- Преподавателю
- География
- Методическая разработка Рабочая тетрадь по экологии Вологодской области
Методическая разработка Рабочая тетрадь по экологии Вологодской области
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Капитонова А.Б. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Название работы: Методическая разработка « Рабочая тетрадь по Экологии Вологодской области»
Автор: Капитонова Анастасия Борисовна, БОУ СМР «СОШ№1»,г. Сокол, Вологодская область, учитель географии и биологии
Описание материала: Рабочие тетради по курсу «Экология Вологодской области» представляют собой дополнительные учебные пособия к учебникам по экологии для 7 классов.
Учебное пособие может быть использовано не только для домашних работ, но и для работы на уроке при усвоении нового материала, тем самым оправдывая название - «рабочая тетрадь».
Тетради построены по разделам, которые отражены в содержании. Каждая тема представлена упражнениями, которые помогут школьникам поэтапно и на практике освоить каждое экологическое понятие.
Рабочая тетрадь «Экология Вологодской области»
2016г.
Специфика природных условий и распространения организмов по территории Вологодской области.
-
Дайте определение понятий:
Экология - ___________________________________________________
Региональная экология- ________________________________________
-
Заполните таблицу « История изучения природы Вологодской области»
-
Этапы
Исследования
начало 16 века
17 век
18 век
19 век
20 век
настоящее время
-
Дополните текст
Вологодская область занимает ____ место по площади, которая составляет __________. Протяженность территории области с запада на восток - _______, что почти в 2 раза больше, чем с севера на юг, - _______. Соседние области: ___________________________________.
-
Какие книги о природе Вологодской области вам известны?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Заполните таблицу « Природные условия Вологодской области»
-
Природные условия
Характеристика
1) Рельеф
_____________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
По рис 1 рассмотрите районы распространения днепровского, московского и валдайского оледенения.
Какой отпечаток наложили оледенения в рельефе Вологодской области?
Рис 1 Четвертичные оледенения на территории Вологодской области
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
2)Климат
Дать анализ климата по рис. 2.
___________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
м УВМ
м ТВМ
АВМ
к УВМ
к ТВМ
Западные ветра
К увл. > 1
Рис. 2 Факторы, формирующие климат на территории Вологодской области
Средняя температура января___________________________
Средняя температура июля ____________________________
Количество осадков _________________________________
Снежный покров держится_________________________________
3)Внутренние воды
Определите по рис 3, к каким бассейнам принадлежат современные реки и озера Вологодской области
Рис 3 Бассейны стока на территории Вологодской области
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реки Вологодской области _________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________
Где наибольшая густота речной сети? Определите по рис. 4
Рис.4 Густота речной сети
Озера Вологодской области______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-___
Почему большая часть озер Вологодской области расположена в её западной части?
Рис.5 Озерность Вологодской области
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Болота _______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
Почему в Вологодской области много болот?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Водохранилища______________________________________________________________________________________________________________
Каналы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4)Почвенный покров
Используя рис. 6, выделите главные типы почв Вологодской области и их ареалы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис.6 Почвы Вологодской области
5) Природная зона
____________________________________________________________
6)Разнообразие ландшафтов
Ландшафтные области: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество ландшафтных районов__________________________
В каком ландшафте расположена ваша местность?__________________________________________
Рис. 7 Ландшафтное районирование ( Атлас Вологодской области, 2007)
-
Дайте определение понятию «экосистема» и заполните схему:
Экосистема____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Э
Наземные экосистемы
Водные экосистемы
Экосистемы проточных водоемов
Экосистемы стоячих водоемовкосистемы Вологодской области
7.Назовите причины неравномерного распространения организмов по территрии Вологодской области и объясните их.
