РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 6 - 9 КЛАССЫ

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКС(к) "ВОЛГОГРАДСКАЯ С(к)ОШИ № 2"



Согласовано Согласовано Утверждено

Руководитель МО Заместитель директора Директор

по УВР

__________(_______) ____________(_______) _________(_______)

Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О.

Введено в действие

Протокол №______ приказом

Приказ №____от____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ


НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


6 - 9 КЛАССЫ



Учитель: Базуева Екатерина Анатольевна




Рассмотрена на заседании

педагогического совета.

Протокол № _____от ______




Волгоград


СОДЕРЖАНИЕ


1.Пояснительная записка........................................................................................3

2.Роль и место географии в обучении, развитии и воспитании.........................7

3. Формы и средства проверки и оценки результатов обучения........................8

4. Содержание предмета.......................................................................................12

5.Учебно - дидактические материалы ................................................................26

6. Информационно-методическое обеспечение.................................................27

7.Календарно-тематическое планирование........................................................28









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа по географии для учащихся 6 - 9 классов разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г., и ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом:

  • География. 6 кл. С приложением: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н.Соломина. - М.: Просвещение, 2013.

  • География. 7 кл. С приложением: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н.Соломина. - М.: Просвещение, 2013.

  • География 8 кл. С приложением: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н.Соломина. - М.: Просвещение, 2013.

  • География материков и океанов. Государства Евразии: 9 кл.:Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н.Соломина. - М.: Просвещение, 2013.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования

  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  5. Федеральный компонент государственого стандарта общегообразования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;

  6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;

  7. Федеральным законом от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

  8. Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2015- 2016 уч. году

  9. Учебный план ГКС(к)ОУ "Волгоградская С(к)ОШИ № 2" на 2015/2016 учебный год.

Основная задача курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России и зарубежных государств, показать особенности взаимодействия человека и природы, развития экономики, познакомить с культурой и бытом народов всех континентов, воспитывать бережное отношение к природе Каждый год обучения имеет свои специфические задачи, связанные с изучением учебного материала.

Цель изучения курса географии - развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся со сниженным интеллектом.

Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей. На уроках географии возможно использование следующих видов коррекционной работы:

  • анализ, сравнение и классификация объектов и явлений

  • понимание причинно-следственных зависимостей

  • развитие абстрактного мышления через работу с символами и условными знаками

  • расширение лексического запаса речи

Воспитание любви к своей местности, к своей стране, воспитание позитивного отношения к окружающей среде является основополагающим фактором в обучении.

Курс географии имеет межпредметные связи с другими предметами, основывается на преемственности и использовании уже имеющихся знаний и умений:

  • сезонные изменения в природе (природоведение)

  • история нашего края (история)

  • почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы (естествознание)

  • фольклор (музыка)

  • быт, национальные блюда (СБО)

В процессе обучения происходит формирование способности и готовности использовать элементарные знания и умения в повседневной жизни. Изучение учебного материала по годам обучения опирается на принцип от простого к сложному, от известного к неизвестному.

В процессе обучения происходит формирование БУД:

  • личностных

  • регулятивных

  • познавательных

  • коммуникативных

В связи с этим выделяются следующие задачи.

Личностные БУД

  • уметь идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

  • Проявлять интерес к истории своего народа и своей стране.

  • Проявлять понимание и уважение к ценностям культуры других народов.

  • Уметь оценивать свои и чужие поступки, результаты учебной деятельности.

  • Формировать положительное отношение к процессу познания.

Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:

  1. Участие в проектах.

  2. Творческие задания

  3. Подведение итогов урока.

  4. Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма.

  5. Самооценка события, ситуации.

  6. Ведение «Дневников достижений».

Регулятивные БУД

  • Уметь формировать и удерживать цель деятельности длительное время.

  • Уметь планировать, контролировать и выполнять по заданному образцу.

  • Формировать контрольно-оценочную деятельность направленную на осуществление итогового контроля, оценку результатов своей деятельности.

