- Преподавателю
- География
- Конспект урока по крымоведению Внутренние воды Крыма
Конспект урока по крымоведению Внутренние воды Крыма
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гасица А.О. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
крымоведение
Урок 12. Внутренние воды Крыма.
Цель урока: выяснить, что относят к внутренним водам, каково разнообразие внутренних вод Крымского полуострова.
Задачи:
- определить значение воды для человека.
- сформировать знание о строении реки, источниках питания
- выяснить какие реки протекают в Крым.
- с помощью физической карты Крыма определить названия самых крупных соленых озер Крыма.
- закрепить знания о расположении крупных гидрологических объектов на территории Крыма.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта Крыма, контурная Крыма, чертежные принадлежности.
Ход урока
-
Организационный момент. Организация учащихся на урок.
-
Проверка знаний.
Назовите основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.
Каковы характерные особенности погоды Крыма?
Назовите виды осадков.
Перечислите возможные стихийные погодные явления в вашем районе.
Назовите местные признаки и приметы изменения погоды.
-
Изучение нового материала.
В целом, внутренние воды Крыма можно разделить на естественные и искусственные. К естественным относят поверхностные (реки, озера) и подземные воды, к искусственным - каналы и водохранилища.
На характер формирования и распределения естественных внутренних вод повлияли следующие природные условия: сравнительно небольшое количество атмосферных осадков, продолжительное сухое лето, распространение в горах карстующихся пород. Все это обусловило бедность Крыма поверхностными водами и неодинаковое распределение их по территории полуострова. Выделяют равнинную степную часть с очень малым числом поверхностных водотоков, и горную лесную со сравнительно густой речной сетью. В горах берут начало почти все реки Крыма. На плоских вершинах яйл рек нет. Реки Крыма, из-за их небольших бассейнов, незначительной длины и малой водности, относят к рекам горного типа. На полуострове имеется 1657 рек и временных водотоков. Из них большую часть составляют реки-карлики длиной до 10 км. Питание рек, в основном, смешанное снегово-дождевое. В их гидрологическом режиме наблюдается два периода. Первый период с декабря по апрель - с высоким уровнем воды, второй с мая по октябрь - с низким уровнем. Периодически уровень рек во втором периоде кратковременно резко поднимается из-за ливневых дождей. При этом, на многих участках режимы рек сильно изменены и зарегулированы, вследствие создания водохранилищ и водозаборных
устройств, которые используются для орошения и водоснабжения. В зависимости от направления стока поверхностных вод, реки Крыма делят на три группы:
1) реки северо-западных склонов Крымских гор: Альма, Бельбек - самая многоводная река Крыма, Кача, Черная и др. Эти реки наиболее полноводны, часто образуют каньоны (Большой каньон Крыма на р. Аузун-Узень, Чернореченский каньон на р. Черная).
2) реки Южного берега Крыма: Учан-Су, Дерекойка, Улу-Узень, Демерджи и др. Эти реки самые короткие, бурные и крутые, часто образуют водопады (Учан-Су на одноименной реке высотой 98 м, Джур-Джур на реке Улу-Узень высотой 15 м, Головкинского на реке Улу-Узень-Алуштинский высотой 12 м и др.).
3) реки северных склонов Крымских гор: Салгир - длиной более 200 км, Мокрый Индол, Чорох-Су и др. Эти реки самые длинные и пологие. Для всех рек горного Крыма характерны селевые паводки, приносящие огромный вред хозяйству.
Крупных пресных озер в Крыму нет, зато насчитывается около 50 озер-лиманов с соленой водой в приморской части равнинного Крыма. Образовались они в результате заполнения морем устьев рек и балок, с последующим отделением от акватории моря пересыпями и косами. Наиболее крупные из них: Сасык (самое большое по площади зеркала - 75 кв. км), Донузлав (самое глубокое - 27 м), Красное. Кирлеутское, Айгульское и др.
За последние несколько десятков лет на многих реках созданы водохранилища и пруды, воды которых используются в хозяйственных целях. Наиболее крупные водохранилища: Чернореченское на р. Черной, Симферопольское на р. Салгир, Партизанское на р. Альма, Загорское на р. Кача и др. Одним из недавно созданных, является крупное Межгорное водохранилище, которое питается водами Северо-Крымского канала. По
этому каналу воды Днепра пришли в Крым в 1963 году. С того времени создана целая сеть каналов, питающихся водами Днепра от магистрального русла. Днепровская вода используется для орошения и водоснабжения. Однако ее использование породило много серьезных экологических проблем. Это повышение уровня грунтовых вод и в
результате - заболачивание, засоление пахотных земель и опреснение соляных озер. Эти проблемы еще требуют своего решения. Помимо поверхностных вод, к внутренним водам Крыма относятся подземные воды. Они накапливаются за счет просачивания атмосферных осадков в верхних водоносных горизонтах. Формирование стока подземных вод происходит, прежде всего, в горном Крыму, где выпадает большое количество осадков, меньшая испаряемость, а сильно закарстованные горные породы способствуют просачиванию воды.
Крупнейшие карстовые источники Крыма: Биюк-Карасу - 1500 л/сек и Скельский - 1380 л/сек.
С гор подземные воды перемещаются в равнинный Крым, где накапливаются в артезианских бассейнах. Наиболее обширны здесь Северо-Сивашский, Белогорский и Альминский артезианские бассейны. В целом же Крым сравнительно беден пресными водами и проблема водоснабжения остается актуальной.
Закрепление.
1. Охарактеризуйте условия, влияющие на формирование и распределение внутренних вод Крыма.
2. Охарактеризуйте особенности формирования речной сети.
3. Как хозяйственная деятельность влияет на водные ресурсы?
Практическая работа: «Нанесение на контурную карту крупных водных объектов».
Рефлексия
-
Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
-
При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?
-
Что вызвало наибольшую трудность?
-
Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?
-
С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?
Домашнее задание: выполнить задания в рабочее тетради на с. 44.