Методические рекомендации по теме Природные ресурсы

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»




Приволжский филиал




КАФЕДРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН



ГЕОГРАФИЯ


ПРИРОДНЫЕ РЕСУРЫ





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов очной формы обучения

факультета непрерывного образования



Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения






Автор: Малышева Г.И. - преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин ПФ ФГБОУВО «РГУП»





Нижний Новгород

2015


Оглавление



Пояснительная записка

Экономическая и социальная география зарубежного мира, - дисциплина, изучающая территориальную организацию человеческого общества, углубленно рассматривающая развитие и размещение населения и хозяйства в мире, а также в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, геополитики, глобальных проблем человечества, взаимодействия общества и природы, данная дисциплина помогает лучше понять современный этап мирового развития и сформировать у студентов географический «портрет» мира.

Главной целью курса является общеобразовательная, повышение уровня культуры учащихся.

Поскольку социальная и экономическая география сочетает в себе элементы географии, экономики, социологии, она широко использует не только географические, но и экономические, социологические методы исследования, интегрируя данные естественных и общественных наук.

Примерная программа ориентирована на решение студентами следующих задач:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично развивающемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  • нахождение и применение географической информации для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны освоить базовые учебные компетенции (знания, умения, навыки). Студент должен:

знать:

  • основные географические термины и понятия, указанные в программе;

  • страны - участницы крупнейших международных блоков политико-экономической интеграции;

  • главные виды природных ресурсов, основные районы и закономерности их распространения и добычи;

  • источники и виды загрязнения окружающей среды;

  • способы рационального природопользования;

  • ареалы размещения крупных народов, рас, религий;

  • крупнейшие по площади и численности населения страны и регионы Земли;

  • численность населения мира, возрастно-половой состав, типы воспроизводства населения, виды и направления миграций, среднемировые показатели урбанизации и плотности населения;

  • соотношение городского и сельского населения страны и регионов мира;

  • меры демографической политики стран и регионов;

  • основные направления внешних миграций населения;

  • состав основных отраслей мирового хозяйства и их размещение;

  • факторы размещения основных отраслей мирового хозяйства;

  • страны - крупнейшие производители основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

  • важнейшие транспортные узлы и пути сообщения мира;

  • геополитическую и социально-экономическую роль России в мире;

уметь:

  • называть (показывать) государства на политической карте мира, их столицы (из перечня номенклатуры, представленного в Приложении 2, крупнейшие города и городские агломерации мира, главные месторождения и бассейны полезных ископаемых; мировые транспортные, научно-исследовательские, финансовые, торговые, хозяйственные центры и районы;

  • приводить примеры стран аграрной, индустриальной и постиндустриальной структур экономики, региональной политики стран, рационального (нерационального) размещения производительных сил; развитых и развивающихся стран, монархий, республик, федеративных и унитарных государств; взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития; стран с различным типом воспроизводства населения; стран, богатых и бедных минеральными ресурсами;

  • определять принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; особенности экономико-географического положения объектов, изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по разным источникам географической информации; функции крупнейших городов мира, условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций;

  • характеризовать (описывать) особенности урбанизации в странах и регионах мира, формирование политической карты мира, влияние деятельности человека на окружающую среду, этапы формирования мирового хозяйства, отрасли мирового хозяйства; страну, группу стран, регион; географическую специфику объектов политической карты мира;

  • объяснять особенности естественного и механического движения населения отдельных стран и регионов мира, размещения населения мира и отдельных регионов, уровня и темпов урбанизации отдельных стран и регионов мира, размещения хозяйства отдельных стран и регионов мира, специализации хозяйства отдельных стран и регионов; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов), причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе международного географического разделения труда, уникальность и общечеловеческую ценность объектов международного природного и культурного наследия ЮНЭСКО,

  • прогнозировать темпы роста населения Земли, отдельных регионов и стран, направления внешних миграций населения отдельных стран и регионов мира, изменения в структуре мирового хозяйства, его географии, изменения в специализации отдельных стран и регионов мира в международном географическом разделении труда, возможные позитивные и негативные, качественные и количественные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека на глобальном, региональном и локальном уровнях;

  • оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений, ресурсообеспеченность стран и регионов, роль разных видов природных ресурсов на новом уровне взаимодействия природы и общества; негативные последствия антропогенной деятельности в геосферах Земли, тенденции создания единых транспортных, энергетических и информационных систем в мировом хозяйстве.

иметь представление

  • о монополизации хозяйства, конкуренции на мировом рынке производителей продукции и услуг;

  • о размещении отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы;

  • об основных направлениях международных экономических связей.

