- Преподавателю
- География
- Доклад по топонимике Топонимика Обусинской долины
Доклад по топонимике Топонимика Обусинской долины
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пиханова А.М. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ И НАУКИ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ ОСИНСКИЙ РАЙОН
МБОУ «Обусинская СОШ имени А.И.Шадаева»
II Всероссийская научно-педагогическая конференция «Байкал -Родина - Планета»
28-29 марта 2014 г.
Выполнила: Пиханова
Алла Михайловна,
учитель географии
и технологии, руководитель
кружка «Моя Обусинка»
Адрес: Иркутская область
Осинский район
село Обуса
ул. 11 комсомольцев дом 21
669234
Оглавление:
-
Введение.
-
Основная часть
Глава 1. Этнолингвистические основы складывания топонимии Обусы.
-
Что такое топонимика, микротопонимия. Предмет изучения науки. История формирования топонимии.
-
Основы формирования микротопонимов с. Обуса. Национальный состав, родовой состав, род деятельности. Особенности ландшафта, климата. Религия.
Глава 2. Структура и семантика микротопонимов.
-
Структура микротопонимов.
-
Семантика микротопонимов.
-
Заключение
-
Использованная литература.
-
Введение.
Известный бурятский поэт Лопсон Тапхаев написал:
По доброму обычаю седому,
«Откуда родом?» - спросят старики.
Всплывет во мне тоска моя по дому
И с гордостью отвечу:
И каждый из нас назовет свою малую родину. А я скажу: «Из Обусы». На широкой Осинской земле раскинулись привольные земли Обусы. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своего края, народа, знать его обычаи и обряды.
-
Основная часть.
Глава 1. Этнолингвистические основы складывания топонимии Обусы.
-
Что такое топонимика, микротопонимия. Предмет изучения науки. История формирования топонимии.
Топонимика (от греческих слов: topos-место, onyma-имя) - это учение о географических названиях. Она изучает содержание, происхождение и закономерности развития географических названий - топонимов. Топонимика является наукой смежной, развивающейся на стыке истории, географии и лингвистики. Поэтому методы исследования и задачи её сложны и разнообразны.
Микротопонимия - это названия небольших территорий и небольших географических объектов.
Географические названия представляют, прежде всего, элемент языка. Они отражают языковой процесс населения данной местности, подчиняются определённым языковым законам и нормам, познаются с помощью методов языкознания.
Географические названия представляют явления исторические, так как они возникли в исторически определённых социально-экономических условиях; их появление, изучение и отмирание связаны с развитием и изменениями исторической обстановки.
Топонимы отражают в себе те или иные моменты, факты исторического процесса: передвижение, столкновение, смещение и ассимиляцию племён и народов. Они также свидетельствуют о некоторых сторонах экономической жизни народов.
Таким образом, географические названия, топонимы возникли и развивались исторически в пределах географически определённой
территории. Формирование их в виде сопряжённой системы местной топонимии тесно связано с социально-экономическими и природными условиями жизни и с языками народов, населявших и населяющих в настоящее время эту местность.
Географические названия возникли и развивались исторически. Формирование их тесно связано с историей общественного и экономического развития края, поэтому корни многих названий уходят в глубокую древность.
На территории Осинского района на протяжении многих веков менялись исторические условия, происходили общественные процессы - передвижение и смещение разных народов и племён, обладавших различной языковой культурой. В этом длительном водовороте общественных событий и скрещивании языков происходило формирование топонимии района. При этом каждая появившаяся народность, усваивая и сохраняя прежние географические названия на языке своих предшественников, в то же время вносила в топонимию района новое на своём языке, изменяла и модифицировала структуру прежней топонимии. Иногда эти видоизменения были настолько сильными, что форма и смысл некоторых древних топонимов дошла до нас в искажённом до неузнаваемости виде.
В результате длительного исторического процесса на территории Бурятии, Иркутской области образовалась сложная топонимия в виде наслоения географических названий различного языкового происхождения: палеоазиатского, эвенкийского, самодийского, тюркского, монгольского, бурятского и русского.
Названия, возникшие ранее на языке одних народов, в результате адаптации (приспособления), народной этимологизации их другим народом, приобретают совершенно иной смысл, и по-другому истолковывается их происхождение. Например, буряты объясняют как бурятские по происхождению такие названия, как Иркут, Тунка, Ока, Ил, Селенга, Уда, Курба и другие, которые являются бурятскими по употреблению, а произошли из самодийских, тунгусских и тюркских языков.
