Педагогический проект УУД география

В данном проекте представлены современные средства  формирования универсальных учебных действий по курсу «География России». В составе основных видов универсальных учебных действий, формируемых на уровне основного  общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.        Формирование универсальных учебных действий определяется  выбором и структурированием содержания образования, приемов, методов, форм обучения в рамках курса...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11


Педагогический проект УУД географияПедагогический проект УУД географияПедагогический проект УУД географияПедагогический проект УУД географияПедагогический проект

на тему: «Современные средства по формированию универсальных учебных действий у учащихся в рамках курса «Географии России»

Сабатаева А.А.

учитель биологии и географии

Краткая аннотация проекта

В данном проекте представлены современные средства формирования универсальных учебных действий по курсу «География России». В составе основных видов универсальных учебных действий, формируемых на уровне основного общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Формирование универсальных учебных действий определяется выбором и структурированием содержания образования, приемов, методов, форм обучения в рамках курса «География России». Средства формирования УУД: метапредметные практикумы, на которых создаются проблемные ситуации, организуются дискуссии, работа с текстом по составлению планов, кластеров, проводится рефлексия с написанием эссе, синквейнов, во внеурочной работе - это проектная и исследовательская деятельность.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.

Обоснование необходимости проекта

Всесторонне развитая, интеллектуальная, духовная личность способна адаптироваться в сложном современном мире и быть успешной. Обеспечение качественно нового уровня развития человека в современном обществе призвано образование. Школа не только должна обучить предметным знаниям, умениям и навыкам, но и развивать общеинтеллектуальные способности детей. Развитие личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

Разработчиками ФГОС основного общего образования выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия. Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило определить основные средства по формированию УУД в рамках курса «Географии России» с учётом специфики учебного предмета.

В данном проекте рассмотрен комплекс современных средств, способствующих формированию универсальных учебных действий. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе и может быть использовано учителями-предметниками.

Теоретическая значимость данного проекта заключается в следующем: конкретизированы УУД для курса «География России»; определены современные средства, которые позволят формировать универсальные учебные действия; разработан механизм организации урока с учётом требований формирования универсальных учебных действий (метапредметный практикум).

Практическая значимость проекта заключается в возможности использования данного педагогического опыта учителями географии для планирования учебного процесса, дополнив традиционное содержание программы. Объектом исследования педагогического проекта является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников 14-15 лет.

Предмет исследования - современные средства по формированию УУД.

Цели и задачи пректа «Современные средства по формированию универсальных учебных действий у учащихся в рамках курса «География России»

Цель - теоретически разработать и определить средства формирования универсальных учебных действий школьников на уроках географии.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

  1. провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

  2. выявить психологические и педагогические особенности работы учителя с детьми 14-15 лет;

  3. определить методические особенности построения обучения, направленного на формирование УУД;

  4. определить современные средства формирования универсальных учебных действий школьников 8-9 классов на уроках географии;

  5. определить критерии и показатели уровня сформированности универсальных учебных действий.

Основное содержание проекта

Методологическую основу данной работы составляют работы таких психологов и педагогов, как Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова, Д.Б. Эльконин, В. Давыдов, подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой, Л.Г. Петерсон, М.А. Матюшкина. Практическая часть основывается на личном опыте преподавания предмета география и методических рекомендациях лаборатории географии Московского института открытого образования. Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). На основе анализа методической литературы и ключевых задач образования, в рамках преподавания курса среди основных средств определены метапредметные практикумы, которые предполагают:

  1. Выделение в КТП учебных модулей, ориентированных на отработку и совершенствование УУД.

  2. Разработку и определение средств обучения.

  3. Разработку системы уровневых заданий.

  4. Отбор и концентрацию основного материала в модуле.

  5. Разработку системы обобщающих уроков.

  6. Включение новых видов уроков.

Технология метапредметного практикума включает:

  1. Отработку универсальных учебных действий.

  2. Постановку учебных задач.

  3. Организацию деятельности.

