Урок по географии на тему Литосфера и рельеф Земли (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока.

Защита проекта «Наша неповторимая Земля».

Цель: -контроль и коррекция знаний учащихся по теме: «Литосфера и рельеф суши»

- формирование у учащихся культуры работы в группах, навыков сотрудничества.

Форма урока: устный журнал

1-й слайд: «Наша неповторимая земля»

Эпиграф: «Дороже всех богатств тебе дана

Бесценная жемчужина одна:

И это разум. Не сравнятся с ним

Рубинам и алмазам дорогим»

А. Наваи

На всем протяжении изучения темы вы узнали очень много нового и интересного, причем большую часть этих знаний вы добывали сами. Но знания без их практического применения мало что значат. И сегодня на уроке мы посмотрим, как вы можете пользоваться своими знаниями. Цель нашего занятия - посмотреть ,насколько полно вы усвоили материал темы и как свободно вы можете оперировать своими знаниями., а заодно порадовать нас живостью ума и резвостью мысли. Итак, начинаем! (Жюри)

2-й слайд: «1-я страница «А что у Земли внутри?»

3-й слайд: «Строение Земли» + макет + плакат

Сначала разминка: нужно ответить на вопросы, которые требуют творческого подхода к решению.

  1. Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с яйцом курицы. Что хотят показать этим сравнением?

  2. Гарун Тазиев - бельгийский вулканолог сказал :»В наше время легче да и проще определить состав звезд, удаленных от нас на миллиарды км, измерить их температуру. . . чем проникнуть в чрево Земли.» Поясните эти слова.

2-я страница «Мир минералов и горных пород»

Ну, с чего бы нам начать?

Объясните для примера

Что такое литосфера?

Чем же сложена она?(Ответы)

Вам коллекция дана

Назовите, что известно?

А еще нам интересно

Отличишь ли ты в природе

Минералы от горной породы?

Группам даются коллекции горных пород магматического, осадочного и метаморфического происхождения. Задание: назвать, объяснить происхождение.(баллы)

Далекое время застыло на камне,

А мы прикоснулись к нему.

Попала к нам в руки великая тайна,

Мы сбросим веков пелену.

Отпечатались листочки на породах древних лет

У кого возникли строчки

Описать их, кто поэт?( домашнее задание: сочинить стихи о горных породах)

А мы переворачиваем страничку

3-я страница: «Природа сошла с ума»

Эта часть нашей работы была самой интересной, вы изучили огромное количество информации, много всего рассказывали друг другу о землетрясениях, о вулканах. И дома каждая группа должна была приготовить по 4 вопроса команде соперника по тому материалу, в котором вы были экспертами и отдельно записать ответы на свои вопросы для жюри. Готовы? Вперед! (Приложение1)

Итак, пока жюри подводит итог, я тоже хочу задать вам несколько коротких вопросов.

  1. Гора с каналами, из которых изливается магма (вулкан)

  2. Отверстие на вершине горы (Кратер)

  3. Канал, идущий из глубины земной коры (жерло)

  4. Излившаяся на поверхность магма (лава)

  5. Подземная вода, нагретая магмой и вышедшая на поверхность (источник)

  6. Периодически фонтанирующие источники (гейзеры)

  7. Вулканы, которые периодически извергаются (действующие)

  8. Вулканы, извержения которых прекратились совсем. (потухшие)

Ну и как всегда у нас на уроках - работа с картой. Здесь записаны координаты вулканов. Назовите их пожалуйста. (Этна, Везувий, Ключевская Сопка)

И мы продолжаем.

4-я страница : «Выше гор могут быть только горы. . .»

И о горах мы с вами тоже очень много говорили. Ваши доклады я обязательно буду использовать и в других классах. Вы собрали обширный и интересный материал о разных горных системах земли. А как называют людей, которые покоряют вершины гор? Правильно, альпинисты. И мы сейчас на короткое время тоже станем альпинистами. Что мы будем делать? Покорять вершину. ( Плакат с изображением горы, преодолевая препятствия, нужно подняться к вершине)

С давних пор привыкли горы

О высотах вести споры

Трудно дети или просто

Вам расставить их по росту?

Анды 6960, Кавказ 5642, Урал1842.

А почему именно так? (Объясняют)

2-я ступенечка для альпинистов:

Найти соответствие между рядами по принципу «горы - их вершины»

Слайд: 1. Алтай а)Аконкагуа

2. Анды б)Белуха

3. Кордильеры в) Пик Победы

4. Тянь-Шань г)Мак-Кинли

5. Урал д)Народная

3-я ступенечка для альпинистов

Горы по высоте мы делим на 4 группы: высочайшие _ 5000м; высокие - 2000м; средние - 1000-2000м; низкие - 500-1000м. За 3 минуты привести по одному примеру гор, соответствующих данным категориям.