В настоящее время на территории Бурятии, Иркутской области распространены топонимы на языках современных народов, проживающих здесь, - эвенков, бурят и русских. Причём преобладают бурятские названия; они представляют, естественно, наиболее консервативный, устойчивый элемент топонимии края. Эвенские же названия, распространённые почти на всей территории Прибайкалья, являются элементом реликтовым, остаточным, свидетельствующим о былом, более широком ареале обитания тунгусо-язычных племён. Начинают прогрессировать названия на русском языке, так как на нём говорит теперь большинство населения, и он стал широко распространённым языком.
-
Основы формирования микротопонимов
с. Обуса. Национальный состав, родовой состав, род деятельности. Особенности ландшафта, климата. Религия.
Национальный состав населения - результат длительного исторического процесса. Нация - высшая этническая общность, характеризующаяся экономической общностью, единой территорией, общим языком. Большая часть населения с. Обуса - буряты. В большом количестве проживают русские и татары, а также живут узбеки и хохлы.
Среди населения с. Обуса численность женщин выше, хотя рождается больше мальчиков. Причина тому - средняя продолжительность жизни, различная у мужчин и женщин. Преобладание женщин объясняется большей их долей среди жителей старшего возраста.
Традиционная религия Обусинцев - шаманизм. Главное и характерное в нём - обоготворение сил природы и умерших предков, вера в существование множества людей - шаманов - влиять на них, чтобы обеспечить благополучие и отвратить беду. В культовую систему входят родовые, племенные священные места, которыми чаще всего являются почитаемые скалы, источники, горы и т. д. Эти места у бурят считались «священными», заповедными и каждое место старались назвать по-своему, соответственно.
В с. Обуса имеется 1 фермерское хозяйство: где разводят лошадей, крупный рогатый скот, овец, свиней и занимаются земледелием. Имеется 3 предприятия лесопереработки. Основная часть мужчин занимается личным подсобным хозяйством. Сельское хозяйство носит потребительский характер. Также население занимается охотой и рыболовством.
Климат Обусинской долины резко континентальный. Резкость объясняется холодной зимой и жарким летом. Зима суровая продолжительная. Лето сравнительно тёплое, иногда даже жаркое. Продолжительность периода с устойчивым снежным покровом составляет 145-160 дней. Высота снега на открытых местах 25-30 см. и защищённых 30-40 см. В зимний период большая часть снега выпадает в декабре месяце.
Ветер - это перемещение воздуха на поверхности земли. Направление ветра определяется рельефом. В нашей местности большую часть года дует северо-западный ветер, достигая максимальной силы в мае месяце.
Река Обуса протекает на дне своей долины, расположенной на высоте 401-420 метров над уровнем мирового океана. Обусинскую долину окаймляют возвышенности от 500 метров и выше. Между горами имеются ложбины-впадины, по которым текут временные водотоки - весенние ручьи.
Микротопонимы с. Обуса формировались очень давно в период охотничье-рыболовного и кочевого скотоводческого образа жизни бурятских племён. Охотник-рыболов или кочевник-скотовод всегда должен был знать, где хорошие пастбища или богатые рыбой угодья, какие капризы или дары таит природа, уметь ориентироваться в окружающей среде, различать территориальные детали и многие другие черты природы, которые побудили желание выразить их через географические названия. Совокупность этих названий по существу представляла собой «географию» - географические познания древнего человека, т. е. свод тех представлений об окружающей природе, который можно было составить на заре человеческой культуры до появления методов научного познания природы.
Глава 2. Структура и семантика микротопонимов.
-
Структура микротопонимов.
Для бурятской топонимии характерны следующие формы:
-
Простые топонимы, т. е. форма «чистой» основы. Здесь топонимы образуются от нарицательных терминов, выступающих в форме существительного в именительном падеже ед. ч.: Гол - река; нуур - озеро; уhа - вода; тала - степь; булаг - родник; ключ; горхон - речка, ручеёк; ялга (жалга) - овраг; бөөри - бугор; нуга - луг и т. д.
Нарицательные имена без изменений переходят в собственные в тех случаях, когда данный род объекта встречается в этой местности в ед. числе. Например, на о. Ольхон имеется единственное глубокое озеро, которое у бурят так и называется Нуур (Нур - на всех картах); или буряты Присаянья не знают названия «Салны» или другого собственного имени для этих гор, а называют их просто hарьдак (Сардык).
