Рабочая программа по географии 7 класс

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Ростовская область, Тарасовский район, п.Тарасовский

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1





«Утверждаю»

Директор

Приказ от



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

7АБ классы

Уровень общего образования: основное общее

Количество часов 70

Учитель Дядиченко Н.Н








Пояснительная записка

Программа данного курса подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5-9 классов. Авторы учебника по географии Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. Программа линии «Русское слово», методические рекомендации к учебнику под редакцией С.В. Банникова и Д.В. Молодцова.

Таким образом, основой рабочей программы является:

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования второго поколения;

  • Примерные программы основного общего образования по географии как инвариативной (обязательной) части учебного курса;

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

  • Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности

В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

  • целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

  • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

  • социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

  • Основная особенность подросткового возраста - начало перехода от детства к взрослости.

В возрасте от 11 до 14-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. У подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.

В блоке «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно - обучающей важную идеологическую функцию. Комплексный подход и показ взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.

Основные принципы отбора содержания географии

Основополагающим принципом стал принцип доступности. Он осуществляет отбор отдельных природных и социально - экономических объектов. Отражает линию научных основ содержания образовательной области «Земля», которая определяет развитие географических понятий, закономерностей, проявляющихся на территории региона.

Принцип научности взаимосвязан с краеведческим, дополняет его при формировании знаний об объектах и явлениях, характеристике сфер Земли, а также способствует развитию исследовательской деятельности.

Принцип системности, который исходит из концентрации внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

Принцип гуманистической направленности. У человека формируется целостный взгляд на окружающую природу и убежденность в необходимости ее охраны, закладывается экологическая составляющая образования.

Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредством включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.

Краеведческий принцип помогает ученикам устанавливать связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

Место учебного предмета в базисном учебном плане школы

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 272, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 68ч в 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Содержание учебного предмета

По своей сути содержание учебного материала 5-9 классов - это традиционный базовый курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира. Формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, об истории открытии и освоения Земли; о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Внимание учащихся в 5-ом классе обращается, прежде всего, на такие вопросы, как «Что ЭТО на нашей планете?», «Из чего ЭТО состоит и какими свойствами обладает?» и «Где ЭТО есть на Земле?». В 6-ом классе - «Почему ЭТО именно такое и обладает таким строением и свойствами?», «Почему ЭТО именно здесь, на Земле находится?», «Какое ЭТО имеет значение для природы и хозяйственной деятельности?», «Зачем об ЭТОМ надо знать?». Значительный акцент делается на географические системы - географические оболочки, а также процессы планетарного масштаба и основные географические причинно-следственные связи, на неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов и процессов.

Содержание учебника для 7 класса способствует углублению знаний обучающихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, крупных регионах и странах, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях

Учебники для 8-9 классов посвящены изучению России, поэтому содержание является центральным в системе географического образования. Отводится большая роль наряду с обучающим, воспитывающая и идеологическая. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.

По разделам содержания курса учитываются уровни: теоретический, практический материал и проектная деятельность. За учебную четверть оцениваются знания географической номенклатуры, работа в контурных картах. Отслеживаются результаты освоения междисциплинарных учебных программ (формирование универсальных учебных действий, формирование ИКТ, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, основы смыслового чтения).

Выполнение системы практических работ, предусмотренной программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими подходами и методами.

Результаты освоения предмета «География»

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

• ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

  • осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

  • осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их, исторических судеб;

  • осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

  • любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

  • гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

  • уважение к природе, истории, культуре России, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

ного взаимодействия»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 280 с.: ил., карт.

2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 256 с.: ил., карт.
3. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 96 с.

Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 88 с.
4. Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
5. Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011

Географические карты

Карты мира

Физическая карта мира

Зоогеографическая карта мира

Карта океанов

Климатические пояса и области

Почвенная карта

Природные зоны мира

Карта растительности

Физическая карта полушарий

Карты материков Африка, Евразия. Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида

Физическая

Климатическая

Природные зоны

Почвенная

Политическая

Комплексная

































Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол
-во
ча-
сов

Тип урока

Элементы
обязательного
минимума
образования

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Дополни-
тельный
материал

Формы контроля

Практические работы

Д/З

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Введение (1 час)

1

Суша в океане

1

Урок изуче-ния нового материала

Суша в океане



Эвристическая беседа


§ 1 р/т с.6

04.09

03.09.

