Программа кружка по краеведению (5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»



Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей физики,химии,биологии, географии

Протокол № ___

от « » _сентября_2015 г.,


Руководитель: ________

/....И.А. Глушаница. /

Согласовано

заместитель директора по УВР



________/_И.И. Кишалова /

«___» __сентября_ 2015 г





Утверждено:

Директор школы:





_______/ Н.В. Шабалкина/

«_____» _сентября_ 2015 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по краеведению

класс __5__

на_2015 -2016__учебный год





Ф. И.О. учителя: Корзинина Л.А.

(учитель географии, высшая категория)







КОСТРОМА,

2015

Пояснительная записка.

Стремясь к далёким землям и странам, мы порой забываем, что совсем рядом есть неизвестная нам земля - наша малая Родина. Познакомившись с ней, ребята сделают для себя много открытий.
Данная рабочая программа учебного курса составлена на основе пособия - автор: Бекенёва Л.А. и др. «География Костромской области», Кострома, 1995 и является дополнением к школьным программам по географии, истории, это одна из форм краеведческой работы.

Основная направленность программы: способствовать возрождению духовности у юного поколения, привитие любви к своей родной земле, дать дополнительные знания по истории своего края, культуре, познакомиться с его прошлым и настоящим, изучить природу и хозяйство родного края.

Актуальность программы состоит в том, что сейчас назрела острая необходимость в воспитание активной гражданской позиции, бережного отношения ко всему, чем богата Костромская земля. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях поможет восстановить связь поколений, пробудить национальное достоинство, воспитать патриота, хозяина своей земли.
«Я - костромич!» - должно звучать гордо.
Отличительная особенность данной программы состоит в тщательном отборе краеведческого материала, в подаче учащимся новой для них информации.
Учитывается проблематика всего дополнительного образования: оказывается поддержка талантливым детям, создаются условия для раскрытия их способностей и возможностей , организация досуга учащихся.
Своеобразная особенность программы заключается в большом количестве экскурсий по тем местам, которые связаны с содержанием программы.
родного края, воспитание думающей, творческой личности, которой можно будет доверить будущее родного края. Программа интегрированная, так как включает знания по истории, географии, экологии, культурологии.


Цель курса: с помощью разнообразной учебной деятельности создать условия для развития интереса к изучению своего родного края.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1) Образовательные:
-дать представление об историческом прошлом края
-познакомить с основными достопримечательностями
-изучить символику города и области
-изучить особенности природы области
-дать представление об основных источниках знаний, сформировать умения работать с различными источниками знаний
- изучить экономику родного края (промышленная сфера)
2) Воспитательные
-прививать любовь и бережное отношение к родному краю,
-сохранение духовной культуры, воспитание патриотических чувств, уважения к историческому наследию предшествующих поколений
-активизировать работу по экологическому воспитанию
3) развивающие:
-развитие познавательного интереса к изучению родного края
-расширить школьные знания по краеведению и экологии
-совершенствование практических умений и навыков
-мотивация учащихся на творческую деятельность


Работа по реализации данной программы предполагает участие детей в поисковой и исследовательской работе, что помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Учащиеся приобретают навыки общения со справочной литературой, с различными картами, знакомятся с новой для них терминологией. Это способствует развитию потребности к самостоятельному добыванию знаний по краеведению. Так же предусматривается участие детей в массовых мероприятиях, конкурсах.

Принципы построения и реализации программы:
Добровольности с учётом собственных интересов, склонностей, без специальной подготовки.
Развитие мотивационной сферы - от случайного интереса к устойчивым потребностям интеллектуального развития личности.
Дифференцированный подход (учитывать различную подготовку учащихся,
предусматривать индивидуальный подход к каждому ребёнку, использовать различный набор методов, приёмов и форм работы - принцип гибкости).
Принципы научности и в то же время доступности материала.
Принцип межпредметности (связь с историей, географией, биологией , экологией, культурологией).
Принцип коллективообразования( активное привлечение учащихся к совместной деятельности, участию в совместных мероприятиях).


Режим работы объединения:
0,5 года обучения - 1 занятие в неделю (1 час)

Формы организации работы учащихся:
Теоретическая часть: лекции, беседы, сообщения, семинары.
Практическая часть: практические работы, экскурсии, викторины, просмотр видео -материалов, тестирование, подготовка рефератов.

Место предмета в базисном учебном плане:

Согласно учебному плану МБОУ «Средней общеобразовательной школы №7» города Костромы на изучение краеведения в 5 классе отводится 17 учебных часов из компонента внеурочной работы образовательного учреждения из расчета 0,5 учебный часа в неделю.

