Конспект урока по географии в 6 классе тема: Реки

Конспект урока географи для 6 класса.Тема : "Реки". Сответствует возрастным особенностям шестиклассников.Тип урока - изучение нового материала. Содержит элементы самостоятельной поисковой и исследовательской работы.  В ходе урока у учеников формируется представление о реке и её частях.  Ребята учатся устанавливать причинно - следственные связи между направлениями течения реки и характером рельефа.  У обучающихся развивается умение работы с георафическими картами и прочими источниками информации....
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока географии в 6 классе тема: « Реки»

Учителя географии Емельяновой Н.В. МБОУ Некрасовской СОШ.

Предмет - география

Класс - 6

Тема урока : Реки

Цель и задачи:

1.сформировать представление о реке и её частях, речной системе;

2.научить ребят устанавливать причинно - следственные связи между направлениями течения реки и характером рельефа;

3. Развивать умение определять географическое положение объекта по карте и по описанию ( на примере реки)

4. заложить основы знаний о режиме и питании реки;

5. продолжить формирование эстетических и нравственных отношений к природе, чувства ответственности и личной сопричастности к проблемам охраны природы.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация « Реки», географические атласы, контурные карты, дидактические карточки с индивидуальными заданиями.

Тип урока - изучение нового материала

Ход урока

  1. Вводное слово учителя ( 3 мин)

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с удивительным миром географии, узнаем много нового и интересного. Ребята будьте внимательны и активны, смелее высказывайте своё мнение, но при этом уважайте мнение своих одноклассников. В конце сегодняшнего урока каждый из вас получит оценку за свою работу.

Итак, начинаем наш урок…

На предыдущих уроках мы подробно познакомились с Мировым океаном, его частями и основными свойствами, сегодня же мы приступим к изучению вод суши, которые встречаются на материках. К водам суши относятся: болота, озера, реки, ручьи, ледники, подземные воды, пруды, водохранилища, каналы. Но что же здесь главное и с чего начать?

Послушайте одну старую историю

Когда в 1500 году испанцы открыли побережье нынешней Бразилии, они

наткнулись на чудо природы, повергнувшее смелых мореплавателей в панический страх. Таинственная земля низвергала в океан огромные массы клокочущей воды; со стороны казалось, что сам ад разверзнул во всю ширь свою пасть.

Водовороты кишели стволами могучих деревьев, вырванных с корнем, а плавучие

лесные островки, оторванные от суши, усиливали ужас этого хаоса.

Суеверные испанцы крестились и испуганно спрашивали у своих попутчиков-индейцев:

- Что это?

- Бог, - отвечали туземцы, - великий, грозный бог!

- Какой бог?

- Амассона, - испуганно шептали индейцы; на их языке это означало

"крушитель лодок".

О каком боге упоминается в этой истории?

Давайте отгадаем загадку:

Чуть дрожит на ветерке

Лентой на просторе

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море

( река)

Правильно, это река и тема нашего урока «Реки»

СЛАЙД 1

Записывают в тетради число и тему урока

В реках содержится лишь малая часть гидросферы, но эта вода не застойная, а проточная. В среднем в реках вода обновляется каждые 19 дней, в болотах полное обновление воды происходит за 5 лет, в озёрах за 17 лет. Поэтому значение рек неизмеримо больше.

Звучит звук воды на фоне музыки ( 5 мин)

А теперь ребята закройте глаза и представьте себе реку

Расскажите нам, какие ассоциации возникли у вас. Что вам представилось?..

Выступление ребят

Река! Какое замечательное слово! У одних оно вызывает воспоминание о больших реках, по которым ходят теплоходы и буксиры, другие представили себе журчащий поток, который вечно куда то спешит, третьи представили тихую заводь с песчаным пляжем - место для отдыха, рыбалки. А у меня река ассоциируется с человеком и его жизнью.

А что же такое река? (3мин)

СЛАЙД 2

Перед вами ключевые слова с их помощью попробуйте самостоятельно сформулировать определение.

Проверим, что у вас получилось…

СЛАЙД 3

Запишите это определение в тетрадь ( работа в тетради)

Рек много, но все они имеют сходное строение. Давайте с ним познакомимся

Как и все в мире река имеет начало и конец ( 2мин)

Кто из вас знает, как называется начало реки?

А как реки могут начинаться?

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо

Русская великая река.

СЛАЙД4

Начинаю рисовать на доске исток, дети его изображают у себя в тетради

А как называется конец реки? (2 мин)

СЛАЙД 5

Концом реки может быть другая река, озеро или море. В конечном итоге все реки несут свои воды в океан и относятся к бассейну того или иного океана, например река Енисей относится к бассейну Северного Ледовитого океана.

Но устье может быть разным, сравните на слайде 2 устья ( 2мин)

СЛАЙД 5-6

Запишите себе в тетрадь определение эстуария и дельты

Выполним задание с помощью физической карты России (3 мин)

Распределите реки в нужный столбик: Лена, Енисей, Волга, Обь

Давайте проверим вашу работу

СЛАЙД 7

Продолжаю на доске рисовать части реки - устье, длина реки.