  • Уметь анализировать свою работу, находить и устранять ошибки.

Выполнение этих задач реализуется в таких видах работы:

  1. «преднамеренные ошибки»

  2. Поиск информации в предложенных источниках

  3. Взаимоконтроль

  4. «Ищу ошибки».

Познавательные БУД направлены на познание окружающего мира, формирование умственных операций, поисковой и исследовательской деятельности.

  • Уметь использовать в работе методы наблюдения, опыт, эксперимент, моделирование.

  • Уметь проверять информацию и находить дополнительную информацию с использованием справочной литературы.

  • Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать, приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи.

Выполнение этих задач возможно при использовании следующих видов работ:

  1. «Найди отличия»

  2. «На что похоже?»

  3. Поиск лишнего.

  4. Лабиринты, цепочки.

  5. Составление и использование таблиц, схем, моделей.

  6. Составление презентаций по изученному материалу.

Коммуникативные БУД

  • Уметь работать с текстом - воспринимать с учётом поставленной задачи, составлять план, делить на смысловые отрезки, озаглавливать, пересказывать.

  • Уметь писать небольшие доклады и рефераты с использование информации из разных источников.

  • Уметь пользоваться монологической и диалогической речью.

Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:

  1. Отзыв о работе товарища.

  2. Составь задание партнёру.

  3. Групповая работа по составлению кроссворда

  4. Отгадай о ком говорили?

  5. Подготовь рассказ.

  6. Опиши устно.

  7. Объясни.

Роль и место географии в обучении, развитии и воспитании.

География, как учебный предмет, имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение начального курса физической географии, а затем географии нашей страны, материков и океанов, государств Евразии позволяет расширять кругозор и знания детей об окружающем мире, дает возможность увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи, является благодатным материалом для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

В программе учебный план расположен по годам обучения: 6 класс «Начальный курс физической географии», 7 класс - «Природа нашей Родины», 8 класс - «География материков и океанов», 9 класс - «География России», «География своей местности»

Обучение учащихся ведется различными методами: словесными, наглядными, практическими.

Словесные методы обучения:

  • -рассказ учителя

  • -объяснение

  • -беседа

  • -работа с книгой

Наглядные методы обучения:

  • -самостоятельные наблюдения

  • -метод иллюстраций

  • -метод демонстраций

Практические методы обучения:

  • -упражнения

  • -учебно-производительный труд

Формы обучения:

  • -коллективные

  • -групповые

  • -индивидуальные.

При планировании учебного материала используются нетрадиционные форы проведения уроков:

  • урок-тест

  • урок-игра

  • урок-путешествие

  • конкурс эрудитов

  • урок-викторина

  • театрализованные уроки

Тематическое планирование предусматривает предметно-практическую направленность обучения, связь с жизнью и другими предметами.

При изучении материала учитывается уровень состояния высших психических процессов учащихся и их познавательных возможностей. Обучение строится на основе использования элементов технологии личностно-ориентированного подхода в обучении. С этой целью в план введен раздел индивидуальной работы с учащимися различных групп обучаемости. Для улучшения мотивации познавательной деятельности используется создание ситуации успеха для каждого ученика. Необходимо чтобы ребенок поверил в свои силы, раскрыл свой учебный и творческий потенциал.

Для учащихся 3 группы обучаемости характерна низкая работоспособность, быстрая утомляемость, отсутствие самостоятельности в работе и большой объем организующей помощи со стороны учителя, использование дополнительных приемов обучения, подсказок. Объем усвоения знаний у таких учащихся довольно мал, им доступны не все виды работ.

Образовательные технологии

1. Традиционный урок.

2. Нетрадиционный урок.

3. Инновационное обучение.

4. Коллективные формы учебы.

5. Игровые технологии.


Типы уроков по дидактическим целям:

  • урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения нового материала).

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

  • Урок обобщения и систематизации ЗУН (повторительно-обобщающий урок)

  • Урок проверки и оценки знаний, умений, навыков (контрольно-проверочный урок)

  • Комбинированный урок

Формы и средства проверки и оценки результатов обучения.