В бурятском языке отсутствует удвоение основы. Следовательно, в топонимии не наблюдаются названия с удвоенной основой. Однако встречаются такие топонимы, как: Кит-Кит, Зөөн-Кит-Кит - речки в Южном Прибайкалье. Здесь к чистым удвоенным добурятским основаниям Кит добавлено определение: бурятское зөөн - «восточный».
2. Сложные топонимы, образованные от словосложения и словосочетания. В бурятской топонимии очень распространены двусложные названия, особенно в восточных районах.
Первое слово или первые два-три слова сложного топонима, являются определениями, оказывающими на цвет, размер, положение и другие черты называемого объекта. Вторая или последняя часть представляет собой родовое понятие, нарицательный термин: река, гора, озеро, город, этноним и т.д. Все слова в словосложениях передаются в именительном падеже единственного числа.
В зависимости от цвета, оттенка, фона объекта в бурятской топонимике различают такие определения: улаан - красный, сагаан - белый, хара - чёрный, шара - жёлтый, хγхэ - синий и т.д. Примеры: Улаан хада - красная гора; Улаан бургасы - красный ивняк; сагаан тала - белая степь; шара тала - жёлтая равнина (или степь, выгоревшая); шонтогор хада - низенькая гора и т.д.
В зависимости от пространственного положения объекта различают такие определения: зөөн - восточный или левый, баруун - западный или правый, хойто - северный или западный, урда - южный или передний, дээдэ - верхний, доодо - нижний, γргэн - широкий, набтар - низкий и т.д.
Числительные в бурятской топонимике менее выражены. Из численных имён чаще всего встречаются: долоон - семь, гурбан - три, зуун - сто, мянган - тысяча. Например: Долоон нарhан - семь сосен, долоон модон - семь деревьев, зуун модон - сто деревьев и т.д. В сложных названиях подчёркиваются различные качественные, внешние морфологические признаки называемого объекта. Например: γмхэй тала - вонючее место (гнилое); хөйтэн булаг - холодный ключ и т.д.
Личные или родоплеменные имена в географических названиях также являются определениями, указывающими на собственность, принадлежность. Например: Долдойн боори, худайн гол и т.д.
В бурятских топонимических словосочетаниях имеются такие компоненты, которые представляют характерные, почти всюду повторяющиеся модели: гол-Шара-гол, Баян-гол; уhан-Ехэ-уhан; дабаан-Ехэ-Дабаан; и т.д.
3. Суффиксация в бурятских топонимах. Суффиксами оформляются бурятские топонимы, как простые основы, так и сложные. Префиксация отсутствует.
Наиболее продуктивные топонимообразующие суффиксы следующие:
-та, -тэ, -то - суффиксы, при помощи которых образуются прилагательные от существительных. Например: Шулуута - «каменистый», от основы шулуу(н) - «камень». Галуута - «гусиный», от галуу(н) - «гусь» и т.д.
-тай, -тэй, -той - суффиксы с теми же значениями, что и -та, -тэ, -то. Например: Шабартай - «грязный», от основы шабар - «грязь».
-ууд, -гууд, -нууд - суффиксы множественного числа. Топонимы, оформленные этими суффиксами, выражающими здесь собирательное, множественное значение, относятся к населённым пунктам, улусам, названным родовым именем и заселённым в основном выходцами этого рода. Например: Хурдууд, Сэгээнγγд, Маланууд и т.д.
-тан, -тэн, -тон - суффиксы выражающие собирательные названия жителей того или иного улуса по родовым наименованиям. Например: Тобхортон, Тγγхээтэн и др.
-хан, -хэн, -хон - суффиксы уменьшительно ласкательной формы. Например: Шонтогорхон, Улаанхан и т.д.
-гар, -гэр, -гор - суффиксы, при помощи которых образуются образные прилагательные от глагольной основы.
Топонимы, оформленные этими качественными суффиксами, относятся к формам рельефа, по внешнему виду выходящими за пределы нормального и эмоционального характера. Например: Хэлтэгэр - «наклонная» (местность), от хэлтэйхэ - «быть наклонным» и др.
Малопродуктивные топонимообразующие суффиксы, сохранившиеся из прошлого образа жизни бурят: Хидуса - «перевал сражения», т.е. сразить.
-са, -сэ, со - суффиксы существительных от глагольной основы, выражающие действия.
-аан, -ээн, ООН суффиксы от глагольной основы, выражающие место действия. Например: Нажаржаан - «летник», Хабаржаан - «весенник» и т.д.
