- Преподавателю
- География
- Внеурочное занятие. Тема занятия: Вода в земных кладовых
Внеурочное занятие. Тема занятия: Вода в земных кладовых
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дёрова Н.С. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проектирование внеурочного занятия
Тема занятия Вода в земных кладовых
Цель занятия
Предметные: Сформировать знания о подземных водах, их свойствах и происхождении. Составлять определение природных объектов. Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Метапредметные: Формировать умение определять цели своего обучения. Планировать пути достижения результата. Находить в различных источниках, анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы. Организовывать учебное сотрудничество с учителем и учениками.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: Давать определения объектам. Объяснять терминологию.
Получат возможность научиться: составлять учебные характеристики природных объектов. Пользоваться картами атласа.
Формы и методы обучения Индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: частично поисковый, проблемный.
Ключевые понятия проводимого занятия Подземные воды, грунтовые и межпластовые воды, водоупорные, водопроницаемые горные породы, грунтовые и межпластовые воды, водоносный слой, источники, загрязнители.
Образовательные ресурсы: Компьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы.
Ход урока
Организационный момент
На нашем уроке сегодня много гостей. Давайте возьмёмся за руки и пожелаем себе и своим товарищам хорошего настроя и отличных оценок.(слайд2)
На прошлом уроке мы говорили о водах суши. Давайте вспомним о каких? (о реках, болотах, льдах и озёрах)
- Вся ли вода бывает только на поверхности?
(Если не смогли ответить)
- Как вы думаете, куда уходит вода после таяния снега и сильных дождей?
- О чем пойдет сегодня речь на уроке? (о подземных водах)
Давайте вставим в предложение недостающие слова.
В горных породах верхней части земной коры находится вода в жидком, твердом и газообразном состоянии.
Такие воды называют подземными. Известно, что вовремя дождя часть воды стекает по поверхности, а часть просачивается сквозь горные породы.
Из самого термина подземные воды, следует его определение. Сформулируйте его.
Подземные воды - воды суши, находящиеся под землей. (Определение дают сами ученики)
- У вас не возникает ни каких вопросов? (Как она туда попала?)
- Какие условия необходимы для образования подземных вод?
-
Атмосферные осадки в достаточном количестве.
-
Способность горных пород пропускать воду.
Проведем опыт:
Перед вами три стакана, три воронки, три пробирки. В воронке № 1 - глина, 2 - песок, № 3 - гравий. Наливаем одновременно во все воронки воду с пробирок.
- Что мы наблюдаем? (Глина воду не пропускает, песок и галька очень быстро)
- Какой вывод мы можем сделать? (Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают).
- От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? (От количества и размеров трещин и пор.)
- Прочитайте в учебнике (стр. 106) как называются горные породы, отличающиеся по пропускной способности.
- запишите в столбцах название горных пород относящихся к водоупорным, легкорастворимым и водопроницаемым слоям (за правильный ответ красныймкружочск)
Горные породы
Водоупорные
кварцит
мрамор
базальт
гранит
Легкорастворимые:
соль
гипс
известняк
Водопроницаемые:
песок
гравий
галька
Пещеры
- Ребята, кто помнит о химических свойствах воды? (она растворяет соли и минералы)
- А кто из вас может объяснить, как образуются пещеры? (вода просачивается в трещины и растворяет соли и минералы, постепенно они растворяются)
- Водопроницаемые горные породы образуют слои и подземные воды могут залегать в следующей последовательности:
1 - Грунтовые воды - воды, находящиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами.
2 - Межпластовые воды
В нашем параграфе нет термина межпластовые воды, но давайте сами дадим ему определение. (дети сами подбирают ответ)
Межпластовые - воды водоносного слоя, лежащего между двумя водоупорными пластами
- А как пополняются межпластовые воды?
- Межпластовые воды пополняются очень медленно. Вода попадает там, где пласт выходит на поверхность. Надо избегать загрязнения таких вод, т.к. в этом случаепроцесс будет не обратим.
- Уровень грунтовых вод может быть различным. Это зависит от ……..?
-
количества осадков
-
таяния снега
-
засушливого лета
-
от рельефа
-
близости рек и озёр
Познавательная задача № 1:
- Если вы пошли в поход, и вода закончилась. Где будете её искать? При ответе воспользуйтесь рисунком
В походных условиях родник следует искать в низинах, оврагах, ложбинах, то есть в понижениях рельефа. Так как в этих местах грунтовые воды могут выходить на поверхность. Уровень воды (по принципу сообщающихся сосудов) стремится к равновесию и поэтому родники встречаются в понижениях.
- Значит, где будет находиться родник? (в низинах, оврагах, ложбинах)
Познавательная задача № 2 (Слайд № 21):
- Объясните, почему колодцы роют зимой?
Зимой уровень воды в колодцах снижается. Это связано с тем, что подземные воды питают реки. А зимой другого питания у рек нет, поэтому вся вода уходит в реки и уровень падает. А весной талые воды просачиваются сквозь водопроницаемый слой, и колодец наполняется.
Познавательная задача № 3 (слайд № 22):
- Почему родник (ключ) выглядит как маленький фонтанчик?
Чаще фонтанируют межпластовые воды, так как они находятся под давлением. Это связано с тем, что вода стекает по водоупору в самое низкое место и образуется давление.
На рисунке изображен артезианский колодец. В XII веке во французской провинции Артуа стали впервые использовать самоизливающиеся вод подземные воды, что и дало название водоносным слоям, ограниченным сверху и снизу водоупорными пластами.
Артезианские воды - самоизливающиеся подземные воды. Эти воды могут содержать минеральные вещества.
- С грунтовыми водами связано такое понятие как оползни. Оползень - сползание блока горных пород под влиянием силы тяжести (приложение № 8, слайд № 23-24)
- Ребята мы с вами изучили подземные воды. Теперь вы можете построить макет родника из материалов которые вы принесли с собой. По рисунку из Дневника географа-следопыта (стр. 56).
Пака наши ребята строят макет родника, старший группы собирает все заработанные кружочки и со списком подходит ко мне.
IV. Закрепление нового материала
Группа учащихся, первая, сделавшая макет, проверяет его с помощью воды в пробирки.
V. Итоги урока
Закончите предложения:
-
Узнал…
-
Понял…
-
Смог…
VI Домашнее задание
- Составьте памятку об охране подземных вод.