Рабочая программа к курсу географии 7 класса

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальная бюджетная образовательная организация

«Алчинская основная общеобразовательная школа»


Рассмотрено Согласовано Рассмотрено Утверждаю

методическим объединением Заместитель директора на заседании педсовета Директор школы

по УВР Протокол №__294___ _______Ш.П. Уталиев

Протокол №_____6_________ ________Хадисов Ш.М. от «_27_»____08___2015г. Приказ №____63______

От «_24_»____08________2015г. «__26_»____08_____2015г. от «_28_»____08____2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет - География_

Ступень обучения (класс) - основное общее, класс - 7

Количество часов ___70 ч._____

Учитель __ _Ерекешева Карылгаш Якузаевна_

Программа разработана на основе авторской программы И.В. Душиной. География. Программа. 6-11 классы, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2011г.,































1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.В. Душиной. Данная рабочая программа составлена в соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте основного образования (география) этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». Однако при составлении программы курса 7 класса в её содержание были включены элементы знаний и из других разделов стандарта - «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и геоэкология».

Главная цель курса - развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях дифференциации (от планетарного до локального);

  • создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

  • усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых - человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;

  • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;

  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

  • учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

Отбор изучаемых стран проводится не только исходя из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учётом спецификации этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

В данном курсе особое внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории, а главное - отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).

В структурном отношении курс состоит из введения и четырёх разделов: «Современный облик планеты Земля», «Главные особенности природы Земли», «Континенты и страны», «Природа Земли и человек».



2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС

«МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ»

(2 ч в неделю, 70 часов)


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема курса

Количество часов

Введение

2

Раздел I. Современный облик планеты Земля

7

Геологическая история Земли

1

Географическая среда и человек

2

Освоение Земли человеком

4

Раздел II. Главные особенности природы Земли

17

Рельеф

3

Климат и воды

6

Природные зоны

3

Самые крупные природные комплексы Земли - материки и океаны

4

Раздел III. Континенты и страны

36

Африка

7

Австралия и Океания

3

Южная Америка

5

Антарктида

1

Северная Америка

4

Евразия

16

Раздел IV. Природа Земли и человек

3

Повторение по курсу « География. Материки, океаны, народы и страны».

5

Итого

70

Введение (2 ч)

Что такое страноведение. Страноведение прошлого и нашего времени.

Источники географических знаний, их разнообразие. Географическая карта - особый источник географических знаний. Многообразие географических карт. Способы картографического изображения. Географические описания, страноведческие характеристики.

Практическая работа

  1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.

Раздел I

Современный облик планеты Земля (7 ч)

Геологическая история Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Материки и части света. Материки Старого и Нового Света. Понятие «географическое положение»; влияние географического положения на формирование природы территории. Особенности ГП каждого материка и океана.

Географическая среда и человек. Понятие «географическая оболочка» и «географическая среда». Основные свойства географической оболочки, пространственная неоднородность и её причины. Разнообразие природы Земли. Зональные и азональные природные комплексы суши и океана. Понятие «природная зона». Смена природных комплексов на равнинах суши, в горах и в океане. Широтная зональность и вертикальная поясность на суше и в океане. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Пограничные области суши и океана - особые природные комплексы. Человечество - часть географической оболочки. Изменения географической оболочки под воздействием деятельности человека.

Практическая работа

  1. Характеристика природной зоны своей местности и её изменений под влиянием деятельности людей.

Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком Земли. Предполагаемые пути расселения людей по материкам. Численность населения Земли. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, по удаленности от океанов. Карта плотности населения Земли. Главные области расселения.

Человеческие расы и этносы. Крупнейшие этносы. Малые народы. Карта народов мира. Миграции этносов. Современные религии и их география. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Культурно-исторические регионы мира. Памятники всемирного культурного наследия.

Практическая работа

  1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира.

Раздел II

Главные особенности природы Земли (17 ч)

Рельеф. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли. Практическое значение знаний о строении и развитии литосферы.