практических работ - 2, контрольное тестирование - 1,.

Структура курса:

В структурном соотношении курс состоит из семи разделов: «Введение», « История древнего города», «Природа Костромского края», « Исторические достопримечательности», «Производство», «Бренды Костромского края», « Знаменитые костромичи прошлого и современности», « Итоговое занятие».

Материальная база:

-Кабинет
-географические карты
-атласы
-таблицы
-коллекции полезных ископаемых
-гербарий
-коллекции промышленного сырья
- наборы открыток
-научная литература








Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика


1.


Введение


1


1


0


2


История древнего города


3


2


1


3


Природа Костромского края.


8


6


2


4


Исторические достопримечательности.


1


1


0


5


Производство Костромской области.


1

1


0


6


Бренды Костромского края


1


1


0


7


Знаменитые костромичи прошлого и современности


1


1


0


8


Итоговое занятие.


1


1


0


Итого:


17


13


3



Содержание рабочей программы

1. Вводное занятие. ( 1 час)
Цели, задачи, содержание курса. Что такое краеведение .

2. История древнего города. ( 3часа)
История заселения Костромского края славянами. Когда и кем основан город. Период княжения Юрия Долгорукого и князя Василия. Почему князя Юрия называли Долгоруким. Борьба сыновей Всеволода Большое Гнездо за великое Владимирское княжение и первое летописное упоминание о Костроме. Значение торгового пути от Ярославля к Городцу. Различные версии происхождения названия города. Символика города и области. Гербы и флаги города и области. Застройка города. Пребывание Екатерины в Костроме.
Практическая работа - зарисовка флагов области и города, герба города в различных технологиях.

3. Природа Костромского края. ( 8 часов)
Географическое положение и границы области. Рельеф и полезные ископаемые области.
Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых. Климатические особенности области.
Реки области. Волга - великая русская река. Значение Волги в экономике города. Волга в прошлом и настоящем. Волга - главная торговая улица города.. Озёра области. Галичское и Чухломское озёра. Костромское водохранилище. Экологические проблемы водоёмов. Практическая работа по заполнению физической карты Костромской области.
Геологическая история органического мира Костромской области. Работа с коллекцией древних остатков растительного и животного мира. Растительный мир области. Природные зоны. Характерные растения этих зон. Практическая работа - работа с гербарием растений. Охраняемые растения области. Кологривский лес- государственный заповедник. Просмотр кинофильма «Кологривский лес». Животный мир области. Представители Костромской фауны. Охраняемые животные. Сумароковская лосеферма.

Выполнение тестовых заданий по разделу «Природа Костромской области».

4. Исторические достопримечательности. (1час)
Святыни Костромского края. Фёдоровская икона Богоматери. История обретения и судьба этой святыни. Сказание об иконе. Богоявленский монастырь

Ипатьевский монастырь - колыбель дома Романовых, его историко -архитектурный ансамбль.
Царская семья Романовых. Избрание на царство Михаила Романова. Исторические связи Романовых с Костромским краем.
Иван Сусанин - герой земли Костромской. Памятник Ивану Сусанину
(старый и новый памятник).
Пожарая каланча - архитектурный символ Костромы. Творчество
архитектора П.И.Фурсова.
Беседка Н.Островского. История постройки беседки, экскурсия к
беседке.
Усадьба «Щелыково». Творчество Н. Островского.


5.Производство Костромской области.(1час)
Древние ремёсла Костромского края. Лапотники, катали, печники, маляры, кузнецы, резчики по дереву, «богомазы». Производство колоколов, традиции льняного рукоделия, Галичские кружевницы, искусство вышивания, лоскутное шитьё. Гончарное производство (Петровская глиняная игрушка).
Электроэнергетика. Предприятия ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Волгореченская ГРЭС.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Фанплит, мебельный завод.
Практическая работа-знакомство с образцами продукции заводов. Лёгкая промышленность. «Лён -любит поклон», традиции льняного рукоделия. Предприятия льняной промышленности.
Ювелирное производство.

Пищевая промышленность. Предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, молочный завод, кондитерки, комбинат «Высоково»).

6.Бренды Костромского края (1час)

Ипатьевский монастырь - колыбель дома Романовых, его историко -архитектурный ансамбль.
Царская семья Романовых. Избрание на царство Михаила Романова. Исторические связи Романовых с Костромским краем.
Иван Сусанин - герой земли Костромской. Памятник Ивану Сусанину.

