Внеурочное занятие. Тема занятия: Вода в земных кладовых

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочное занятие. Тема занятия: Вода в земных кладовыхВнеурочное занятие. Тема занятия: Вода в земных кладовыхВнеурочное занятие. Тема занятия: Вода в земных кладовыхВнеурочное занятие. Тема занятия: Вода в земных кладовыхВнеурочное занятие. Тема занятия: Вода в земных кладовыхВнеурочное занятие. Тема занятия: Вода в земных кладовыхПроектирование внеурочного занятия

Тема занятия Вода в земных кладовых

Цель занятия

Предметные: Сформировать знания о подземных водах, их свойствах и происхождении. Составлять определение природных объектов. Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

Метапредметные: Формировать умение определять цели своего обучения. Планировать пути достижения результата. Находить в различных источниках, анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы. Организовывать учебное сотрудничество с учителем и учениками.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: Давать определения объектам. Объяснять терминологию.

Получат возможность научиться: составлять учебные характеристики природных объектов. Пользоваться картами атласа.

Формы и методы обучения Индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: частично поисковый, проблемный.

Ключевые понятия проводимого занятия Подземные воды, грунтовые и межпластовые воды, водоупорные, водопроницаемые горные породы, грунтовые и межпластовые воды, водоносный слой, источники, загрязнители.

Образовательные ресурсы: Компьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы.

Ход урока

Организационный момент

На нашем уроке сегодня много гостей. Давайте возьмёмся за руки и пожелаем себе и своим товарищам хорошего настроя и отличных оценок.(слайд2)

На прошлом уроке мы говорили о водах суши. Давайте вспомним о каких? (о реках, болотах, льдах и озёрах)

- Вся ли вода бывает только на поверхности?

(Если не смогли ответить)

- Как вы думаете, куда уходит вода после таяния снега и сильных дождей?

- О чем пойдет сегодня речь на уроке? (о подземных водах)

Давайте вставим в предложение недостающие слова.

В горных породах верхней части земной коры находится вода в жидком, твердом и газообразном состоянии.

Такие воды называют подземными. Известно, что вовремя дождя часть воды стекает по поверхности, а часть просачивается сквозь горные породы.

Из самого термина подземные воды, следует его определение. Сформулируйте его.

Подземные воды - воды суши, находящиеся под землей. (Определение дают сами ученики)

- У вас не возникает ни каких вопросов? (Как она туда попала?)

- Какие условия необходимы для образования подземных вод?

  1. Атмосферные осадки в достаточном количестве.

  2. Способность горных пород пропускать воду.

Проведем опыт:

Перед вами три стакана, три воронки, три пробирки. В воронке № 1 - глина, 2 - песок, № 3 - гравий. Наливаем одновременно во все воронки воду с пробирок.

- Что мы наблюдаем? (Глина воду не пропускает, песок и галька очень быстро)

- Какой вывод мы можем сделать? (Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают).

- От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? (От количества и размеров трещин и пор.)

- Прочитайте в учебнике (стр. 106) как называются горные породы, отличающиеся по пропускной способности.

- запишите в столбцах название горных пород относящихся к водоупорным, легкорастворимым и водопроницаемым слоям (за правильный ответ красныймкружочск)


Горные породы

Водоупорные

кварцит

мрамор

базальт

гранит

Легкорастворимые:

соль

гипс

известняк

Водопроницаемые:

песок

гравий

галька


Пещеры


- Ребята, кто помнит о химических свойствах воды? (она растворяет соли и минералы)

- А кто из вас может объяснить, как образуются пещеры? (вода просачивается в трещины и растворяет соли и минералы, постепенно они растворяются)

- Водопроницаемые горные породы образуют слои и подземные воды могут залегать в следующей последовательности:

1 - Грунтовые воды - воды, находящиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами.

2 - Межпластовые воды

В нашем параграфе нет термина межпластовые воды, но давайте сами дадим ему определение. (дети сами подбирают ответ)

Межпластовые - воды водоносного слоя, лежащего между двумя водоупорными пластами

- А как пополняются межпластовые воды?

- Межпластовые воды пополняются очень медленно. Вода попадает там, где пласт выходит на поверхность. Надо избегать загрязнения таких вод, т.к. в этом случаепроцесс будет не обратим.

- Уровень грунтовых вод может быть различным. Это зависит от ……..?

  • количества осадков

  • таяния снега

  • засушливого лета

  • от рельефа

  • близости рек и озёр

Познавательная задача № 1:

- Если вы пошли в поход, и вода закончилась. Где будете её искать? При ответе воспользуйтесь рисунком

В походных условиях родник следует искать в низинах, оврагах, ложбинах, то есть в понижениях рельефа. Так как в этих местах грунтовые воды могут выходить на поверхность. Уровень воды (по принципу сообщающихся сосудов) стремится к равновесию и поэтому родники встречаются в понижениях.

- Значит, где будет находиться родник? (в низинах, оврагах, ложбинах)

Познавательная задача № 2 (Слайд № 21):

- Объясните, почему колодцы роют зимой?

Зимой уровень воды в колодцах снижается. Это связано с тем, что подземные воды питают реки. А зимой другого питания у рек нет, поэтому вся вода уходит в реки и уровень падает. А весной талые воды просачиваются сквозь водопроницаемый слой, и колодец наполняется.

Познавательная задача № 3 (слайд № 22):

- Почему родник (ключ) выглядит как маленький фонтанчик?

Чаще фонтанируют межпластовые воды, так как они находятся под давлением. Это связано с тем, что вода стекает по водоупору в самое низкое место и образуется давление.

На рисунке изображен артезианский колодец. В XII веке во французской провинции Артуа стали впервые использовать самоизливающиеся вод подземные воды, что и дало название водоносным слоям, ограниченным сверху и снизу водоупорными пластами.

Артезианские воды - самоизливающиеся подземные воды. Эти воды могут содержать минеральные вещества.

- С грунтовыми водами связано такое понятие как оползни. Оползень - сползание блока горных пород под влиянием силы тяжести (приложение № 8, слайд № 23-24)

- Ребята мы с вами изучили подземные воды. Теперь вы можете построить макет родника из материалов которые вы принесли с собой. По рисунку из Дневника географа-следопыта (стр. 56).

Пака наши ребята строят макет родника, старший группы собирает все заработанные кружочки и со списком подходит ко мне.

IV. Закрепление нового материала

Группа учащихся, первая, сделавшая макет, проверяет его с помощью воды в пробирки.

V. Итоги урока

Закончите предложения:

  • Узнал…

  • Понял…

  • Смог…

VI Домашнее задание

- Составьте памятку об охране подземных вод.

© 2010-2022