При выборе средств по формированию универсальных учебных действий учитываю психологические особенности второго этапа подросткового развития детей (14-15 лет, 8-9 классы), который характеризуется:

- бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

- обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

- сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

-изменением социальной ситуации развития -ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий -объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет) [11, с. 163-164].

В рамках метапредметных практикумов используются следующие основные средства формирования универсальных учебных действий учащихся.

«Средства педагогические - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» [7, с. 131].

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» [8, c.19].

Особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД и носят надпредметный характер. Типология учебных ситуаций представлена такими ситуациями, как:

№ п/п

Наименование метапредметного практикума

Тип учебной ситуации

Формируемые УУД

Примеры

1

Природно-хозяйственные зоны. Природопользование и охрана природы. (8класс)

Ситуация-проблема

Познавательные.

Учебно-логические умения.

В тундре нельзя строить здания и сооружения по обычным правилам. Почему? Попробуйте сформулировать правила строительства в зоне тундры.

2

Климат и человек.

(8класс)

Ситуация-иллюстрация

Познавательные и коммуникативные.

Учебно-информационные умения и навыки

Иллюстрации из Интернет:

1)

Педагогический проект УУД география

2)

Педагогический проект УУД география

Как влияет климат на набор наиболее популярных видов спорта в Якутии и на черноморском побережье Кавказа?

3

Население России

Ситуация-оценка

Познавательные.

Умение анализировать.

Как будет изменяться численность населения России?

При проведении метапредметных практикумов организуется работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Умение работать с текстом - основа учебно-логических, учебно-информационных универсальных учебных действий. Для формирования этого умения на уроках географии используются тексты учебника, научно-популярных изданий, дополнительной литературы, тексты из Интернет, Виртуальной школы Кирилла и Мефодия, энциклопедий, словарей. Важно научить школьника понимать текст в процессе его чтения. В своей практике использую следующие приёмы работы с текстом (по А.Г. Бондареву):

  1. Приём работы с терминами. При чтении выделяют незнакомые, непонятные слова. Для выяснения значения обращаемся к словарю терминов в учебнике, используем ресурсы Интернет, мультимедийную программу «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» по географии. Находим определение термина. Вычленяем составные части и уясняем значение каждой из них [12, c.11]. Например, при изучении темы «Главные отрасли и межотраслевые комплексы» (9класс), которая насыщена новыми терминами и понятиями, обязательно даю задание на объяснение значения новых слов, с которыми познакомились в тексте.

  2. Приём отнесения выделенных терминов к определённой группе. Этот приём помогает формировать также учебно-логические умения: классификация и систематизация информации.

  3. Приём выделения описательного и объяснительного содержания в тексте.

  4. Комментированное чтение, ответы на вопросы.

  5. Составление плана части текста.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?». Выделяем в тексте одно или несколько ключевых слов. Для каждого ключевого слова определяем то содержание, которое раскрывает его смысл. Кратко формулируем свои мысли. Эти формулировки-предложения-пункты плана.

  1. Составление структурных и структурно-логических схем изучаемого объекта.

  2. Составление классификационных схем изучаемых объектов.

Например, на метапредметном практикуме по теме «Рельеф» использую такое задание: разделите горы из списка на группы. Дайте название каждой группе.

  1. Приём нахождения причинно-следственных связей. В ходе самостоятельного чтения находят описание процесса, выделяют понятия, его раскрывающие. Определяют, на какие описанные в тексте другие явления, процессы, объекты этот выделенный процесс оказывает воздействие. Дальше определяют, является ли выделенный процесс причиной каких-либо изменений. Если не является, то необходимо определить описание другого процесса. Если является, то школьники находят в тексте описание изменений, каким подвергается географический объект под действием данного процесса. Находим в тексте описание результата действия причины, т.е. следствие, и, если, есть понятие, его выражающее. Составляем в тетради схему выделенной связи, например на метапредметном практикуме по теме «Современное развитие рельефа», схема выглядит следующим образом:

выветривание- разрушение гор- образование холмистых равнин.

  1. Приём обобщения знаний на основе описания явлений.

  2. Приём обобщения знаний на основе объяснения явлений.

