- Преподавателю
- География
- Пояснительная записка к методическому семинару
Пояснительная записка к методическому семинару
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Юринская И.В. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методический семинар
«Развитие познавательной деятельности обучающихся
на уроках географии и биологии».
Пояснительная записка
Актуальность
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетенций обучающихся, особо остро встаёт проблема реализации поставленных задач в школе.
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций обучающихся.
Значение познавательного, а значит развивающего интереса, заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание обучающихся, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность. Школьник, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как «мертвый груз», а сам процесс обучения- как тяжелую и бессмысленную повинность.
Предлагаемый опыт работы применяется на практике и является одним из подходов к активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии, биологии и во внеурочное время.
Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. В современном обществе для системы образования всё более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (именно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели- творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приёмы обучения.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них- разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.
Активизация познавательной деятельности в обучении географии и биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:
- активизируется познавательная деятельность,
- возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растёт интерес к предметам,
- формируется творческое мышление,
- развиваются коммуникативные способности,
- выполняют задания исследовательского характера,
- применяют полученные знания в жизни,
- работают с дополнительной литературой.
Выводы:
-
Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к географии и биологии;
-
В обучении надо активно работать над развитием всех обучающихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
-
Использование данных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний обучающихся по курсу географии и биологии;
-
Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приёмов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.