Литосфера - подвижная твердь (5 часов)

2

Геологическое время

1

Урок изуче-ния нового материала

Геологическая история Земли.

Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов; прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.


Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры. Составление таблицы, отражающей взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов

§ 2 р/т с.8

05.09.

04.09

3

Строение земной коры

1

Урок актуа-лизации знаний и умений


Работа с картами атласа

§ 3 р/т с.10

11.09.

10.09.

4

Литосферные плиты и современный рельеф

1

Урок актуа-лизации знаний и умений


Работа с картами атласа

§ 4 р/т с.13

12.09.

11.09.

5

Платформы и равнины

1

Урок актуа-лизации знаний и умений


Работа с картами атласа

§ 5 р/т с.16

18.09.

17.09.

6

Складчатые пояса и горы

1

Урок актуа-лизации знаний и умений


Работа с картами атласа

§ 6 р/т с.18

19.09.

18.09.

Атмосфера и климаты Земли (3 часа)

7

Пояса планеты

1

Урок изучения нового материала

Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.


Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли темпера-тур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы; объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйствен-ную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле.


Работа с картами атласа

Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс». Анализ карты климатических поясов и областей Земли

§ 7 р/т с.21

25.09.

24.09.

8

Воздушные массы и климатические пояса

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с картами атласа

Анализ климатических карт

§ 8 р/т с.23

26.09.

25.09.

9

Климатообразующие факторы

1

Урок актуализации знаний и умений


Фронтальный опрос, тестирование

Анализ карты климатических поясов Земли

§ 9 р/т с.26

02.10.

01.10

Гидросфера. Мировой океан - синяя бездна (4 часа)

10

Мировой океан и его части

1

Урок изучения нового материала

Части гидросферы: Миро-вой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в оке-ане; правила обеспечения личной безопасности.

Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот во-ды. Минеральные и орга-нические ресурсы океана, их значение и хозяйст-венное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.


называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана, приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана.



Эвристическая беседа с ис-пользованием карт атласа


§ 10 р/т с.29

03.10.

02.10

11

Движение вод Мирового океана

1

Урок актуа-лизации знаний и умений


Беседа по результатам анализа карт


§ 11 р/т с.31

09.10

08.10

12

Органический мир океана

1

Урок актуа-лизации знаний и умений


Сопоставление карт атласа.

Индивидуаль-ная работа по заполнению контурных карт


Обозначение на контурной карте

различных богатств Океана.

§ 12 р/т с.34

10.10.

09.10.

13

Особенности отдельных океанов

1

Урок актуа-лизации знаний и умений


Составление по карте маршрута путешествия


§ 13 р/т с.37

16.10

15.10.

Геосфера 2 часа

14

Географическая оболочка

1

Урок изуче-ния нового материала

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания.

Уметь: называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговоро-ты (воды, биологический, геоло-гический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного ком-плекса; объяснять влияние осве-щенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; прогнозировать: из-менения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.


Вводная беседа

Анализ карты природных зон Составления прогноза

«Изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности».

§ 14 р/т с.40

17.10.

16.10.

15

Зональность географической оболочки

1

Урок актуализации знаний и умений


Беседа по результатам анализа карт

§ 15 р/т с.42

23.10

22.10

Земля - планета людей. Человек разумный. (4 часа)

16

Освоение Земли человеком.

1

Урок изуче-ния нового материала

Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности

называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности-людей, крупнейшие страны и их столицы

Древняя родина человека. Предполагаемые пу-ти его рас-селения по материкам

Беседа по результатам анализа карт


§ 16 р/т с.44

24.10.

23.10

17

Охрана природы

1

Урок актуа-лизации знаний и умений


Беседа по результатам анализа карт


§ 17 р/т с.47

30.10

29.10.

18

Население Земли

1

Практикум

География современных религий

Беседа по результатам анализа карт


§18 р/т с.49

31.10.

30.10

19

Страны мира

1

Семинар


Тестирование


§19 с.51

13.11

12.11.

МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.

