Статья на тему Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

В публикации рассматриваются Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в современной школе.        Т.к проблема здоровья населения, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан, поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей. В публикации доказана в процессе сбережения здоровья неоценимая р...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Средняя школа №12

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»


АДРЕС

ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А.Сухомлинский.

Статья на тему Здоровьесберегающие технологии на уроках географии





Обухова Надежда Викторовна.

учитель географии высшей категории КГУ «СШ №12» Житикары

Житикара


Здоровьесберегающие технологии

на уроках географии в современной школе.

Проблема здоровья населения, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан. Сегодня происходят качественные изменения в осознании обществом ценностей жизни и здоровья каждого ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Увеличивается число детей с различными нарушениями здоровья. В связи с этим, каждый педагог, помимо решения педагогических задач, должен содействовать охране и укреплению здоровья детей. Особенно велика в процессе сбережения здоровья роль учителя-предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся, планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Учитель географии Обухова Надежда Викторовна считает, что подготовка ребенка к здоровому образу жизни возможна на основе применения в процессе обучения здоровье сберегающих технологий. Свою работу учитель строит на основе совершенствования учебного процесса с учётом экологического обучения и воспитания.

География - одна из наук, которая тесно связана с темой охраны здоровья человека. Одна из главных задач, которые стремится выполнить на своих уроках Надежда Викторовна - заставить учащихся задуматься о собственном здоровье, а значит, и о здоровье будущих поколений. Ученикам предлагается не только информация к размышлению о вреде тех или иных процессов в окружающей среде, но и вместе с учителем рассматриваются альтернативные методы уменьшения ущерба здоровья человека и других живых организмов. Например, при изучении темы «Солнце и его значение» дети не только узнают о значении Солнца для жизни на Земле, но и знакомятся с тем, какое влияние может оказать солнечное излучение на неокрепший детский организм. Выполняя творческую практическую работу «Солнце - друг, Солнце - враг», учащиеся знакомятся с данными статистики о том, какие заболевания кожи могут возникнуть в результате чрезмерного пребывания на Солнце, узнают, что солнечный ожог можно получить даже в тени. После такого урока ученики Надежды Викторовны наверняка задумаются: стоит ли всё свободное время летом проводить на пляже? Ведь самое ценное, что есть у человека - это его здоровье.

Здоровьесберегающий аспект в обучении - один из кирпичиков, заложенных в фундамент экологического и валеологического образования и воспитания школьников. Экологические проблемы, проблемы сохранения здоровья нации - проблемы, прежде всего, нравственные. Решение этих проблем - приоритетные задачи не только государственной политики, но и личное дело каждого гражданина, патриота своей Родины.

Свою творческую деятельность Надежда Викторовна строит на основе педагогики сотрудничества, личностно-ориентированной направленности процесса обучения. Организация её уроков направлена на предотвращение перегрузок, перенапряжения и обеспечение условий для успешного обучения школьников, сохранение их здоровья. Сочетание современных форм и методов обучения, используемых на уроках, позволяет учителю избегать противоречий между коллективным принципом обучения и индивидуальным характером усвоения информационного блока. Это способствует созданию благоприятных условий для формирования зоны ближайшего развития каждого ученика.

Урок - это зона психологического комфорта. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, на уроках Надежды Викторовны создаётся комфортный микроклимат и благоприятная атмосфера для обучения и межличностного общения. С этой целью учитель использует методы эмоциональной раскачки, дыхательные и релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Богатый дидактический материал, дифференцированный подход в обучении позволяют развивать творческую самоактивность учащихся. С использованием дифференцированного обучения у учащихся повышается мотивация учения, возрастает интерес к изучению предмета т.к. задания учителем подбираются индивидуально в соответствии с возможностями учащихся, и тем самым создаётся ситуация успеха, учащиеся получают положительные эмоции. С использованием дифференциации снижается риск получения стресса, переутомления, умственной усталости и перегрузки у учащихся т. к. для группы слабоуспевающих увеличивается срок выполнения задания или разбивка задания на отдельные порции.

Надежда Викторовна применяет интерактивные, в том числе и игровые технологии. При этом использует метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку. Для обучающихся 5 - 6 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций.

Подростков 12 - 14 лет увлекают путешествия. Для них Надежда Викторовна проводит уроки - экспедиции, уроки - путешествия. Например, «Путешествие капельки» (по теме «Гидросфера»), «Полет на воздушном шаре» (по теме «Атмосфера»), «Восхождение на вулкан» (по теме Литосфера). Вместе с семиклассниками учитель путешествует по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (по теме Мировой океан), «По следам Дэвида Ливингстона» («Африка»), «В царстве бурого медведя» и т.п.

Для повышения мотивации, особенно в старших классах, учитель успешно применяет методы мозгового штурма, групповой дискуссии, исследовательских, творческих, информационных проектов. Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения «мозгового штурма»: все высказываются и все слушают, все имеют равные права, называя идеи; нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше; разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы, идеи не оцениваются и не критикуются. Проект отражает интересы учащихся, их собственный мир. Применение технологии групповой дискуссии позволяет её участникам на основании своих знаний и опыта изучать конкретную проблему, предлагать эффективные пути решения.

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся на своих уроках Надежда Викторовна применяет валеологические модули, связанные с тематикой урока, физкультминутки, искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, использует разные формы работы: групповую и парную работу, индивидуальную. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся учитель использует на уроках видеоматериалы, ЦОРы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся, обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения.

Работа по технологии здоровьесбережения требует максимально эффективной, качественной подготовки к урокам. Но самое главное - у ребят снижается риск получения стресса, переутомления, перегрузок; именно в работе по технологии дифференцированного обучения повышается процент качества знаний обучаемых.

Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Основная задача учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из условий успешного развития социальной и экономической сферы жизни и задача школы не только воспитать всесторонне развитую личность, но и сохранить её здоровье.

Применение Надеждой Викторовной технологий, сберегающих здоровье, дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, развивает личность ребенка и, в конечном счете, снижает риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.

Принцип, которого придерживается Надежа Викторовна - наши дети должны быть здоровыми, жизнерадостными, а значит успешными. Тогда они с удовольствием каждый день будут приходить в школу, где их ждут.

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» (Сократ).


© 2010-2022