- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии для 6 класса по теме Атмосферное давление
Конспект урока по географии для 6 класса по теме Атмосферное давление
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пролеева Г.И. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок на основе метапредметного подхода
Тема урока: «Атмосферное давление», география 6 класс. (открытый урок)
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса:
в 6 классе обучается … ученика, уровень обученности …%, класс работоспособный
2. Место урока в разделе: в разделе «Атмосфера» - это … урок.
3. Тип урока - урок изучения нового материала и первичного закрепления (урок «открытия» нового знания).
4. Обоснование формы урока: традиционная.
5. Используемая технология: технологии проблемного обучения, ИКТ.
6. Методы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, проблемного изложения.
7. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
8. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ее закрепления средствами технологии проблемного обучения.
Предметные цели:
1) сформировать представление об атмосферном давлении (в результате учащиеся смогут научиться решать задачи по атмосферному давлению: и количественные, и качественные;
2) научиться устанавливать закономерности между атмосферным давлением, высотой местности, характером земной поверхности (суша или океан) и распределением давления от экватора к полюсам.
Цели по содержанию:
А) образовательная: сформировать представления об атмосферном давлении и устанавливать закономерности между атмосферным давлением, высотой местности, характером земной поверхности (суша или океан) и распределением давления от экватора к полюсам.
Б) развивающая: способствовать формированию умений:
-
находить закономерности в тексте учебной статьи, решать количественные (по алгоритму) и качественные задачи, отбирать и систематизировать информацию (УУД).
-
решать количественные и качественные задачи по атмосферному давлению
3. продолжить формирование навыков работы с картами.
В) воспитательная: формировать опыт сотрудничества учащихся при работе в группах.
Метапредметная цель: с использованием метапредметного подхода (при решении задач) выявлять закономерности, отбирать и систематизировать информацию, решать задачи по атмосферному давлению.
8. Планируемые результаты урока:
Ожидаемые результаты: УУД
-
Предметные: сформированное представлений об атмосферном давлении и выявление географических закономерностей между АД, высотой, характером подстилающей поверхности, распределением давления от экватора к полюсам.
-
Коммуникативные: формирование умений выражать свои мысли, сотрудничать с одноклассниками в поиске решения проблемы.
-
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
-
Личностные: мотивация изучения данной темы, развитие познавательных интересов к учебному предмету.
-
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; выявление закономерностей изменения давления с высотой, от подстилающей поверхности (суша и океан), от экватора к полюсам.
Средства обучения: 1) Дронов, В.П.География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. - 2-е изд., стереотип. - м.: Дрофа, 2013. - 283, с.
2) дидактические материалы для организации работы учащихся; 3) видеофрагменты, презентация;
4) карта полушарий.
Ход урока
-
Оргмомент - Ребята, сегодня я приглашаю вас не просто на урок, а в свою ОПЫТНУЮ ЛАБОРАТОРИЮ! Сегодня мы будем работать в группах, и от этого будет зависеть ваша оценка. Вместо тетради для записей будем использовать белые листы (маршрутный лист).
-
Актуализация - Прежде, чем мы начнем здесь работать предлагаю вам кое-что вспомнить.
Итак, посмотрите на экран. Я закодировала несколько цифр и фраз. Поясните, что они означают:
-атмосфера 21%
-тропосфера 6°С
-воздух нагревание суши и океана
3. Изучение нового материала:
-Ребята, а вы знайте вес своего тела?
-А воздух имеет вес? Кто за? Поднимаем руку. Кто против? Поднимаем руку.
(Оказывается имеет. Ученые измерили вес воздуха в 1кубическом метре и выяснили, что он равен 1кг 300г. Это примерно вес кирпича).
Если воздух имеет вес, значит, он давит на поверхность над которой находится. - Смотрите, на 1 такой кв.см (показываю 1 кв.см, вырезанный из картона) воздух давит с силой 1 кг.33 г (Ставлю гири и пинцетом беру маленькие).
Проблемная ситуация
-Протяните вперед руку. А сколько таких «сантиметриков» войдет на вашу ладонь? На тело взрослого человека это примерно 15 т. Ну что, чувствуйте, как давит воздух? Вам не тяжело и не больно? Нет? Странно? Почему же мы не чувствуем этой силы? Этого давления? /Спрашиваю несколько человек, но правильного ответа не говорю. / Возможно, в конце урока мы сможем ответить на этот вопрос.
Но иногда мы все же его ощущаем? (при взлете самолета и подъеме в горы).
- Ребята, у силы, с которой воздух давит на земную поверхность есть название. - Какое????