СЛАЙД 8 ( 5 мин)

Ребята, перед вами великая сибирская река Обь. Ученые утверждают, что она самая длинная в нашей стране. А я сомневаюсь. Как вы думаете, как этот факт можно проверить? (высказывание детей)

А как определить длину реки, она ведь извилистая? ( с помошью нитки, линейки и масштаба карты)

Измерьте длину реки работая в парах.

Задание по атласу 1 вариант определите самые длинные реки мира, 2 вариант - России, 3 вариант - реки Ярославской области, запишите их названия в тетрадь.

Притоки, (1 мин)

И снова внимательно присмотримся к реке Обь

Обратите внимание, что с разных сторон к ней стремятся меньшие по размерам речки и ручейки, которые делятся на две группы правые и левые. Если встать лицом по направлению течения реки, то правые притоки будут по правую руку от нас, а левые - по левую руку. А теперь проверим вашу внимательность, я буду показывать вам приток, а вы будете поднимать вверх либо правую , либо левую руку.

Повторим еще раз все части реки

СЛАЙД 9 (1 мин)

Все вместе - речная система

Реки не живут сами по себе, они постоянно взаимодействуют с другими компонентами природы и зависят от них

Внимание на экран ( 3мин)

СЛАЙД 10, 11 Зависимость рек от рельефа и климата

Молодцы ребята, вы очень наблюдательны и правильно установили связи реки с рельефом и климатом.

А я приглашаю к доске 2 самых смелых, кто так хорошо работал, что вспотел и хочет пить (5 мин)

Перед вами 2 бутылки, наполненные речной водой : 1 бутылка невзрачная на ней скромная надпись - вода из родника, 2 бутылка яркая с блестящей этикеткой на которой надпись 100 % -ная натуральная речная вода. Выберите , из какой бутылки вам хочется испить водицы. Свой ответ обоснуйте.

Качество воды зависит от её прозрачности

Прозрачность воды можно определить двумя способами: на глаз и экспериментально Какой способ выберем?

СЛАЙД

Проведём эксперимент ( возьмем лист бумаги с напечатанными на нём буквами размером 3,5мм, подложим под чистый пустой стакан, начнем наливать воду в стакан до тех пор пока буквы не станут быть плохо видимыми. Возьмем линейку и измерим высоту воды в стакане. Питьевой считается вода та у которой показатель измерения более 20 см.

СЛАЙД 12 Зависимость реки от хозяйственной деятельности человека

СЛАЙД 13

Не все реки одинаково загрязнены, есть и чистые реки и это зависит от отношения человека к реке, на которой он живет. Наши предки очень уважительно относились к реке, называя её своей кормилицей, труженицей, защитницей, матушкой - рекой.

А теперь познакомимся с интересными фактами о реках (2 мин)

( ребята вытягивают карточки с текстом и зачитывают их содержание вслух.

Настало время проверить , что мы усвоили на уроке

Работа с индивидуальными карточками (7 мин)

( в конце урока карточки ребята сдают на проверку)

Заключительное слово учителя ( 2мин)

Молодцы, ребята! На сегодняшнем уроке вы многое узнали о реках, но на этом наше знакомство с ними не закончилось. Мы продолжим их изучение на следующих уроках. Хочу пожелать, чтобы знания, приобретённые на этом уроке, вам пригодились в жизни. Вы сможете применить их во время походов и путешествий. Но ещё я хочу вам пожелать, чтобы вы помнили о том, что реки - наше богатство, которое мы должны беречь и преумножать

Выставление оценок за урок, домашнее задание п.38 - 39в к/к отметить крупные реки мира, представить себя водой и написать обращение к людям, составить кроссворд на тему : «Реки»







Приложение №1

Игра «Я - река»

Пример: Я - река Волга, впадаю в Каспийское море.

  1. Я - река Амазонка, впадаю… (в Атлантический океан)

  2. Я - река Нил, впадаю… (в Средиземное море)

  3. Я - река Ганг, впадаю… (Бенгальский залив)

  4. Я - река Миссисипи, впадаю… (Мексиканский залив)

Игра « Пятый лишний»

Задания группам - найти лишнюю реку.

1. Миссисипи, Волга, Лена, Дунай, Енисей.

Миссисипи - лишняя река Северной Америки, остальные - в Евразии.

2. Печора, Волга, Северная Двина, Яна, Колыма.

Волга лишняя. Она впадает в Каспийское море, остальные - в Северный Ледовитый океан.

3. Маккензи, Колорадо, Миссисипи, Миссури, Нил.

а) Нил - лишняя река. Он течет в Африке, остальные реки - в Северной Америке.

б) Нил - лишняя река. Он течет в Восточном полушарии, остальные реки Западного полушария.

4. Замбези, Ганг, Амазонка, Нигер, Тигр.

Амазонка - лишняя. Она течет в Западном полушарии, а остальные в Восточном.

Определите, о каких реках идет речь.

  1. Исток в Гималаях, впадает в Аравийское море. (Инд)

  2. Исток в озере Байкал, является притоком Енисея. (Ангара)

  3. Бассейн занимает Западно - Сибирскую равнину. (Объ)

  4. Бассейн занимает крупнейшую низменность мира, восточные склоны Анд, часть Бразильского и Гвианского плоскогорий. (Амазонка)



© 2010-2022