И последний рывок:

Я даю координаты

Поищите-ка , ребята

На каких материках гор вершины в облаках?

62 с.ш.; 150 з.д.(Мак-Кинли)

3 ю.ш.; 70 з.д. (Килиманджаро)

29 сш, 87 в.д.( Джомолунгма)

Молодцы!

Следующая страничка нашего журнала «На широких равнинных просторах»

Ребята, сегодня утром по телевизору показывали сеанс связи с инопланетянами. Они прилетели с планеты Ровшар (что обозначает Ровный шар) . Их космический корабль преодолел миллионы световых лет и наши гости просят аварийную посадку. Ваша задача - предложить им место приземления.(Равнина) А что такое равнина? Они не понимают, у них вся планета ровная. (Равнина - это участок земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью. Назовите, пожалуйста величайшие равнины земного шара.(Слайд из уроков К и М). По 2 человека от каждой группы расставляют равнины.

Молодцы! Есть на все в программе мера

Наша тема «Литосфера»

Завершилась, как ни жаль,

И теперь зовет нас вдаль

Гидросфера, оболочка.

Только рано ставить точку,

Знания о земной коре пригодятся детворе!

Я очень на это надеюсь. Подводим итоги. Жюри пожалуйста!

Координаторы, как всегда, ставят оценки членам своей команды, я координаторам ставлю пятерки . Все молодцы!

ПРИЛОЖЕНИЯ.

  1. Стихи - домашнее задание.

Кристалл.

Мне сказал однажды друг:

-Надо спохватиться вдруг

И найти такой кристалл,

Чтоб и в темноте блистал,

А на солнце он горел бы,

А в тумане стал звездой…

Замечтался я…Ой!

Знаю я такой кристалл:

В темноте он не блистал,

И на солнце не горел он,

Только есть один секрет -

Прожил он уже сто лет

И в воде он не тонул,

А огни как не видал,

Но вот странно почему- то,

Жив-здоров этот кристалл!

Не побитый, не помятый,

Весь весенний да опрятный,

И не горя, и не слез,

Цвет - ну прямо как овес!

Он мне в жизнь открыл ворота,

Поняла я, что да как,

Где чего и отчего там.

Но вопрос так не ушел

Что с кристаллом-то творится,

Почему мне ночь не спится?

Почему хожу во сне?

Расскажите-ка вы мне!

Я кристаллик уберу и как будто спрячу,

Я скажу тебе «Чу-у-у!

Я пошла ловить удачу!»


Изумруд

Роет шахты добрый люд

Добывает изумруд.

Он сверкает и блестит

Словно Солнца луч,

Он быстро небо озарит

Ине будет туч!

Гранит

Вот перед нами гранит

Свиду - обычный камень,

Но он великую тайну хранит-

Земли взбунтовавшейся пламень!

  1. Вопросы по теме «Вулканизм».

  1. «Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.»

Что вы можете сказать о извержении вулкана, который А.С. Пушкин описал в этом стихотворении?

  1. Почему вулкан называют вулканом?

  2. Назовите характерные признаки вулкана.

  3. Что главное в вулканизме?

Ответы

  1. Извержение вулкана Везувий в 79-м году до нашей эры. Момент извержения изображен на картине «Последний день Помпеи» К.Брюллова.

  2. По имени римского бога огня Вулкана.

  3. Коническая форма, кратер, извержение лавы, и т.д.

  4. Подъем лавы, излияние ее на поверхность.

Вопросы

  1. Чем вулканы могут отличаться друг от друга?

  2. Что явилось причиной гибели древнегреческого города Помпеи?

  3. Какой вулкан считают потухшим?

  4. Много ли действующих вулканов на земле?

Ответы

  1. Действующие, потухшие, спящие, разной высоты, разного возраста, находятся на суше или в море.

  2. Извержение вулкана Везувий в 79-м году до н.э.

  3. Если извержения не зарегистрированы в наше время.

  4. 800

Вопросы

  1. Несмотря на то. Что обычно вулканы несут за собой смерть и разрушения, их можно рассматривать как одно из благоприятных для населения Индонезии явлений» - писал вулканолог Ван Беммелен. В чем же эта благоприятная роль вулканов?

  2. «Везувий» значит дымящаяся гора. Почему?

  3. Что значит «уснувший вулкан»?

  4. Вулканические бомбы - что это такое?

Ответы

  1. Вулканический пепел обогащает почву, Пемза, обсидиан, базальт используются в строительстве, вблизи вулканов образуются месторождения серы.

  2. Над ним все время поднимается струйка белого дыма.

  3. Вулкан, который считался потухшим, вдруг начал действовать.

  4. Обломки размером 7 см, вылетают в расплавленном состоянии, летят, остывают, падают твердыми.


© 2010-2022