  3. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

  4. Прием составления сводной таблицы - позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

  5. Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов - констатирующего и критического - с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.

Для формирования коммуникативных УУД используются приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Географическая широта (большая протяжённость с севера на юг)

Подстилающая поверхность

Климатообразующие факторы России

Циркуляция атмосферы

Циклоны, антициклоны

Суммарная солнечная радиация


Развивают умение прогнозировать задания «Верные-неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», ученикам предлагается несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Задания на «Прогнозирование» используются на уроках по теме «Природопользование и охрана природы», в разделе «Экономические районы России», когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие развитие экологической ситуации. Например, спрогнозируйте развитие ситуации в Поволжье (это район, где остро проявляются экологические проблемы).

Дискуссия - еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся проходит не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию развиваю именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Обращаю внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. Например, на уроке по изучению темы « Россия на карте мира» организую дискуссию на тему: «Обширные российские пространства -«зло» или «добро»?

Рефлексия - одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление памятки, инструкции, синквейна.

Например, на вводном уроке по «Географии России» учащиеся пишут эссе на тему «Зачем мы изучаем географию России». Написание синквейнов практикую на метапредметных практикумах по теме «Население России» при изучении городского и сельского образа жизни.

Во внеклассной работе использую проектную и исследовательскую деятельность. Считаю эти формы работы с учащимися необходимым условием компетентностного системно-деятельностного подхода и действенным средством формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Раздел курса

«Географии России»

Темы проектных заданий

Природа и население

Современные проблемы российских границ

Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма на территории России.

Водные ресурсы ХМАО-Югры. Прогноз их разумного использования.

Путешествие по Югре (разработка рекомендаций для туристов)

Города Ханты-Мансийского автономного округа.

Хозяйство и географические районы

Современные проблемы топливно-энергетического комплекса.

Роль и место России в СНГ и мире.

Города России.

Города науки в России

Богатство и разнообразие ресурсов Сибири.

Проблемы свободных экономических зон.

Проект малого предприятия,

необходимого для своей местности

Анализ работы транспорта в нашем городе.

Техногенные аварии и их последствия.

Интеграция выше названных современных средств: метапредметные практикумы, на которых организуются дискуссии и работа с текстом, проводится рефлексия, организуется проектная и исследовательская деятельность, позволяет осуществлять целенаправленное формирование универсальных учебных действий у учащихся, повышает качество знаний по предмету, создаёт условия для успешной социализации личности.

Ресурсы.

При разработке проекта используются следующие ресурсы:

  • временные - проект является краткосрочным, рассчитан на 2 года реализации;

  • информационные - сбор, обработка, анализ информации для реализации проекта осуществлялся с использованием ресурсов Интернет, фондов городской и личной библиотеки;

  • интеллектуальные - экспертная поддержка данного проекта со стороны методистов Сетевого образовательного сообщества «Открытый класс», а также методистов лаборатории географии Московского института открытого образования;

  • человеческие (кадровые) - внедрение проекта призваны обеспечить заместитель директора по УВР, учителя-предметники, педагог-психолог и обучающиеся школы;

  • организационные («административный» ресурс) - создание творческой группы по реализации проекта, куда вошли учителя-предметники кафедры естественных и общественных дисциплин школы;

  • материально - технические - мультимедийный кабинет с подключением к сети Интернет, наличие интерактивной доски, электронные образовательные ресурсы- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. География.

План реализации проекта.

Первый этап - организационно-познавательный (сентябрь 2013-декабрь 2013).

Мероприятие

Сроки реализации

Ответственные

1.

Теоретический анализ проблемы, определение целей и задач, поиск оснований для формирования УУД школьников с учетом психофизиологических особенностей, конкретизация содержания проекта

Сентябрь 2013

учитель географии, педагог-психолог

2.

Разработка и определение современных средств формирования УУД по курсу «География России».

декабрь

2013

заместитель директора по УВР, учитель географии

3.

Сбор и поиск заданий для проведения метапредметных практикумов по курсу «География России».

учитель географии

4.

Разработка проекта. Работа над календарно-тематическим планированием.

