- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рубанова О.А. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Переваленская основная общеобразовательная школа №1
Принято на заседании педагогического совета УТВЕРЖДАЮ
Протокол №1 от 31.08.2015г Директор школы:
________Величко С.В.
Приказ №65 от 31.08.2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Рубановой Ольги Алексеевны
по учебному курсу «Начальный курс географии»
6 класс
Базовый уровень
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
-
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2014 г.
-
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2014 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2014 г.
Начальный курс географии - это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Содержание курса
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей. Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты.Земля - одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- предмет изучения географии;
- основные этапы познания планеты;
- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;
Уметь:
Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
РАЗДЕЛ II. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
(11 часов)
Тема 1. План местности (5 часа)
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;
Уметь:
- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;
- определять направления, расстояния;
- читать план местности.
Тема 2. Географическая карта (6 часа)
Глобус - модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.
Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- форму и размеры Земли;
- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;
Уметь:
- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;
- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;
- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;
- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.
РАЗДЕЛ III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБЛОЧКИ (20 часов)
Тема 1. Литосфера (5 часов)
Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора - верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.
Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать:
- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;
Объяснять понятия:
- литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;
Объяснять:
- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Уметь:
- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;
- работать с контурной картой
Тема 2. Гидросфера (7 часов)
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана.Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек.Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники - источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь:
- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождении.
Называть и показывать:
- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.
Тема 3. Атмосфера (6 часов)
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказаниепогоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать:
- пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы);
Уметь:
- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;
- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;
- описывать погоду и климат своей местности.
Тема 4. Биосфера (2 часа)
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необходимость удовлетворения потребностей человечества.
Почвенный покров - особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельностичеловека.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Уметь:
- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры;
- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.
РАЗДЕЛ IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1час)
Человечество - единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- численность населения Земли, основные расы.
Уметь:
- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
-
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
7. Учебная литература
1. Герасимова, Г.П., Неклкжова, Н.П. «Начальный курс географии» - М.: Дрофа, 2014.
Используемый УМК:
-
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс - М.: Дрофа, 2014.
-
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "Физическая география, начальный курс". 6 класс - М.: Дрофа, 2014.
-
А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2014.
-
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
-
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Дополнительная литература:
1. Яворовская И. - Занимательная география - Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
2. Аржанов С. П. - Занимательная география - М.: Просвещение, 2008.
3. Баркоа А.С. - Словарь-справочник по физической географии - М.: Просвещение, 1954.
4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
5. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? - М.: Граф-пресс, 2003.
6. Губарев В.К - Тайны географических названий - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
7. Гумилевкая М. Как открывали мир - М.: Детская литература, 1977.
8. Еремина В.А., Притула Т.Ю. - Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.
9. Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. - М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
10. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) - М.: Дрофа, 2008.
11. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели - М.: Муравей, 1996.
12. Майорова Т.С. География: справочник щкольника - М.: Слово, АСТ, 1996.
13. Перлов Л.Е. - География в литературных произведениях - М.: Дрофа, 2005.
14. Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь - М.: Русские словари, 1998.
15. Постникова М.В. - Тематические кроссворды - М: НЦ ЭНАС, 2006.
16. Пятунин В.Б. - Гимназия на дому (учебное пособие) - М.: Дрофа, 2005.
17. Томилин А.М. - Как люди открывали мир - М.: Просвещение, 2008.
18. Ушакова О.Д. - Великие путешественники - С-ПБ: Литера,2006.
19. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. - география в таблицах и диаграммах - М.: Астрель, АСТ, 2007.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.
Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Календарно-тематический план
Урок
№ урока в теме
Содержание
Кол-во часов
Прим.
дата
изуч.
Факт.
дата
изуч.
Домашнее задание
Ввведение ( 3)
1.
1
Что такое география и как мы ее будем изучать.
1
1-4 сент.
С.3
2.
2
Как люди открывали Землю.
П.Р.№1Нанесение маршрутов путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба.
1
7-11 сент.
§ 1
3.
3
Земля - планета Солнечной системы.
1
14-18сент.
§ 2
Виды изображений поверхности Земли
План местности ( 5 )
4.
1
Понятие о плане местности.
1
21-25 сент.
§ 3
5.
2
Масштаб. Виды масштаба.
1
28.09.-02.10
§ 4
6.
3
Стороны горизонта. Ориентирование на местности.
1
5-9
окт.
§ 5
7.
4
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
12-16
окт.
§ 6
8.
5
Составление простейших планов местности. П.Р.№2Составление плана местности.
19-23
окт.
§ 7
Географическая карта 6
26-30 окт.
9..
1
Форма и размеры Земли.
1
26-30 окт.
§ 8
10..
2
Географическая карта.
1
9-13 ноя.
§ 9
11.
3
Градусная сеть на глобусе и карте.
П.Р.№3Обучение определению географических координат по глобусу и карте.
1
16-20 ноя.
§ 10
12.
4
Географическая широта.