После изучения блока тем спланированы уроки смотра знаний, где осуществляется тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по разделам и темам, а так же письменные проверочные работы и практические занятия

После изучения блока тем спланированы уроки - зачеты, где осуществляется тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по ряду тем или разделов, а так же проведение письменных проверочных работ.

6 класс. «Начальный курс физической географии» Тесты:

  • - « Ориентирование»

  • - « Вода в природе»

  • - «План и карта»

  • - « Положение России на физической карте»

  • - « Карта России»

Практические работы:

  • « Стороны горизонта»

  • « План школьного участка»

  • « План и географическая карта»

  • «Физическая карта»

  • «Горы, различие по высоте»

  • « Использование рек»

  • « Физическая карта полушарий»

7 класс. «География России».

Тесты:

  • «Карта природных зон России»

  • «Зона арктических пустынь»

  • «Зона тундры»

  • «Растительный и животный мир лесной зоны»

  • «Лесная зона»

  • «Зона степей»

  • «Зона полупустынь и пустынь».

  • «Контрольный тест по курсу «География России».

Практические работы:

  • Запись в тетрадь названий и зарисовка наиболее типичных представителей растений и животных, изучаемых природных зон

  • Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых по каждой природной зоне.

  • Изготовление макетов природной зоны арктических пустынь.

  • Зона степей. Зарисовка растений и животных


8 класс «География материков и океанов».

Тесты:

  • «Мировой океан

  • « Африка»

  • «Австралия».

  • «Антарктида»

  • «Северная Америка»

  • «Часть света - Америка».

  • «Растительный и животный мир Евразии»

  • «Евразия»

Практические работы:

  • Обозначение на контурной карте, изученных географических объектов. Для удобства проведения таких работ и в целях лучшего усвоения материала, работа проводится на каждом уроке, из расчета 5 минут от времени урока.

  • Запись в тетрадь названий и зарисовка наиболее типичных представителей растений и животных, изучаемых природных зон.

  • «Практическая работа Зарисовка рыб».

  • «Африка. Зарисовка растений и животных»

  • «Австралия. Зарисовка растений и животных»

  • Антарктида. Изготовление макета.

  • Антарктида. Зарисовка растений и животных.

  • Северная Америка. Зарисовка растений и животных.

  • Южная Америка. Зарисовка растений и животных.

  • Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

9 класс. «География материков и океанов. Государства Евразии».

Тесты:

  • « Наш город»

  • «Европа»

  • «Государства Азии».

  • «Россия».

Контрольные работы:

- «Моя малая Родина»

Практические работы:

  • Составление альбома «По странам и континентам» осуществляется в течение всего года.

  • Зарисовка и подпись растений, животных, занесенных в «Красную книгу».

  • Составление схемы структуры народного хозяйства.

  • Чтение местной периодической печати.

  • Обозначить на контурной карте России свою область.

Общее количество часов по плану, количество часов в неделю.


п/п

Класс

Название курса

Количество часов

В неделю

В год

1

6 класс

Начальный курс физической географии

2час.

68час.

2

7 класс

География России

2час.

68час.

3

8 класс

География материков и океанов ,1 часть

2час.

68час.

4

9 класс

География материков и океанов,2 часть. География Волгоградской области.

2час.

68час.








СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА


6 КЛАСС. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

(68 ч в год, 2 ч в неделю)

Введение (4 ч)

География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года.

Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности.

Географические сведения о своей местности и труде населения.

Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Межпредметные связи

Сезонные изменения в природе, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года («Живой мир», 1-4 классы, «Природоведение», 5 класс).

Практические работы

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником.

Ориентирование на местности (5 ч)

Горизонт. Линия горизонта.

Стороны горизонта.

Компас и правила пользования им.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

Межпредметные связи

Горизонтальное и вертикальное положение (математика).

Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятельность).

Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).

Практические работы

Зарисовка линии, сторон горизонта.

Схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.

Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

План и карта (10 ч)

Рисунок и план предмета.

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

План класса.

План школьного участка.

Условные знаки плана местности.

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

Условные цвета физической карты.

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Межпредметные связи

Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).

Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).

Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.

Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).

Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).

Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.

Изготовление топографического лото.

Формы поверхности Земли (4 ч)

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

Овраги, их образование.

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Межпредметные связи

Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).

Поверхность нашей местности («Живой мир», 1-4 классы, «Природоведение», 5 класс).

Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).

Предметы и явления неживой природы (естествознание).

Образование гор (природоведение).

Практические работы

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.

Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.

Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.).

Вода на Земле (10 ч)

Вода на Земле.

Родник, его образование.

Колодец. Водопровод.

Река, ее части. Горные и равнинные реки.

Использование рек.

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

Болота, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

Острова и полуострова.

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Межпредметные связи

Вода в природе («Природоведение», 5 класс).

Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения («Естествознание», 6 класс).

Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).

Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная деятельность).

Практические работы

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Проведение опытов:

растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

очистка воды фильтрованием.

Упражнения в определении направления течения реки, различении берегов и других ее частей.

Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).

Земной шар (15 ч)

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

Планеты.

Земля - планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Физическая карта полушарий.

Распределение воды и суши на Земле.

Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Первые кругосветные путешествия.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

Природа тропического пояса.

Природа умеренных и полярных поясов.

Межпредметные связи

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика).

Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение).

Кругосветные путешествия (история).

Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятельность).

Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.

Практические работы

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы названий океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.

Карта России (17 ч)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России. Работа с контурными картами.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

Работа с контурными картами.

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа).

Работа с контурными картами.

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.

Реки: Лена, Амур.

Озера: Ладожское, Онежское, Байкал.

Работа с контурными картами.

Наш край на карте России.

Повторение начального курса физической географии.

Контрольная работа.

Межпредметные связи

Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение, 5 класс).

Вода, полезные ископаемые (естествознание, история, 6 класс).

Различение цвета и его оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции - его название - основные месторождения.

Путешествия (на карте) по нашей стране.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

• что изучает география;

• горизонт, линию и стороны горизонта;

• основные формы земной поверхности;

• виды водоемов, их различия;

• меры по охране воды от загрязнения;

• правила поведения в природе;

• отличие плана от рисунка и географической карты;

• масштаб, его обозначение;

• основные направления на плане, географической карте;

• условные цвета и знаки географической карты;

• распределение суши и воды на Земле;

• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;

• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

• расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

• основные типы климатов;

• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

• делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

• читать простейшие планы местности (для начальных классов массовой школы);

• ориентироваться на географической карте, глобусе;

• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);

• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте

7 КЛАСС. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

(68 ч в год, 2 ч в неделю)

Карта России, особенности природы и хозяйства России (11 ч)

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.

Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

Административное деление России.

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.

Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.

Промышленность, ее отрасли.

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

Уровни экономического развития европейской и азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

Карта природных зон России (2ч.).

Разнообразие природных условий в России Природные зоны, закономерности их размещения на территории России

Зона арктических пустынь (5 ч)

Положение на карте. Моря и острова.

Климат. Особенности природы.

Растительный и животный мир. Охрана природы.

Население и его основные занятия.

Северный морской путь.

Тундра (8 ч)

Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.

Климат. Водоемы тундры.

Особенности природы. Растения тундры.

Животный мир тундры.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона (17 ч)

Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.

Климат. Особенности природы.

Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.

Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.

Смешанные леса.

Лиственные леса.

Животный мир лесной зоны.

Пушные звери.

Какую пользу приносит лес.

Лесной промысел, охота.

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

Города Центральной России.

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

Западная Сибирь.

Восточная Сибирь.

Дальний Восток.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

Обобщающий урок по лесной зоне.

Степи (8 ч)

Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения.

Растительный мир степей.

Животные степей.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др.

Охрана природы зоны степей.

Полупустыни и пустыни (6 ч)

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

Климат. Реки. Охрана природы.

Растительный мир и его охрана.