Африка (9 часов)

20

Географическое положение и история исследования Африки

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

География основных типов хозяйственной деятельности

Называть имена исследователей континента и результаты их рабо-ты; показывать элементы берего-вой линии, определять геогра-фическое положение материка, координаты крайних точек, про-тяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градус-ной мере и километрах, объяс-нять существенные признаки по-нятия «географическое положе-ние материка», прогнозировать (оценивать) влияние географии-ческого положения на особеннос-ти природы материка, называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полез-ных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источ-ники питания рек, характерные типы погод на материке, разме-щение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных при-родных зон Африки; определять географическое положение при-родных объектов, температуру и количество осадков по климати-ческой карте; описывать «образ» одной из рек континента (по кар-там и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, разме-щение месторождений полезных ископаемых, влияние компонен-тов природы на жизнь, быт, хо-зяйственную деятельность народов материка, изменение при-роды континента под влиянием деятельности человека, особен-ности растительности и живот-ного мира природных зон, особенности питания и режима рек.


Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Чтение климати-ческих диаграмм.

Характеристика речной системы с установлением связей: река - рельеф-климат.

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану.

Обозначение на контурной карте природных зон.

Описание географического положения страны по политической карте.

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

§ 20 р/т с.54

14.11.

13.11.

21

Геологическое строение и рельеф Африки

1

Урок актуализации знаний и умений


Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§ 21 р/т с.58

20.11.

19.11.

22

Климат Африки

1

Урок актуализации знаний и умений


Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§ 22 р/т с.62

21.11.

20.11.

23

Гидрография Африки

1

Урок актуализации знаний и умений


Уметь: называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; определять по карте гео-графическое положение страны и ее столицы, крупные регионы ма-терика и страны, входящие в состав; определять по картам при-родные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности разме-щения и состав населения; опи-сывать по картам одну из стран (по выбору); объяснять типы и виды хозяйственной деятельнос-ти населения, а также особеннос-ти устройства жилищ, средств пе-редвижения, орудий труда как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях; называть и показывать все изу-ченные объекты, определять их географическое положение; опи-сывать природный объект, страну (по плану); объяснять влияние природы на жизнь людей


Эвристическая беседа с использованием карт атласа


§23р/т с.64

27.11.

26.11.

24

Разнообразие природы Африки

1

Урок актуализации знаний и умений



Эвристическая беседа с использованием карт атласа


§24р/т с.67

28.11.

27.11.

25

Население Африки.

1

Урок актуализации знаний и умений



Эвристическая беседа с использованием карт атласа


§25р/т с.70

04.12.

03.12.

26

Регионы Африки: Северная и Западная Африка

1

Урок актуализации знаний и умений



Эвристическая беседа с использованием карт атласа


§26р/т с.73

05.11.

04.12.

27

Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка

1

Урок актуализации знаний и умений



Эвристическая беседа с использованием карт атласа


§27р/т с.76

11.12.

10.12.

28

Африка

1

Урок повторения и обобщения (практикум)



Эвристическая беседа с использованием карт атласа



12.12.

11.12.

Австралия (6 часов)

29

Географическое положение. История открытия и исследования.

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Уметь: называть и показывать имена путешественников и иссле-дователей, все изучаемые объек-ты береговой линии, формы рельефа, месторождения полез-ных ископаемых; определять географическое положение мате-рика, сравнивать его с положени-ем Африки; объяснять влияние географического положения на природные особенности конти-нента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависи-мости от строения земной коры; называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое поло-жение крупных островов и архи-пелагов; описывать природу од-ного из островов (по выбору); объяснять связь особенностей природы островов с их происхож-дением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения.


Работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протя-женности матери-ка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

§ 28 р/т с.79

18.12.

17.11.

30

Компоненты природы Австралии

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с картами атласа

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

§ 29 р/т с.82

19.12.

18.12.

31

Особенности природы Австралии

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные мас-сы, климатические пояса, харак-терные типы погод, крупные реки и озера, представителей расти-тельного и животного мира мате-рика, размещение на материке природных зон, примеры рацио-нального и нерационального ис-пользования природных богатств материка; определять климати-ческие показатели по карте; объ-яснять влияние истории заселения материка, его рельефа и кли-мата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, разме-щение отдельных месторожде-ний полезных ископаемых, различия в климате отдельных тер-риторий материка, образование артезианских бассейнов, особен-ности питания и режима рек, осо-бенности органического мира, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещения природных зон; про-гнозировать тенденции измене-ния природных объектов (рек, подземных вод, почв, раститель-ного и животного мира, природ-ных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности.


Работа с картами атласа


§ 30 р/т с.85

25.12

24.12.

32

Австралийский Союз

1

Урок актуализации знаний и умений

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде

Работа с картами атласа

Описание географического положения страны по политической карте

§ 31 р/т с.87

26.12.