/Дети сами отвечают - АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ./
4.Целеполагание:
-Как вы думайте, как прозвучит тема нашего сегодняшнего урока? (отвечают - атмосферное давление, да верно, давайте ее запишем).
Тема урока «Атмосферное давление»
Скажите, а на какие вопросы по изучению данной темы вам бы хотелось найти ответы? (спрашиваю несколько человек и пишу на доске: термин, как измеряют, как влияет, прибор, от чего зависит) Спасибо! Вот это и будет целями на наш сегодняшний урок.
-Давайте выясним, что такое атмосферное давление? (читаем и записывает)
АД - это сила, с которой воздух давит на земную поверхность, и на все находящиеся на ней предметы. /Поясняю, что давит оно с одинаковой силой и во всех направлениях/
-Ребята, в моей лаборатории есть прибор, который измеряет АД. Это барометр.
Единицы измерения атмосферного давления- мм рт. ст.
-Внимание, посмотрите небольшой видеофрагмент (youtube.com/watch?v=pCJ-jLDIt4E)
и ответить на вопрос: «Кто впервые изобрел этот прибор и почему единицы измерения мм рт. ст.?» /просмотр видео/ Примерный ответ: «Ртутный барометр был изобретён в 1643 году Эванджелистом Торричелли. Он наполнил запаянную сверху выводы: масса (давление) атмосферного воздуха давит на открытую поверхность ртути в сосуде и не даёт выливаться ртути из трубки; колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления».
- Ребята, ваша задача посмотреть видеофрагмент и ответить на вопрос: «Какое АД принято считать нормальным и почему именно это?»
(см. видео - youtube.com/watch?v=pCJ-jLDIt4E) + заполняем схему:
Н < 760 мм рт ст(нормальное) > В (нормальное - так показали многочисленные измерения на уровне моря, при тем-ре - 0 градусов. Например: 740 мм рт. ст, 780 мм рт. ст.
-Однако современные барометры (показываю) не содержат ртути и называется такой прибор барометр-анеройд (что означает «безжидкостный»). Оказывается, если барометр будет у вас дома, то вы сможете ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ПОГОДУ. Как? (прочитайте об этом в Приложении). Обсуждаем и заполняем схему.
-Ребята, резкие перепады давления влияют не только на погоду, но и на здоровье людей (головокружение, слабость, тошнота).
- А теперь, внимание мы с вами все вместе должны выявить закономерности, связанные с атмосферным давлением.
Атмосферное давление зависит:
-
от высоты: Пронаблюдайте за изменением давления с высотой и сформулируйте закономерность…
Вывод: при подъеме вверх на каждые …….. м давление в тропосфере …………….. на …………..
Задача: Какова высота холма (h), если у его подножия атмосферное давление (p 1) 765 мм рт.ст., а на вершине атмосферное давление (p 2) - 720 мм рт. ст.?
720 мм рт ст
765 мм рт ст
Решение: h=
2) от характера земной поверхности (суша или океан):
Вывод: над прогретой поверхностью атмосферное давление - ………., а над холодной - …………
-
от экватора к полюсам:
Вывод: над экватором атмосферное давление - ………., а над полюсами - …………
5. Закрепление и применение:
а) ОПЫТ со стаканом: наливаю воду в стакан, в которую можно добавить краситель или краску, накрываю листом бумаги, крепко прижимаю ладонью, затем переворачиваю стакан и убираю свою руку. Вода из стакана не выльется. (это пример качественной задачи): Почему вода не вылилась? (объясняют, что воде не дает вылиться АД, которое давит не только вниз, но и вверх).
Возвращаемся к вопросу: «Так почему мы не чувствуем атмос. давления? /Если правильный ответ не прозвучит, то ищем ответ в учебнике на с. 150. Верный ответ: атмосферное давление уравновешивается с давлением, существующим внутри нашего организма /
6. Контроль (работа в группах) Ребята, вы сейчас должны будите распределить по группам, то что лежит в этих конвертах. (работают в группах по 4 человека. У каждой группы на листе А3 приклеен домик с фундаментом, стенами, крышей и трубой из цветной бумаги. В конверте вперемешку лежат полоски бумаги, на которых сформулированы закономерности, термины, фамилии, цифры, факты по теме АД и лишние данные. Задача учащихся: отобрать все необходимое, систематизировать информацию и приклеить в соответствии: на фундамент - закономерности, на стены - термины, на крышу - цифры, фамилии, буквы, в трубу - все лишнее).
Фундамент - это основа любого дома, это те закономерности, которые мы рассмотрели сегодня.
