Урок географии Атмосфера ( 6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК: АТМОСФЕРА_ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

Цели:

Образовательные: изучение нового материала (атмосфера, свойства воздуха, состав атмосферы, её строение- представление о трёх основных слоях, особенностях тропосферы; о значении атмосферы)

Развивающие: развивать умение высчитывать температуру воздуха на разных высотах; способности анализировать, делать выводы.

Воспитательные: повышение интереса к изучению предмета, экологическое воспитание; формирование научного мировоззрения.

Оборудование :учебник, презентация,лабораторное оборудование

Ход урока

1. Оргмомент (учащиеся сидят в группах по 4 человека).

Учитель: - Мы начинаем урок. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Выберите ведущего и секретаря в своей группе.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

Учитель: Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух) слайд № 1

Учитель: Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны). Про них есть стихотворение у Андрея Усачева.

« На нашей планете океанов - 4»

Индийский - самый соленый в мире

Океан Атлантический славен сельдями

Ледовитый все время спит подо льдами

А Тихий, конечно вовсе не Тихий

А буйный, глубокий и самый великий.»

Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем» Не догадались?

Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.слайд № 2

Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы:

1. Как обнаружить воздух?

2. Какие свойства есть у воздуха?

3. Значение воздуха для жизни на Земле?

4. Из чего воздух состоит?

5. Отношение человека к воздуху. Слайд № 3

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

Опыт №1 (делает учитель)

Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.

Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)

Результат фиксируется секретарями групп в таблицу, графу «Узнал», в презентации можно увидеть (по щелчку).

Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.

Опыт №2 (проводят ученики)

При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.

Опыт № 3 ( проводят ученики)

Учащиеся машут друг на друга тетрадями.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся Воздух можно осязать, когда он движется.

(в таблицу записываем «можно осязать»)

Учитель: Вам приходилось слышать, как пронзительно свистит свисток. Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель и мы слышим свист.

Закончите вывод: Воздух можно …… (услышать)

( в таблицу записываем «можно услышать»)

2 ступень - свойства воздуха

Учитель: Мы знаем, что воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде.

1.

- Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

- Нет.

- Через стену мы видим соседний класс?

- Нет.

- А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

- Да.

- О каком свойстве воздуха это говорит?

Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы.

2.

- Посмотрите на доску. Какого она цвета?

- Зеленая

- А какого цвета воздух?

- Он бесцветен.

- Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

3.

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

- В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?

- Чистый воздух не пахнет. Слайд № 10

В КАЖДОМ ВОПРОСЕ ВЫДЕЛИТЕ СВОЙСТВА ЗАГАДАННОГО ОБЪЕКТА.

Что всегда в комнате есть, а увидеть его нельзя и потрогать нельзя?

Места не занимает, цвета не имеет, запаха нет, веса нет, а без него нельзя.

Нужен мне, нужен тебе, нужен рыбке в море, галке на заборе.

Собирал его горстями, положил в лукошко. Посмотрел - ничего не видать! Слайд № 11

___________________________________________________________-

Невидим

Не имеет цвета

Не имеет запаха

Не имеет веса

Прозрачный

Необходим всем живым существам

Не занимает места

Не ощутим Слайд № 12

Учитель: Атмосфера есть и других планет, например у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему?

Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере.

4 ступень - Воздух - смесь газов. Слайд № 13.

Фильм слайд № 14-15

Азот как самостоятельный газ был открыт в 1772 шотландским ученым Д. Резерфордом.

Вскоре Антуан Лавуазье установил, что этот газ также входит в состав воздуха. Он дал ему имя азот, происходящее от греческого «безжизненный».

В воздухе содержится 78% азота..

В свободном виде азот - газ без цвета, вкуса и запаха.слайд № 16

---------------------------------------------------------------

А история простая

Джозеф Пристли как-то раз

Окись ртути нагревая

Обнаружил странный газ

Газ без цвета, без названья

Ярче в нем горит свеча

Новый газ из колбы вышел

Никому он не знаком

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком

Человек им тоже дышит? Слайд № 17

Опыт(фильм) слайд № 18

С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь - довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты - мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты).

- О каком газе идет речь?

- Почему воздух полей и лесов чище городского?

- Для чего человеку и другим животным нужен кислород?слайд № 19

__________________________________________________________---

- Почему же содержание кислорода в атмосфере практически не изменяется?