25.12

33

Океания

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: называть и показывать основные районы высокой плот-ности населения на материке, ос-новные народы, виды хозяйст-венной деятельности, крупные города и столицу, крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью на-селения; определять географи-ческое положение крупных городов, территории, используемые для туризма и рекреации; описы-вать один из регионов страны (по выбору); объяснять влияние гео-графических открытий на совре-менный состав населения страны, особенности жизни аборигенов и англоавстралийцев, различия в видах хозяйственной деятельнос-ти в отдельных регионах страны


Работа с картами атласа

Описание географического положения страны по политической карте

§ 32 р/т с.90

15.01.

14.01.

34

Обобщающее повторение темы «Австралия»

1

Урок повторения и обобщения (практикум)


Работа с картами атласа



16.01.

15.01.

Антарктида (3 часа)

35

Географическое положение и история исследования Антарктиды

1

Путешест-вие

Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики. Основные черты природы. Особенности открытия и изучения территории.

Уметь: называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, осо-бенности географического положения, основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), особенности компонентов природы Антарктики; определять географическое положение Антарктиды, координаты полярных станций, клима-тические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов; описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.); объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать тенденций в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.


Работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

§ 33 р/т с.3

22.01.

21.01.

36

Особенности природы Антарктиды.

1

Исследование



Работа с картами атласа


§ 34 р/т с.6

23.01.

22.01.

37

Полярные области Земли

1

Урок повторения и обобщения (практикум)



Работа с картами атласа



29.01.

28.01.

Южная Америка (8 часов)

38

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности

Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешествен-ников и исследователей, все изу-чаемые объекты береговой ли-нии; определять черты сходства и различия в географическом по-ложении Южной Америки и Аф-рики; описывать географическое положение континента; объяс-нять влияние географического положения на особенности при-роды континента; называть и по-казывать крупные формы рель-ефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон по карте, смену высотных поясов в горах; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата; описывать рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, при-родной зоны); объяснять особенности рельефа материка как результат деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных иско-паемых крупных территорий, раз-личия в климате (применительно к климатическим поясам), осо-бенности питания и режима рек, различия в растительности и жи-вотном мире природных зон и высотных поясов в горах, особен-ности освоения человеком от-дельных территорий континента и мер по охране природы (нали-чие охрняемых территорий); на-зывать и показывать крупней-шие народы континента, наибо-лее распространенные языки и религии, ареалы их распростра-нения, основные густонаселен-ные районы материка, крупней-шие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйст-венной деятельности населения; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в различных райо-нах страны, своеобразие культу-ры населения отдельных стран.


Заполнение таблицы,

работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

§ 35 р/т с.9

30.01.

29.01.

39

Геологическое строение и рельеф Южной Америки

1

Практикум


Работа с картами атласа

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§ 36 р/т с.12

05.-02

04.02.

40

Климат Южной Америки

1

Практикум


Работа с картами атласа

Чтение климатических диаграмм

§ 37 р/т с.15

06.02.

05.02.

41

Гидрография Южной Америки

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с картами атласа

Характеристика речной системы с установлением связей: река - рельеф-климат.

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

§ 38 р/т с.18

12.02.

11.02.

42

Разнообразие природы Южной Америки

1

Практикум


Частично-поисковая беседа

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану.

Обозначение на контурной карте природных зон

§ 39 р/т с.21

13.02.

12.02

43

Население Южной Америки

1

Семинар


Частично-поисковая беседа

Описание географического положения страны по политической карте.

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

§ 40 р/т с.24

19.02.

18.02.

44

Регионы Южной Америки

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с картами атласа


§ 41 р/т с.27

20.02.

19.02.

45

Обобщающее повторение темы «Южная Америка»

1

Урок повторения и обобщения (практикум)


Работа с картами атласа



26.02.

25.02.