Животный мир. Охрана животных.

Хозяйство. Основные занятия населения.

Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

Субтропики (2 ч)

Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.

Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Высотная поясность в горах (6 ч)

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.

Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.).

Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн.

Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.

Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.

Обобщающий урок по географии России.

Межпредметные связи

Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного и животного мира, охрана растений и животных.

Города нашей Родины («Природоведение», 5 класс).

Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).

Свойства древесины - лесная зона (столярное дело).

Свойства металлов - полезные ископаемые (слесарное дело).

Различение цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

Работа с физической картой и картой природных зон России. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

• пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

• природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

• природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

• типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

• хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

• экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

• правила поведения в природе;

• расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащиеся должны уметь:

• показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

• показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

• устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

• выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся);

• делать несложные макеты изучаемых природных зон;

• принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.

8 КЛАСС. ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

(68 ч в год, 2 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.

Мировой океан (5 ч)

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Межпредметные связи

Сравнение размеров океанов (математика).

Практические работы

Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

Составление схемы хозяйственного использования океанов.

Африка (16 ч)

Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова.

Разнообразие рельефа, климата и природных условий Африки.

Растительность и животные тропических лесов.

Растительность и животные саванн и пустынь Африки.

Население Африки.

Государства Африки, их столицы (Египет, Эфиопия, Танзания, Др Конго, Нигерия, ЮАР - по выбору учителя).

Практические работы

Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.

Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Австралия (8 ч)

Географическое положение и очертания берегов. Острова. Особенности рельефа, климата.

Растительность и животные Австралии. Охрана природы.

Население Австралии (коренное и пришлое).

Города: Канберра, Сидней и Мельбурн.

Океания.

Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.

Практические работы

Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра.

Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Антарктида (5 ч)

Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

Особенности природы Антарктиды.

Современные исследования Антарктиды.

Практические работы

Обозначение на контурной карте изучаемого материка.

Составление альбома иллюстраций по теме «Антарктида».

Северная Америка (9 ч)

Открытие Америки. Географическое положение.

Рельеф. Климат. Реки и озера. Природа Северной Америки. Население и государства.

США. Географическое положение. Столица. Население.

Канада. Мексика. Куба. Географическое положение. Столицы. Основные занятия населения.

Практические работы

Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц.

Южная Америка (11 ч)

Географическое положение Южной Америки.

Рельеф. Климат. Реки Южной Америки.

Природа Южной Америки.

Население и государства. Бразилия, Аргентина, Перу или другие - по выбору учителя, их столицы.

Практические работы

Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазонка, Магелланова пролива. Нанесение изученных государств и их столиц.

Запись названий и зарисовка в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Евразия (13 ч)

Евразия. Географическое положение. Условная граница между Европой и Азией.

Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.

Рельеф. Полезные ископаемые. Климат Евразии.

Реки и озера Евразии.

Растительность и животные Евразии. Международное сотрудничество в охране природы.

Население Евразии.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение;

• особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;

• государства, их положение на материке, основное население и столицы;

• особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.

Учащиеся должны уметь:

• определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;

• находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

9 КЛАСС. ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ.ГОСУДАРСТВА ЕВРАЗИИ.

Западная Европа (7ч)

Великобритания: географическое положение, природа, экономика.

Великобритания: население ,культура, обычаи и традиции.

Франция.(Французская Республика): географическое положение, природа, экономика

Франция: географическое положение, природа, экономика

Германия(Федеративная Республика Германия)

Австрия (Австрийская Республика)

Швейцария(Швейцарская Конфедерация)

Южная Европа(5ч.)

Испания. (Королевство Испания)

Португалия (Португальская Республика)

Италия.(Итальянская Республика): географическое положение, природа, экономика.

Италия: население ,культура, обычаи и традиции.

Греция (Греческая Республика)

Северная Европа( 3ч.)

Норвегия (Королевство Норвегия)

Швеция (Королевство Швеция)

Финляндия (Финляндская Республика)

Восточная Европа (13ч)

Польша(Республика Польша)

Чехия. (Чешская Республика)

Словакия (Словацкая Республика).

