Программа летнего геологического практикума

Данный практикум посвящен такой отрасли географии как петрография – наука о минералах и горных породах. Предлагаемый курс комплексный. Он тесно связан с такими науками как химия и физика, и рассчитан на школьный уровень знаний. Практикум проводится совместно с учителем химии. На первых занятиях учащиеся знакомятся с классами минералов и горных пород, учатся определять структуру горных пород и признаки минералов. Дальнейшие занятия включают в себя отработку умений определять отдельные отличитель...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа летнего геологического практикума.


Данный практикум посвящен такой отрасли географии как петрография - наука о минералах и горных породах. Чтобы уметь отличать эти сходные природные образования друг от друга, недостаточно иметь запас только теоретических знаний: надо владеть еще и рядом практических навыков и приемов, т.е. знать технические приемы диагностики.

Диагностика природных образований является лабораторной работой и, как любая работа в лаборатории, вырабатывает у учащихся такие качества, которые могут понадобиться ему в работе, если он изберет техническую специальность. Предлагаемый курс комплексный. Он тесно связан с такими науками как химия и физика, и рассчитан на школьный уровень знаний. Практикум проводится совместно с учителем химии.

Цель курса: Расширение знаний в области географии, физики, химии, путем практических исследований.

Задачи:

1.Формирование навыков научно-исследовательской работы.

2.Знакомство с приемами лабораторных исследований.

3.Усиление познавательного интереса к предмету география.

4.Приобретение навыков определения пород и минералов.

5.Пополнение школьной коллекции пород и минералов и их систематизация.

Курс рассчитан на 10 дней, включает в себя теоретические и лабораторные занятия.

На первых занятиях учащиеся знакомятся с классами минералов и горных пород, учатся определять структуру горных пород и признаки минералов. Дальнейшие занятия включают в себя отработку умений определять отдельные отличительные признаки минералов, пользуясь специальным оборудованием. Требуется создать небольшую школьную лабораторию, в которой учащиеся определяют твердость, хрупкость, плотность, блеск, магнитность, плавкость минералов; содержание воды в минерале, степень разложения минерала в кислотах и другие характеристики минералов.

Полученные навыки используются в работе с определителем минералов, в результате которой учащиеся в ходе лабораторных исследований самостоятельно определяют название минерала или горную породу.

Для знакомства с горными породами желательно организовать выезд на геологическое обнажение, в ходе которого учащиеся научатся давать характеристику коренным породам в полевых условиях.

Программа геологического практикума

Тема 1. Горные породы и минералы. Классы минералов и горных пород

Тема 2. Макроскопические признаки породообразующих минералов.

2.1. Типы породообразующих минералов и их внешние признаки.

2.2. Важнейшие структуры пород.

Тема 3. Знакомство с оборудованием. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 4. Определение отдельных отличительных признаков минералов.

а) Работа со стеклом

б) Определение хрупкости, рассыпчатости и ковкости

в) Определение цвета черты

г) Определение твердости

д) Определение блеска

е) Цвет минералов

ж) Определение плотности

з) Определение магнитности

и) Определение плавкости

к) Определение воды в минерале, сублимация

л) Определение растворимости в воде

Тема 5. Работа с определителем минералов.

Итогами практикума является подготовка научно-исследовательских работ учащихся, проектов, научно-деловая игра «Мир минералов и горных пород». Элементы лабораторных исследований и полученные результаты применяются на уроках географии.

Методика исследований указана в литературе.

Литература

1. Добржицкий Б.С., Кондратьев Б.А. Практические работы по физической географии в средней школе: Пособие для учителей. - М.:Просвещение, 1980.

3. Корнеев И.К. Полевая практика по землеведению и краеведению. Минск, Высшая школа, 1982.

4. Краткий геологический словарь для школьников / Под редакцией Г. И. Немкова.- М.: Недра, 1989.

5. Немец Ф. Ключ к определению минералов и пород. Пер. с чешского. М., Недра, 1982. - Пер.изд.: ЧССР, 1979

6. Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

7. Обручев В.А. Занимательная геология. - М.: Издательство «Наука», 1965.

8. Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, Удмуртский университет, 1993.


© 2010-2022