Северная Америка (8 часов)

46

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества

Уметь: называть и показывать имена путешественников и иссле-дователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; оп-ределять географическое поло-жение материка; описывать осо-бенности береговой линии мате-рика; объяснять влияние геогра-фического положения материка на его природу; называть и пока-зывать основные формы релье-фа, месторождения полезных ископаемых, климатообразую-щие факторы, основные воздуш-ные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей раститель-ного и животного мира каждой из зон; определять климатические показатели, географическое по-ложение крупных речных систем, озер, расположение природных зон; описывать природные ком-поненты (рельеф, климат, внут-ренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в це-лом, составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), объяснять особенности рельефа Северной и Южной Америк в результате длительно-го развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость разме-щения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате терри-торий, расположенных в одном климатическом поясе, особен-ности питания и режима рек, раз-личия в почвенном, раститель-ном покрове природных зон, изменения природы отдельных территорий в результате хозяйственной деятельности человека;

называть и показывать крупней-шие народы континента, наибо-лее распространенные языки, ре-лигии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, наи-более характерные черты приро-ды стран, природные богатства, виды хозяйственной деятельнос-ти населения стран Северной и Южной Америки, определять особенности географического по-ложения страны, размещение на-селения по территории страны, степень благоприятности природ-ных условий для жизни населе-ния; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особеннос-ти размещения населения по тер-ритории стран, своеобразие ду-ховной и материальной культуры населения изучаемых стран, виды хозяйственной деятельности, обусловленные наличием при-родных богатств


Фронтальный

Работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

§ 42 р/т с.30

27.02.

26.02.

47

Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

1

Урок актуализации знаний и умений


Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§ 43 р/т с.33

05.03.

04.03.

48

Климат Северной Америки

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с картами атласа

Чтение климатических диаграмм

§ 44 р/т с.36

06.02.

05.03.

49

Гидрография Северной Америки

1

Практикум


Работа с контурной картой. Групповая работа.

Фронтальная беседа

Характеристика речной системы с установлением связей: река - рельеф-климат

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

§ 45 р/т с.39



50

Разнообразие природы Северной Америки

1

Урок актуализации знаний и умений


Составление таблицы. Групповая работа.

Фронтальная беседа

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану

Обозначение на контурной карте природных зон

§ 46 р/т с.43

12.03.

11.03.

51

Население Северной Америки

1

Урок актуализации знаний и умений

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде

Сопоставле-ние карт атласа

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Описание географического положения страны по политической карте.

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

§ 47 р/т с.46

14.03.

12.03.

52

Регионы Северной Америки

1

Практикум

Тестирование


§ 48 р/т с.49

19.03.

18.03.

53

Обобщающее повторение темы «Северная Америка»

1

Урок повторения и обобщения


Сопоставле-ние карт атласа.

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт



20.03.

19.03.

Евразия (11 часов)

54

Географическое положение. История исследования Евразии

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.

Уметь: называть и показывать имена путешественников и ис-следователей континента, терри-тории или исследованные эле-менты береговой линии матери-ка; определять географическое положение материка; описывать особенности географического по-ложения в сравнении с другими материками; объяснять роль гео-графических исследований рус-ских путешественников для раз-вития географической науки, вли-яние размеров и географического положения материка на его при-родные особенности; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полез-ных ископаемых, климатообра-зующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и об-ласти, основные речные и озер-ные системы; определять клима-тические показатели для отдель-ных регионов материка, питание и режим рек; описывать геогра-фическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору); объяснять особенности размещения крупных форм рель-ефа на материке и причины, их вызывающие, в сравнении с дру-гими материками, зависимость размещения месторождений по-лезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка, особеннос-ти питания и режима рек, их эко-логическое состояние; называть и показывать смену природных зон при движении с севера на ют, границы зон, представителей рас-тительного и животного мира природных зон материка, терри-тории, природа которых в наи-большей мере изменена человеком; определять особенности размещения природных зон; описывать географиическое по-ложение природных зон, смену высотных поясов в горах, компо-ненты природных зон (по выбо-ру); объяснять причины размеще-ния отдельных природных зон и различия в их почвах, раститель-ности, животном мире и в антро-погенных изменениях; называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее рас-пространенные языки и религии, характерные природные особен-ности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять геогра-фическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особен-ности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источ-никам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природ-ных условий для жизни людей в стране, природные богатства; описывать географическое поло-жение стран Европы, их столицы и крупных городов, страну в це-лом (по выбору); объяснять осо-бенности размещения населения, природные различия на террито-рии страны, своеобразие духов-ной и материальной культуры на-родов, виды хозяйственной дея-тельности, обусловленные при-родными условиями и ресурсами страны


Вводная беседа Составление по карте маршрутов путешествий

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

§ 49 р/т с.52

02.04.

01.04.

55

Геологическое строение и рельеф Евразии

1

Путешествие


Работа с контурной картой, географический диктант

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§ 50 р/т с.55

03.04.

