- Преподавателю
- География
- Технологическая карта по география Атмосферное давление 6 класс
Технологическая карта по география Атмосферное давление 6 класс
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пальцева Р.Ф. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме: « Атмосферное давление»
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Мотивация учащихся к учебной деятельности, актуализация темы
Пробудить интерес к изучению данной темы, спрогнозировать практическую значимость темы
Постановка проблемного вопроса:
Каждый день люди знакомятся с прогнозом погоды. Почему людям и, в частности вам, так необходим прогноз погоды? Каким сферам человеческой деятельности прогноз погоды особенно важен? Какие элементы погоды вам известны?
Ситуация «интеллектуального» разрыва
Слайд № 1 Почему мухи не падают с потолка?
Слайд № 2
Опыт с опрокинутым стаканом, прикрытым листом бумаги.
Побуждающий диалог.
Фиксируют проблему, пытаются разрешить её известным способом.
Подтверждают возникшую проблему опытом.
Строят совместные предположения, корректируют свою аргументацию.
Коллективное наблюдение опыта, анализ и обоснование результата.
Мобилизуют свои силы на разрешение проблемной ситуации
Постановка цели и задач урока
Зафиксировать цель и задачи урока в контексте ожидаемых результатов
Корректирование цели и задач урока, предлагаемых учащимися.
Обозначают свои интересы к изучаемой теме, пытаются сформулировать задачи урока
Дополняют друг друга, исходя из интересов каждого и всех
Целеполагание, постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно
Планирование и структурирование деятельности в соответствии с целью и задачами урока
Вывести последовательную логическую схему деятельности, соотнести источники информации и этапы деятельности
Корректирует и фиксирует план действий на доске.
План источник
информации
1.Что такое
атмосфера? Учебник §38
2. Кто первым
определил Видеофильм
атмосферное
давление?
3. Единицы Объяснение
измерения учителя
давления
Учащиеся выстраивают схему деятельности и соотносят источники информации к каждому этапу деятельности
Учатся слушать друг друга, корректно править, высказывать свое мнение, принимать мнение других
Определение последовательных промежуточных задач с учетом конечного результата
4. Прибор Изучение строения
прибора
5. От чего Анализ логической
зависит схемы
давление?
6. Как Вывод на основе
изменяется логической
давление? схемы и анализа
слайда №
7. Значение Опыты
давления
в жизни человека
8. Влияние Интернет-
низкого и ресурсы. ДЗ.
высокого
давление на
состояние человека
Ход урока
1. Изучение понятия
« атмосферное давление»
Усвоить сущность понятия
«атмосферное
давление»
Учитель организует работу учащихся с текстом учебника:
-
Используя текст учебника на стр. 114, познакомьтесь с понятием «атмосферное давление»
-
Что такое сила?
Окажите легкое воздействие рукой на резиновый мяч, а затем подействуйте на него сильнее.
Сила- мера воздействия одного тела на другое.
Атмосфера тоже оказывает воздействие на все предметы.
-
В первом абзаце § 38 найдите опорное слово, которое объясняет наличие атмосферного давления.
-
Каждый предмет имеющий массу, в поле гравитации давит на нижележащие предметы. Как называется такая сила воздействия? (вес).
Итак, воздух имеет массу и вес и, следовательно, давит.
Оказывается, если взять столб воздуха от земной поверхности до верхней границы, то
окажется, что на 1 см.кв. поверхности воздух давит с такой же силой, что и гиря массой 1кг.33г.
Слайд № 4
Средняя поверхность тела человека 1,5 м куб. Сила, с которой давит атмосфера на человека 15тонн. Почему воздух не сплющивает человека?
Предполагаемый ответ: в организме человека есть воздух, который давит с такой же силой, что и с внешней стороны.
Учитель: «Если давление внутри нас и давление атмосферы одинаковы, то почему воздух попадает в наш организм?»
Слайд № 5
Учитель подводит учащихся к разрешению этого вопроса.
