- Преподавателю
- География
- Конспект урока по теме: Население Земли. Расы
Конспект урока по теме: Население Земли. Расы
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коваленко О.Н. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок географии 5 класс.
Человечество на Земле.
Количество и плотность населения. Изменения количества населения на протяжении исторического времени, причины этих изменений. Размещение населения. Наиболее заселенные территории земного шара. Человеческие расы, равенство рас.
Цели урока:
1.Начать формирование у школьников представления и знаний о населении Земли.
2. Способствовать формированию представлений о расовом составе и расовых проблемах.
3. Показать учащимся ошибочность теорий о превосходстве одной расы над другой.
4. Сформировать представления о динамике изменения численности населения мира, об особенностях размещения населения мира и его плотности.
5. Показать влияние условий окружающей среды на человечество.
6. Продолжить формирование умения работать с современными источниками информации.
7. Формировать умения работать в группе.
8. Формировать знания об исследованиях Н.Н.Миклухо-Маклая.
9.Воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.
Оборудование: учебник, атлас, мультимедийная презентация, компьютеры, дневник путешественника, карта мира, сигнальные карточки.
Тип урока: изучение нового материала.
Техническая помощь: лаборант.
Структура урока:
1.Организационный момент-1мин.
2. Мотивация учебной деятельности - 3мин.
3. Актуализация опорных знаний - 2 мин.
4.Изучение нового материала - 29 мин.
- Происхождение человека
- Численность населения Земли
- Плотность населения
- Расы
- Равенство рас
5. Закрепление изученного материала - 5 мин.
6. Итог урока - 2 мин.
7. Рефлексия - 2 мин.
8. Домашнее задание - 1 мин.
Мотивация
В тишине слышится тиканье часов. Ребята, а что вы слышите? Что отсчитывают часы? Слышите, как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катится! И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока.
Объявляется тема урока. Учащиеся с помощью учителя формулируют цели урока.
«Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. - Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов? В раздумье философ начертил посохом перед собой 2 круга: маленький и большой.
- Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все что осталось в не этих кругов неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его границы с неизвестным. И впредь, чем больше станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
Сегодня урок расширит круг ваших знаний и возможно вопросов возникнет больше чем ответов. И это хорошо. Так как решать эти вопросы предстоит вам. На уроке мы совершим путешествие во времени и попытаемся разгадать тайну происхождения людей на Земле, познакомимся с различными людьми, населяющими нашу планету, с человеческими расами. Во время путешествия мы будем вести дневник. На партах у вас лежат дневники путешественников,
подпишите их. И так, мы начинаем наше таинственное путешествие вглубь веков. А поможет нам в этом, Ибрагимова Динара, которая расскажет о происхождении человека. Давайте внимательно послушаем её и по ходу будем заполнять дневник путешественника. (презентация №1 Происхождение человека )
Численность населения Земли
Сейчас мы с вами будем рассматривать вопрос о численности и размещении населения Земли. Не забываем заполнять дневник путешественника во время объяснения учителя.
На земном шаре живут сотни различных народов и народностей. Они говорят на различных языках. Наиболее распространенными являются 10 языков мира, на которых говорит 60% всего человечества. Если основных языков 10, то наречий и диалектов очень много ( в Африке, например, их приблизительно 1000, в Индии около 200). Каждый народ имеет свои обычаи, свою национальную одежду, свои песни, своё национальное блюдо. Самая распространенная фамилия на земном шаре имеет происхождение от слова «кузнец». У украинцев - Ковальчук, Коваленко ( «Коваль» - кузнец). У русских - Кузнецов, у поляков - Ковалевский, Ковальский, у англичан - Смит, в Германии, Австрии - Шмидт.
Длительное время население Земли увеличивалось очень медленно. Человек зависел от природных условий : погибал от болезней, стихийных бедствий, голода, диких животных. В 6 тыс. до н.э. с появлением земледелия население Земли достигло 10 млн. чел. (это в 2 раза меньше, чем количество населения современного Токио). Больше всего людей проживало в долинах крупных рек, на побережьях теплых морей, на равнинных территориях с благоприятным климатом. 2000 тыс. лет тому назад в начале нашей эры на планете проживало 230 млн. чел (это меньше, чем численность населения США в наше время). Постепенно зависимость человека от природы уменьшалась, соответственно возрастала численность населения. Вопрос к учащимся. В каком
веке численность населения стала расти быстрыми темпами? . ( слайд - Изменения численности населения Земли) А откуда берутся сведения о численности населения? (ответ учащихся. - из переписей которые проводят в каждой стране приблизительно 1 раз в 10 лет ) Теперь семья народов мира насчитывает более 7 млрд.чел. Много ли это? Если поставить в шеренгу все население планеты, то она опоясала бы Землю по экватору приблизительно 100 раз. Вам не интересно, сколько людей проживает в нашем поселке?
