеристику природного района - Предкамье. Взаимосвязь природных компонентов и образование природных зон. Природная зона как природный комплекс. Устойчивость и изменчивость.

. Взаимосвязь природных компонентов и образование природных зон. Природная зона как природный комплекс. Устойчивость и изменчивость.

Работа с контурной картой.

64

12.

Природный район. Закамье.

07.05.

Сформировать знания о природных комплексах различных размеров и их соподчиненности, о ФГ районировании . Сформировать знания о природе и природных ресурсов Закамья

Уметь давать характеристику природного района - Закамье

Положение и природные комплексы РТ. Проявление и особенности зональности природных комплексов. Природные ресурсы и хозяйственная деятельность человека.

Работа с контурной картой

65

13.

Предволжье

12.05.

Сформировать знания о природе и природных ресурсов Предволжья

Уметь давать характеристику природного района - Предволжье

Уметь давать характеристику природного района - Предволжье

Работа с контурной картой

66

14.

Экологические проблемы

14.05.

Сформировать об экологических проблемах РТ и путей их решения.

Виды экологических проблем. Краткая характеристика этих проблем.

Фронтальная беседа

67

15.

«Природа Татарстан»

19.05.

Обобщение

Выявить знания и умения учащихся за курс географии Татарстана

Контрольная работа №2.

68

16.

Повторение по теме «Географическое положение России»

21.05.


Повторение.

69

17.

Повторение по теме «Природное районирование»

26.05.


Повторение.

70

18.

Повторение по теме «Природные районы Татарстана»

28.05.


Повторение.


Требования к уровню подготовки.


В результате изучения курса «География. Природа России» ученик 8 класса должен:

1) знать/ понимать:

географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;

положение России на карте часовых поясов;

административно-территориальное деление России;

историю формирования и заселения территории России;

вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

численность, плотность и воспроизводство населения России;

особенности естественного движения населения;

основные направления миграций;

состав трудовых ресурсов;

национальный и религиозный состав населения России;

особенности размещения населения России;

типы поселений;

связь рельефа с тектоническим строением;

закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

факторы, определяющие особенности климата России;

основные климатические пояса и типы климата России;

влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;

меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

особенности морей, омывающих берега России;

ресурсы морей и их использование человеком;

крупнейшие речные системы и озера страны;

границу распространения многолетней мерзлоты;

меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

основные типы почв, их размещение по территории страны;

особенности типы почв, их размещение по территории страны;

особенности земельных ресурсов и их рациональное использовании;

состав и структура хозяйства России;

основные факторы размещения отраслей хозяйства;

важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;

главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;

главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);

изменения в экономике России и своей области;

природные зоны России;

особенности природно-хозяйственных зон;

влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;

пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

что такое территориальная организация общества;

что такое Всемирного природного и культурного наследия России;

что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;

2) уметь:

характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);

определять поясное время;

определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения; естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;

использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;

устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;

пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений обусловий жизни населения на отдельных территориях;

анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;

анализировать статистические показатели развития хозяйства России;

анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;

объяснять структуру экспорта и импорта в России;

устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;

отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

3) оценивать:

географическое положение России, своей области (республики, края);

природно-ресурсный потенциал страны;

климатические ресурсы России;

водные ресурсы России и соей местности;

влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;

тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;

современные проблемы России.








Критерии оценки учебной деятельности по географии.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


График практических и контрольных работ.


Тема практической работы

Дата

1.

«Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран».

05.09.

2.

«Обозначение на контурной карте стран - соседей России. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых».

05.09.

3.

«Краткая ФГ характеристика морей России. Ресурсы морей».

10.09.

4.

«Определение поясного времени для разных пунктов России».

24.09.

5.

«Обозначение на контурной карте полезных ископаемых и минеральные ресурсы».

10.10.

6.

«Характеристика одного их компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей"

15.10.

7.

«Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».

22.10.

8.

«Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

29.10.

9.

«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм определение возможностей её хозяйственного использования»

14.11.

10

«Изучение и анализ почвенных разрезов».

28.11.

11.

« Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт».

18.02.



Тема контрольной работы

Дата

1.

