Выступление на районном семинаре учителей географии Внеклассная работа по географии

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации Петровского района г. Донецка

Донецкая общеобразовательная школа I - III ступеней № 113















ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Внеклассная работа по географии»





Подготовила

учитель географии Лебедева С.Ж.



















м.Донецьк

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.

Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы.

Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время.

Цель внеклассной работы - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

Одна из задач внеклассной работы состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.

Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.

Формы и методы внеклассной работы

Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.

Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.

Формы внеклассной работы:

1.Систематические формы внеклассной работы

2. Эпизодические формы внеклассной работы

а) географические кружки;

а) географические олимпиады;

б) клубы любителей природы;

б) неделя географии;

в) музеи;

в) географические вечера;

г) гео-издания.

г) походы, экскурсии, экспедиции.

Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, декады географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.

Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи.

Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала - географическими знаниями.

Методы организации внеклассной работы по географии:

Работа на природе:

- экскурсии,

- походы,

- наблюдения,

- экспедиции

Работа с географической литературой:

- подготовка рефератов,

- подготовка докладов,

- выпуск газет и стендов и др.

Игровая деятельность:

- вечера,

- олимпиады,

- деловые игры,

- викторины,

- КВНы и др.

Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы. Все названные формы внеклассной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.

1. Школьные музеи

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие - гордость за это.

Деятельность музея строится на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве.

Основной и самый главный - краеведческий поиск. В краеведческую работу вовлекаются учащиеся и их родители, которые помогают пополнять музей различными экспонатами. В деле организации и развития школьного географического или краеведческого музея заслуживает внимания вопрос

2. Географические олимпиады

Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками географии как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, географические олимпиады служат решению задач профориентационной работы с учащимися.

Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками - географические конференции, приглашать в школу ученых-географов, лекторов.

3. Проведение конференций по географии

Во внеклассной работе по географии уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.

4. Устный журнал

Проведение устных журналов по географии призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеклассной работы он отличается широтой информации. Устные журналы - эффективная форма внеклассной работы, способствующая популяризации географии. Эта форма внеклассной работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами географической науки.

5. Географические викторины и игры

Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеклассной работы, так как они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.

6. Декада географии в школе

Декада географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.

Основная задача проведения декады географии - развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

В неделю географии включают следующие мероприятия:

- подготовку и оформление плана проведения недели;

- подготовку и проведение дня географии в каждом классе;

- конкурс рефератов по географии;

- выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;

- проведение экскурсий в музеи, на предприятия, в институты, на метеостанции...

7. Школьные географические издания

Трудно себе представить внеклассную работу по географии без выпуска стенных газет.

Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных экспедиций, походов, конкурсов; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».

Особенность географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе.

Все названные формы внеклассной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.

В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеклассной работы. Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.









ЗАТВЕРДЖУЮВыступление на районном семинаре учителей географии Внеклассная работа по географии

Директор ДЗОШ І-ІІІ ступенів № 113

О. М. Іговська

«БЕЗ ЗНАНИЙ ГЕОГРАФИИ НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ ПОЛИТИКОЙ, НАУКОЙ, КУЛЬТУРОЙ»

План заходів

проведення тижня географії

ДЗОШ І-ІІІ ступенів № 113

з 30.01 по 08.02

Дата

Назва заходу

Термін проведення

Місце проведення

Відповідальний

30.01

Відкриття декади географії. Лінійка.

Конкурс фотографій на тему: "Відпочинок на природі".

Презентація «Карпати» Дружбіна А.

8.00-8.20

8.00-16.00

14.30-15.00

Хол школи

Хол школи

Каб. 6 класу

Лебедєва С. Ж.

Лебедєва С. Ж.



Лебедєва С. Ж.


31.01

Конкурс малюнків з охорони навколишнього середовища

8.00-16.00

Хол школи

Лебедєва С. Ж.

Гайдук В. О.

01.02

Цікаві питання з клімату. 7-8 кл.

Виставка «Корисні копалини»

Відкритий урок 6 клас «Кліматичні пояса и головні типи клімату Землі»Выступление на районном семинаре учителей географии Внеклассная работа по географии

13.40-14.10

8.00-16.00

8.30-9.15

Каб. 6 класу

Хол школи

Каб. 6 класу

Лебедєва С. Ж.

Лебедєва С. Ж.

Лебедєва С. Ж.

02.02

Гра для учнів 5-6 класів "Вікторина про птахів".

14.30-15.00

Каб. 6 класу

Лебедєва С. Ж.

03.02

"Розумники та розумниці" для учнів 7-8 класів.

Відкритий урок 5 клас «Сонце»

13.40-14.10

11.10-11.55

Каб. 6 класу

Каб. 6 класу

Лебедєва С. Ж.

Лебедєва С. Ж.

06.02

Презентація екологічних казок 5 класу для 2-3 класів.

12.50-13.30

Музей

Лебедєва С. Ж.

07.02

Перегляд відеофільму «Всесвіт» 5 кл.

13.40-14.25

музей

Лебедєва С. Ж.

08.02

Перегляд відеофільму «Вода» 9-10 класів

Підсумки

13.40-14.25

Каб. 6 класу

Лебедєва С. Ж.




© 2010-2022