1)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выделите этапы формирования сообществ на территории Вологодской области __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Дайте определение понятия «реликты» и приведите примеры
Реликты________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реликтовые растения __________________________________________
Насекомые____________________________________________________
Птицы_______________________________________________________Млекопитающие_______________________________________________
Лесные экосистемы Вологодской области
-
Назовите жизненные формы растений в лесу?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Заполните таблицу:
-
Ярус
Примеры растений
1.Древесный
2.Кустарниковый
4.Травяно-кустарничковый
5.Мохово-лишайниковый
6.Внеярусная группа
-
Заполните схему
Факторы среды
4.Заполните таблицы:
Абиотические факторы
-
Абиотические факторы
Примеры растений
По отношению к свету
1)Светолюбивые
2)Теневыносливые
3) Тенелюбивые
По отношению к влажности
1)Влаголюбивые
2)Засухоустойчивые
3) Умеренно влажных обитаний
По требовательности к содержанию в почве минеральных питательных веществ
1)Малотребовательные
2)Среднетребовательные
3) Очень требовательные
Биотические факторы
-
Экологические группы животных
Примеры
-
Фитофаги
-
Зоофаги
-
Всеядные
-
Сапрофаги
-
Животные- паразиты
-
5. Назовите влияние экологических факторов, таких как ветер, снежный покров, оттепель и пожар на лесное сообщество, заполнив таблицу.
-
Экологический фактор
Влияние на лесное сообщество
-
Ветер
-
Снежный покров
-
Оттепель
-
Пожар
-
6. Дайте определения:
Флора- _______________________________________________________
Фауна-_______________________________________________________
7.Заполните схему:
Виды лесов Вологодской области
Темнохвойные
сосна обыкновенная и лиственница
-
Заполните таблицу:
-
Виды лесов
Типы лесов
Примеры растений
Примеры животных
-
Еловые
-
Сосновые
-
Мелколиственные леса
-
-
В чем отличия девственных, нарушенных и пирогенных лесов?
Девственные леса-__________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Нарушенные леса-___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пирогенные леса _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лес как объект хозяйственной деятельности.
-
Назовите значение леса
1)___________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________
4)___________________________________________________________________
-
Заполните схему:
И
Главное
Побочноеспользование лесом
-
Заполните таблицу:
Лекарственные растения
-
Распространение
Примеры растений
-
Широко распространенные
-
Имеющие ограниченное распространение
-
Редкие виды
-
-
Назовите примеры лесных охотничьих птиц Вологодской области_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Назовите примеры лесных охотничьих млекопитающих Вологодской области_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Охрана лесов и перспективы рационального природопользования.
-
Назовите пути сохранения биоразнообразия лесных экосистем:
1__________________________________________________________2._________________________________________________________3._________________________________________________________
4._________________________________________________________5._________________________________________________________
2. Назовите редкие растения, занесенные в Красную Книгу Вологодской области?___________________________________
_______________________________________________________
3. Назовите редкие животные, занесенные в Красную Книгу Вологодской области?___________________________________
_______________________________________________________
-
С помощь источников литературы заполнить таблицу:
-
Ограняемая территория
Характеристика
Дарвинский заповедник
Национальный парк «Русский север»
Атлека
Верхеандомский
Орловская роща
Водные экосистемы Вологодской области
-
Вследствие чего Вологодская область обладает богатыми водными ресурсами?______________________________________
-
Приведите конкретные примеры естественных и искусственных водных экосистем на территории Вологодской области.________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Назовите экологические факторы водных экосистем.
1)______________________________________________________
2_______________________________________________________
3)______________________________________________________
4)______________________________________________________
5)______________________________________________________
6)______________________________________________________
7)______________________________________________________
4.. Заполните схему:
Части водоема
-
Какую роль играют бактерии в водных экосистемах?___________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Заполните таблицу:
-
Экологические группы растений водоема
Примеры
1.Укореняющиеся погруженные
2.Растения с плавающими на поверхности листьями
3.Растения, свободно плавающие в толщи или на поверхности воды
4.Воздушно-водные
5.Растения прибрежных мелководий
-
Что такое сплавина и к чему она приводит?___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Заполните таблицу:
-
Экологические группы животных водоема
Примеры
1.«Обрастатели»
2.Зообентос
3.Зоопланктон
4.Активно плавающие
9. Заполните таблицу:
-
Экологические группы рыб
Примеры
По местообитанию
Донные рыбы
Зоны открытой воды
Заросли
По способу питания
Хищные
Мирные
По месту размножения
Икру откладывают на растительность
На твердых грунтах
Создание «гнезд» типа ям на корнях растений
10.Приведите примеры наземных позвоночных, которые напрямую зависят от водной среды__________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
11Составьте пищевую цепь водной экосистемы
________________________________________________________
Болота как уникальные экосистемы.