В пгт. Нижнегорском проживает 9564 чел. (а в 1805 - 48 чел. слайд) Вопрос к учащимся. Люди живут на всех материках Земли?
Люди живут на всех материках кроме Антарктиды. Расселялись они на Земле не равномерно. Около 70% населения живет на 7% территории земного шара. Причем половина населения мира проживает в 6 странах: Китае, Индии, США, Индонезии, Бразилии и России. Вопрос к учащимся. Где на Земле нет постоянных поселений? Где меньше всего живет людей? В местах с суровыми условиями жизни нет постоянных поселений ( пустыни, горы и др.)
Посмотрите на карту «плотность и размещение населения мира». На каком материке живет больше всего людей ?
Больше всего населения в Евразии. Особенно плотно заселены территории на Востоке, Юге и Юго - Западе Азии, а так же в Западной и Центральной Европе.
Плотность населения - это средне количество жителей на 1 км² территории . Средняя плотность населения в мире - 40 чел.\км². В России- 8чел.\км², Бангладеш -больше, чем 1000 чел/ км кв. ,а в Австралии - ( 3 чел.\ км²). ( см. карту «плотность и размещение населения мира») Сегодня каждые 10 с. население Земли увеличивается на 27 чел. В одной мин. - 60 с., продолжительность урока - 45 мин. Таким образом на протяжении урока ( 2700 сек.) населении планеты увеличится на 7290 чел.
Рост населения происходит в основном за счет стран Африки, Азии и Южной Америки. Наиболее населенная часть света - Азия. ( слайд ). В России численность населения составляет 146 млн. чел. В
нашей стране проживает более 120 национальностей. Все вместе - это русский народ.
Расы
Мы продолжаем наше путешествие по странам и континентам.
Люди, проживающие на Земле, очень отличаются между собой. У них разные языки, религии, традиции, обычаи и, конечно же, внешний вид. Почему же люди так отличаются цветом кожи, волос, чертами лица, и многими другими признаками?
Ответ на этот вопрос простой и не вызывает противоречий у ученых. Главной причиной является природа, точнее те природные условия, в которых жили люди, расселяясь по планете. Выясним, как же это происходило. В результате многовекового приспособления к определенной среде, сформировались различные внешние признаки.
С тех пор внешние признаки передаются по наследству
от родителей к детям, из поколения в поколение не зависимо от места проживания. Какие признаки относятся к расовым?
- Строение тела.
- Цвет кожи, волос, глаз.
- Форма и размер носа, губ.
Мозговой штурм.
Дайте определение понятие «раса»
Раса - это группа людей с похожими внешними признаками.
По внешним признакам ученые - этнографы выделяют 4 основные человеческие расы: европеоидную, монголоидную, негроидную (экваториальную) и австралоидную.
И так, мы с вами выяснили, что такое раса и расовые признаки, и выделили основные человеческие расы. Сейчас мы с вами поработаем в группах на компьютерах. 4 группы по 3 человека. Каждая группа получает индивидуальное задание. (маршрутный лист). При помощи Википедии вам необходимо найти информацию.
1 группа - европеоидная раса
2 группа - негроидная раса
3 группа - монголоидная
4 группа - австралоидная.(2человека от группы работают на компьютерах, а 3-ий с картой атласа находит районы компактного проживания заданной расы и затем с помощью спец. фишек показывает их на настенной карте). Оставшиеся учащиеся работают с текстом учебника и картой в атласе и находят информацию о смешанных расах.
Маршрутный лист
Раса
Внешние признаки
Приспособления к определенным природным условиям
Районы компактного проживания
Отчет групп о проделанной работе.