02.04.

56

Климат Евразии

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с картами атласа

Чтение климатических диаграмм

§ 51 р/т с.59

09.04

08.04.

57

Гидрография Евразии

1

Урок актуализации знаний и умений


Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

Характеристика речной системы

§ 52 р/т с.61

10.04.

09.04.

58

Разнообразие природы Евразии

1

Урок актуализации знаний и умений


Сопоставление карт атласа

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану.

Обозначение на контурной карте природных зон

§ 53 р/т с.65

16.04

15.04

59

Население Евразии

1

Урок актуализации знаний и умений

Влияние природы на формирование духовной и матери-альной культуры человека и общества. Жизнедеятельность человека Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание).

Сопоставление карт атласа.

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт


§ 54 р/т с.68

17.04.

16.04.

60

Регионы Европы: Средняя и Северная Европа.

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с кар-тами атласа.

Подготовка сообщений на тему, написа-ние реклам-ного ролика «Приглашение в страну»

Работа с кар-тами атласа, сообщения

Описание географического положения страны по политической карте

§ 55 р/т с.71

23.04.

22.04.

61

Регионы Европы: Южная и Восточная Европа.

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 55

24.04.

23.04.

62

Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия

1

Урок актуализации знаний и умений




§ 56 р/т с.74

30.04

29.04.

63

Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия

1

Урок актуализации знаний и умений



Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

§ 57 р/т с.77

02.05.

30.04.

64

Обобщающее повторение темы «Евразия»

1

Урок актуализации знаний и умений


Сопоставление карт атласа.

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт



07.05.

06.05.

Раздел III. ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ (2 часа)

65

Взаимодействие природы и общества

1

Урок актуализации знаний и умений

Этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки связи между ее компонентами

Уметь: называть состав географи-ческой оболочки, источники энергии процессов, в ней проис-ходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и эта-пы развития ГО; объяснять при-чины географической зональнос-ти, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее раз-вития, значение природных бо-гатств для человечества, влияние природы на условия жизни лю-дей, причины изменений приро-ды под воздействием хозяйствен-ной деятельности, необходи-мость международного сотрудни-чества в использовании природ-ных богатств и в деле охраны природы; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздейст-вием человеческой деятельности.


Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Составление таблицы, отражающей основные свойства географической оболочки и их проявления

§ 58 р/т с.82


08.05.

07.05.

66

Земля - наш дом

1

Урок повторения и обобщения (практикум)



Тестирование



14.05

13.05.

67


Повторение темы «Африка»

1

Урок повторения и обобщения




Тестирование



15.05.

14.05.

68

Повторение темы «Антарктида»

1

Урок повторения и обобщения




Тестирование



21.05.

20.05.

69

Повторение темы «Америка»

1

Урок повторения и обобщения




Тестирование



22.05.

21.05.

70

Повторение темы «Евразия»

1

Урок повторения и обобщения




Тестирование



28.05

27.05





Проверочная работа по теме «Южная Америка»

  1. Ответь на вопросы и набери баллы.

Вопросы, стоимостью один балл

  1. Кого мы называем метисами?

  2. Кого мы называем мулатами?

  3. Кого мы называем самбо?

Вопросы, стоимостью два балла.

  1. Один из ученых путешественников высказал мысль о существовании новых земель в западной части Атлантического океана, и в этом он был первым. Назовите его фамилию.

  2. Что такое Атакама? Где она находится?

  3. Этот путешественник впервые прошел в Тихий океан из Атлантического по проливы, отделяющий Южную Америку от острова Огненная Земля, в последствии этот пролив назвали его именем. Назовите путешественника и пролив.

  4. Влажные вечнозеленые экваториальные леса Южной Америки.

  5. Величайшая в мире экваториальная низменность, расположенная в бассейне самой полноводной реки мира, между Гвианским плоскогорьем на севере Бразильским на юге.

  6. Зона полупустынь, образованная на юге материка в условиях умеренного климата.

  7. Это слово в переводе с индейского языка означает «поросшие травой равнинные пространства».

  8. Полезное ископаемое, от которого произошло название гор Анд.

  9. Путешественник, совершивший несколько плаваний к берегам Южной Америки, но не знавший, что он открыл новую часть света.

Вопросы, стоимостью три балла.

  1. Докажите, что Южная Америка самый влажный материк Земли.

  2. Объясните, какая природная зона лежит у подножия Анд в экваториальном климатическом поясе.