-хай, -хэй, -хой - суффиксы прилагательных от глагольной основы. Например: Таhархай - «разорванный» (так назван улус, разделённый на части многочисленными речками) и т.д.
-
Семантика микротопонимов.
Как ни мал, ни велик любой народ, он имеет свою историю, богатую значительными фактами, своё устное народное творчество, свою топонимику, свои легенды - сказки.
Название местности «Обуса» (Yбэсэ) - произошло от бурятского слова «γбhэн», что означает сено, трава. Обуса - это место, богатое сеном, травой.
Почти все географические названия с. Обуса являются местными. Все географические названия по этимологии весьма различны. Можно выделить следующие по происхождению топонимы: природно-географические, социально-экономические; историко-этнографические, религиозно-мифические, лично-именные.
В топонимике с. Обуса преобладают названия, которые присвоены географическим объектам по каким-либо приметам, признакам, свойствам.
I. Названия, отражающие в себе природно-географические условия. Они более распространены, чем другие, и подчёркивают наиболее характерные внешние черты, свойства называемого природного объекта, его количественное состояние.
Например:
А) Географические объекты названия, которых присвоены по растительности.
Хара γбhэн (тала газар) - тут растёт один сорняк.
Нуга - луговое место.
Содгон - болотстое место.
Хуhата тала - берёзовая роща.
Мойhото - черёмуховое место.
Борохал - от бурятских слов «боро» - серый и «хаал» - роща в низине.
Б) Географические объекты названия, которым присвоены по месту обитания животных.
Хандагайта - лосиное место, где водятся (пасутся) лоси.
Баабгайта - медвежье место.
Заhагата - рыбное место.
Могойто газар - змеиное место.
Yхрын бори - место для выпаса скота.
В) Микротопонимы название которых связано с местностью.
Шабарта (тала газар) - место, где всегда грязь. Здесь можно застрять.
Тойруур (тала газар) - на этом месте очень часто можно заблудиться.
Содгон (тала газар) - болотистое место.
Г) Гидронимы, т.е. названия водных объектов, являются основными в составе топонимии любого народа, так как вода есть одно из необходимых условий жизни человека. Речные долины с древнейших времён были местом обитания людей, реки издавна служили путями сообщения и главным ориентиром в окружающей природе.
Yбэсэ гол - река Обуса.
Горхон - ручей (деревня).
Булаг - ключ.
Д) Названия орографических объектов. Они образованы от словесного выражения их характерных внешних очертаний или оронимических терминов.
Тθθдэйн бээлэй (тала газар) - местность имеет форму варежки.
Подштаник (тала газар) - местность имеет форму подштаника.
Нγхэн - яма.
Эрье - берег.
Ялга - овраг.
Нарицательные оронимические термины в сочетании с прилагательными образуют двухсложные оронимы: Улаан хада - красная гора, Ехэ Дабаан - большой перевал и т.д.
II. Историко-этнографические и экономико-географические названия.
В бурятской топонимии в названии рек, речных долин и мелких населённых пунктов, большое распространение в прошлом имени топонимы от этнонимов, которые во многих случаях сохранились в современной топонимии. Это объясняется родовыми отношениями охотников-рыболовов, кочевников-скотоводов, у которых территория пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий находилась во владении рода. Поэтому родоплеменные наименования перешли и закрепились за географическими объектами. Эти топонимы возникли от этнонимов, названий родов и племён, а также имён известных местных жителей.
(Сегентуй) - Сэгээнтэн - по названию представителя рода Сэгээнууд, которые населяли это место.
Зомоод - по названию представителя рода.
Маланууд - по названию представительницы рода Малаан (умная, долгожительница).
Тобхортон - по названию представителя рода.
Долдойн боори - место названо в честь человека, по имени Долдой, который обрабатывал эту землю.
Ноёной хада - названа так, потому что эта земля принадлежала богачу.
Бэшэгтэ - местность названа в честь писаницы на скале.
Федорина гора - названа именем женщины Федоры (охотницы).
Об этой горе бытует интересная легенда.
«Жила в тайге одна женщина, звали её Федорой, она была по национальности эвенк. Была она охотницей. Однажды Федора гналась на лыжах за дичью и, спускаясь с крутой горы, ударилась об дерево и разбилась. Поэтому эту гору назвали Федориной горой».
