Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад


Здоровьесберегающие технологии на уроках географии


Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье школьников - это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии на уроках географии - задача особой важности для преподавателей географии. Моя задача состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

На уроках географии, прежде всего, обеспечиваю условия для здорового развития детей:
1. Создаю физиологические основы учебно-воспитательного режима: учитываю время трудоспособности, утомляемость, учебную нагрузку, провожу физкультминутки.
2. Даю гигиеническую оценку условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).
3. Формирую здоровый образ жизни.

Медицинские работники отмечают существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем детей.

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости учеников, преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем.

В своей практической деятельности одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемому предмету, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На своих уроках максимально использую игровые моменты и разнообразные формы проведения уроков: урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие, экскурсии, практические работы на местности.

Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Основной задачей в своей работе вижу дополнение образовательной программы по географии системой оздоровительных физических упражнений.

Так, в начальном курсе географии на практической работе по выполнению глазомерной съемки участка местности, ученики в течение 45 мин находятся в постоянном движении на свежем воздухе. Целесообразно класс разделить на маленькие группы, тем самым задействовать в работе каждого ученика.

Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, использую шаблоны - рисунки растений и животных, которые получают ученики, подбегая по очереди к столику, а затем к настенной карте «Природные зоны мира » и крепят шаблоны. Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой.

Особое место и значение имеют уроки - экскурсии, уроки - практикумы на местности, где главными целями являются уменьшение психологической нагрузки на учеников, достижение усвоения учащимися особенностей природных компонентов и физико - географических процессов своей местности.

На уроках слежу за правильностью осанки учеников, ввожу систему разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.

Домашняя работа учащихся - особый вид самостоятельной работы, который проходит без непосредственного руководства учителя, поэтому он особо нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения и без риска для здоровья детей.

Практика показывает, что домашняя работа способствует физическому и душевному благополучию учащихся и протекает наиболее эффективно, если:

  • Правильно выбран объем домашнего задания.

  • Учитываются индивидуальные особенности учащихся.

  • Организуется оперативная помощь, не сковывая инициативу и самостоятельность учеников.

При отборе заданий на дом ориентируюсь на средний уровень подготовленности учеников. Использую дифференцированный подход, для сильных учащихся даю дополнительные смысловые нагрузки, предлагаю задания, требующие творческого поиска, правильных способов решения.

Для слабоуспевающих школьников предусматриваю определенные меры помощи. Дифференцированные, индивидуальные, добровольно-обязательные домашние задания по выбору способствуют развитию хорошо успевающих и одаренных детей, углублению их знаний и развитию интересов, слабым школьникам такие работы позволяют испытывать чувство успеха, дают возможность проявить себя, свои сильные стороны, а значит, являются эффективным средством для улучшения здоровья, как физического состояния, так и душевного благополучия. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, неудовлетворенности, а также сформировать положительное отношение учащихся к домашней работе, в своей практике подбираю задания с учетом индивидуальных способностей детей. Опираясь на личный опыт, хочется отметить, что положительными результатами работы по изучению степени дозирования домашнего задания являются постоянное повышение уровня обученности учащихся, положительная мотивация, уменьшение утомляемости, эмоциональная и физическая релаксация, что, несомненно, способствуют сохранению здоровья слабым школьникам. Такие работы позволяют испытывать чувство успеха, дают возможность проявить себя, свои сильные стороны, а значит, являются эффективным средством для улучшения здоровья, как физического состояния, так и душевного благополучия.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровьесберегающие технологии относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.



Библиографический список:

1. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.

2. Журнал «География в школе» №7/ 2005

3. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей - будущее народа.- М.: Просвещение, 1988.

4. Шапцева Н.Н. Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.- сост. Н.Н. Шапцева, 2009.

5. Беседы о здоровье школьников: Книги для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1992.

© 2010-2022