Пояснительная записка к методическому семинару

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический семинар

«Развитие познавательной деятельности обучающихся

на уроках географии и биологии».

Пояснительная записка

Актуальность

В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетенций обучающихся, особо остро встаёт проблема реализации поставленных задач в школе.

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций обучающихся.

Значение познавательного, а значит развивающего интереса, заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание обучающихся, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность. Школьник, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как «мертвый груз», а сам процесс обучения- как тяжелую и бессмысленную повинность.

Предлагаемый опыт работы применяется на практике и является одним из подходов к активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии, биологии и во внеурочное время.

Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. В современном обществе для системы образования всё более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (именно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели- творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приёмы обучения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;

- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них- разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Активизация познавательной деятельности в обучении географии и биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:

- активизируется познавательная деятельность,

- возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растёт интерес к предметам,

- формируется творческое мышление,

- развиваются коммуникативные способности,

- выполняют задания исследовательского характера,

- применяют полученные знания в жизни,

- работают с дополнительной литературой.

Выводы:

  1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к географии и биологии;

  2. В обучении надо активно работать над развитием всех обучающихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

  3. Использование данных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний обучающихся по курсу географии и биологии;

  4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приёмов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.





© 2010-2022