За счет мышечного усилия легкие расширяются - объем легких увеличивается - давление внутри человека падает и внешний воздух заходит.
Учитель: « Глубоко вдохните и выдохните. Что ощющаете?»
Учитель: « давайте докажем наличие воздуха в нашем организме. Вдохните и сделайте выдох через трубочку в стакан с водой (опыт) Что наблюдаете?»
Слайд № 6
Используя текст учебника и предложенные слайды, знакомятся с понятием «атмосферное давление» и выделяют существенные признаки данного понятия. Через практические действия знакомятся с понятием «сила», посредством опыта доказывают наличие воздуха в организме.
Работа в парах на предмет усвоения понятия «атмосферное давление» (взаимопроверка). Совместная аргументация результатов практических действий и опыта
Промежуточный контроль: сравнение точности усвоение понятия «атмосферное давление» с эталоном в учебнике.
2. Кто впервые измерил атмосферное давление?
Познакомить учащихся с опытом
Э. Торричелли
Учитель организует познавательную деятельность учащихся через просмотр видеофильма «Измерение атмосферного давления». Слайд № 7
Вопросы: 1. Кто впервые измерил атмосферное давление?
2. Кто?
3. Когда?
4. Каким способом?
5. Как был назван прибор?
6. Единица измерения давления?
Рефлексия: объяснить опыт Торричелли по слайду № 8
Мотивированный просмотр видеофильма с целью извлечения необходимой информации. Объяснение опыта Торричелли по слайду.
Пытаются с достаточной полнотой и точностью объяснить содержание и суть увиденного.
Индивидуальный ответ и коллективная коррекция ответа
Осуществляют самоконтроль по слайду
3. Единицы измерения атмосферного давления
Познакомить учащихся с несистемными и системными единицами измерения давления с целью последующего применения их для решения задач
Объяснение учителя
и демонстрация слайдов №№ 10, 11, 12
Слушают, запоминают,
записывают
Воспроизводят услышанное
Самооценка степени понимания данного вопроса
4. Прибор барометр анероид
Познакомить учащихся со
строением прибора, принципом действия и правилами
снятия показаний
Учитель организует изучение прибора: оснащает каждую группу приборами,
демонстрирует Слайд № 13,14
Акцентирует внимание учащихся на зависимость погоды от атмосферного давления (слайд № 15)
Анализ состояния погоды в Элисте за первую декаду марта по данным местной метеостанции слайд № 16
Познание прибора через изучение его строения. Знакомство со шкалой прибора и принципом работы. Формирование умений измерять атмосферное
давление, устанавливать зависимость погоды от атмосферного давления
Оттачивают умения коллективно делать анализ объекта и формулировать результат анализа
Определяют последовательность действий по изучению прибора
5. От чего зависит атмосферное давление?
Установление причинно-
следственных связей между температурой воздуха и давлением
Учитель предлагает учащимся деформированную схему.
Слайд № 17,18
Восстанавливают деформированную цепочку схемы путем логического рассуждения. Формулируют вывод
Коллективно воспроизводят полученные ранее знания, правят друг друга, дополняют
(работа в группе по цепочке).
Самоконтроль: сравнение с эталонной схемой.
Слайд № 19
6. Изменение давления
Показать, что давление величина непостоянная, определить векторы его изменения и причины
Учитель демонстрирует слайд № 20
«Распределение давления на Земле».
Вопрос: « Где на Земле формируются области низкого и высокого давления и почему?
Вывод: давление изменяется по широте т.к. по широте изменяется температура воздуха
Слайд: распределение давления над сушей и океаном
Слайд № 21 « Изменение давления с высотой»
Вопрос: « В какой точке, на ваш взгляд, давление будет наименьшим и почему? Предполагаемый ответ: в точке 4 т.к. в этой точке наименьшая высота атмосферного столба.
Слайд № 22, 23
Вопрос: « Какая еще причина обуславливает падение давления с высотой?» Предполагаемый ответ: с высотой падает плотность воздуха.