Кострома -малая родина Островского

Кострома - родина Снегурочки.

Кострома-ювелирная столица

Кострома-сырная столица


7. Знаменитые костромичи прошлого и современности. (1 час)
Ефим Чесняков -художник сказочных чудес, биография, его основные
произведения.
Н.А.Некрасов и Костромской край.
Маршал А. Новиков, биография. Другие по желанию ребят.
М. Пуговкин, Р. Дубовицкая и другие (по желанию ребят).


8. Итоговое занятие.(1 час)
Викторина по краеведению

Календарно - тематическое планирование учебного предмета на учебный год



Наименование тем курса


Кол-во часов


Организационные формы взаимодействия учителя и ученика


1


Вводное занятие.
Техника безопасности.

Краеведение.

Что мы будем изучать.


1


Беседа, тестирование, опережающие задания на урок-отчёт.


2

История древнего города.
Версии названия города Костромы.


1


Беседа.


3


Юрий Долгорукий - основатель города.


1


Беседа, с элементами лекции. Опережающее задание.


4


Символика города и области


1


Беседа с элементами практики.


5

Природа Костромского края.
Географическое положение и границы области.


1


Урок-практикум, работа с картой.


6

Рельеф и полезные ископаемые.


1


Урок-практикум, работа с картой, работа с коллекцией горных пород.


7

Климатические особенности области.
Климат (построение розы ветров, вычисление средней температуры).


1


Урок-практикум.


8


Реки области.

Волга - великая русская река.


1


Лекция с элементами практики, работа с картой.


9


Озёра области.


1


Лекция с элементами практики, работа с картой.


10

Растительный мир области.

Охраняемые растения.

Кологривский лес.


1


Урок-практикум, работа с гербарием.


11


Животный мир области. Охраняемые животные. Сумароковская лосеферма.


1


Урок-лекция.


12


Тестирование по теме: « Природа родного края»


1


Урок контроля


13


Святыни Костромского края.


1


Беседа.

14

Древние Костромские ремёсла.

Современное производство.

1

Урок-лекция.

16

Бренды Костромского края

1

Беседа, презентации

15

Гордость Костромского края. Выдающиеся люди прошлого и современности.

1

Беседа, презентации

17

Викторина «Я люблю свой край»

1

Урок контроля

Календарно - тематическое планирование учебного предмета на учебный год

№п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Виды

деятельности

Формы контроля

Практические работы

Оборудование

Наглядность

Дата проведения

план

факт

1

Краеведение.

Что мы будем изучать.

Урок изучения нового материала

Цели, задачи, содержание курса. Что такое краеведение .


Работа в тетради, со словарём

фронтальный

Карта области, набор открыток

2

Версии названия города Костромы

Комбинированный

История заселения Костромского края славянами. Когда и кем основан город. Период княжения Юрия Долгорукого и князя Василия. Почему князя Юрия называли Долгоруким. Борьба сыновей Всеволода Большое Гнездо за великое Владимирское княжение и первое летописное упоминание о Костроме. Значение торгового пути от Ярославля к Городцу. Различные версии происхождения названия города. Символика города и области. Гербы и флаги города и области. Застройка города. Пребывание Екатерины в Костроме.

Работа с дополнительной литературой по Костромскому краю

индивидуальный

Карта области, набор открыток

3

Юрий Долгорукий - основатель города

Урок изучения нового материала

Работа с дополнительной литературой по Костромскому краю

Фронтально-индивидуальный

Карта области, набор открыток, портрет Юрия Долгорукого

4

Символика города и области

Урок-практикум

Работа с дополнительной литературой по Костромскому краю, выполнение рисунков

индивидуальный

1. Изображение Костромской символики

Картины, фотографи изображение Костромской символики

5

Географическое положение и границы области.

Урок изучения нового материала

Географическое положение и границы области. Рельеф и полезные ископаемые области.
Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых. Климатические особенности области.


Реки области. Волга - великая русская река. Значение Волги в экономике города. Волга в прошлом и настоящем. Волга - главная торговая улица города.. Озёра области. Галичское и Чухломское озёра. Костромское водохранилище. Экологические проблемы водоёмов.


Геологическая история органического мира Костромской области. Работа с коллекцией древних остатков растительного и животного мира. Растительный мир области. Природные зоны. Характерные растения этих зон. Практическая работа - работа с гербарием растений. Охраняемые растения области. Кологривский лес- государственный заповедник. Просмотр кинофильма «Кологривский лес». Животный мир области. Представители Костромской фауны. Охраняемые животные. Сумароковская лосеферма.

