Разработка урока по географии на тему Понятие о плане местности. Масштаб

 Разработка урока  по предмету «География» 6 класс к  учебнику Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «География 6 класс. Начальный курс» с использованием активных методов обучения. Количество учащихся в классе: 10 Продолжительность урока: 45 мин Тема урока: Понятие о плане местности. Масштаб. Цель урока: Сформировать представление о плане местности, масштабе и его видах; развивать познавательный интерес в процессе наблюдения за окружающей средой;  воспитывать любовь к своей местности, позитивное отно...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по географии на тему Понятие о плане местности. МасштабРазработка урока по географии на тему Понятие о плане местности. МасштабРазработка урока по географии на тему Понятие о плане местности. МасштабРазработка урока по географии на тему Понятие о плане местности. МасштабРазработка урока по географии на тему Понятие о плане местности. МасштабРазработка урока по географии на тему Понятие о плане местности. Масштаб

Учитель: Бельц Ольга Владимировна

Предмет: География

Класс:6

Количество учащихся в классе: 10

Продолжительность урока: 45 мин

Тема урока: Понятие о плане местности. Масштаб.

Цель урока: Сформировать представление о плане местности, масштабе и его видах; развивать познавательный интерес в процессе наблюдения за окружающей средой; воспитывать любовь к своей местности, позитивное отношение к окружающей среде; формировать способности и готовность к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Топографические карты, аэроснимки, карта полушарий, карты разных размеров, заготовленные игры «Собери цветок», «Лото», «Путешествие в страну Масштабию», «деревья и фрукты» для рефлексии.

Методическое обеспечение: учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «География 6 класс. Начальный курс»; рабочая тетрадь А.В.Шатных «Начальный курс географии 6 класс»; книга для учителя А.П. Кузнецова «География 6 класс. Начальный курс»; методическое пособие О.А. Бахгиева «Начальный курс географии 6 класс».

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Постановка темы, целеполагание.

- Представьте, что вы идете в поход далеко от города. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно подумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно - подготовиться к переходу реки, оврага и т.д.

-Откуда вы сможете получать информацию о районе похода?

Показать две карты: географическую и топографическую.

-Какую карту нужно взять в поход?

- Нужно уметь читать топографическую карту, знать условные знаки, масштаб.

- Как считаете, какая тема урока у нас сегодня?

- Ставим цели урока:

- Знания данной темы пригодятся вам в будущем?







- По карте.

- Топографическую. Там, где виден план местности.

- Понятие о плане местности. Масштаб.

- Сформировать представление о плане местности, масштабе и его видах.

- формировать способности и готовность к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни.

Изучение нового материала

- Обратим внимание на форзац учебника. Какое изображение местности лучше и удобнее использовать для изучения и описания района, где будет проходить маршрут похода?

-Почему именно топографическую карту?


- Топографическую карту.

-На карте указаны:

1. породный состав леса

2. название, направление течения, ширина рек

3. название населенных пунктов

4.характерные черты дорог: проселочная, грунтовая, шоссе

5. тип моста

6. болота, луга

7. высота местности и т.д


Игра «Собери цветок»

Сердцевины цветка вывешены на доску «План местности», «Аэрофотоснимок». Каждый берет лепесток с особенностями изображения на карте и крепит к нужной сердцевине. Лепестки: «Вид сверху», «Вид сверху», «Изображены все предметы, видимые сверху», «Изображены только важные предметы местности», «Предметы изображены так, как они выглядят в действительности», «Предметы изображены условными знаками», «Имеют буквенное и цифровое изображение», «Можно узнать тип леса, луга, дорог, мостов и т.д.», «Можно точно измерить расстояние», «Можно увидеть направление на север».

В итоге получится «махровый» цветок у «План местности» и три лепестка у «Аэрофотоснимок».

Каждый учащийся подходит к доске, чтобы закрепить лепесток. (Физминутка)

- Обратим внимание на условные знаки. Что такое условные знаки?

- Информация об объектах на карте. Чтобы работать с топографической картой, нужно пользоваться условными знаками.

Игра «Лото»

Игрокам выдается одна большая карточка и 6 маленьких. Большая карточка расчерчена на

шесть полей. На каждом - условный знак, а шести маленьких карточках - словесное

описание условных обозначений. Необходимо найти соответствие.

Проверку выполнить можно в паре, самостоятельно, по заранее подготовленным правильным ответам в конверте на краю стола.

- Проблемное задание: Начертите в тетрадях план школьного участка в натуральную величину.

- Почему не можете начертить карту?

-Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?

- Посмотрите на карты (показать карты масштабов). Что можете сказать о реках, озерах, морях, городах?

- Но как выразить уменьшение ? Прочитайте в учебнике с.12

- Предлагаю заполнить схему

«Виды масштабов»




- Объяснение разницы видов масштаба




- Карта большая, а тетрадь маленькая.

- Уменьшить карту или увеличить тетрадь.

- Они уменьшены. На одних - сильнее, на других меньше.

Читают учебник с.12. и отвечают, что уменьшение выражают дробью, которую называют масштабом.

- Заполняют схему

«Виды масштабов»

Именованный

Численный


Линейный

- Слушание

Закрепление

Игра «Путешествие в стану Масштабию»

Работа в паре.

Учащиеся передвигаются по этапам, ответы записывают в тетради. (Физминутка)

Первый этап.

Перевести именованный масштаб в численный:

В 1 см -10 м

В 1 см - 50 км

В 1см - 200 м

Второй этап.

Перевести численный масштаб в именованный:

1:10000

1:750000

1: 30000

Третий этап.

Измерить расстояние на карте и вычислить действительное расстояние на местности (по топографической карте).

Четвертый этап.

Учащийся прошел на север 5000 м.

Начерти маршрут движения с помощью масштаба в 1 см - 1 км.

Пятый этап.

Прочти письмо. Выделенные слова замени условными знаками.

Здравствуйте!

Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ним - фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам можно по железной дороге.

Итог урока

- Давайте решим поставленные проблемы в течение урока.

- Какую карту берем в поход?

-Что нужно знать, чтобы читать карту?

- Как начертить карту пришкольного участка в тетради?



- Топографическую

-Условные знаки.

- Использовать масштаб

Оценки за урок.

Домашнее задание: параграф 4,5. Задание в Р.Т. с 4.

Рефлексия

«Фруктовое дерево». На двери прикреплены два дерева «План местности» и «Масштаб». У учащихся по два яблока и два лимона.

- Ребята, прикрепите пожалуйста на соответствующие деревья Лимон- я не понял данную тему, Яблоко - я понял тему.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!



© 2010-2022