август-сентябрь 2013

заместитель директора по УВР, учитель географии

Второй этап - практический (декабрь 2013 - апрель 2015).

Мероприятие

Сроки реализации

Ответственные

1

Определение уровня сформированности УУД у учащихся 8классов

Декабрь 2013

Педагог-психолог

2

Разработка и определение средств формирования УУД на материале 8класса.

-регулятивные. Учебно-организационные умения.

- познавательная деятельность. Учебно-логические умения.

- учебно-информационные и коммуникативные умения.

декабрь 2013

Учителя-предметники, учитель географии

3

Подготовка и планирование метапредметных практикумов для 8класса.

октябрь 2013

учитель географии

4.

Проведение метапредметных практикумов по плану. Работа по формированию УУД

ноябрь 2013-апрель 2014

учитель географии

5

Разработка критериев результативности

реализации проекта.

ноябрь 2013

педагог-психолог

6

Определение уровня сформированности УУД, диагностика эффективности обучения по предмету у обучающихся 8 класса за 1 полугодие

декабрь 2013

учитель географии

7

Определение уровня сформированности УУД, диагностика эффективности обучения по предмету у обучающихся 8 класса за 2 полугодие

апрель 2014

учитель географии

8

Защита проектов

май 2014

учитель географии

9

Определение уровня сформированности УУД у обучающихся 9 класса.

сентябрь 2014

учитель географии

10

Разработка и определение средств формирования УУД на материале 9 класса.

-регулятивные. Учебно-организационные умения.

- познавательная деятельность. Учебно-логические умения.

- учебно-информационные и коммуникативные умения.

октябрь 2014

учитель географии

11

Проведение метапредметных практикумов по плану. Работа по формированию УУД.

ноябрь 2014-апрель 2015

учитель географии

12

Определение уровня сформированности УУД, диагностика эффективности обучения по предмету у обучающихся 9 класса за 1 полугодие

декабрь 2014

учитель географии

13

Определение уровня сформированности УУД, диагностика эффективности обучения по предмету у обучающихся 9 класса за 2 полугодие

апрель 2015

учитель географии

14

Защита проектов

май 2015

Учителя-предметники,

учитель географии


Третий этап - обобщающий (май 2015 - июнь 2015).

Мероприятие

Сроки реализации

Ответственные

1

Обобщение и анализ практических результатов.

Май 2015

учитель географии.

2

Государственная итоговая аттестация. Защита проектов.

Июнь 2015

учителя -предметники.

3

Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта. Подготовка методических пособий, рекомендаций по проблеме проекта

Июль 2015

учитель географии.

Заместитель директора по УВР

Ожидаемые результаты и социальный эффект.

Внедрение в педагогическую практику современных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников. Проектная работа, представленная к защите, оценивается по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

При этом в соответствии с принятой системой оценки выделяем два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта.

При формировании универсальных учебных действий планируется получить высокий результат на государственной итоговой аттестации обучающихся 9 классов.

С целью отслеживания эффективности педагогического опыта по формированию универсальных учебных действий были выделены следующие критерии:

1/. Положительная динамика качественной успеваемости по предмету.

2/. Наличие и рейтинг успешности участников олимпиад, конкурсов, конференций

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Использование данного педагогического опыта учителями-предметниками при разработке программ формирования универсальных учебных действий, программ внеурочной деятельности.

Список литературы

  1. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.

  2. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2003.

  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.

  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

  5. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Высшая школа, 1998.

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.

  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директ-Медиа, 2008.

  9. Методика обучения географии в средней школе/Под редакцией Л.М.Панчешниковой.-М.:Просвещение,1983.

  10. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». - М.,Просвещение, 2011.

  11. Петерсон Л.Г. Деятельный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования. - М., 2007.

  12. Практикум по методике преподавания географии./Сост. А.В. Шатных.-Курган,2002

  13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011.

  14. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. - М.: Просвещение, 2008.

  15. Ушинский. К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1974.

  16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

  17. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. Интернет-ресурсы

  18. Беловолова Е.А. «Методика формирования умений школьников в обучении (на примере курса «Географии России»)

© 2010-2022