Программа курсов по выбору по географии «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – ЗЕРКАЛО ПЛАНЕТЫ»

Программа     рассчитана  на   18 часов.     Картографические   знания  являются  одной  из     составляющих   школьного  географического   образования.      Карта – модель  действительности, источник  информации, инструмент познания отраженной  на  ней  части   действительности. Знания  общих  законов  построения  карт, их свойства, языкового   устройства  помогут  учащимся  более   полно их  использовать, читать и получать  им   необходимую  информацию. Курс  вооружают  школьника  необходимым...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа по курсу по выбору

Программа курсов по выбору по географии

«ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - ЗЕРКАЛО ПЛАНЕТЫ»

Учитель географии Григорьев Николай Петрович,

Сарсаз- Багряжская основная общеобразовательная школа

Заинского муниципального района РТ


Пояснительная записка

Программа рассчитана на 18 часов.

Картографические знания являются одной из составляющих школьного географического образования.

Карта - модель действительности, источник информации, инструмент познания отраженной на ней части действительности. Знания общих законов построения карт, их свойства, языкового устройства помогут учащимся более полно их использовать, читать и получать им необходимую информацию. Курс вооружают школьника необходимыми ему знаниями и умениями, расширяют его кругозор, повышают общую культуру.

Первые два раздела содержит общее представления о географических картах и картографии, рассказывается о типах карт. Это будет полезно тем, кто заинтересуется методами составления карт. Значительное место отведено на изучение свойства карт и их языковых особенностей. Выработке навыков анализа картографического языка использованного этих знаний при оформлении домашних и классных заданий контурных карт. Создание своих собственных карт, которые они будут создавать на компьютере. В программу включено радел съёмки местности простейшими приборами. Курс связано со всеми науками о Земли и планета, поэтому будут способствовать укреплению меж предметных связей.

Основные цели курса:

--- научить школьников основами картографии, пробудить у них интерес к этой науки, расширение и углублении знаний по географии;

--- развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на

---продолжения образования, познавательной мотивации; развитие аналитических и синтетических способностей.

Главные задачи курса:

--- систематизировать теоретические и практические знания в области географии;

--- научить читать более сложных топографических план; физических, тематических и комплексных карт;

--- обеспечить необходимую картографическую подготовку учащихся;

--- продолжить и существенно усложнить начатую в курсах физических географии работу по обучению школьников методами составление планов и карт.

--- формировать навыки общей и повседневной географической культуры;

--- создать основу для приобщения к сложной работе географа

--- исследовательской деятельности.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны:

--- называть существенные признаки плана местности и его отличие от изображения местности на рисунке, аэрофотоснимке;

--- определять на местности и по плану местности стороны горизонта; изображать их на чертеже;

--- определять на местности и по плану местности расстояния; изображать расстояния на чертеже;

--- определять по условным знакам объекты, изображенные на плане; обозначать объекты условными знаками на чертеже;

--- называть и показывать на глобусе и картах полюса линии градусной сетки;

--- определять с помощью градусной сетки расстояния по глобусу и картам;

--- приводить примеры искажений изображений на карте.

--- называть источники знаний и приборы, необходимые для изучения раздела;

--- определять признаки сходства и различия изображений местности на чертежах (на плане местности и карте): а) по условным знакам; б) направлению; в) расстоянию; г) высоте и глубине.

Постановленные цели и задачи реализуются через работу с учебником, дополнительными источниками информации, использование технологий, развивающего обучения, информационных технологий. Значительное место в преподавании должны занять уроки - лекции, практические занятия, полевые работы, групповые и индивидуальные самостоятельные работы, различные виды творческих работ.

Работу завершает игра «Последний герой».

Тема игры: « Карта - второй язык географии»

Критерием оценки для учащихся послужит вклад во время игры. В игре будут участвовать все учащиеся, которые прошли курс по картографии.

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение. Картография - наука о географической

карте.

1

2.

Кое - что из историй.

1

3.

От глобуса к карте.

2

Практическая работа. Определение по численному масштабу именованного масштаба. Построение линейного масштаба по численному масштабу. Пересчёт длины линии на карте.

Практическая работа «Мы сами составляем карты».

1

1

4.

Что и как изображают на карте.

2

Практическая работа. Составление на компьютере карт различной тематики с использованием различных способов картографирования (по выбору учащихся)

1

5.

Работа с глобусом и картой.

2

Решение задач топографической карте.

1

6.

Рождение карты

2

Практическая работа. Знакомство с простейшими видами съёмок местности. Плановая глазомерная съемка (маршрутная или площадная)

2

7.

Съёмка из космоса

1

8.

Заключенное занятие. Игра «Последний герой».

1

Всего

18






Содержание курса.

Введение. Картография - наука о географических картах.

Кое - что из истории. Истоки картографического изображения. Карта в древнем мире. Эпоха великих географических открытий. Чертежи русских земель. Новая эпоха в русской картографии.

От глобуса к карте. Модель Земли. Со сферы на плоскость. Общие представления о картографических проекциях и возникающих на картах искажениях (длин, площадей, углов). Масштаб карты. Виды масштабов: численный, именованный и линейный масштабы, основание масштаба и его точность.

Практическая работа. Определение по численному масштабу именованного масштаба. Построение линейного масштаба по численному масштабу. Пересчёт длины линии на карте.

Практическая работа. «Мы сами составляем карты».

Что и как изображают на картах. Виды и типы географических карт. Картографические символы и обозначения. Внемасштабные, площадные (масштабные) и линейные условные знаки. События и явления на картах. Карта как художественное произведение.

Практическая работа. Составление на компьютере карт различной тематики с использование различных способов картографирования.

Работа с глобусом и картой. Как пользоваться глобусом. Градусная сетка на карте. Путешествия по картам. Измерение расстояний (циркулем - измерителем, линейкой). Измерение площадей (построением равновеликого прямоугольника, точечной палеткой, планиметром - топориком). Ортодромия - кратчайшая линия между двумя точками на поверхности земного шара.

Решение задач по топографической карте.

Рождение карты. Путь создания карт ( планирование, аэрофотосъёмка полевые работы, фотограмметрическая съёмка, составление карт, издание карт, хранения и доведение карт до потребителей). Современные методы создания карт. Проектирования, составления и издания карт. Понятие о съёмках местности. Наземные и дистанционные методы съёмок местности. От аэрофотоснимка к карте.

Практическая работа. Знакомства с простейшими видами съёмок местности. Плановая глазомерная съёмка (маршрутная или площадная).

Съёмка из космоса. Космические снимки - основные исходные материалы для создания современных карт. Космическая картография. Контроль из космоса за окружающей средой. От космических фотоснимков к тематическим картам. Применения космических фотоснимков в школьной географии.

Заключительное занятие. Игра «Последний герой».


Литература

  1. Берлянт А.М. Введение в картографию. Конспект лекций.: Изд - во Российского открытого ун -та, 1993.

  2. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. - М.: Недра, 1983.

  3. Картография с основами топографии: учебное пособие для педагогических вузов. Под ред. Г.Ю. Грюнберга. М.,1991

  4. Куприн А.М. Занимательная картография.- М.: Просвещение, 1989.

  5. Куприн А.М. Слово о карте. - М.: Недра, 1987

  6. Энциклопедия для детей. Т.3. География. М.: Аванта +, 1997.


© 2010-2022