1. Дополните текст:
В Вологодской области болота занимают около_____территории.
Всего в нашей области насчитывается_______болот. Самое крупное болото - ______________, расположенное в Бабаевском районе.
-
Назовите факторы, которые способствую образованию болот?
1.__________________________________
2_______________________________________
3________________________________________
-
Назовите отличительные черты болота как природного объекта
1__________________________________
2___________________________________
3___________________________________
-
Заполните таблицу « Болотные экосистемы»
-
Типы болот
Рельеф
Тип питания
Растительность
Районы области
Верховые
Низинные
Переходные
-
Приведите примеры приспособлений растений болот
1)______________________________________________________
2)_______________________________________________________
3)_______________________________________________________
-
. Приведите примеры приспособлений животных болот
1)______________________________________________________
2)_______________________________________________________
3)_______________________________________________________
7. Почему на болотах небогатый состав насекомых, насекомоядных животных и грызунов?_______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Выпишите значение болот:_________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Назовите виды хозяйственной деятельности, которые наносят ущерб болотам.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Водные экосистемы как объекты хозяйственной деятельности.
-
Заполните схему:
Ресурсы водных экосистем
-
Заполните таблицу:
-
Виды хозяйственной деятельности
Характеристика
Экологические проблемы
-
Рыболовство
-
Рыбоводство
-
Водоснабжение
-
Судоходство
-
3.Что вы знаете об изменении состояния водных объектов своей местности?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рациональное использовании и охрана водных ресурсов.
1.Заполните таблицу « Контролирующие природоохранные организации»
-
Контролирующие природоохранные организации
Деятельность
Вологодский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Лаборатория космического мониторинга Главного управления МЧС
ГСН
Вологодский филиал ВГУ « Севзапрыбвод»
ГосНИОРХ
-
Заполните таблицу:
-
Гидрологические заказники
Характеристика
Шимозерский
Куштоозерский
Лухтозерский
Ежозерский
Сойдозерский
-
Назовите водные высшие растения, занесенные в Красную книгу____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Назовите водные низшие растения, занесенные в Красную книгу____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Назовите животные водных экосистем, занесенные в Красную книгу
-
Из рыб- ___________________________________________________
-
Из земноводных-____________________________________________
-
Из птиц- ___________________________________________________
-
Из млекопитающих-_________________________________________
-
Продумайте ваше участие в работе по улучшению состояния водных объектов____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экосистемы лугов на территории Вологодской области
-
Дайте определение:
Луг-_________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
-
Заполните схему:
Луга
Первичные
На месте сведения лесов и кустарниковых зарослей
-
От каких факторов зависит флористический состав луга:
1._________________________
2__________________________
3)_________________________
4)_________________________
4. Заполните таблицу;
-
Группы по хозяйственной значимости
Характеристика
Примеры
1.Злаки
корневищные
рыхлокустовые
плотнокустовые
2.Бобовые
3.Осоковые
4.Разнотравье
5.Дополните предложения.
Подземная часть луга- _____________________________
Надземная часть луга -_____________________________
В травостое лугов выделяют _________________________
Основная масса луговых растений-______________________
6.Заполните схему
Животные по отношению к лугам
Типичные луговые
Дрозды, зяблики, грачи, галки
7/ Выделите наиболее важные экологические факторы, определяющие условия обитания растений и животных на лугах_______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Заполните таблицу:
-
Тип луга
Факторы формирования
Преобладающие растения
Примеры животных, обитателей луга
1.Пойменные
Прирусловая часть
Центральная пойма
Притеррасная пойма
2.Материковые
Суходольные
Низинные
Сельскохозяйственная экология.
-
Назовите причины сокращения площади луговых угодий?
____________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
________________________________________________________
_______________________________________________________
-
Назовите редкие и лекарственные растения луга
-
Редкие растения
Лекарственные растения
-
Какие проводят мероприятия для поддержания продуктивности луга?
1.____________________________________________
2._______________________________________________
3._______________________________________________
4._______________________________________________
4. Назовите основоположника луговедения -_______________
5. Охарактеризуйте влияние выпаса скота на луг при незначительной нагрузке и при чрезмерном выпасе.
_________________________________________________________
____________________________________________________________
_________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
6. Дайте определение:
Агроценоз_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Почему агроценоз - неустойчивая экосистема?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Приведите примеры сорных растений _______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Сравните химические и биологические методы борьбы с сорняками и вредителями?