Вывод: давление изменяется с высотой.
На основе
имеющихся
знаний
устанавливают причинно- следственные связи и формулируют выводы
Высказывают свою точку зрения, учатся аргументировать свои мысли, слушать мнение других
Самооценка: осознание того, что уже усвоено и на каком уровне
7. Решение задач на определение атмосферного давления
Вывести алгоритм решения задач
Учитель предлагает решить задачу:
«определите атмосферное давление метеостанции города Элисты, если известно, что высота метеостанции над уровнем моря 155 м., а атмосферное давление над уровнем моря нормальное». Слайд № 24, а при наличии времени слайды №№ 25, 26, 27, 28
Составляют алгоритм решения:
1. Вычисляют на сколько мм рт. ст. изменится давление
155 м : 10,5м = 14,7
мм рт.ст.
2. Находят разницу давления
760 мм рт. ст.- 14,7
мм рт.ст. = 145,3
мм рт.ст.
Совместный поиск алгоритма решения задач (советуются, устанавливают последовательность действий). Сильные ребята берут на себя инициативу в организации совместной деятельности, слабые ориентируются на их позицию (взаимопомощь)
Самоконтроль: сравнение предложенного алгоритма и результата с эталоном Слайд № 24
8. Как изображается атмосферное давление на картах погоды и климатических картах?
Познакомить с ещё одним картографическим
способом изображения климатических
явлений - способом изолиний (изобар)
Учитель обеспечивает учащихся фрагментами карты погоды
Задание 1. Изучите карту погоды и слайд № 29 Способ изображения давления аналогичен способу изображения температуры. Используя аналогию, объясните, каким способом изображается на картах атмосферное давление
Задание 2. Определите, какое давление и температура воздуха в Москве и Иркутске
Отрабатывают умения читать карту: сравнивают способы изображения температуры и давления, находят сходство и различие в изображении, формулируют понятие «изобары»
Ищут ответы на поставленные вопросы по фрагменту карты
Участвуют в обсуждении содержания карты
Осознание собственной ценности в решении поставленной задачи (самоопределение)
9. Промежуточный контроль
Проверить усвоение учащимися причинно-следственной связи между атмосферным давлением и температурой воздуха
Учитель предлагает провести опыт:
«с помощью имеющегося у вас оборудования (на выбор), достаньте монету из воды, не замочив пальцев рук. Объясните происходящее и результат»
Правильный предполагаемый ответ: так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится, и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.
Разрешение ситуации разрыва через опыт, применение полученных знаний в новой ситуации
Согласование действий с учетом позиции других. Умение аргументировано высказать свою точку зрения и принять иную точку зрения
Самопроверка по слайду № № 30,31 (сравнение
полученного результата с эталоном)
10. Как человек использует атмосферное давление?
Показать практическую значимость атмосферного давления
Учитель предлагает:
-
провести аналогию принципа действия медицинских банок с принципом действия предшествующего опыта, слайд №32
-
опыт с ливером: проведите опыт, используя слайд №, 33 объясните результат, приведите примеры практического применения ливера.
Предполагаемый ответ: жидкость не выливается потому, что давление внутри ливера меньше чем в атмосферное. При открытии отверстия жидкость выливается, потому что атмосферное давление сверху на жидкость и давление жидкости, вместе взятые, больше атмосферного давления снизу на жидкость. Слайды №№ 34-38
Опыт с присосками. Слайд №39
Опустите присоску в воду, затем прижмите её к парте. Попытайтесь оторвать присоску. Объясните принцип действия присосок с точки зрения атмосферного давления, приведите примеры использования присосок в жизни людей и вашей в частности.
Слайды № № 40-43
Развивают умения реализовывать знания в практической деятельности. Формируют
критическое мышление - подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к практическим действиям.
Обмен знаниями между членами группы. Проявление личностных качеств: желание участвовать в проведение опыта, желание поделиться своими знаниями и предположениями.