Некоторые черты прошлой экономикой жизни бурят также нашли отражение в названиях о циклической форме перекочевки, об этом говорят топонимы времён года - Намаржаан, γбэлжөөн о чертах кочевого быта - Сабшаланта (сенокосный): об очагах древней металлургии - Дархата газар (кузнечное место).
III. Народная этимология. Топонимика, как наука, возникла недавно, но топонимами люди интересовались давно.
У всех народов с незапамятных времён делались попытки разгадать значение и происхождение иноязычных, непонятных географических названий. Эти попытки послужили истоком так называемой народной этимологии, весьма обычной в толковании генезиса топонимов. Народная этимология - это плод народной мудрости и фантазии.
Айха хада - гора Айха, от слова бояться. С давних времён считается священной горой. Раньше шаманов (бθθ) после смерти сжигали на поминальном костре, на горе Айха. Бабушка рассказывала легенду, услышанную в детстве, что с горы спускался человек, очень высокий, выше домов, заглядывал в окно, люди очень боялись, потому что после него кто-нибудь умирал в этом доме. Говорят, что эта легенда способствовала названию горы «Айха», т.е. бояться.
Yлгэй хада - гора называется колыбель. Легенда записана со слов Балдаевой Александры Николаевны.
Жил один человек. Он всегда любил шутить и люди перестали ему верить. Однажды он куда-то пошел и узнал, что сюда идёт большое наводнение. Он побежал в деревню, чтобы предупредить людей, но люди ему не поверили, тогда он стал плакать и рвать на себе волосы. Тогда они ему поверили, но вода уже приближалась. Люди взобрались на самую высокую гору, много людей утонуло. После наводнения на горе осталась кроватка ребёнка и поэтому гору назвали «Yлгэй».
IV. Микротопонимы религиозно-мифического происхождения.
У бурят религия - шаманизм и ламаизм. С шаманизмом связано, прежде всего, распространённое название «Шаманский», относящееся к местам, где проводились различные обряды шаманистов с жертвоприношением. Такие обряды проводятся в наиболее примечательных местах: на возвышенном скалистом красивом берегу или в сосновом, чистом лесу, на зелёной луговой поляне, на высоком холме или на горе с лесом, у места выхода родников. Эти места у бурят считаются «священными», заповедными: не полагается рубить или ломать деревья и кустарники, осквернять чем-нибудь.
Хадайн эжэн, ойн эжэн, уhанай эжэн - хозяин или дух гор, лесов и вод.
Тайлгата боори - место жертвоприношений, здесь проводят тайлган.
Существуют очень много микротопонимов, название которых связаны с именами знатных, почитаемых людей. Это священные места. Места поклонения, капанья. Их называют сэргэ.
-
Заключение.
Любой географический объект, будь это гора или река, овраг или урочище, имеет своё собственное имя, присвоенное ему человеком. Географические названия имеют определённый смысл и объяснимы.
Микротопонимия Обусы тесно связана с этнонимией. Понятие «топонимия» и «этнонимия» взаимосвязаны, так как составляют в словарном фонде языка особую, близкую по происхождению, назначению и законам словообразования лексическую группу - собственных. Особенно интересны топонимы, образованные от генонимов. Они явно указывают на то, какой род проживал здесь, кто освоил эти места и дал им названия. В селе очень много микротопонимов, названия которых связаны с именами знатных людей.
Микротопонимы состоят, прежде всего, из нарицательных имён-терминов: местная речка, гора или бугор называются просто
«Речка» - «горхон», «гора» - «хада», «бугор» - «бөөри» и т.д.
Действительно же говорят, что язык в форме топонимов оказывается прочнее, чем носители его: люди исчезли, а названия на их языке сохранились.
-
Использованная литература.
-
Материалы школьного музея.
-
Мельхеев М.Н. «Географические названия Восточной Сибири».
-
Мельхеев М.Н. «Происхождение географических названий Иркутской области».
-
Никонов В.А. «Введение в топонимику».
-
Ринчинэ С.Н., Будацыренова О.Г. «Храни свои корни».
-
Словарь Черемисова К.М. Изд. «Сов. энц».
Беседовала с ветеранами, педагогами:
-
Халматов Сафрон Алексеевич - ветеран труда, 1931 года рождения;
-
Халматова Алевтина Николаевна - ветеран педагогического труда, 1933 года рождения;
-
Ербаткова Агафья Георгиевна - ветеран педагогического труда;
-
Балдаева Александра Валерьевна - педагог начальных классов.
11