Выполнение тестовых заданий по разделу «Природа Костромской области».


Работа с физической картой

Фронтально-индивидуальный

Физическая карта Костромской области

6

Рельеф и полезные ископаемые.

Урок изучения нового материала

Работа с физической картой, коллекцией горных пород

Фронтально-индивидуальный

Физическая карта Костромской области

7

Климатические особенности

Урок изучения нового материала

Работа с климатической картой

Фронтально-индивидуальный

2.Построение розы ветров, анализ климатичеких карт

Климатическаякарта Костромской области

8

Реки области.

Волга - великая русская река.

Комбинированный

Работа с физической картой. Работа с дополнительной литературой по Костромскому краю

Фронтально-индивидуальный

Физическая карта Костромской области

9

Озёра области.

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой по Костромскому краю

Фронтально-индивидуальный

Физическая карта Костромской области фотографии, картины с изображением озёр

10

Растительный мир области.

Охраняемые растения.

Кологривский лес.

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой по Костромскому краю и гербарием

индивидуальный

Гербарий. Фотографии растений

11

Животный мир области.

Охраняемые животные. Сумароковская лосеферма.

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой по Костромскому краю

индивидуальный

Картинки, фото животных

12.

Контрольная работа по теме: « Природа родного края»

Урок-контроль

Проверить уровень знаний и умений по данной теме.

Работа с тестами

индивидуальный

тесты

13

Святыни Костромского края.

Урок изучения нового материала

Святыни Костромского края. Фёдоровская икона Богоматери. История обретения и судьба этой святыни. Сказание об иконе. Богоявленский монастырь

Ипатьевский монастырь - колыбель дома Романовых, его историко -архитектурный ансамбль.
Царская семья Романовых. Избрание на царство Михаила Романова. Исторические связи Романовых с Костромским краем.
Иван Сусанин - герой земли Костромской. Памятник Ивану Сусанину
(старый и новый памятник).
Црковь Воскресения на Дебре, история постройки, архитектурно -
художественные особенности застройки храма.
Пожарая каланча - архитектурный символ Костромы. Творчество
архитектора П.И.Фурсова.
Беседка Н.Островского. История постройки беседки, экскурсия к
беседке.
Музей деревянного зодчества Берендеевка. История создания
музея (просмотр кадров художественного фильма «Снегурочка»).
Усадьба «Щелыково». Творчество Н. Островского.
Кострома - родина Снегурочки.

Работа с дополнительной литературой по Костромскому краю

Фронтально-индивидуальный

Фотографии икона Божьей Матери.

14

Древние Костромские ремёсла.

Современное производство.

Урок изучения нового материала

Древние ремёсла Костромского края. Лапотники, катали, печники, маляры, кузнецы, резчики по дереву, «богомазы». Производство колоколов, традиции льняного рукоделия, Галичские кружевницы, искусство вышивания, лоскутное шитьё. Гончарное производство (Петровская глиняная игрушка).
Электроэнергетика. Предприятия ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Волгореченская ГРЭС.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Фанплит, мебельный завод.
Практическая работа-знакомство с образцами продукции заводов. Лёгкая промышленность. «Лён -любит поклон», традиции льняного рукоделия. Предприятия льняной промышленности. Экскурсия в музей льна.
Ювелирное производство. История возникновения в Костромской области ювелирного промысла. Село Красное -на -Волге. Музей ювелирного искусства в Красном- на- Волге.

Работа с дополнительной литературой по Костромскому краю

Фронтально-индивидуальный

Фотографии, картины с изображением древней продукции

15

Бренды Костромского края

Урок изучения нового материала

Ипатьевский монастырь - колыбель дома Романовых, его историко -архитектурный ансамбль.
Царская семья Романовых. Избрание на царство Михаила Романова. Исторические связи Романовых с Костромским краем.
Иван Сусанин - герой земли Костромской. Памятник Ивану Сусанину.

Кострома -малая родина Островского

Кострома - родина Снегурочки.

Кострома-ювелирная столица

Кострома-сырная столица

Работа с дополнительной литературой по Костромскому краю

Фронтально-индивидуальный

презентации

16

Гордость Костромского края. Выдающиеся люди прошлого и современности.

Урок изучения нового материала

Ефим Чесняков -художник сказочных чудес, биография, его основные
произведения.
Н.А.Некрасов и Костромской край.
Маршал А. Новиков, биография. Другие по желанию ребят.
М. Пуговкин, Р. Дубовицкая и другие (по желанию ребят).

