Урок Особенности климата Африки

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок КЛИМАТ АФРИКИ

Цели:

- знать особенности климата материка;

- показывать кли­матические пояса и характеризовать типичные для них погоды;

- вы­являть зависимость климата от климатообразующих факторов, ана­лизировать климатограммы.

Оборудование: «Климатическая карта Африки», «Физическая карта Африки», климатограммы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам.

  1. Назовите и покажите преобладающие формы рельефа Африки.

  2. Какие горы по высоте преобладают в Африке и почему?

  3. В Северной Африке имеются крупные месторождения топ­ливных полезных ископаемых, а также фосфоритов. Объясните существование этих месторождений полезных ископаемых в данной
    части материка.

  4. Как вы можете объяснить существование неспокойной в тек­тоническом отношении области на востоке Африки?

2. Географический диктант «Рельеф Африки».

Дополните предложения:

  1. Самая высокая точка Африки - ... (влк. Килиманджаро).

2)В рельефе Африки преобладают ... (высокие равнины)

3) Африка в далеком прошлом была частью древнего матери­ка ... (Гондвана).

  1. Северная Африка, побережье и шельф Гвинейского залива богаты ... (нефтью).

  2. Юг материка окаймляют ... (Капские горы).

  3. В Африке добывается самое большое в мире количество которые используются в промышленности и в ювелирном деле. (Алмазов.)

  4. На северо-западе материка находятся горы ... (Атлас).

II. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа.

  • Какие климатообразующие факторы вы знаете?

  • Предположите, какими факторами будет определяться климатАфрики?

2. Работа на контурной карте.

Задание. Обозначьте экватор и линии тропиков, укажите поя­са давления и типы воздушных масс.

- Африка получает солнечного тепла больше, чем любой другойматерик. Над тропиками солнце в течение всего года стоит высоко над горизонтом, а в любой точке между ними два раза в году быва­ет в зените.

Его самое низкое полуденное положение примерно та­ кое же, как в Москве в день летнего солнцестояния. Зимой даже в самых «прохладных» крайних южных и северных районах сред­ немесячные температуры на равнинах не опускаются ниже 8 °С.

3. Работа по климатическим картам в атласе.

  • Определите температуру января и июля в разных частях Аф­рики.

  • Проследите изменения годового количества осадков с севера на юг.


  • Установите связь между количеством осадков и поясами атмосферного давления и воздушными массами. (Почему нисходящие токи не образуют осадков?)

Определите, в каких климатических поясах находится Африка

  • Какие из них основные, какие переходные?

  • Почему воздушные массы перемещаются по сезонам то к северу, то к югу?

  • Определите самые жаркие и влажные, самые холодные и сухие части материка. Объясните их размещение.

  • Укажите изменение температуры в связи с изменением: а) географической широты, б) рельефа, в) океанических течений.

4. Работа с атласом и текстом учебника.

Характеристика климатических поясов Африки.
Класс делят на 4 группы. Равное числу климатических поясов, дополнительно выделяем группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса.

Каждая группа получает свое задание:

1) Описать климат полученного климатического пояса;

2) определить какая климатограмма в атласе соответствует вашему климатическому поясу.

- заполнить в тетроди соответствующую колонку таблицы:

Элементы климата

Климатические пояса

экваториальный

субэкваториальный

тропический

субтропический

Средние температуры

января


Средние температуры

июля


Господствующие ветра


Годовое количество осадков, мм


Режим осадков


Группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:

- Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?

- Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?

- Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?

Выяснить :

- Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)

- Почему полуостров Сомали - одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)

- Почему в пустыне Наиб, находящейся на побережье атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)

Проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы.На доске представителями групп заполняется таблица.

После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.

III. Итог урока.

В о п р о с ы :

  1. Какие географические закономерности прослеживаются в рас­пределении температур на территории Африки?


  1. Если в пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня Сахара или Калахари?


  1. Назовите территории, где выпадает менее 100 мм осадков год. (Полуостров Сомали.) Почему?

Оценивание работы по группам.

Домашнее задание: § 25, стр.98-99 (задание на контурной карте: указать границы поясов, самые жаркие и влажные, самые холодные и сухие части материка.


© 2010-2022