Стены - это те термины, без которых мы дальше двигаться не можем.
Крыша - это те цифры, фамилии и буквы, которые относятся к атмосферному давлению. Будьте внимательны, ЕСТЬ ЛИШНИЕ ДАННЫЕ (это то, что нам сегодня не нужно) - их место в трубе (ЭТО ДЫМ)
-без ошибок - «5», 1-2 ош - «4», если что-то не получилось, то дома доработать.
Затем, спрашиваю по 1 человеку от группы, что у них получилось. Одна группа поясняет, какие закономерности они нашли, 2ая - термины и т.д. Затем все домики вешаем на доску.
7. Д/задание: (обязательное для всех)
1) П. 37 и решить задачу
2) Объяснить: почему дым из заводских труб поднимается вверх, а не остается на месте? Ведь если бы он оставался на месте, то все живое со временем бы погибло вблизи заводов и фабрик.
По желанию:
3) Найти интересные факты об атмосферном давлении и его влиянии на людей.
8. Рефлексия:
Словесная: Выскажите свое мнение об уроке. Ответили ли мы на ваши вопросы? Что понравилось? Что удивило? Что было трудно?
Цветавая: квадраты: у каждого ученика на столе два квадрата из картона. Я прошу поднять только один. Зеленый - если урок понравился, было интересно, еще захотелось узнать об АД.
Красный - урок не заинтересовал, хорошо, что не уснул (а).
Дидактические материалы:
СТЕНЫ:
АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ
БАРОМЕТР
АТМОСФЕРА
ЗЕМНАЯ КОРА
КОМПАС
КРЫША:
1 кг 33 г
760 мм рт. ст.
В
Н
Эванджелиста Торричелли
Фернан Магеллан
1:1000
ФУНДАМЕНТ:
При подъеме на каждые 10,5 м
давление уменьшатся на 1 мм рт.ст.
Над сушей и океаном давление разное,
из-за разницы в нагревании и охлаждении.
Над экватором давление низкое,
над полюсами - высокое.
Землетрясения и вулканы происходят
на стыке литосферных плит.
Над сушей и океаном давление разное,
из-за разницы в нагревании и охлаждении.
Приложение
Для чего необходимо измерять атмосферное давление?
Измеряют атмосферное давление для того, чтобы с большей вероятностью предсказать возможное изменение погоды. Существует прямая связь между изменениями давления и изменениями погоды.
Если показания барометра не меняются, значит, и погода останется без изменений.
Когда же давление начинает медленно падать, стрелка отклоняется, можно ожидать ветреную и дождливую погоду, если это происходит быстро, значит, надвигается шторм или гроза.
Если давление быстро возрастает, то следует ожидать кратковременного улучшения погоды, а если медленно, то вскоре наступит устойчивая хорошая погода.
Зимой, если давление низкое, то пойдет снег, а при высоком давлении будут морозы.
Тема урока: Маршрутный лист
1 кг 33 г
Новый термин:
Барометр
? анероид
1643 год Эванджелисто Торричелли означает «безжидкостный»
Н < 760 мм рт. ст. (нормальное) > В
Атмосферное давление зависит:
-
от высоты:
Высота, в м
h
Изменение
атмосферного давления
с высотой
p
Атмосферное давление,
в мм рт. ст
136,5
746
126
747
115,5
748
105
749
94,5
750
84
751
73,5
752
63
753
52,5
754
42
756
31,5
757
21
758
10,5
759
0
760
Вывод: при подъеме вверх на каждые …….. м давление в тропосфере …………….. на …………..
Задача: Какова высота холма (h), если у его подножия атмосферное давление (p 1) 765 мм рт.ст., а на вершине атмосферное давление (p 2) - 720 мм рт. ст.?
720 мм рт ст
765 мм рт ст
Решение: h=
2) от характера земной поверхности (суша или океан):
Вывод: над прогретой поверхностью атмосферное давление - ………., а над холодной - …………
-
от экватора к полюсам:
Вывод: над экватором атмосферное давление - ………., а над полюсами - …………
Домашнее задание:
Обязательное для всех:
-
П. 37 изучить и решить задачу: Какова высота холма, если у его подножия атмосферное давление 745 мм рт.ст., а на вершине - 700 мм рт. ст.?
2) Объяснить: почему дым из заводских труб поднимается вверх, а не остается на месте? Ведь, если бы он оставался на месте, то все живое со временем бы погибло вблизи заводов и фабрик.
По желанию:
1) Подготовить доклад об атмосферном давлении (интересные факты) и его влиянии на людей.