- Преподавателю
- География
- Конспект урока
Конспект урока
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шонтыкова Г.Т. |
Дата | 16.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поурочный план
Тема урока: Северный Казахстан.
Цель: изучить экономический район ,ЭГП, природные условия и ресурсы.
Задачи :
1. Показать роль района в развитии экономики, отрасли промышленности и с/хозяйства.
2. Развитие навыков определения причинно- следственной связи: влияние природных ресурсов и условий на развитие и размещение отраслевой структуры хозяйства.
3. Самостоятельность, взаимопомощь.
План урока:
№
Элемент урока по структуре ППТ
Вид работы
Время
1
Пропедевтическая практика
Знаете ли вы…
2
Ориентация
3
Презентация
Новая тема
4
Практика на примерах
Работа с текстом и картой.
5
Управляемая практика
Заполни таблицу.
Опорная схема.
6
Независимая практика в классе
Работайте сами.
7
Домашняя самостоятельная практика
Ход урока:
№
Вид работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
3.
Знаете ли вы…
Новая тема.
Работа с текстом и картой.
Заполни таблицу.
Опорная схема.
Работайте сами.
Д/З
1. Географический диктант: 1.Основной отраслью специализации района является … отрасль 2.Впишите областные центры района: 3.Крупным морским портом является г. … (Актау) 4.Вспомогательная отрасль в Западном экономическом районе… (рыбоперерабатывающая) 5.Завод по производству рентгеновской аппаратуры находится в … (Актюбинске) 6.Основной отраслью специализации Мангистауской области является… промышленность 7.Не действующая на сегодняшний атомная станция находится в городе ….) 8.На реке … развито судоходство
2. Сравните ВК и ЗК (ФГП., ЭГП, природные условия и ресурсы, отраслевая структура хозяйства.)
3.Характеристика эк/ района.
4. Индивидуальные задания .
Изучение нового материала. Северный экономический район вытянут с запада на восток вдоль северной границы нашей республики. Определим состав района и отметим области на контурной карте. Задание: пользуясь текстом учебника и картой атласа, составьте визитную карточку экономического района.Работа с картой: Какая область Северного района имеет общую границу только с Россией и не граничит с другими экономическими районами Казахстана? Какие области Северного района, не имеют общей границы с Восточным, Центральным и Западным экономическими районами? Какой экономический район не граничит с Северным Казахстаном? Задание: Оцените ЭГП и природные условия Северного Казахстана, определите отличительные черты ЭГП и сделайте вывод. На самостоятельную оценку 5 минут.
Определим природные ресурсы Северного экономического района: Работая с картами атласа и текстом учебника. Дайте оценку минеральным, агроклиматическим, земельным и водным ресурсам района. Сделайте вывод.
Учащиеся могут выбрать вид работы:
-
Работа по контурной карте.
По карте района учащиеся определяют, что в Северном Казахстане:
2. Агроклиматические и земельные ресурсы (условие для развития АПК)
А) сельскохозяйственные угодья - 90% от земельного фонда района (61% - пастбища, пашни - 31%).
3. Водные ресурсы:
-
Район обеспечен достаточно
-
Крупные реки - Ишим, Тобол
-
Водохранилища: Сергеевское (S=117 км²), Верхнетобольское (S=87,4 км²).
-
13 000 озёр. Крупные: Кушмурун, Сарыкопа (Костанайская обл.), Тенгиз и Коргалжын (Акмолинская обл.), Селеты, Бурабай, Щучье.
-
Подземные водопроводы: Ишимский, Булаевский, Пресновский
Заполнение таблицы
Природный ресурс
Отрасль специализации
Промышленные центры
Железная руда
Чёрная металлургия
Бокситы
Цветная металлургия
Поваренная соль, нефть
Химическая промышленность
Логическая опорная схема
Вывод: природные ресурсы разнообразны и помогают развивать в районе:
-
АПК
-
Чёрную металлургию
-
Нефтеперерабатывающую
-
Цветную металлургию
Население: Задание: Самостоятельно прочитать текст о населении региона. (с. 125) и составить визитную карточку населения региона.
Закрепление:
- Назовите основные черты ЭГП региона?
- Оцените природные условия региона для жизни людей и развития экономики района.
- Назовите преобладающий этнос региона. С чем это связано?
- Назовите основную сферу занятости населения. С чем это связано?
Домашнее задание: §27. Подготовить сообщения «Проблемы региона», «Города региона»
Нефтегазодобывающая
Актюбинская область - (Актобе) Атырауская область - (Атырау)Мангистауская область - (Актау) Западно-Казахстанская область - (Уральск)
(нефтегазовая и нефтехимическая)
Актау
(Урал)
Несколько учащихся работают у доски.
Определяют какие области входят в состав района, обл. центры
1. Благоприятные природные условия (равнинная поверхность) 2. Климат суровый. Жаркое и сухое лето, холодная и малоснежная зима. Осадков 300-430 мм, уменьшается с севера на юг. Выпадают в основном летом. Толщина снежного покрова от 40 см. к югу уменьшается. 3. Почвы плодородные - чернозёмные, серые лесные, лугово-степные и каштановые. Благоприятны для земледелия. 4. Выгодное окраинное и приграничное ЭГП. Граничит с Россией и практически всеми регионами Казахстана. 5. Проходят крупнейшие транспортные магистрали. Вывод: Район имеет выгодное ЭГП.
Минеральные ресурсы: А) добыча угля (Экибастузский, Майкубенский, Убаганский бассейны) Б) железная руда (Костанайский бассейн. В том числе Лисаковское месторождение) - 83% от всей республики В) золото (Васильевское, Жолымбет, Бестобе, Акбеит - Акмолинская обл., Майкаин - Павлодарская область) Г) бокситы (Амангельдинское , Краснооктябрьское месторождение) Д) медь (Бозшакольское месторождение) Е) асбест (Житикара) Ж) Поваренная соль (Коряковское, Таволжан, Калкаман) З) титановые руды (Обуховское месторождение) И) строительные материалы - камень. Глина, кварцевый песок, огнеупорные глины, известняк.
24% от общей численности страны Средняя плотность - 6,3 чел/км² (2 место в республике) Большая часть населения сосредоточена в Костанайской области (76%)
Преобладает городское население - 58%. Этносы: казахи, украинцы, русские, белорусы, поляки и т.д.