Работа с дополнительной литературой по Костромскому краю

Фронтально-индивидуальный

Фотографии, портреты знаменитостей

17

Викторина

«Я люблю свой край»

Урок-контроль


Проверка уровня знаний по курсу

Работа с дополнительной литературой по Костромскому краю

индивидуальный

Физическая карта Костромской области, набор открыток, кроссворды


Темы курса


Цели контроля


Формы


Срок


1 Введение

Проверить готовность детей к усвоению программы курса

Беседа, тестирование


сентябрь


2. История древнего города.

Проверить умение детей работать с дополнительной литературой

Сообщения ребят


сентябрь


3.Природа Костромского края

Проверить умения ребят работать с картой, чертить розу ветров, заполнять контурную карту. Проверить умения ребят выбирать нужный материал из дополнительной литературы.
Проверить уровень усвоения изучаемого материала.

Практические работы.

Доклады по теме. Тестирование


октябрь-ноябрь

4. Исторические достопримечательности.
Святыни Костромского края.

Проверить умения ребят
выступать с сообщениями по
теме.
Проверить усвоение
материала по теме

Доклады ребят по теме
Решение кроссвордов по теме, конкурс рисунков.


декабрь

5. Производство Костромской области

Проверить усвоение материала по ознакомлению ребят с предприятиями Костромы

Практическая работа

презентации


декабрь

6. Бренды Костромского края

Проверить умение детей работать с дополнительной литературой, делать презентации, сообщения

Доклады ребят по теме, презентации

декабрь


7. Знаменитые костромичи прошлого и современности.

Проверить умение детей работать с дополнительной литературой, делать презентации, сообщения

Доклады ребят по теме, презентации

декабрь


8.Итоговый контроль

Контроль выполнения программы

Конкурс рисунков, сочинений (творческий отчёт). Викторина.


декабрь

Педагогический контроль


Формы контроля:


Текущий (конспекты, выполнение контурной карты, построение розы ветров, расчетные задачи, доклады,

кроссворды).


Итоговый:
конкурс рисунков
сочинение «За что я люблю свой город»

викторина

Педагогический контроль:

Список детей

Достижения

Темы

1

2

3

4

5

6

7

8

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



Список литературы:

Для педагога:


1.Археология Костромского края, Кострома, 1997
2.Бекенёва Л.А. и др. «География Костромской области», Кострома, 1995
3.Бочков В.Н. «Старая Кострома», 1997
4.Бузин А.И. «Костромские художники» «Ветераны войны и труда», Кострома, 1995
5.«Вечная Кострома», фотоальбом, Кострома, 1999
6.«Жизнь замечательных костромичей 13-19 в.в»., Кострома,2003
7.Кучин Н. « Костромской край: города и вехи», Кострома, 2000
8.Кильдышев А. «Фрески церкви Вознесения на Дебре в Костроме», ТОО «ЭКСМИ», Кострома, 1996
9.Лебедев Ю.В. «Костромская Земля» (краеведческий альманах), Костромской фонд культуры. 199
10.Почётные граждане города Костромы 1967-2001 года», Кострома. 2002
11.Природа Костромской области и её охрана, Ярославль, 1976
12.. Шустов А.К. «Кострома. Историческая энциклопедия». Кострома, 2002 13.Яблокова Н.Н. « Кострома» - путеводитель- справочник

Для учащихся:


1.«Азбука юного костромича», Кострома,2002
2.Атлас Костромской области
3.Бедов П. «Знай и люби Костромской край», Кострома, 2003
4.Бекенёва Л.А. и др. «География Костромской области», Кострома, 1995
5.Бочков В. «Заповедная сторона»
6.«Вокруг Щелыково», Ярославль, Верхнее - Волжское книжное издательство, 1988
7. Губернский дом. Вып. 1-60, Кострома 1993-2006
8.Костромская Земля «Краеведческий альманах Костромского общественного фонда культуры», Кострома, 2002
9.Корозина В.Б. «Памятники архитектуры Костромской области», Кострома, 2003
10.Природа Костромской области и её охрана, Ярославль, 1976
11.Полиграфическая продукция (Край Костромской - фотоальбом,М., 1988, «Кострома» - наборы открыток, календари)
12.Шустов А.К. «Кострома. Историческая энциклопедия». Кострома, 2002
13.Информация с электронного носителя «энциклопедия Кирилла и Мефодия».



© 2010-2022