Природно-ресурсный потенциал России.

12.12.

2.

«Природа Татарстан»

19.05.

















Учебно-методическое обеспечение.

Литература для учителя:

- В.П. Дронов, И.И. Баринова «География. Природа России», М., Дрофа, 2013г.;

- А.С. Тайсин «География Татасртана», К., Просвещение.

- За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.

- Методические разработки для контрольных и проверочных работ. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии. 5 -10 класс», М.: Дрофа, 2009.

- Сиротин В.И. Практические работы по географии 6-10 классы. Пособия для учителя. М.: Дрофа, 2008.

- Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии 6-10 классы. М.: Дрофа, 2010.

- Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии. М.: Дрофа, 2007.

- Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы.М.: Дрофа, 2007.

- Наумова А.С. Задачи по географии. Пособия для учителя. М.: Дрофа, 2011.

- Сборников материалов для подготовки к ЕГЭ.

Официальные сайты по образованию:

  1. techno.edu.ru - система федеральных образовательных порталов.

  2. school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал.

  3. mon.gov.ru/ - сайт министерства образования и науки РФ.

  4. rost.ru/projects/education/ - приоритетный национальный проект «Образование».

  5. obrnadzor.gov.ru - федеральная служба по надзору в сфере образования науки.

  6. ed.gov.ru/ - федеральное агентство по образованию.

  7. gain.ru/ - система дополнительного профессионального образования.

  8. firo.ru/ - федеральный институт развития образования.

  9. lexed.ru/mainclass.php - федеральный центр образовательного законодательства.

  10. fipi.ru/ - федеральный институт педагогических измерений.

  11. fsu.edu.ru/p1.html - федеральный совет по учебникам.

  12. ndce.edu.ru/ndce/ - портал учебного книгоиздания.

  13. fasi.gov.ru/ - федеральное агентство по науке и инновациям.

Предметные образовательные сайты


  1. geo2000.nm.ru - Географический портал.

  2. geographer.ru - Географический портал.

  3. geotest.nm.ru - Сборник тестов по географии.

  4. ege.edu.ru - Информационный портал ЕГЭ.

  5. fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений.

  6. letopisi.ru - Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

  7. geo.metodist.ru - Методическая лаборатория географии.

  8. rubricon.com/ - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

  9. rusword.com.ua/rus/index.php - мир слова русского (афоризмы, пословицы. поговорки)

  10. elementy.ru/ - сайт по физике, биологии, химии.

  11. hemi.nsu.ru - основы химии (эл. учебник для школьника, подготовка к сдаче экзаменов в ВУЗ)

  12. uic.ssu.samara.ru/ - «В мире науки», сайт для школьников по естествознанию

  13. allbest.ru - союз образовательных сайтов (каталог рефератов, образовательные и психологические тесты, on-line библиотека и многое другое).










Приложение 1,

к рабочей программе для 8 класса по географии


Контрольная работа №1. «Природно-ресурсный потенциал России».


1 вариант.

Первое задание: Выберите правильный вариант ответа:

1. Территория России поделена на несколько районов:

а) 10; б) 5; в) 6; г)9;

2. Материк Евразию и Северную Америку разделяет пролив:

а) Гибралтарский; б) Берингов; в) Татарский;

3. Территория России располагается в нескольких климатических поясах?

а) 2; б) 4; в) 3;

4. Самая полноводная река России:

а) Обь; б) Лена; в) Волга;

5. Среди стран Россия занимает первое место по:

А) уровню жизни; б) численности населения; в) площади

Второе задание: Установите соответствие между формами рельефа и их географическими названиями?

1. Западно-Сибирская; А. Равнина

2. Тибет; Б. Низменность

3. Прикаспийская; В. Горы

4. Уральские;

5. Черского;

6. Колымская;

7. Восточно-Европейская;

8. Саяны;

9. Северо-Сибирская;

10. Кавказские;

Третье задание: Верно ли утверждение? (+, -)

1. Самая длинная река России - Лена.

2. Самый восточный регион России - Урал.

3 .Самое глубокое озеро- Байкал.

4. ХМАО находится в арктическом климатическом поясе.