  3. Перечислите рекорды Южной Америки.

  4. Объясните, в скольких полушариях лежит Южная Америка

Вопросы, стоимостью четыре балла.

Проверочная работа по теме «Евразия»

  1. «Что такое? Кто такой?»

  1. Берингов 7. Тибет

  2. Ключевская Сопка 8. Памир

  3. Впадина Мертвого моря 9. Рока

  4. Рим 10. Этна

  5. Иссык - Куль 11. Черапунджи

  6. Янцзы 12. Джомолунгма

  1. « Найди адресата »

  1. У подножия Юго-Восточных Гималаев расположено одно из самых влажных мест на Земле, где среднегодовое количество осадков 12 тыс. мм?

  2. Здесь круглый год господствует сухой и холодный воздух. Постоянны низкие температуры, а зимой и сильные морозы. Лето короткое, всего на несколько месяцев поднимается Солнце. Оно слабо нагревает поверхность океана и суши.

  3. В этой европейской стране левостороннее движение. Столица крупный город - порт. Монархия. Расположена на островах. Берега омываются теплым течением.

  4. Один из народов Евразии называет страну «Королевой с ледяной шапкой и огнем в груди». Какая это страна?

  5. В этой азиатской стране левостороннее движение. Столица крупнейший порт. Монархия. Берега омываются теплым течением.

  6. Некоторые моря, омывающие берега материка названы по имени живущих там народов. Назовите эти моря.

III. Заполните пропуски.

Пассажирский лайнер снялся с якоря у крайней восточной точки Евразии, расположенной

на полуострове , и отправился в путешествие по берегам Берингова моря. Пройдя

у берегов Камчатки и Курильских островов, корабль вошел в воды моря. Слева

виднелись берега островов, обогнув эти острова корабль по водам

теплого моря подошел к Филиппинским островам.

IV. «Ответь-ка»

  1. Перечислите цветные моря Евразии

  2. Столицы каких стран перечислены: Лондон, Париж, Токио, Джакарта.

  3. Назовите страны Евразии расположенные одновременно и в Европе и Азии.

V. Реши тест «Проверь себя»

  1. Евразия омывается водами океанов: а) Индийским, Тихим, Атлантическим; б) Северным Ледовитым и Тихим; в) всеми океанами Земли?

  2. Совершил четыре путешествия в Центральную Азию, описал новые виды животных, собрал богатую коллекцию горных пород и растений русский исследователь: а) В.А. Обручев; б) Н.М. Пржевальский; в) В. Беринг?

  3. Евразия занимает не только почти всю Евразийскую литосферную плиту, но и: а) Индо-Австралийскую; 6) Северо-Американскую; в) Африканскую?

  1. Большая часть Евразии находится в: а) арктическом климатическом поясе; б) тропическом климатическом поясе; в) умеренном климатическом поясе?

  1. Самая длинная река Евразии: а) Волга; б) Янцзы; в) Обь?

  1. Наибольшая по площади лесная зона Евразии: а) смешанные и широколиственные леса; б) переменно-влажные леса; в) тайга?

  1. Евразия - величайший материк Земли. Ее площадь составляет (млн. км2):

а) 79,0; б) 54,0в) 49,0?

8. Крупнейшим и высочайшим нагорьем Евразии является: а) Тибет;

б) Иранское; в) Армянское?

Итоговое тестирование за курс «География материков и океанов»

Вариант-1

  1. Какому из 6 материков суши присущи следующие особенности:

а) наибольшую площадь занимают горы;

б) самый увлажненный материк;

в) наименьший по размерам;

г) омывается всеми четырьмя океанами;

д) на материке самая длинная река;

е) второй по размерам материк;

ж) органический мир материка в наибольшей степени отличается эндемизмом;

з) на материке самое глубокое озеро;

и) нет современного оледенения;

к) на материке есть регион с максимальным выпадением осадков;

л) на материке самая полноводная река;

м) в пределах материка расположена самая большая пустыня.

