6кл Причины, влияющие на климат

Урок в 6 классеТема «Причины, влияющие на климат» Раздел 2 Строение Земли. Земные оболочки. Тема3, 54 урок. «География. Начальный курс. 6 класс.» Т.П. Герасимова Н.П.Неклюкова Рабочая программа составлена на основе авторской «Сборник программ к классической линии учебников географии для общеобразовательных учреждений 6-11 классы». Составитель С.В.Курчина 2-е изд., Москва: «Дрофа», 2011годНоминация 3 - Основное общее образование. Тип урока комбинированный Метод: частично-поисковый ...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 6 классе

Тема «Причины, влияющие на климат»

«География. Начальный курс. 6 класс.»

Т.П. Герасимова Н.П.Неклюкова

Автор

Сборник программ к классической линии учебников географии для общеобразовательных учреждений 6-11 классы.

Составитель С.В.Курчина 2-е изд., Москва: «Дрофа», 2011год



Номинация 3 - Основное общее образование.



Копать Валентина Николаевна

Учитель географии

МБОУ «Хабарская СОШ №1»

с.Хабары Хабарского района Алтайского края





Пояснительная записка

Урок в 6 классе

Тема «Причины, влияющие на климат» Раздел 2 Строение Земли. Земные оболочки. Тема3, 54 урок.

«География. Начальный курс. 6 класс.» Т.П. Герасимова Н.П.Неклюкова

Рабочая программа составлена на основе авторской «Сборник программ к классической линии учебников географии для общеобразовательных учреждений 6-11 классы». Составитель С.В.Курчина 2-е изд., Москва: «Дрофа», 2011год

Номинация 3 - Основное общее образование.





Тип урока

комбинированный

Метод:

частично-поисковый


Актуальность использования средств ИКТ

Использование средств ИКТ повышает мотивацию учащегося;

наглядность, обучение новому методу учебной деятельности, повышение эффективности зрительного восприятия учебного материала способствуют усвоению знаний

Цели урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Объяснить причины, влияющие на климат, определить главные причины формирования климата в селе Хабары

продолжить формирование умений проводить исследования, делать выводы; развивать умение работать с раздаточным материалом, картами, схемами; развивать умение сравнивать и обобщать получаемые знания

Стимулировать творческую

активность

учащихся,

способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе коллективного обсуждения вопросов изучаемой темы

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на CD, ресурсы Интернет)

Ресурсы Интернет, ЦОР

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Мультимедиа устройства, интерактивная доска, MS Power Point, MS Word

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Подготовка учащихся к уроку.

Организует

Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Чтобы урок прошел продуктивно, успешно работали, давайте настроимся на работу, скажем наши слова:

Я вас вижу,

Я вас слышу,

Я вас понимаю,

Вы в моем сердце

Я думаю, каждый человек за свою работу хочет получать отметку. И чтобы вы в конце урока могли объективно поставить себе оценку, со стороны посмотреть на ход урока, как вы поработали. Я предлагаю по ходу урока заполнять лист самооценки.

На каждом этапе урока вы будете ставить себе баллы. В конце урока посчитаете общее количество баллов, и по шкале баллы переведете в оценку. Перед вами лежат листы самооценки, впишите в них, пожайлуста, ваши фамилию, имя.

Готовы дальше работать?!

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

1.А вы знаете, что такое климат?

2.О каких типах климата идет речь? У вас на столах лежат таблички с типами климата, поднимайте их при ответе. За правильный ответ 1 балл.

  • 1Огромный огненный шар солнца поднимается над горизонтом. Песок делается горячим, до камней не дотронуться. Воздух обжигает и сушит губы, которые начинают трескаться. Голубое небо блекнет. Ночь не приносит облегчения. Видно усыпанное звездами небо. Холод властвует над пустыней (тропический, жаркий, сухой).

  • 2В лесу тихо и душно. Чувствуется запах гниющей листвы. Воздух влажен как в оранжерее. Тело быстро покрывается потом, который не высыхает и струйками стекает под рубашкой. Дышится тяжело (тропический, жаркий, влажный, экваториальные леса).

  • 3Очень холодно. Буран не дает возможности покинуть зимовье. Всем нам привычное слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным как вода. Два человека, связанных веревкой, разойдясь на 5 шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как ветер заглушает все. Огни карманных фонарей не видны… На 4 сутки ветер стих. Одеваю теплую одежду. На лице теплая шерстяная маска, это для того, чтобы не заморозить нижнюю часть легких. На глазах темные солнечные очки. Отправляюсь в путь (полярный).

  • 4Тихо. Солнце поднимается каждый день все ниже. Листва на деревьях превратилась в разноцветный наряд: красный, желтый, оранжевый. Только ели и сосны не сдаются - торжественно зеленеют на опушке леса (умеренный).

Так какие же причины обусловили такое разнообразие климатов Земли?

А вы знаете эту тему? Знаете все причины, которые влияют на климат?

Как вы думаете, ответьте себе внутренним голосом, какая тема урока у нас сегодня?

Каждый уже знает Озвучьте.

