- Преподавателю
- География
- Статья Технолого-экономическое образование в рамках перехода на ФГОС
Статья Технолого-экономическое образование в рамках перехода на ФГОС
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Марушкина В.А. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технолого-экономическое образование в рамках перехода на ФГОС
Начальная школа перешла на обучение в соответствии со стандартами второго поколения. Государственный образовательный стандарт основной школы утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от «17» декабря 2010 г. № 1897). Это означает, что основная школа переходит на обучение в соответствии с требованиями новых стандартов. Специальное внимание уделяется проблеме формирования общеучебных (метапредметных) умений.
Существенная особенность нового образовательного стандарта заключается в том, что требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы определены на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном. В связи с этим, каждый из нас несет ответственность не только за знания и умения учащихся, формируемые при изучении своего предмета, но и за формирование качеств личности каждого школьника и, что не менее значимо, его способностей к познанию.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы стратегические задачи, которые ориентируют всю систему российского образования на развитие в соответствии с национальными интересами с учетом общемировых тенденций. Начиная со школы, предполагается «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности». Таким образом, в российском образовании усиливается практическая направленность на основе реализации компетентностного подхода. Практико-ориентированному образованию необходимо базироваться на разумном сочетании традиций и новаций - фундаментальное образование и практическая подготовка. Такое образование необходимо для того, чтобы способствовать инновационному развитию современной России.
Традиции российского фундаментального образования построены на «знаниевой» парадигме, основой которой является триада «знания - умения - навыки». При этом основное внимание уделяется усвоению знаний, которые, согласно теории, обладают развивающим потенциалом. В качестве методологической основы такого образования выступают взаимосвязанные компетентностный и деятельностный подходы. Более известный в теории и практике образования деятельностный подход предполагает, что весь процесс обучения имеет деятельностный характер. А компетентностный подход направлен на формирование компетентностей учащегося. Компетенции - это способность использовать знания и навыки, мотивы, социальные характеристики и другие особенности, которые имеют важное значение для эффективной деятельности человека. Компетентность представляет собой интегрированное качество, которое проявляется как умение мобилизовать знания и опыт на решение конкретных проблем
Построение образования с учетом практико-ориентированной парадигмы становится стратегическим направлением развития школьного экономического образования. Чтобы установить и реализовать взаимосвязь теоретического и практического аспектов обучения экономике в школе, разработана модель формирования компетентности старшеклассников.
Объектом формирования компетентности в экономической сфере являются учащиеся старших классов школы, изучающие экономические дисциплины. Целью их обучения, с точки зрения компетентностного подхода, можно считать формирование способностей и готовности справляться с настоящими и будущими проблемами их жизнедеятельности и самим активно формировать свою жизненную позицию.
Методическая концепция формирования компетентности базируется на деятельностном подходе к обучению. Суть его заключается в том, что в центре внимания находится ученик. При этом знания не только передаются учителем, но и сами обучающиеся создают и развивают свою базу знаний, чтобы научиться самостоятельно решать проблемы. Именно поэтому процессы обучения осуществляются через активный контакт обучающихся с окружающим миром. Старшеклассники сами расширяют свою базу знаний для последующего решения проблем, то есть эти знания не передаются им учителем.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать благоприятную учебную среду и, поддерживая, побуждая и консультируя обучающихся, сопровождать учебные процессы. Комплекс предлагаемых методов обучения экономике включает как известные активные методы обучения (имитационные игры (ролевые игры, деловые игры), проекты, изучение конкретного случая (кейс-метод), сценарии, мастерские будущего), так и методы, ориентированные на практическую деятельность (исследования и практика на предприятии, реальная экономическая деятельность).
Нужно отметить, что практико-ориентированное обучение экономике:
во-первых, нацелено на формирование такого педагогического процесса, который способствует развитию системного мышления и активного ответственного поведения человека;
во-вторых, охватывает теоретическое обучение и обучение через практическую деятельность, исключая, таким образом, узкое понимание понятия «деятельность»;
в-третьих, требует наличия специальной практико-ориентированной среды обучения ;
в-четвертых, всегда связано с вопросом об ответственном поведении отдельного человека в обществе;
в-пятых, требует учителей, которые смогут отказаться от традиционной роли посредника при передаче знаний и создать условия для организации деятельности учащихся.
Практико-ориентированное базовое социально-экономическое образование понимается как совокупность всех учебно-воспитательных действий общеобразовательной школы, дающих обучающимся знания, умения, навыки, специфические способности их применять, а также соответствующие модели поведения, которые позволяют целостно рассматривать социально-экономические условия жизнедеятельности, выделять и оценивать их социальные, экономические, политические, правовые, экологические, этические и другие аспекты с точки зрения личности, предприятия, домохозяйства, государства, национальной экономики и мирового хозяйства.