- Кто является основным источником кислорода на Земле?

- Как человек использует кислород?

- Что мы с вами узнали нового о газе кислороде?слайд № 20

Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дыхание и горение, в воздухе. Именно он дал ему латинское название Oxygenium, то есть «порождаемый кислотами».

В свободном виде это газ без запаха, цвета и вкуса. В воздухе содержится 21% кислорода.

Газ кислород поддерживает горение.слайд № 21

- Почему свеча, накрытая стаканом, сначала горит, а потом постепенно гаснет?

- Почему она не гаснет сразу?

В минеральной воде я бурлю

В топочном газе летаю

Растениям пользу несу

Пожар затухать заставляюслайд № 22

консервант и обозначается на упаковке под кодом Е290

для огнетушителей

для производства газированной воды и лимонада.

растения поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза, а без освещения они тоже его выделяют.

не токсичен, но не поддерживает дыханиеслайд № 23

"В некотором царстве, в некотором государстве жила - была старуха Атмосфера, и было у нее три сына: азот, кислород и углекислый газ. Кормила мать детей, пока они не выросли. Один из них был толстый и весил 21 кг. Жили эти братья, не тужили. Однажды стала старуха разжигать печь и попросила сходить их в лес за дровами. Идут они по лесу, одного радостно встречают зеленые растения, тянутся листочками к нему, он нужен им для дыхания, другой оказался среди жуков, зайцев и белок, он им был необходим. Увидели братья в лесу колодец, захотелось им испить водички. Один нагнулся - вода помутнела. Вернулись братья из леса, решила старуха подвергнуть их испытаниям. Кто может растопить печь? Чтобы разгорелись дрова в печке, дунул на них один из братьев, огонь загорелся, чтобы не отстать от брата дунул другой - огонь погас. Разругались братья, разошлись по разным углам, в одной комнате царило веселье, здоровье, радость, в другой - головная боль, слабость, болезни. Несмотря на это они не могли жить друг без друга". Слайд № 24 Примеси слайд № 25

СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫслайд № 26

Фильм слайд № 27

Закрепление- слайд № 28-31

Почему говорят, что в воздухе после грозы пахнет озоном? И что такое озон?слайд № 32

Это явление возникает, когда электрические заряженные частицы, излучаемые солнцем, сталкиваются в ионосфере на высоте 80 -500 км с атомами и молекулами , отчего последние начинают излучать свет ( полярное сияние) слайд № 33

Учитель:

Какое значение атмосферы?слайд № 34

-Воздух необходим для

всего живого на Земле .

-Атмосфера - броня Земли от метеоритов

-Озоновый слой задерживает

вредные космические излучения

-Атмосфера - это мир звуков

-Без атмосферы Земля была бы

безжизненной как Луна

-Атмосфера - это одежда Земли, она не

позволят теплу уходить в космос

слайд № 35- радиозонд

- К нам пришла телеграмма.

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители городаслайд № 36

Учитель:

Перечислите основные источники загрязнения воздуха.

(Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором)фильм слайд № 37

Знаете ли вы, что…слайд № 38

Один легковой автомобиль за 1000 км пробега расходует столько кислорода, сколько человеку необходимо за год.

В сутки автомобиль способен выбросить 20 кг. вредных газов, в составе которых и канцерогенные вещества.

За последние сто лет деятельность людей поставила под угрозу исчезновения 25 тыс. видов высших растений, более тысячи видов позвоночных животных.

Слайд № 39-40-фильмы озоновая дыра, парниковый эффект

Учитель: Вы уже знаете, что для дыхания нам нужен кислород. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, клены, сирень.

Тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.

Более активно «спасает» нас от вредных веществ трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу!

- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Работа в группах.

Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

- Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Учащиеся: установка очистных сооружений

Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

- Какой способ охраны воздуха указан в задачах?

Учащиеся: озеленение окружающей среды

Учитель:

- Сделайте вывод.

Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.слайд № 41

4.Обобщение изученного материала

Учитель: Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 2 вопроса.слайд № 42

Слайд № 43-кроссворд

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

- Назовите тему урока одним словом (воздух)

- Чьи ответы вам понравились больше всего?

Учитель: Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)

6.Домашнее задание.слайд № 44

Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану:

1.Как человек использует воздух

2.Источники загрязнения воздуха

3.Охрана чистоты воздуха


© 2010-2022