-
Методы
+
_
Химические
Биологические
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Дайте определение:
Сельскохозяйственное производство ________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Назовите районы, которые являются основными производителями мяса и молока?___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Почему Вологодская область находится в зоне рискованного земледелия?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Заполните таблицу:
Корма животноводства
Примеры
Кормовые
Зерновые
Зернобобовые
Овощные
Рациональное использование лугов.
-
Заполните таблицу:
Экологические проблемы:
Меры охраны:
-
Почему весенние палы приводят к резкому сокращению животных?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какие редкие луговые растения и животные встречаются в вашей местности? Как их сохранить?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Сделайте вывод, как хозяйственная деятельность влияет на биоразнообразие лугов?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Населенный пункт как специфическая экосистема.
-
Характерные признаки населенного пункта как экосистемы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Почему населенный пункт - неустойчивая экосистема?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Почему заброшенные деревни представляют собой своеобразный тип местообитаний?________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
В чем специфика проявления экологических факторов в населенном пункте?_______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Заполните таблицу:
-
Экосистемы
Сходства
Различия
Населенный пункт
Естественные экосистемы
Особенности экосистем урбанизированных территорий.
-
Заполните схему:
Городские местообитания
-
Назовите стихийные растительные сообщества:
-
В чем особенность городской флоры? Приведите примеры растений.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
В чем особенность животного мира населенного пункта? Приведите примеры животных.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Составьте схему пищевых взаимоотношений населенного пункта?
_____________________________________________________________
Состояние окружающей среды в населенных пунктах
-
Заполните схему:
-
Вид загрязнения
Источник загрязнения
Химическое
Электромагнитное
Шумовое
Вибрация
Тепловое
Биологическое
-
Как загрязнения «связывают» воздух, почву и воду?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Оцените качество окружающей среды в вашем населенном пункте. Какие экологические проблемы стоят наиболее остро?
-
Экологические проблемы
Характеристика
-
Докажите, что нельзя создать экологически безопасную среду только в окружении собственного дома?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Природная среда и здоровье человека
-
Дайте определение:
Здоровье ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
-
По каким показателям оценивается здоровье на определенной территории.
-
Приведите пример факторов, которые влияют на здоровье человека
-
Природные факторы
Социальные факторы
-
Когда наблюдается максимальное число пропусков по болезни учеников вашего класса? С чем это, по вашему мнению связано7
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Сравните экологические особенности деревянных и каменных домов. Как они влияют на здоровье?
-
Вид дома
+
-
Деревянный
Каменный
Сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какое влияние оказывает мода?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Влияние изменения окружающей среды на здоровье человека
-
Дайте определение:
Биоритмы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определение суточного хронотипа человека
1. Если бы тебе предложили выбрать (независимо от занятий в школе и все такое прочее), во сколько бы ты ложился(ась) спать?
а) после часа ночи;
б)до десяти;
в) скорее всего, где-нибудь около двенадцати.
2. Чем подкрепиться с утра - дело вкуса. Какой завтрак ты предпочитаешь в первый час после пробуждения?
а) что-то существенное, и побольше;
б) Стакан сока или чая;
в) Можно вареное яйцо или бутерброд.
3. Если попытаться вспомнить всякие напряги и разборки с приятелями, то в какое время они чаще всего происходят?
а) конечно, с утра, когда я еще туго соображаю!
б) ближе к вечеру;
в) не могу точно вспомнить.
4. Подумай, от чего бы ты мог(ла) отказаться с большей легкостью, чтобы не чувствовать при этом дискомфорта?
а) от утреннего чая или кофе;
б) от вечернего чаепития;
в) мне в общем-то все равно, когда пить чай...
5. Если ты знаешь, что на другой день тебе обязательно нужно встать рано, то постараешься уснуть раньше обычного?
а) обязательно - часа на полтора-два;
б) по-моему, это не обязательно...
в) нет.
6. Попытайся прикинуть, трудно ли тебе бывает просыпаться по будильнику? Что ты чувствуешь, когда он трезвонить спозаранку?
а) я иногда готов(а) его разбить;
б) в принципе нет;
в) это зависит только от того, во сколько я лягу спать накануне.