Венгрия (Венгерская Республика).

Румыния (Республика Румыния).

Болгария. (Республика Болгария).

Сербия и Черногория.

Эстония (Эстонская Республика).

Латвия (Латвийская Республика).

Литва (Литовская Республика)

Республика Беларусь.

Украина

Молдавия (Республика Молдова)

Центральная Азия(5ч.)

Казахстан (Республика Казахстан)

Узбекистан (Республика Узбекистан)

Туркменистан

Киргизия (Кыргызская Республика).

Таджикистан (Республика Таджикистан).

Юго-Западная Азия (7ч.)

Грузия

Азербайджан (Азербайджанская Республика).

Армения (Республика Армения).

Турция (Турецкая Республика)

Ирак (Республика Ирак).

Иран (Исламская Республика Ирак)

Афганистан(Исламская Республика Афганистан).

Южная Азия (2ч)

Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика.

Индия: : население ,культура, обычаи и традиции.

Восточная Азия (7ч)

Китая (Китайская Народная Республика): географическое положение, природа, экономика

Китай: население ,культура, обычаи и традиции.

Монголия

Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР).

Республика Корея

Япония: географическое положение, природа, экономика

Япония: население ,культура, обычаи и традиции.

Юго-Восточная Азия(3ч)

Таиланд (Королевство Таиланд)

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам)

Индонезия (Республика Индонезия)

Россия (4ч.)

Границы России

Россия (Российская Федерация)-крупнейшее государство Евразии

Административное деление России

Столица и крупные города России.

Межпредметные связи

Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание).

Распад СССР, бывшие союзные республики - государства ближнего зарубежья. Охрана природы - всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история).

Практические работы

Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум), изученных государств Евразии и их столиц.

Практические работы

  1. Обозначение границ России на контурной карте полушарий.

  2. Нанесение на контурную карту изучаемых по программе объектов по каждому району.

  3. Вычерчивание простейших схем структуры народного хозяйства.

  4. Обозначение своей области на карте России.

  5. Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

  6. Изготовление из пластилина или глины моделей Солнца, Земли и Луны.

  7. Изготовление из пластилина модели вулкана.

  8. Знакомство с публикациями об освоении космоса в периодической печати.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение;

• особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;

• государства, их положение на материке, основное население и столицы;

• особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.

Учащиеся должны уметь:

• определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;

• находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.


Учебно - дидактические материалы


Библиотечный фонд.


1.Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя.

2.Справочные материалы: справочники по географии, энциклопедии, книги для чтения, атласы, контурные карты.

3.Программно-методические материалы: программа по географии для специальных(коррекционных)образовательных учреждений VIIIвида.

4.Дидактические материалы к урокам географии.


Печатные пособия.


1.Таблицы по темам программы

2.Портреты

3.Карты мира(в соответствии с требованиями программы)

4.Карты материков, их частей и океанов(в соответствии с требованиями программы)

5.Карты России (в соответствии с требованиями программы)

6.Рельефные физические карты (в соответствии с требованиями программы)

7.Демонстрационный и раздаточный материал.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.


1.Приборы,инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч.на местности)

2.Модели (в соответствии с требованиями программы)

3.Коллекции (в соответствии с требованиями программы)

4.Гербарии(в соответствии с требованиями программы)


Информационно-методическое обеспечение

1. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. Начальный курс физической географии 6кл.Изд. "Просвещение" 2013.

2. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География России.7кл. Изд. "Просвещение" 2013

3. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География материков и океанов.8кл. Изд. "Просвещение" 2013

4. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География материков и океанов (Страны Евразии) 9.кл. Изд. "Просвещение" 2013.

5. Т.М.Лифанова. Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии 6.кл. Изд. "Просвещение" 2013.

6. Государственная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 видов (сборник-1) -М.: Владос,2001-под редакцией В.В.Воронковой.













28


© 2010-2022