- Преподавателю
- География
- Программа курсов по выбору по географии «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – ЗЕРКАЛО ПЛАНЕТЫ»
Программа курсов по выбору по географии «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – ЗЕРКАЛО ПЛАНЕТЫ»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Григорьев Н.П. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Авторская программа по курсу по выбору
Программа курсов по выбору по географии
«ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - ЗЕРКАЛО ПЛАНЕТЫ»
Учитель географии Григорьев Николай Петрович,
Сарсаз- Багряжская основная общеобразовательная школа
Заинского муниципального района РТ
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 18 часов.
Картографические знания являются одной из составляющих школьного географического образования.
Карта - модель действительности, источник информации, инструмент познания отраженной на ней части действительности. Знания общих законов построения карт, их свойства, языкового устройства помогут учащимся более полно их использовать, читать и получать им необходимую информацию. Курс вооружают школьника необходимыми ему знаниями и умениями, расширяют его кругозор, повышают общую культуру.
Первые два раздела содержит общее представления о географических картах и картографии, рассказывается о типах карт. Это будет полезно тем, кто заинтересуется методами составления карт. Значительное место отведено на изучение свойства карт и их языковых особенностей. Выработке навыков анализа картографического языка использованного этих знаний при оформлении домашних и классных заданий контурных карт. Создание своих собственных карт, которые они будут создавать на компьютере. В программу включено радел съёмки местности простейшими приборами. Курс связано со всеми науками о Земли и планета, поэтому будут способствовать укреплению меж предметных связей.
Основные цели курса:
--- научить школьников основами картографии, пробудить у них интерес к этой науки, расширение и углублении знаний по географии;
--- развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на
---продолжения образования, познавательной мотивации; развитие аналитических и синтетических способностей.
Главные задачи курса:
--- систематизировать теоретические и практические знания в области географии;
--- научить читать более сложных топографических план; физических, тематических и комплексных карт;
--- обеспечить необходимую картографическую подготовку учащихся;
--- продолжить и существенно усложнить начатую в курсах физических географии работу по обучению школьников методами составление планов и карт.
--- формировать навыки общей и повседневной географической культуры;
--- создать основу для приобщения к сложной работе географа
--- исследовательской деятельности.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
--- называть существенные признаки плана местности и его отличие от изображения местности на рисунке, аэрофотоснимке;
--- определять на местности и по плану местности стороны горизонта; изображать их на чертеже;
--- определять на местности и по плану местности расстояния; изображать расстояния на чертеже;
--- определять по условным знакам объекты, изображенные на плане; обозначать объекты условными знаками на чертеже;
--- называть и показывать на глобусе и картах полюса линии градусной сетки;
--- определять с помощью градусной сетки расстояния по глобусу и картам;
--- приводить примеры искажений изображений на карте.
--- называть источники знаний и приборы, необходимые для изучения раздела;
--- определять признаки сходства и различия изображений местности на чертежах (на плане местности и карте): а) по условным знакам; б) направлению; в) расстоянию; г) высоте и глубине.
Постановленные цели и задачи реализуются через работу с учебником, дополнительными источниками информации, использование технологий, развивающего обучения, информационных технологий. Значительное место в преподавании должны занять уроки - лекции, практические занятия, полевые работы, групповые и индивидуальные самостоятельные работы, различные виды творческих работ.
Работу завершает игра «Последний герой».
Тема игры: « Карта - второй язык географии»
Критерием оценки для учащихся послужит вклад во время игры. В игре будут участвовать все учащиеся, которые прошли курс по картографии.
Тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
Введение. Картография - наука о географической
карте.
1
2.
Кое - что из историй.
1
3.
От глобуса к карте.
2
Практическая работа. Определение по численному масштабу именованного масштаба. Построение линейного масштаба по численному масштабу. Пересчёт длины линии на карте.
Практическая работа «Мы сами составляем карты».
1
1
4.
Что и как изображают на карте.
2
Практическая работа. Составление на компьютере карт различной тематики с использованием различных способов картографирования (по выбору учащихся)
1
5.
Работа с глобусом и картой.
2
Решение задач топографической карте.
1
6.
Рождение карты
2
Практическая работа. Знакомство с простейшими видами съёмок местности. Плановая глазомерная съемка (маршрутная или площадная)
2
7.
Съёмка из космоса
1
8.
Заключенное занятие. Игра «Последний герой».
1
Всего
18
Содержание курса.
Введение. Картография - наука о географических картах.
Кое - что из истории. Истоки картографического изображения. Карта в древнем мире. Эпоха великих географических открытий. Чертежи русских земель. Новая эпоха в русской картографии.
От глобуса к карте. Модель Земли. Со сферы на плоскость. Общие представления о картографических проекциях и возникающих на картах искажениях (длин, площадей, углов). Масштаб карты. Виды масштабов: численный, именованный и линейный масштабы, основание масштаба и его точность.
Практическая работа. Определение по численному масштабу именованного масштаба. Построение линейного масштаба по численному масштабу. Пересчёт длины линии на карте.
Практическая работа. «Мы сами составляем карты».
Что и как изображают на картах. Виды и типы географических карт. Картографические символы и обозначения. Внемасштабные, площадные (масштабные) и линейные условные знаки. События и явления на картах. Карта как художественное произведение.
Практическая работа. Составление на компьютере карт различной тематики с использование различных способов картографирования.
Работа с глобусом и картой. Как пользоваться глобусом. Градусная сетка на карте. Путешествия по картам. Измерение расстояний (циркулем - измерителем, линейкой). Измерение площадей (построением равновеликого прямоугольника, точечной палеткой, планиметром - топориком). Ортодромия - кратчайшая линия между двумя точками на поверхности земного шара.
Решение задач по топографической карте.
Рождение карты. Путь создания карт ( планирование, аэрофотосъёмка полевые работы, фотограмметрическая съёмка, составление карт, издание карт, хранения и доведение карт до потребителей). Современные методы создания карт. Проектирования, составления и издания карт. Понятие о съёмках местности. Наземные и дистанционные методы съёмок местности. От аэрофотоснимка к карте.
Практическая работа. Знакомства с простейшими видами съёмок местности. Плановая глазомерная съёмка (маршрутная или площадная).
Съёмка из космоса. Космические снимки - основные исходные материалы для создания современных карт. Космическая картография. Контроль из космоса за окружающей средой. От космических фотоснимков к тематическим картам. Применения космических фотоснимков в школьной географии.
Заключительное занятие. Игра «Последний герой».
Литература
-
Берлянт А.М. Введение в картографию. Конспект лекций.: Изд - во Российского открытого ун -та, 1993.
-
Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. - М.: Недра, 1983.
-
Картография с основами топографии: учебное пособие для педагогических вузов. Под ред. Г.Ю. Грюнберга. М.,1991
-
Куприн А.М. Занимательная картография.- М.: Просвещение, 1989.
-
Куприн А.М. Слово о карте. - М.: Недра, 1987
-
Энциклопедия для детей. Т.3. География. М.: Аванта +, 1997.