- Преподавателю
- География
- Урок Особенности климата Африки
Урок Особенности климата Африки
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кружко Л.П. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок КЛИМАТ АФРИКИ
Цели:
- знать особенности климата материка;
- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды;
- выявлять зависимость климата от климатообразующих факторов, анализировать климатограммы.
Оборудование: «Климатическая карта Африки», «Физическая карта Африки», климатограммы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по вопросам.
-
Назовите и покажите преобладающие формы рельефа Африки.
-
Какие горы по высоте преобладают в Африке и почему?
-
В Северной Африке имеются крупные месторождения топливных полезных ископаемых, а также фосфоритов. Объясните существование этих месторождений полезных ископаемых в данной
части материка. -
Как вы можете объяснить существование неспокойной в тектоническом отношении области на востоке Африки?
2. Географический диктант «Рельеф Африки».
Дополните предложения:
-
Самая высокая точка Африки - ... (влк. Килиманджаро).
2)В рельефе Африки преобладают ... (высокие равнины)
3) Африка в далеком прошлом была частью древнего материка ... (Гондвана).
-
Северная Африка, побережье и шельф Гвинейского залива богаты ... (нефтью).
-
Юг материка окаймляют ... (Капские горы).
-
В Африке добывается самое большое в мире количество которые используются в промышленности и в ювелирном деле. (Алмазов.)
-
На северо-западе материка находятся горы ... (Атлас).
II. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
-
Какие климатообразующие факторы вы знаете?
-
Предположите, какими факторами будет определяться климатАфрики?
2. Работа на контурной карте.
Задание. Обозначьте экватор и линии тропиков, укажите пояса давления и типы воздушных масс.
- Африка получает солнечного тепла больше, чем любой другойматерик. Над тропиками солнце в течение всего года стоит высоко над горизонтом, а в любой точке между ними два раза в году бывает в зените.
Его самое низкое полуденное положение примерно та кое же, как в Москве в день летнего солнцестояния. Зимой даже в самых «прохладных» крайних южных и северных районах сред немесячные температуры на равнинах не опускаются ниже 8 °С.
3. Работа по климатическим картам в атласе.
-
Определите температуру января и июля в разных частях Африки.
-
Проследите изменения годового количества осадков с севера на юг.
-
Установите связь между количеством осадков и поясами атмосферного давления и воздушными массами. (Почему нисходящие токи не образуют осадков?)
Определите, в каких климатических поясах находится Африка
-
Какие из них основные, какие переходные?
-
Почему воздушные массы перемещаются по сезонам то к северу, то к югу?
-
Определите самые жаркие и влажные, самые холодные и сухие части материка. Объясните их размещение.
-
Укажите изменение температуры в связи с изменением: а) географической широты, б) рельефа, в) океанических течений.
4. Работа с атласом и текстом учебника.
Характеристика климатических поясов Африки.
Класс делят на 4 группы. Равное числу климатических поясов, дополнительно выделяем группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса.
Каждая группа получает свое задание:
1) Описать климат полученного климатического пояса;
2) определить какая климатограмма в атласе соответствует вашему климатическому поясу.
- заполнить в тетроди соответствующую колонку таблицы:
Элементы климата
Климатические пояса
экваториальный
субэкваториальный
тропический
субтропический
Средние температуры
января
Средние температуры
июля
Господствующие ветра
Годовое количество осадков, мм
Режим осадков
Группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:
- Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?
- Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?
- Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?
Выяснить :
- Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)
- Почему полуостров Сомали - одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)
- Почему в пустыне Наиб, находящейся на побережье атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)
Проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы.На доске представителями групп заполняется таблица.
После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.
III. Итог урока.
В о п р о с ы :
-
Какие географические закономерности прослеживаются в распределении температур на территории Африки?
-
Если в пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня Сахара или Калахари?
-
Назовите территории, где выпадает менее 100 мм осадков год. (Полуостров Сомали.) Почему?
Оценивание работы по группам.
Домашнее задание: § 25, стр.98-99 (задание на контурной карте: указать границы поясов, самые жаркие и влажные, самые холодные и сухие части материка.