Кто согласен? Все присоединяются, записываем тему в тетрадь.

Сейчас в оценочном листе, кто смог самостоятельно сформулировать тему, кому понятно над каким вопросом мы будем работать, поставьте себе 1 балл. Если вы не самостоятельно сформулировали тему, но понимаете её, принимаете, тогда 0,5 балла.

Тема урока: Причины, влияющие на климат.

Ребята. Как считаете, к какому результату мы должны прийти в конце урока? Сформулируйте цель нашего урока.

Сначала себе ответь, послушайте свой внутренний голос, подумайте, Проговорите свою цель соседу по парте.

Кто готов поделиться своей целью?

Кто присоединяется к мнению?

Есть другие варианты?

А скажите, как вы поймете, что научились определять, какие причины влияют на климат? Что вы при этом будете знать? Уметь?

Причины

Применять причины

Оформлять алгоритм их действия

Ребята, как надо поработать на уроке, чтобы достичь цели. Ваши предложения. Первый шаг.

(планирование)

1 шаг. В листах самооценки поставьте себе 1 балл, если вы смогли сформулировать цель урока, и 0,5 балла, если приняли цель урока, она вам понятна.

А мне интересно узнать, а какие качества помогают вам, любому человеку в достижении своих целей. Ведь нам приходится достигать цели не только на уроке. Но и в жизни, человек ставит перед собой цель и добивается этих целей. Какие качества ему при этом помогают?

К

Вот сколько положительных качеств оказывается. Я вам желаю, чтобы вы смогли на уроке проявить эти качества.

Я думаю, вы готовы к открытию причин, влияющих на климат?



  • знать определение «климат» и причины его изменения,

  • знать связи между элементами и явлениями , их изменение в зависимости от высоты Солнца в течение суток;

  • иметь элементарное представление о «типах климата»;

  • знать воздушные массы, влияющие на климат в своей местности в течение года;

  • знать влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека, состояние его здоровья и настроение

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем :планирование уч и сверстниками

Регулятивные: .целеполагание

III. Изучение нового

(10 мин)

Цели:- выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм, модель)

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на открытие причин

Формулирует задания, помогающих изучить причины, влияющие на климат

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Климат и погода. Между ними существует тесная связь, и в то же время они отличаются один от другого. Климат, как взрослый человек, имеет постоянный характер. Его «поступки» предсказуемы, и особенных неожиданностей от него не ожидают. Мы знаем, что летом температура будет высокой, а зимой низкой, что зимой выпадет снег, в летом следует ожидать дождей. Все предварительно известно, даже скучно. Но погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной.

Мы уже знаем, какие причины влияют на погоду. Какие?

1Высота Солнца над горизонтом

2Ветер

3Перемещение воздушных масс

4Атмосферное давление

5Температура воздуха

Подумайте, послушайте свой внутренний голос. А какие же причины могут влиять на климат? Поделитесь своими версиями с нами.

- Основные причины, влияющие на климат:

-1 географическая широта;

- близость морей и океанов;

- направления господствующих ветров;

- океанические течения;

- высота местности над уровнем моря;

- расположение горных хребтов.

Географическая широта
-1 Климат той или иной местности зависит от многих причин. Главная из них - географическая широта. Солнечные лучи, попадая на земной шар под разным углом, по-разному согревают его поверхность. Самый большой угол падения солнечных лучей - в тропическом поясе, и он получает больше всего тепла. Чем дальше от экватора, тем меньше угол падения солнечных лучей на земную поверхность, значит, воздух нагревается меньше.

Вывод: самый жаркий пояс - между тропиками, самый холодный пояс за полярными кругами, а между ними умеренный пояс.

Задание: отметьте эти пояса на контурной карте, используя карту полушарий.

Работа с картой полушарий и контурными картами.

- Как вы думаете, в каком поясе солнечной освещённости живём мы?

- Мы живем в умеренном поясе. Умеренно тепло - летом и умеренно холодно - зимой, есть переходные сезоны «осень» и «весна».

5. "Поступление солнечной радиации на поверхность Земли"

Модель позволяет наблюдать, как распределяется солнечная радиация по земной поверхности за год.

4. - Климат зависит от близости морей и океанов и направлений господствующих ветров.

Воздух нагревается в зависимости от географической широты. Логично, что на одной и той же широте должна быть одинаковая температура. Тогда как же объяснить рисунок 90 из учебника? Почему при одинаковой географической широте городов в них разные среднемесячные температуры в январе и июле?

Выполнение задания к рисунку 90.

Вывод: Климат зависит от близости морей и океанов и господствующих ветров. Возникают разные типы климата на одних и тех же широтах. Например:

- морской;

- умеренно-континентальный;

- континентальный;

- резко континентальный;

- муссонный;

Такие типы климата формируются в умеренных широтах России. (Сопровождение показом на климатической карте России)

1. "Движение воздуха в атмосфере"

В данной программе моделируются условия появления глобальных ветров Земли. Можно проследить границы распространения воздушных масс. А это объясняет, почему на земле разный климат.

2- Климат местности зависит от океанических течений.