5. Самые тяжелые почвы - глинистые.

6. Самая низкая температура зарегистрирована в Якутии.

7. Россия богата лесными ресурсами.

8. Самая плодородная почва - каштановая.

9. Самая северная точка России - мыс Челюскин.

10. Река, которая берет начало, из озера Байкал называется Ангара.

Четвертое задание: Определите по карте, в каких климатических поясах располагается Россия, дайте краткую характеристику умеренного климатического пояса.

Пятое задание: Важной рельефообразующей силой является деятельность человека. Можете ли вы привести примеры того, как человек изменяет рельеф?

Шестое задание: Зимой дорогу обильно посыпали противогололедной соляной смесью, значительную часть которой составляют хлориды калия и натрия. Затем снегоуборочная машина «кашу» из снега и соли сгребла на газон. Весной эта масса растаяла, хлориды частично впитались в почву, частично просочились в грунтовые воды. Опишите их дальнейший путь. Куда они попадут?

Контрольная работа №1.

«Природно-ресурсный потенциал России».


2 вариант.

Первое задание: Выберите правильный вариант ответа:

1. Территория России поделена на несколько районов:

а) 11; б) 8; в) 9; г)5;

2. Материк Евразию и остров Сахалин разделяет пролив:

а) Гибралтарский; б) Берингов; в) Татарский;

3. Какой климатический пояс занимает на территории России наибольшую площадь?

а) арктический; б) умеренный; в) субарктический;

4. Самая длинная река России:

а) Обь; б) Лена; в) Волга;

5. На территории России леса занимают:

А) 70%; б) 40%; в) 25%;

Второе задание: Установите соответствие между формами рельефа и их географическими названиями?

1. Среднерусская; А. Нагорье

2. Черского; Б. Хребет

3. Колымское; В. Возвышенность

4. Верхоянский;

5. Чукотское;

6. Яблоновый;

7. Приволжская;

8. Срединный;

9. Корякское;

10. Алданское;

Третье задание: Верно ли утверждение?(+, -)

1. Самая длинная река - Обь.

2. Самый восточный регион России - Дальний Восток.

3. Самое глубокое озеро - Телецкое.

4. ХМАО находится в умеренном климатическом поясе.

5. Самые тяжелые почвы - супесчаные.

6. Самая низкая температура зарегистрирована на Урале.

7. Россия бедна лесными ресурсами.

8.Самая плодородная почва - черноземная.

9. Самая северная точка России - мыс Дежнева.

10. Река, которая берет начало, из озера Байкал называется Бия.

Четвертое задание: Определите по карте, в каких климатических поясах располагается Россия, дайте краткую характеристику субтропического климатического пояса.

Пятое задание: Василий Васильевич Докучаев сказал: «Почва - это зеркало ландшафта» Как вы понимаете это высказывание?

Шестое задание: Возможно ли земледелие в зоне вечной мерзлоты? Свой ответ аргументируйте.




Приложение 2,

к рабочей программе для 8 класса по географии


Контрольная работа №2. «Природа Татарстана».


  1. Теоретическая часть. Задание краеведческого характера.

Дайте характеристику географического положение Тукаевского района, используя карты атласа и план(письменно).

План характеристики географического положения России.

  1. Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану.

  2. Крайние точки их координаты

  3. протяженность в градусах и км с севера на юг и с запада на восток

  4. Размеры территории России

  5. Положение в тепловых поясах и природных зонах

  6. Сухопутные границы. Соседние государства

  7. Морские границы. Соседние государства

  8. Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения.

2. Практическая часть. Работа с контурной картой Татарстана.

Задание.1. Обведите цветом границы Татарстана.

Задание 2. Отметьте крайние точки, подпишите их координаты.

Задание 3. Подпишите пограничные районы (области, республики), с которыми граничит наша республика, используя таблицу, заполненную на уроке, и выделите их цветом.

Задание 4. Определить протяженность в градусах и километрах с севера на юг по 50° в.д, и с запада на восток по 56° с.ш.








Приложение 3,

к рабочей программе для 8 класса по географии



Контурная карта Татарстана


Рабочая программа 8 класс


© 2010-2022