Равнины и горы материков, закономерности их размещения в зависимости от строения литосферы и движения литосферных плит. Общие черты в строении рельефа «южных» и «северных» материков, различия и их причины. Изменения рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности.

Закономерности размещения на материках месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Различия в рельефе и минеральных ресурсах отдельных материков. Природные памятники литосферы материков.

Практическая работа

  1. Сравнение рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различий (по выбору).

Климат и воды. Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на материках. Климатообразующие факторы. Воздушные массы, их типы, циркуляция. Климатические карты. Климатические пояса и области; закономерности их размещения. Особенности климатов «южных» и «северных» материков. Климат и человек. Влияние климатических условий на размещение населения. Адаптация человека к климатическим особенностям территории, средства защиты от неблагоприятных воздействий.

Мировой океан - главная часть гидросферы. Особенности природы. Воды суши. Общая характеристика внутренних вод континентов; зависимость их от рельефа и климата. Закономерности питания и режима вод суши. Черты сходства и различия вод материков. География «речных цивилизаций». Водные ресурсы материков, их размещение и качество. Изменение вод под влиянием хозяйственной деятельности. Природные памятники гидросферы.

Природные зоны. Проявление закона географической зональности в размещении живых организмов на Земле. Типы почв материков. Особенности растительности, почв и животного мира основных природных зон материков. Своеобразие органического мира каждого материка. Культурные растения и домашние животные. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Наиболее благоприятные для жизни человека природные зоны.

Практическая работа

  1. Описание растительного и животного мира материков по картам.

Самые крупные природные комплексы Земли - материки и океаны. Особенности природы и населения «южных» материков. Особенности природы и населения «северных материков». Число океанов на Земле. Особенности ГП каждого из океанов. Основные черты рельефа дна океанов. Климат, водные массы, основные поверхностные течения. Особенности органического мира каждого из океанов. Проявление зональности, природные пояса. Освоение и хозяйственное использование океана человеком. Экологические проблемы и пути их решения.

Практическая работа

  1. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций океана (по выбору).

Раздел III

Континенты и страны (36ч)

Способы накопления страноведческих знаний.

Типовая структура географической характеристики территории. Краткое описание истории открытия и исследования континента, главные особенности его природы и населения. Деление континента на крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Состав территории и страны региона. ГП отдельных стран. Влияние ГП на природу страны и жизнь населения.

Основные черты природы и природных богатств стран региона. Сочетание типичного и особенного в природных условиях и природных богатствах стран региона. Влияние на природу и хозяйственную деятельность населения прилегающих частей океанов. Отражение природных условий в образе жизни людей.

Исторические особенности заселения территории. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры народов региона. Главные особенности населения: язык, религия, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи).

Исторически сложившиеся виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Современные виды хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

Антропогенные и культурные ландшафты в странах региона. Экологические проблемы, связанные с природопользованием, стилем жизни и уровнем экономической культуры населения. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

Крупные города, их ГП, планировка, внешний облик. Основные объекты природного и культурного наследия человечества в регионах и странах материка.

Африка (6 ч). Особенности природы. Население. Политическая карта материка и её изменения во времени. Деление континента на крупные регионы. Страны Северной Африки. Египет. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. ЮАР.

Практическая работа

  1. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки.

Австралия и Океания (3 ч). Особенности природы. Население. Австралия - страна-материк. Океания. Состав региона. Природа и люди.

Практическая работа

  1. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору).

Южная Америка (5 ч). Особенности природы. Население континента. Страны востока материка. Бразилия. Страны Ан. Венесуэла. Перу. Чили.

Практическая работа

  1. Выявление основных видов хозяйственной деятельности населения Андийских стран.

Антарктида (1 ч). Особенности природы. Проявление зональности в природе континента. Освоение Антарктики человеком. Международный статус материка. Влияние Антарктики на природу Земли. Достижения географической науки в изучении южной полярной области планеты.