Порт Мурманск в России единственный незамерзающий порт. Весь год с Баренцева моря подходят суда. Как думаете, почему?

Влияние океанов на климат усиливается под воздействием теплых и холодных течений. Океанические течения оказывают влияние на выпадение осадков на побережьях материков. Теплые течения согревают воздух и сушу, холодные течения создают холодный воздух, и он, перемещаясь, на сушу понижает над ней температуру.

Хочу обратить ваше внимание на наличие ледового покрова на северном и восточном побережьях России. (Сопровождение показом на физической карте России) Тому, кто сможет объяснить наличие или отсутствие льдов у побережья, будет вручён большой жетон.

5 зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Я думаю, вам несложно определить на карте по шкале высот высоту местности, например, Хабаров (550 с. ш., 520 в. д.). Как изменился бы климат Хабаров, если бы ее абсолютная высота стала 2000м? Почему?

Вывод: С высотой температура воздуха уменьшается. В горах - высокогорный климат

.6. Расположение горных хребтов тоже влияет на климат.

3направления господствующих ветров;

Поставьте себе баллы за открытие причин.

определять на карте местоположение географических объектов; выделять, описывать. и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

IV. Закрепление нового (15 мин)

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух



Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу о действии причин

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи во влиянии причин

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Физкультминутка

- Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

А.С. Пушкин

Давайте обратимся к нашей схеме, скажите, а какие причины, больше всего влияют на наше село Хабары?

Географическая широта

Направление господствующих ветров

Высота местности над уровнем моря

Расположение горных хребтов

Удаленность от морей и океанов

Поставьте себе баллы за применение причин. Посчитайте общее количество баллов.

выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

.

Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.



Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:-индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Организует:взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.

Географическая лаборатория

Опишите климат точки с координатами 56◦ с. ш.. 83◦ в.д. (г.Барнаул - Алтайский край) и 560с.ш. 380в.д. (г.Москва)

Назовите основной фактор, который вызвал отличия в характеристиках климата этих двух точек.

Игра "Кто больше?"

За определённое время учащимся предлагается составить несколько вопросов по теме урока. Побеждает тот, у кого их будет больше и кто сможет на них ответить.

Тест по теме «Причины, влияющие на климат»

использование географических умений

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию;

Человек развивается через собственную деятельность, через самостоятельную работу. Поэтому очень важно самостоятельно выполнят домашнее задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Домашнее задание: изучить $45, повторить тему «Атмосфера» по вопросам стр.141-142:

I уровень - 3 вопроса

II уровень - 7 вопросов

III уровень - все вопросы

И второе задание творческое, нужно описать, как изменится климат нашей местности, если ее высота над уровнем моря резко увеличится. Вы в тетрадях записываете вопрос творческого задания и ответ. Если предложенная вами характеристика будет соответствовать выявленным сегодня причинам, оригинальна, интересна. Вы получите индивидуальную оценку за задание.

Пришло время подводить итог урока.

Скажите, какая тема урока?

Какова цель урока?

Как вы думаете, Вы достигли этой цели?

Т.е. по всем ступенькам мы с вами прошли, доросли до цели.

Что вы теперь знаете?

Итак, у вас есть общее количество баллов. Используя вторую шкалу, поставьте себе отметку.

Подчеркните те высказывания об уроке, с которыми вы согласны.

Вы говорили сегодня о качествах, необходимых для достижения цели на уроке, выберите и запишите цифры качеств, которые вы наиболее ярко проявили сегодня.

.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Выбери те качества, которые ты наиболее ярко проявил(а) на уроке

Общее количество баллов

Отметка за урок

Выбери и запиши цифры тех высказываний, с которыми ты согласен(на)

  1. Внимательность

  2. Ответственность

  3. Аккуратность

  4. Уверенность

  5. Скромность

  6. Общительность

  7. Доброжелательность

  8. Организованность

  9. Добросовестность

  10. Толерантность

  11. Успешность

  12. Добавь свои качества

Шкала №1

12=10 баллов-за урок «5»

9-7 баллов - за урок «4»

6-4 балла - за урок «3»

Шкала №2

9-7 баллов - за урок «5»

6-4 балла - за урок «4»

3-2 балла за урок «3»

  1. Испытывал затруднения на уроке

  2. На уроке мне было интересно

  3. Было скучно

  4. Замысел урока понравился

  5. Учитель хорошо организовал работу на уроке

  6. Добавь свои высказывания









Список использованной литературы



1. Ресурсы ЦОР - Интерактивные модели

1. "Движение воздуха в атмосфере"

2."Поступление солнечной радиации на поверхность Земли"

2.Сайты

- Метеоновости hmn.ru

- Гидрометцентр России meteoinfo.ru

3.Таблица: Высота Солнца над горизонтом на широте вашего населенного пункта;

4.Электронные учебные издания (ЭУИ)

-Электронный учебник «География 6 класс» (Республиканский мультимедиа центр, rnmc.ru)

-«Уроки географии 6 класс» («Кирилл и Мефодий», km.ru)



© 2010-2022