7. Задумайся, а во время каникул (отпуска) ты встаешь так же рано, как обычно, когда собираешься идти в школу (на работу)?
а) сплю, сколько хочу;
б) да, так уж получается: я делаю это как бы по привычке;
в) сложно сказать.
8. Попытайся без часов определить промежуток времени, равной одной минуте (можно с чье-то помощью). Как точно тебе это удалось?
а) получилось меньше минуты;
б) получилось больше минуты;
в) попал (а) почти в точку.
Оценка результатов теста:
Вопросы
а
б
в
1
0
3
6
2
6
0
3
3
3
6
0
4
6
3
0
5
0
6
3
6
6
3
0
7
3
0
6
8
6
3
0
0-18 баллов. Ты - "жаворонок, причем ярко выраженный! Тебя можно поздравить, потому что это редкая категория людей. И как это ни странно, им по жизни сопутствует удача, везение. Может, по поговорке "Кто рано встает, тому Бог дает?" Пока другие потягиваются в постели, ты успеваешь переделать уйму дел!
21-33 балла. Ты, наверное, и сам(а) чувствуешь, что - ты типичная "сова"... Тебя легче расстрелять, чем заставить вскочить спозаранку. А знаешь ли ты, что люди твоего типа гораздо меньше других подвержены, например, панике в критических ситуациях? Поэтому из них получаются отличные летчики и даже космонавты...
34-48 баллов. Ты принадлежишь к редкой категории людей - к "аритмикам". (Не пугайся умного слова, ваш тип еще именуют ласково "голуби"). У тебя нет четких установок только рано вставать лил, наоборот, всегда просыпаться ближе к обеду. Ты легко можешь приспособиться к обстоятельствам, и это твой огромный плюс!
Мой хронотип _______________________________
3.Составьте свой режим дня
-
Время
Вид деятельности
4 Согласны ли вы с утверждением, что движение - это жизнь
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Выберите тему и попытайтесь её раскрыть:
-
Качество воды - важнейший фактор здоровья
-
Питание и здоровье
-
Вредные привычки
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Составьте программу « Здоровый образ в моей семье»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Заполните таблицу:
-
Болезни
Примеры
Факторы, способствующие распространению заболеваний
Меры по снижению опасности заболеваний
Пандемические
Эпидемические
Эндемические
Природно - очаговые
Экологическое состояние среды Вологодской области.
-
Выберите экологическую проблему Вологодской области и постарайтесь раскрыть:
-
Загрязнение окружающей среды
-
Преобразование ландшафтов и водных объектов
-
Изменение режима протекания природных процессов
-
Снижение качества и количества биоресурсов
Указать источники литературы и интернета.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 1
Вологодская область
Приложение 2
Сосновый лес
Хвойный лес
Мелколиственный лес
Приложение 3
Зверобой подорожник
Тысячелистник валериана
ромашка аптечная
Приложение 4
Болото как экосистема
Приложение 5
Луговая растительность
Приложение 6
Список литературы:
-
Биология человека: Антропология и экология / под ред. Проф. Бахтенко Е.Ю.- Вологда: ВГПУ, 2007.-100с
-
Воробьев Г.А. Климат / Г. А. Воробьев // Природные условия и ресурсы Вологодской области (Сокольский район).- Вологда,1972.-С73-93
-
Воробьев Г. А. Ландшафты и лес // Леса земли Вологодской. Вологда: Легия, 1999. С. 81 -96.
-
Давыдова Л.К. Природное районирование Вологодской области для целей сельского хозяйства./ л. К. Давыдова. - Северо - Зап. Книжное изд.,1970.- 288с.
-
Экология Вологодской области: Учебное пособие для общеобразовательной школы. 7 класс / под ред.Н.Л. Болотовой, А.А. Шабунова.- Вологда: Издательский центр ВИРО, 2008.- 192 с.:ил.
От автора
Дорогие учащиеся! Предлагаю вашему вниманию рабочую тетрадь «Экология Вологодской области». Она адресована вам.
В тетради предлагаются задания разноуровневого характера. Простые задания показаны - , среднего уровня - , повышенного -
Такой подход позволяет повышать качество знаний, умений и навыков.
Хочется надеяться, что эта тетрадь будет хорошим помощником в вашей работе.