Практическая работа

  1. Определение целей изучения южной полярной области Земли и составление проекта использования природных богатств материка в будущем.

Северная Америка (4 ч). Особенности природы. Население. Канада. Соединённые Штаты Америки. Страны Средней Америки. Мексика.

Практическая работа

  1. Установление по картам основных видов природных богатств Канады, США и Мексики.

Евразия (16 ч). Особенности природы. Население. Страны Северной Европы. Норвегия. Швеция. Страны Западной Европы. Великобритания и Ирландия. Германия. Нидерланды. Бельгия. Франция. Австрия. Швейцария. Страны Восточной Европы. Польша. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдова. Дунайские страны. Страны Южной Европы. Испания и Португалия. Италия и Балканские страны. Страны Юго-Западной Азии. Турция. Грузия. Азербайджан. Армения. Страны Южной Азии. Индия. Страны Центральной и Восточной Азии. Казахстан и страны Средней Азии. Монголия. Китай. Япония. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

Практическая работа

  1. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам.

  2. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии.

  3. Отражение на контурной карте размещения природных богатств Индии.

Раздел IV

Природа Земли и человек (3 ч)

Географическая оболочка как среда жизни человека. Природные условия и ресурсы. Виды природных ресурсов.

Взаимодействие природы и человека. Рациональное и нерациональное природопользование. Изменение природы в планетарном, региональном и локальном масштабах. Источники загрязнения окружающей среды. Сохранение качества окружающей среды. Необходимость международного сотрудничества в использовании и охране природы Земли.

Роль географической науки в рациональном использовании природы. Методы географической науки: географические описания, картографические модели в географических исследованиях, сравнительно-географический метод, статистический, исторический и полевой методы. Аэрокосмические и другие дистанционные методы. Применение новейших методов исследования. Изучение природы на Земле и за её пределами.

Практическая работа

  1. Моделирование на карте основных видов природных богатств материков и океанов.





3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

знать/понимать:


  • основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы (богатства);

  • различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий материков и акваторий океанов;

  • связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;

  • меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:


  • выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и океанах стран мира;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на разных материках и в океанах, а также обеспеченность природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткие географические описания и характеристики разных территорий на основе разнообразных источников географической информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • для свободного чтения карт различного содержания;

  • для оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран;

  • для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.








ПЕРЕЧЕНЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ (НОМЕНКЛАТУРА)

Тема «Африка»

Природа: Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, п-ов Мадагаскар, Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулканы Килиманджаро Камерун; реки Нигер, Конго, Замбези; озёра Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.

Страны: Египет (Каир), Алжир (Алжир), Марокко (Рабат), Нигерия (Абуджа, Лагос), Конго (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), Танзания (Додома), Замбия (Лусака), ЮАР (Претория, Кейптаун).

Тема «Австралия и Океания»

Природа: п-ов Кейп-Йорк, Большой Австралийский залив, острова Новая Зеландия, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр-Норт.

Города: Канберра, Сидней, Мельбурн.

Тема «Южная Америка»

Природа: Панамский перешеек, Карибское море, остров Огненная Земля; горы Анды, Аконкагуа, Бразильское и Гвинейское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности; реки Парана, Ориноко; озёра Титикака, Маракайбо.

Страны: Бразилия (Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу), Аргентина (Буэнос-Айрес), Венесуэла (Каракас), Перу (Лима), Чили (Сантьяго).

Тема «Северная Америка»

Природа: п-ова Флорида, Калифорния, Аляска; заливы Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский; острова Канадского Арктического архипелага, Большие Антильские, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба; реки Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Юкон, Рио-Гранде; озёра Великие (американские), Виннипег, Большое солёное.

Страны: Канада (Оттава, Монреаль, Калгари, Ванкувер), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сиэтл), Куба (Гавана).