  1. Самое большое море-озеро мира --------------------------

На материке----------------------------------------------------

  1. Самое низкое место поверхности суши мира ------------

На материке------------------------------------------------------

4.Самая высокая вершина мира---------------------- в горах

-------- на материке------------------------------------------------

5..Самый высокий водопад ---------------------------------------

на материке________________________________________

6. Самое сухое место в мире- пустыня___________________

на материке_________________________________________

7. Самая низкая температура на Земле была зарегистрирована на материке_________

8. Самая большая по площади страна мира____________________________________

9.К основным формам рельефа Земли относятся:

а) горы

б) равнины

в) ущелья

г) овраги

д) холмы

10. Платформы Северо-Американская, Южно- Американская, Индийская, Южно- Китайская в рельефе выражены

а) низкими горами

б) равнинами разной высоты

в) нагорьями

г) низменностями

11. Перечислите климатические пояса Земли, начиная от экваториального:

а) Экваториальный

б)_______________

в)_______________

г)________________

д)_________________

е)_________________

ж)_________________

12. Муссонный климат ярче всего выражен:

а) на восточном побережье Северной Америки

б) на южном и восточном побережье Евразии

в) на юго-западном побережье Африки

г) на северо-восточном побережье Южной Америки.

13. Главной рекой стран Восточной Европы является:

а) Дунай

б) Рейн
в) Днепр

г) Висла

14. Установите соответствие

Природная зона

Главный тип почв

Ответ

1.Влажные экваториальные леса

а) Красно-желтые ферраллитные

1____________________

2. Саванны

б) Подзолистые

2______________________

3. Пустыни

в)Красно-бурые

3_______________________

4. Степи

г) Бурые и серые лесные

4________________________

5. Смешанные и широколиственные леса

д) Черноземы и каштановые

5______________________

6. Тайга

е) Тундрово-болотные

6_______________________

7. Тундра

ж) Пустынные

7________________________

15. Закономерное изменение температуры воздуха, количества осадков, природных зон от экватора к полюсам являются проявлением закона _______________________ зональности.

Вариант-2

1.Какому из 6 материков суши присущи следующие особенности:

а) в пределах материка находится самый крупный полуостров;

б) максимально выражена муссонная циркуляция;

в) самый холодный материк;

г) на материке самые высокие горы;

д) на материке самое крупное плато;

е) материк, на котором нет действующих вулканов;

ж) максимальная изрезанность береговой линии;

з) самый низкий по высоте материк;

и) максимальную площадь( по сравнению с другими материками ) занимает многолетняя мерзлота;

к) около половины площади материка занимают леса;

л) на материке находится самый высокий водопад;

м) почти все осадки выпадают в твердом виде.

2. Самое глубокое озеро мира _____________________

на материке________________

3. Самая глубокая впадина в Мировом океане________________________

__________________в ______________________________океане.

4. Самая высокая вершина мира---------------------- в горах

-------- на материке------------------------------------------------

5.Самая длинная река мира ___________________________ на материке__________

6. Самая многоводная река мира______________________на материке______________

7.Самая крупная пустыня мира________________________на материке_______________

8. Самая большая по численности населения страна мира________________________

9. Совокупность неровностей поверхности Северной Америки- это:

а) области складчатости материка

б) платформы материка

в) рельеф материка

10. В 1999 году в Турции и на острове Тайвань у восточного побережья Евразии произошли сильные землетрясения . Это является проявлением :

а) современных горообразовательных процессов

б) древней складчатости

в) столкновения двух океанических плит

г) активизации платформ

11. Увеличение континентальности климата при движении от побережья Атлантического океана вглубь Евразии связано с _______________________ переносом воздуха в этих широтах.

12.Главной причиной того, что в Северной Америке область умеренного морского климата намного меньше по размеру, чем в Евразии, является

а) действие Северо- Тихоокеанского теплого течения

б) отсутствие западного переноса воздушных масс

в) наличие высоких Кордильер на западном побережье материка

г) изрезанность береговой линии

13. Зимой замерзает река

а) Колорадо

б) Муррей

в) Сена

г) Юкон

14. Установите соответствие.

Животные

Природная зона

Материк

1. Гориллы, окапи, карликовые бегемоты

А Экваториальные леса

а)

2. Коала

Б Тайга

б)

3.Медведь гризли

В Эвкалиптовые леса

в)

4. Куланы

Г Полупустыни и пустыни

г)

5. Водосвинка- капибара

Д Антарктические пустыни

д)

6. Пингвин Адели, снежные буревестники, бакланы.

Е Арктические пустыни

е)

15. Причины существования годовых ритмов в географической оболочке, кроме обращения Земли вокруг Солнца:

а) существование Луны

б) шарообразная форма Земли

в) постоянный наклон земной оси к плоскости орбиты

г) вращение Земли вокруг своей оси.



© 2010-2022