В условиях перехода на ФГОС необходимо обратить внимание на важность технолого-экономического образования, предметных областей «Технология» и «Экономика», как практико-ориентированных метапредметных дисциплин, наиболее способствующих подготовке школьников к самостоятельной трудовой жизни и развития у них предпринимательской активности, знания которых должны использоваться как инструмент организации жизни каждого и его умения зарабатывать на жизнь. Необходимо отметить важность непрерывного технолого-экономического образования школьников на всех ступенях обучения, исходя из требований ФГОС, предусматривающих оптимизацию проектно-исследовательской, учебно-производственной деятельности и всего образовательного процесса в целом.
Несомненно, с каждым днём мир становится более технологичным поэтому, человек, подготовленный к решению жизненных задач, лучше справляется с непростыми ситуациями. Размышляя над этим вопросом с позиций социализации выпускника средней общеобразовательной школы, сегодня становится очевидной важность технолого-экономического образования, учебных предметов «Технология» и «Экономика», знания которых должны использоваться как инструмент организации жизни каждого и его умения зарабатывать на жизнь, что даёт основание отводить им основные позиции в системе общего образования.
К сожалению, «Технология» и «Экономика» не вошли в перечень дисциплин, составляющих фундаментальное ядро общего образования, хотя в проектах новых ФГОС и базисных учебных планов им отводится важная роль как практико - ориентированным школьным дисциплинам. В соответствии с опубликованными проектами БУП и примерными программами, «Технология» как обязательный предмет изучается до 7 класса, а «Экономика» как раздел обществознания или самостоятельный предмет может появиться лишь на старшей ступени образования. Невозможно при таких условиях реализовать целевые установки преподавания названных предметов и достичь личностных, предметных и метапредметных результатов, требуемых стандартами, а также обеспечить готовность школьников к профессиональному самоопределению.
С введением новых государственных стандартов на всех этапах обучения, в рамках технолого-экономического образования намечается тенденция качественного совершенствования системы организации учебно- воспитательного процесса, появляется реальная возможность для повышения значимости предметных областей «Технология» и «Экономика» через создание условий, способствующих:
- разработке и внедрению различных моделей и вариантов основных образовательных программ общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, позволяющих в полной мере решать задачи, стоящие перед «Технологией» и «Экономикой», как практико - ориентированными предметными областями;
- пониманию всеми субъектами образовательного процесса вопроса об обязательности непрерывного изучения «Технологии» в общеобразовательных учреждениях с 1-11 классы и «Экономики» с 8 - 11 классы, как дисциплин поведенческой направленности, способствующих развитию технологической культуры, предпринимательской активности и качеств, экономической грамотности школьников, и в первую очередь, способствующих их профессиональному самоопределению.
Анализируя место и роль предметов «Технология» и «Экономика», в сравнении с другими дисциплинами, считается возможным моделировать основные образовательные программы школ с учетом отведения этим предметам основных позиций и рассмотрения их как метапредметных дисциплин, способствующих формированию универсальных учебных действий учащихся на всех этапах обучения. Это позволит сформировать у учащихся целостное представление о мире.
«В концепции федеральных государственных стандартов общего образования (стандарты второго поколения)» подчеркивается, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут «иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний» [5, с.17].
Таким образом, формирование и развитие общеучебных (метапредметных) умений учащихся, обеспечивающих развитие интеллектуальных способностей школьников, способности к самообразованию и саморазвитию, социальную адаптацию личности, является важнейшим из направлений модернизации школьного образования.
Сегодняшнему выпускнику школы уже недостаточно иметь просто набор знаний, умений и навыков, он должен быть готов к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способен решать встающие перед ним жизненные, социально значимые и профессиональные проблемы, для чего ему необходимо обладать определенным набором компетенций. Высокий уровень владения учащимися универсальными (метапредметными) умениями является стартовым «капиталом» для формирования такого набора.
ЛИТЕРАТУРА
-
Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения, общедидактический аспект [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977. - 254с.
-
Демидова, М.Ю. Общеучебные умения: требования стандарта и возможности реализации [Текст] / М.Ю. Демидова, В.С. Рохлов // Естествознание. - 2005. - №1. - С.19-29.
-
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 35 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Перминова, Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования: Методическое пособие [Текст] / Л.М. Перминова. - СПбАППО, 2006. - 64
-
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко: Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
-
Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
-
Татьянченко, Д.В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом [Текст] / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Завуч. - 2000. - №7. - С.38-63.
-
Усова, А.В. Формирование у учащихся учебных умений [Текст] / А.В. Усова, А.А. Бобров. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
-
Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
-
standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587