Тема «Евразия»

Природа: п-ова Таймыр, Кольский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея, Балканский, Апеннинский, Пиренейский; моря Северное, Аравийское; заливы Финский, Ботнический, Бискайский, персидский; проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский; острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан; горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулканы Кракатау, Этна; реки Обь с Иртышом, Лена, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одра, Висла, Сена, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Меконг; озёра Онежское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

Страны: основные страны крупных регионов Евразии, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.







4.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

УМК для учащихся

1Душина И.В., Смоктунович Т.Л. «География: материки, океаны, народы и страны: страноведение: 7 класс», М. : Вентана-Граф, 2012.

2.Атлас с комплектом контурных карт «Материки, океаны, народы и страны», М : АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2010.

3. Контрольно-измерительные материалы. Жижина Е.А. М.: Вако, 2015.

УМК для учителя

1.Душина И.В., Смоктунович Т.Л. «География: материки, океаны, народы и страны: страноведение: 7 класс», М. : Вентана-Граф, 2012.

2.Душина И.В., Смоктунович Т.Л. «География: материки, океаны, народы и страны: страноведение: 7 класс : сценарии уроков», М. : Вентана-Граф, 2009.

3.Атлас с комплектом контурных карт «Материки, океаны, народы и страны», М : АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2010.

4. Контрольно-измерительные материалы. Жижина Е.А. М.: Вако, 2015.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Экран.

Интернет-ресурсы:

geo.1september.ru/urok/

my-geography.ru/

www/uchportal.ru/load/7652

geo.metodist.ru

proshkolu.




















5.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Отметка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты


  1. Критерии выставления отметок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления отметок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.



Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.


Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.


Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Отметка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Отметка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Отметка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта - это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе "Условные знаки".

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.










Календарно-тематическое планирование


по географии в 7 классе


2015/2016 учебный год










Тема урока

Практические работы

Количество часов

Дата

План

Факт

Введение. (2 ч)


1

Что такое страноведение.

1

1.09

2

Источники географических знаний, их разнообразие.

№ 1 «Группировка карт учебника и атласа по признакам»

1

5.09

Раздел 1.Современный облик планеты Земля (7 ч)


Геологическая история Земли (1 ч)


3

Происхождение материков и впадин океанов

1

8.09

Географическая среда и человек (2 ч)


4

Понятие « географическая оболочка» и «географическая среда».

№2 «Характеристика природной зоны своей местности и ее изменений под влиянием деятельности людей».

1

12.09

5

Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и вертикальная поясность на суше и океане.


1

15.09

Освоение Земли человеком.(4 ч)


6

Предполагаемые пути расселения людей. Численность населения Земли

1

19.09

7

Неравномерность размещения населения.

Страны мира и их население

№3. «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира».

1

22.09

8

Религии мира и культурно-исторические регионы

1

26.09

9

Повторение и обобщение раздела «Современный облик планеты Земля».

1

29.09

Раздел 2.Главные особенности природы Земли (17 ч).


Рельеф Земли (3 ч)


10

Планетарные формы рельефа.

1

3.10

11

Равнины и горы материков,

закономерности их размещения в зависимости о строения литосферы и движения литосферных плит.

1

6.10

12

Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности.

№4 «Сравнение форм рельефа Евразии и Африки. Определение сходств и различий»

1

10.10

Климат и воды. (6ч)


13

Климатообразующие факторы.

1

13.10

14

Климатические пояса и области.

1

17.10

15

Климат и человек.

1

20.10

16

Мировой океан - главная часть гидросферы.

1

24.10

17

Воды суши. Закономерности их питания и режима вод суши.

1

27.10

18

Изменения вод суши под влиянием хозяйственной деятельности.

№5 «Описание крупных объектов гидросферы на материках и оценка обеспеченности водными ресурсами разных материков и их регионов».

1

31.10

Природные зоны (3 ч)


19

Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов.

1

10.11

20

Природные зоны субтропических поясов.

1

14.11

21

Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов.