Равенство рас
Ребята, а какие качества мы ценим в людях? Они зависят от расовых признаков? Но так было не всегда. Давайте послушаем Тюрину Карину, которая расскажет нам о равенстве рас и о выдающемся ученом, доказавшим равенство рас. ( презентация о Н.Н Миклухо- Маклае).
Закрепление изученного материала
-
«Лови ошибку!» - «Светофор» (см. слайд )
Длительное время население Земли увеличивалось очень медленно. Это объясняется отсутствием в то время телевидения, мобильной связи и автомобилей. Особенно быстрыми темпами количество населения начало расти в 20 веке. Сегодня оно составляет более 10 млрд. чел. Чтобы не мешать друг другу, население Земли размещено равномерно. Средняя плотность населения в мире составляет 44 чел.\ км². В России высокая плотность населения.
В предложенных словах изменен порядок букв. Вам необходимо разобрать ключевые слова темы, которая изучается.
Умалт
Басом
Донгомоил
Генриод
Сетим
Вепроедои
Ответы:
-
Мулат
-
Самбо
-
Монголоид
-
Негроид
-
Метис
-
Европеоид
-
Внимательно рассмотрите предложенный перечень слов. Выберите из него лишнее, по вашему мнению.
Цунами, монголоид, река, самбо, координаты, европеоид, метеорит, мулат, термометр, магма, азимут, негроид, мел, метис, карта.
Ответы:
Цунами, река, координаты, метеорит, термометр, магма, азимут, мел, карта.
Итог урока.
Рефлексия. (см. слайд )
Домашнее задание. Назовите известных вам выдающихся личностей прошлого и настоящего, которые принадлежали к разным расам.
Изучить параграф 18.
Отвечать на вопросы. Подготовить сообщение о народах мира.
Дневник путешественника
Ф.И учащегося:_______________
Задание №1
Гипотезы возникновения жизни:
1.Божественная
2.____________
3.____________
- __________ - это наука ,которая занимается вопросами связанными с происхождением и развитием человека.
- «Гомо сапиенс» в переводе с латинского __________
- Родиной человека считают _______
- Предками человека являются __________
Задание №2
- Длительное время население Земли увеличивалось очень _____________ .
- Постепенно зависимость человека от ___________ уменьшалась, соответственно ____________ численность населения.
- В настоящее время на Земле проживает ______ млрд. чел.
- Люди обычно живут на всех материках, кроме _____
- Расселялись они на Земле _______
- Около ______ % населения мира живет на _______% территории земного шара.
- Больше всего населения в ______
- Половина населения мира проживает в 6 странах: Китае,_________, США, Индонезии, ________,_______.
Задание №3
Плотность населения - это среднее количество жителей на _______ территории.
Средняя плотность населения в мире _______.
Средняя плотность населения в России_______.
Рост населения происходит за счет стран Африки, _______ и _______ .
В России численность населения составляет _________ млн. чел.
Задание №4
Раса - это группа людей с похожими _______________ признаками.
Расовые признаки это: строение тела, цвет кожи, _______, _______, форма и размер носа, _______.
По внешним признакам выделяют __ основные человеческие расы: европеоидная, ____________, негроидная, _________.
Внешние признаки передаются по ________ от родителей к детям, из поколения в поколение независимо от места __________.
Смешанные расы: метисы (европейцы и _________), мулаты (европейцы и _________ ), самбо (индейцы и _______)
У представителей европеоидной расы __________
или смуглая кожа, ___________ нос, волосы _________ или прямые. У народов, которые живут на севере Европы волосы светлые, а у жителей юга - __________.
Населяют территорию Европы, часть __________, Северной и _________ Америки, Австралии. Представители негроидной расы имеют _________ цвет кожи, кучерявые жесткие волосы, __________ нос, __________ губы. На лице и теле волосяной покров развит _________ .
Люди негроидной расы проживают в Африке и _________.
У монголоидов _________ цвет кожи. Черные прямы волосы, ________ глаза, лицо ________, нос ________. К этой расе относятся монголы, японцы, ________,__________,а также индейцы - коренное население Америки.
У представителей австралоидной расы ________ цвет кожи, волос глаз. На лице _______ развит волосяной покров, нос -_______ и плоский. Проживают на северо-востоке Австралии и на востоке острова ________.
Выдающийся ученный, доказавший равенство рас, был наш соотечественник __________.