(работа в группе по цепочке)
Осознание практической и личной значимости материала данной темы
11.Рефлексия
Проверить уровень усвоения ожидаемых результатов
Учитель предлагает деформированный текст: (слайд № № 44-45)
Воздух имеет……., а в поле гравитации имеет…… Следовательно, воздух, как любое тело,………
на все находящиеся в нем предметы и на земную поверхность. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность, называется…………
Впервые давление измерил Еванджелиста………
Приборы для определения атмосферного давления………… и …Единицы измерения давления
………..и ……… Давление зависит от ………… и изменяется по……… и с………
Нормальным давление считается…….. при t……,
на высоте……м, на параллели….°
При понижении давления погода…….., а при повышении……….
Личностное осмысление и контроль усвоения данной темы в целом, основных понятий, причинно-следственных связей, практической значимости темы «Атмосферное давление»
Хоровое прочтение деформированного текста (помогает оценить личностный уровень знаний и учебных действий и выправить с помощью хорового прочтения собственные пробелы - корректировка )
Самооценка полученных знаний
12
Заключительный этап урока
Логическое завершение урока
Учитель задает вопрос:
« Так почему мухи не падают с потолка? Слайд № 46
Рефлексия на поставленную цель урока
Личностная рефлексия на поставленную цель урока
13. Домашнее задание: § 38, «Влияние атмосферного давления на организм человека»: реферат, сообщение, презентация
Ориентировать домашнюю работу учащихся на деятельностный подход, используя интернет-ресурсы
Учитель ориентирует домашнюю работу учащихся на самостоятельный поиск недостающей информации, на умение выделить главное в огромном потоке информации, на лаконичное и содержательное изложение.
Формирование умений самостоятельно добывать информацию, делать её отбор, планировать изложение материала. Прогнозировать результат ( какую пользу принесет данная работа и заинтересует ли она одноклассников)
Формирование умений точно, интересно, лаконично и, в тоже время, достаточно полно излагать приобретенные знания
Самооценка личностных универсальных учебных действий
Тема урока: « Атмосферное давление»
Образовательная цель урока: дать представление об атмосферном давлении
Ожидаемые образовательные результаты:
-
Представление об атмосферном давлении
-
Представление об опыте Е. Торричелли
-
Представление о единицах измерения атмосферного давления
-
Представление об устройстве и принципе работы барометра-анероида
-
Представление об изменении атмосферного давления с высотой и вдоль земной поверхности
-
Представление о способах нанесения информации о температуре воздуха и атмосферном давлении на карту погоды
-
Умение измерять атмосферное давление барометром- анероидом
-
Умение исследовать изменение атмосферного давления с высотой
-
Умение делать простейший прогноз погоды при изменении давления
-
Представление о значении и применении атмосферного давления в жизни человека
Дидактическая цель урока:
создание условий для деятельностного подхода в приобретении знаний, умений и практических навыков при изучении данной темы: представление нового материала через развертывание последовательных учебных задач, прогнозирования изучаемых процессов, использование различных источников информации, в том числе информации пространства сети Интернет, организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа).
Личностные УУД:
- выражать положительное отношение к процессу познания:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него изучение данной темы
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Ожидаемые метапредметные результаты:
1. метапредметные понятия: «сила», «масса», «вес», « процесс», «давление»
2. универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
-
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-
Принимать и сохранять учебную задачу
-
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
-
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-
Предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
-
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
-
Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
-
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
-
Адекватно воспринимать оценку учителя
Познавательным УУД :
1. Осознавать познавательную задачу;
2. Извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника и других источниках информации.
3. Анализировать результаты опытов, фиксировать их результаты
-
Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
-
Делать обобщения, выводы;
-
Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
-
Строить логические цепи рассуждений;
-
Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
-
Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач;
-
Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
-
Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, вычисление);
-
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
-
Проверять информацию, находить дополнительную информацию.
Коммуникативные УУД
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
4. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности
5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
6. Разрешение конфликтов - выявление, поиск способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
7. Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
Открытый урок по теме:
6 класс
6 класс