№6 «Описание растительного и животного мира материков по картам»

1

17.11

Самые крупные природные комплексы на Земле - материки и океаны (4 ч)


22

Особенности природы и населения «южных» материков.

1

21.11

23

Особенности природы и населения «северных» материков.

1

24.11

24

Природа Тихого и Индийского океанов. Освоение и хозяйственное использование океана человеком.

1

28.11

25

Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Освоение и хозяйственное использование океана человеком.

№7 «Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой и рекреационной функции океана».

1

1.12

26

Повторение и обобщение раздела «Главные особенности природы Земли».

1

5.12

Раздел 3. Континенты и страны (36 ч)


Африка (7 ч)


27

Особенности природы Африки.

1

8.12

28

Население. Политическая карта материка и ее изменения во времени.

1

12.12

29

Страны Северной Африки. Египет.

1

15.12

30

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.

№8 «Определение по картам природных богатств Центральной Африки».

1

19.12

31

Страны Восточной Африки. Эфиопия.

1

22.12

32

Страны Южной Африки. ЮАР.

1

26.12

33

Повторение по теме « Африка».

1

29.12

Австралия и Океания (3 ч)


34

Особенности природы.

1

35

Население. Австралия - страна- материк.

№9 «Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии».

1

36

Океания. Состав региона. Природа и люди.

1

Южная Америка (5 ч)


37

Особенности природы.

1

38

Население континента.

1

39

Страны востока материка. Бразилия

1

40

Аргентина.

1

41

Страны Анд. Перу. Чили. Венесуэла.

№10 «Выявление основных видов хозяйственной деятельности населения Андийских стран».

1

Антарктида (1 ч)


42

Особенности природы.

№ 11. « Определение целей изучения южной полярной области Земли и составление проекта использования природных богатств материка в будущем».

1

Северная Америка (4 ч)


43

Особенности природы.

1

44

Соединённые Штаты Америки.

1

45

Канада.

1

46

Страны Средней Америки. Мексика.

№12 «Установление по картам основных видов природных богатств Канады, США и Мексики».

1

Евразия (16 ч)


47

Особенности природы. Население.

№13 «Составление каталога народов Евразии по языковым группам».

1

48

Страны Северной Европы. Швеция. Норвегия. Финляндия. Дания. Исландия.

1

49

Страны Западной Европы. Великобритания и Ирландия. Франция.

№14 «Сравнительная характеристика Великобритании и Франции».

1

50

Страны Западной Европы. Нидерланды. Германия. Швейцария. Бельгия. Австрия.

1

51

Страны Восточной Европы. Польша. Страны Балтии.

1

52

Белоруссия. Украина. Молдова.

1

53

Чехия. Словакия. Венгрия. Румыния. Болгария.

1

54

Страны Южной Европы. Италия и Греция. Португалия. Балканские страны.

1

55

Страны Юго-Западной Азии. Турция. Грузия. Армения. Азербайджан.

1

56

Страны Южной Азии. Индия.

№15 «Отражение на контурной карте размещения природных богатств Индии».

1

57

Страны Центральной Азии. Казахстан и страны Средней Азии. Монголия.

1

58

Страны Восточной Азии. Китай.

1

59

Япония.

1

60

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

1

61

Повторение по теме « Евразия».

1

62

Повторение и обобщение раздела

« Континенты и страны»

1

Природа Земли и человек (3 ч)


63

Географическая оболочка как среда жизни человека.

1

64

Взаимодействие природы и человека.

1

65

Роль географической науки в рациональном использовании природы.

№16 «Моделирование на карте основных видов природных богатств материков и океанов».

1

66

Повторение по разделу « Природа Земли и человек».

1

67

Повторение по разделу

« Современный облик планеты Земля».

1

68

Повторение по разделу « Главные особенности природы Земли».

1

69

Повторение по разделу

« Континенты и страны».

1

70

Повторение по курсу

« География. Материки, океаны, народы и страны».

1



© 2010-2022