1
23-27 ноя.
§ 11
13.
5
Географическая долгота.
Географические координаты.
30 ноя.-04 дек.
§ 12
14.
6
Изображение на физических картах высот и глубин.
7-11
дек.
§ 13
Строение Земли. Земные оболочки.
Литосфера 5
15.
1
Внутреннее строение Земли
1
14-18
дек.
§ 14
16.
2
Движения земной коры. Вулканизм.
1
21-25 дек.
§ 15
17.
3
Рельеф суши. Горы.
1
28-30 дек.
§ 16
18.
4
Равнины суши.
П.Р.№4Определение по карте географического положения равнин.
1
11-15 янв.
§ 17
19.
5
Рельеф дна Мирового океана.
21-25
дек.
§ 18
Гидросфера. 7
20.
1
Вода на Земле.
1
18-22янв.
§ 19
21.
2
Части Мирового океана. Свойства вод океана.
1
25-29 янв.
§ 20
22.
3
Движение воды в океане.
П.Р.№5Характеристика карты океанов.
1
1-5
февр.
§ 21
23.
4
Подземные воды
1
8-12
февр.
§ 22
24.
5
Реки. П.Р.№6Определение географического положения реки.
1
15-19 февр.
§ 23
25.
6
Озера. П.Р.№6Определение географического положения крупного озера
22-26 февр.
§ 24
26.
7
Ледники
29 фев-04 марта
§ 25
Атмосфера 6
27.
1
Состав, значение и изучение атмосферы.
1
7-11
марта
§ 26
28.
2
Температура воздуха.
П.Р.№7Построение графика годового хода температуры.
1
14-18
марта
§ 27
29
3
Атмосферное давление и ветер.
П.Р.№8Построение розы ветров.
1
28
марта-01 апр.
§ 28
30.
4
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
П.Р.№9Построение диаграммы среднегодового количества осадков по данным.
1
4-8 апр.
§ 29
31.
5
Погода и климат.
1
11-15 апр.
§ 30
32.
6
Причины, влияющие на климат.
18-22 апр.
§ 31
Биосфера 2
33.
1
Разнообразие и распространение живых организмов на Земле.
1
25-29 апр.
§ 32
34.
2
Природный комплекс.
1
2-6 мая
§ 33
Население Земли 1
35.
1
Население Земли.
1
9-13 мая
§ 34
ВСЕГО
35
Методическая литература:
1. Баринова И.И., Суслов В.Г. - Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 6 класс. - М.: Экзамен, 2009.
2. Болотникова Н.В. - Рабочие программы по географии. 6-9кл. - М.: Глобус, 2008
3. Дмитриева Л.М. - Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) , 6 класс.- М.: Дрофа, 2007.
4. Дронов В.П., Савельева Л.А. - Рабочая тетрадь, 6 класс. - М.: Дрофа, 2006.
5. Зотова А.М. - Игры на уроках географии - 6-7 кл. - М.: Дрофа, 2004.
6. Иванова Т.В. - Тематическое и поурочное планирование , 6 класс.- М.: Экзамен, 2006.
7. Клюшникова М.В. - Олимпиады, 6 класс. - Волгоград: Корифей, 2006.
8. Колесник И.В. - Рабочая тетрадь - 6 кл. - Саратов: Лицей, 2006.
9. Кошевой В.А., Душина И.В., Лобжанидзе А.А. - Рабочая тетрадь к учебнику «Мир Земли» - М.: Баласс, 2008.
10. Крылова О.В. - Практические работы, 6 класс. - М.: Вита- Пресс, 2006.
11. Летягин А.А. - Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. 6 класс. - М.: Вентана-Граф, 2008.
12. Летягин А.А., Душина И.В. и др. География: Программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2007.
13. Лобжанидзе А.А., Корниенко Е.В. - Рабочая тетрадь: География. Земля - АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.
14. Нагорная И.И. - Поурочные планы по уч. Т.П. Герасимовой, 6 класс. - Волгоград: Учитель, 2005.
15. Нагорная И.И.. География. 6 класс. Поурочные планы к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюдовой "Начальный курс географии. 6 класс": Метод. пособие. - Волгоград: Учитель, 2004.
16. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: "ВАКО", 2006.
17. Перепечева Н.Н. - Нестандартные уроки: 6-7 кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
18. Петрова Н.Н. - Темы шк. курса: Земля - планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004
19. Петрова Н.Н. - Настольная книга учителя географии.6-11 кл. - М.: Эксмо, 2008.
20. Петрова Н.Н. - Темы шк. курса: План и карта - М.: Дрофа. 2004.
21. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. - М: Глобус, 2008.
22. Савельева Л.Е., Дронов В.П. - Землеведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
23. Шинкарчук С.А. - Доклады, рефераты, сообщения - СПб.: Литера, 2000.
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 - го класса:
Тема "План и карта"
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема "Литосфера"
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема "Гидросфера"
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема "Человечество на Земле"
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япон