Статья Экологическое образование на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое образование на уроках географии.

Ильин В.И., учитель географии МОУ «Гимназия №2» г. Саратова

Особое место в экологическом образовании и воспитании принадлежит географии. Школьный курс географии дает учащимся целостное представление о Земле как планете человечества, формирует общую, в том числе и экологическую культуру личности. Экологизация школьного курса географии осуществляется несколькими путями:

- первый связан с обогащением и развитием фундаментальных экологических понятий (биосфера, окружающая среда, экологическая проблема, антропогенный фактор, природопользование, охрана окружающей среды и др.)

- второй связан с формированием у учащихся знаний о научных методах геоэкологических исследований и простейших умений их использования. Особое внимание здесь уделяется картографическому методу, а также моделированию, прогнозированию последствий воздействия человека на природу.

Приоритетное значение в содержании географического образования в России приобретают следующие идеи:

-целостность природных систем Земли;

- гармонизация отношений человека и природы;

- оптимизация использования природных ресурсов;

- гуманизация.

Одной из особенностей начального курса географии является то, что в нем начинается формирование представления о географии как науке о природе Земли и обществе. В процессе его изучения закладываются основы

целостных ориентаций учащихся, понимание ими взаимосвязей между отдельными компонентами природы, человеком и окружающей средой, необходимости соблюдения в повседневной жизни правил поведения в природе. Общие глобальные вопросы взаимодействия природы и общества конкретизируются примерами хозяйственной деятельности населения своей местности, бережного отношения к ее природе, закрепляются в ходе выполнения учащимися элементарной практической работы по изучению и охране окружающей природной среды.

Содержание курса географии материков и океанов дает возможность конкретизировать общие вопросы взаимодействия природы и общества, усвоенные учащимися в предыдущем курсе. Богатая и разнообразная природа материков и океанов претерпела существенные изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека. В данном курсе развивается идея целостности, неделимости природы, и на этой основе рассматривается необходимость международного сотрудничества в деле охраны природы. Велика роль географии материков и океанов в развитии у учащихся ценностных ориентаций, эстетического восприятия природы, воображения, умение создавать образ территории, что имеет большое значение в общей системе экологического образования. При этом важно, чтобы эстетические чувства, вызванные картинами природы различных территорий Земли, были глубоко связаны с научно-познавательной и практической деятельностью, выражали определенные нравственные позиции. Простого любования красотой природы, созерцания ее без связи с преобразующей деятельностью человека далеко не достаточно для формирования у учащихся бережного отношения к природе. Дальнейшее развитие ответственного отношения к природе в данном курсе должно осуществляться на основе единства научного, нравственно-эстетического и практического подхода.

Курс физической географии России занимает особое положение в экологическом образовании и воспитании, так как в нем вопросы взаимодействия общества и природы, рассмотренные ранее главным образом на глобальном уровне, приобретают новый региональный аспект: изучается взаимодействие не вообще общества и природы, а окружающего нас общества и окружающей нас природы. В этом курсе получают свое дальнейшее развитие экологические и природоохранные понятия: загрязнение, заповедник, взаимосвязь между здоровьем человека и окружающей средой и др. Одновременно вводятся новые понятия: антропогенный ландшафт, природопользование, географический прогноз, рекультивация, мелиорация, мониторинг.

Содержание курса «География России. Население и хозяйство» позволяет наиболее полно раскрыть взаимосвязи элементов системы «природа-человек- производство», способы оптимизации природопользования и показать взаимосвязь экономики и экологии. Система знаний о рентабельности, рациональности, себестоимости, безотходной технологии, ресурсосбережении ит.д. занимает ведущее место в воспитании таких качеств личности как бережливость, хозяйственность, предприимчивость, необходимые выпускникам в их трудовой деятельности. В экологическом образовании экономические знания приобретают силу убеждения в возможности людей гармонично строить свои отношения с природой. Этому способствует фактический материал учебника под редакцией В.Я. Рома и В.П. Дронова, раскрывающий взаимосвязь экономики и экологии. Блоки с проблемными экологическими вопросами по регионам России органично вписываются в текст параграфа, помогают провести дискуссию, беседу при изучении того или иного экономического района России. Взаимосвязь экономических и экологических знаний в данном курсе создает благоприятные предпосылки для воспитания у подростков ответственного отношения к окружающей природной среде, чувства рачительных хозяев своей страны, своего родного города.

Экономическая и социальная география мира является завершающим курсом изучения географии в школе. На этом этапе обучения экологические знания приобретают более глубокие научные основы, чему способствует не только содержание курса, но и возрастные возможности учащихся, а также знания, усвоенные ими по другим предметам. Одной из главных особенностей экологического образования в данном курсе является обобщение ранее усвоенных знаний о взаимодействии природы и общества на уровне глобальных проблем, затрагивающих жизненные интересы всех стран и народов, и требующих совместных действий всех государств.

Человек- венец природы, превратился в властелина, который нарушает природные круговороты, рвет экологические цепочки, рушит экологические системы. Но человек наверное забыл, что в природе все взаимосвязано и сам он является частью этой самой природы. А об этом человек должен помнить всегда! Поэтому одной из актуальных в учебно-воспитательном процессе стала проблема формирования у учащихся не только экологических знаний, умений, но и формирование экологического мышления и культуры.

Литература:

  1. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии.- М.: Просвещение, 1990.

  2. ЛобжанидзеА.А. География России: эколого-экономические аспекты: учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1990.

  3. Черняго Л.С. Новое экологическое мышление.- журнал «География в школе2, №3-1998.

4


© 2010-2022