Активизация познавательной деятельности на уроках географии

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.      Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активации познавательной деятельности учащихся, развития устойчивого интереса к предмету.      Данная статья представляет обобщение опыта работы учителя географии над темой самообразования "Актив...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





"Активизация познавательной деятельности на уроках географии ".

из опыта работы учителя географии

Катковой Инны Владимировны






г.Пикалево

2013 год

Содержание:


  1. Введение 3

2. Теоретическая часть 6

2.1. Использование Интернета на уроках географии 7

2.2. Применение метода проектов 8

2.3. Использование Видеоурока 9

2.4. Использование урока-экскурсии 10

2.5. Применение урока-спектакля 11

2.6. Использование урока-праздника и урока-интервью 11

2.7. Использование интегрированного урока 12

3. Результаты применения нестандартных форм обучения

в своей деятельности 14

4. Литература 18



Введение.

Актуальность исследования. В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, "зацепить" так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения.

Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы "Активизация познавательной активности на уроках географии ". Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

Об этом свидетельствует анкетирование уч-ся. Всего обследовано 151человек. Результаты обследования показали, что уровень учебной мотивации у учащихся недостаточный. Познавательная активность снижена.

Рисунок 1.

Выявление уровня учебной мотивации учащихся (в %)


Цель исследования: формирование познавательной мыслительной деятельности у школьников посредством применения нестандартных форм обучения.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме использования нестандартных форм обучения как средства стимулирования познавательной активности подростков на уроках географии.

2. Проанализировать различные подходы к классификации нестандартных форм обучения.

3. Выделить особенности использования нестандартных форм в обучении подростков географии.

Объект: нестандартные формы обучения географии.

Предмет: использование нестандартных форм обучения как средство стимулирования познавательной активности подростков на уроках географии.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение психолого-педагогического опыта в аспекте

изучаемого вопроса; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование (по Н. Лускановой), Ч.Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой, 1987г.).

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Теоретическая часть.

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого - с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Нетрадиционные формы урока географии реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

  • предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок - спектакль, урок - праздник, видеоурок, урок - экскурсия, урок - интервью и другие формы занятий. Рассмотрим некоторые из них.


3.1. Использование Интернета на уроках географии.

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами - средство реализации этих целей и задач.

Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения географии могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.

Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.

Если иметь в виду предмет нашего обсуждения - Интернет, то также важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

  • для включения материалов сети в содержание урока;

  • для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;

  • для ликвидации пробелов в знаниях;

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

  • пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;

  • формировать устойчивую мотивацию к обучению.

Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.

3.2. Применение метода проектов.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

3.3. Использование Видеоурока.

Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям изучаемого народа. В этих целях большое значение имеют видеофильмы.

Достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования познавательной активности учащихся.

Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения.

3.4. Использование урока - экскурсии.

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения географии. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре изучаемых стран.

Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

3.5. Применение урока - спектакля.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений на уроках географии совершенствует устную речь учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры изучаемой страны. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

3.6. Использование урока - праздника и урока - интервью.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в странах, и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению географии, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.


3.7. Использование интегрированного урока.

В современных условиях обучения географии в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения географии. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.

Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.

Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре изучаемой страны.

Богатый материал для организации заинтересованного общения дает МХК. Наиболее необходима связь "МХК и география" при изучении основных достижений мировой и отечественной культуры. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями в различных видах искусства. Знания о выдающихся представителях культуры изучаемой страны, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения.

Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства.

Основными целями интеграции географии с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.






Результаты применения нестандартных форм обучения в своей деятельности.

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

- уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

- отношение учащихся к изучению географии;

- уровень мотивации учения;

- уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников с 6 по 9 класс в 2012 - 2013 учебных годах.

Проведенный анализ уровня обученности за три года, позволяет заключить, что при стабильной 100%-й успеваемости уровень качества знаний уч-ся повысился с 42,3 до 44,2%.

Таблица 1. Динамика уровня обученности учащихся за три года

Учебный год

2010-2011 уч. год

2011-2012

уч. год

2012-2013

уч. год

уровень успеваемости уч-ся

100%

100%

100%

уровень качества знаний уч-ся

42,3%

46,7%

44,2%


Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводилась с помощью теста - рисунка «Твое отношение к уроку географии». Результаты сведены в таблицу 2, из которой виден рост положительного отношения к географии при сокращении нейтрального и отрицательного.

Таблица 2. Динамика изменения отношения к предмету географии за три года (в %)

Отношение

2010-2011 уч. год

2011-2012

уч. год

2012-2013

уч. год

Отрицательное

12

6

2

Нейтральное

19,7

16,5

6.5

Положительное

68,3

77.5

91,5


Для оценки уровня мотивации и познавательной активности старшеклассников был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению основанный на опроснике Ч.Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой, 1987г.), направленный на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. Было проведено два среза.

Во время 1 среза тестировались 151 учащихся в 2010-2011 учебном году, во время 2 среза, через три года, в 2012-2013 учебном году протестированы 95 учащихся. По полученным данным учащихся можно разделить на 5 групп с различным уровнем мотивации.

Сравнительный анализ уровня мотивации школьников на 1 и 2 срезах показывает, что у учащихся происходят значимые сдвиги в сторону позитивного отношения к учению. Изменения можно проследить в таблице 3.

Таблица 3. Динамика изменения уровня мотивации к учению (в %)

Уровень мотивации

Характеристика уровня мотивации

1 срез

2010-2011

2 срез

2012-2013

1 уровень

продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

5,1

10

2 уровень

продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению

18,3

25,8

3 уровень

средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

48,3

43,5

4 уровень

сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению

20

18,7

5 уровень

резко отрицательное отношение к учению

8,3

2


Анализ качественных показателей проведенных срезов, одним из которых была познавательная активность, выявил по тем же тестируемым группам учащихся изменения, которые можно проследить в таблице 4.

Таблица 4. Динамика уровня познавательной активности (в %)

Уровень познавательной активности

1 срез

2010-2011

2срез

2012-2013

Высокая

25

34

Средняя

54,2

56

Низкая

20,8

10

Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование познавательной мыслительной деятельности и устойчивой мотивации к обучению у школьников на основе применения нестандартных форм обучения.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

-использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

-школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

-при применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.

-использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Работая по проблеме "Активизация познавательной деятельности на уроках географии", я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока.

На самом высоком уровне активизации познавательной деятельности учащихся, при котором уже развивается творческое мышление, я считаю, можно использовать проблемное обучение, а также частично-поисковые задания с учетом разнообразных форм и средств активизации.

Системная работа в этом направлении на уроках географии позволила мне добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, возрос интерес к изучению географии.

Для решения поставленных задач применялись методы:

- по степени активности познавательной деятельности:

объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;

- по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;

- по форме взаимодействия: индивидуальные, групповые, фронтальные;

- по приоритету средств: визуальные, вербальные, компьютерные;

- по характеру учебной деятельности: игровые, поисковые, проблемные.









Литература.

  1. Бабанский Ю. К. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. - 1986. - № 11. С.105-111

  2. Бабанский Ю.К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982.

  3. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989.

  4. Гин А.А. «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2001.



  1. Душина И.В. «Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед.институтов» - М.: ООО «Издательство Астрель, 2004.

  2. Давыдов В. В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.

  3. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. - 1987.

  4. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990.

  5. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1990.

  6. Мыльников Д.Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование - 2002 -№9 -С123 -130

  7. Онищук. В.А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение. 1981.

  8. Пидкасистый П.И. "Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении." - М.: Просвещение, 1980.

  9. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.Просвещение, 1992.

  10. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966. №3

  11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

18


© 2010-2022