Кроме знаниевого компонента, студенты обязаны освоить основные учебные компетентности: постановка проблемы, целеполагание и планирование, работа с информацией (анализ текста, составление плана, конспектирование, приобретение недостающих сведений из разнообразных источников, выделение главного), разрешение проблем, развитие исследовательских навыков (например, навыков работы в архиве) и проч. Подготовка к выступлению (проект, доклад, реферат) предполагает формирование коммуникативных компетентностей (продуктивная, устная, письменная речь).

Практические работы выполняются студентами после лекционного рассмотрения тем и разделов программы (Приложение 3).

Для проверки усвоения студентами основных базовых компетентностей на уроках используются тесты (Приложение 1). При выполнении теста также разрешается пользоваться атласом и контурными картами.

Студенты должны уделять достаточно времени самостоятельной работе (Приложение 2).

Тема 2. География природных ресурсов (ПР) мира

Студент должен знать:

  • главные виды природных ресурсов и их размещение по странам и регионам мира;

  • особенности всех основных видов природных ресурсов;

  • понятие ресурсообеспеченности и методы её расчёта;

уметь:

  • читать и анализировать карты минеральных, водных, земельных, лесных, агроклиматических и других ресурсов мира;

  • объяснять различия в географии природных ресурсов отдельных регионов и стран, используя сравнительный и системный подходы;

иметь представление:

  • о географической среде;

  • о рациональном природопользовании;

  • об особенностях взаимодействия общества и природы на современном этапе развития;

  • об антропогенных ландшафтах.

Взаимодействие общества и природы. Антропогенные ландшафты. Методы типологии ПР. Ресурсообеспеченность и методы её расчёта. Минеральные ресурсы мира: связь их размещения с тектоническим строением территории.

Минеральные ресурсы: масштабы их использования, география топливных (а также рудных и нерудных) полезных ископаемых, проблема истощения земных недр. Земельные ресурсы: структура земельного фонда мира, проблемы земельного фонда (опустынивание, эрозия и проч.), восстановление земель.

Водные ресурсы: география запасов пресной воды на Земле, структура водопотребления, пути оптимизации водопользования. Ресурсы Мирового океана: минеральные, биологические, энергетические.

Лесные ресурсы: характеристика двух лесных поясов планеты, проблема сведения лесов. Биологические ресурсы: география полезных дикорастущих растений, ресурсы животного мира. География рекреационных ресурсов.

Другие виды ресурсов (агроклиматические, космические, геотермальные и др.).

Природные ресурсы

Природные ресурсы нашей планеты весьма многообразны. Это земельные и почвенные ресурсы, водные и лесные ресурсы, растительный и животный мир, минеральные ресурсы и т.д. Мировые запасы природных ресурсов различны в разных частях земного шара. Потребление же тех или иных мировых запасов природных ресурсов увеличивается или уменьшается по мере их востребованности в различные периоды развития общества. Эта потребность, в свою очередь, может удовлетворяться только по мере развития технического прогресса в освоении мировых природных ресурсов. Так например, нефть, открытую не одно столетие назад, в качестве топлива в промышленных масштабах стали использовать только с середины 19 века, то есть тогда, когда появились технические возможности по активной добыче и переработке этого природного ресурса.

Природные ресурсы - компоненты природы, непосредственно используемые человеком в хозяйственной деятельности на данном этапе развития общества.

Человек может получать необходимые для своего существования ресурсы только из природной среды. Развитие технологии серьезно изменяет направления, формы и масштабы использования природных ресурсов. Люди своим трудом создают материальные блага, производимые от природных ресурсов. Но первоисточником современного материального потенциала человеческого общества все равно остаются природные биологические и минеральные ресурсы земли.

К природным ресурсам относятся природные объекты и явления (тела и силы природы), используемые для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человека и повышению качества жизни людей.

Природные ресурсы могут быть использованы в качестве:

• средств труда (земля, водные пути, вода для орошения);
• источников энергии (запасы горючих полезных ископаемых, гидроэнергия, геотермальная энергия, атомное топливо и т.д.);
• сырья и материалов (минералы, древесина, вода, используемая для технических нужд);
• предметов потребления (питьевая вода, лечебные грязи и минеральные воды, дикорастущие растения, грибы, животные, водные биоресурсы и т.д.);
• мест отдыха и лечения;
• объектов научного изучения (материалы для фармацевтики, косметологии; генетические ресурсы, используемые в селекции т.д.);
• ресурсов, оказывающих экосистемные услуги и поддерживающие экологический баланс и приемлемое качество окружающей среды (предотвращение эрозии, смягчение климата, регулирование водного режима и т.д.).

Классификация природных ресурсов

Природные ресурсы подразделяются на:

Возобновимые, невозобновимые, условно возобновимые.

Объекты неживой природы, такие как уголь, нефть, руда - исчерпаемы, так как образуются на протяжении длительного периода времени, значительно превышающего историческое время. Живая природа является саморегулируемой системой и, если ее использовать разумно, может сама воспроизводиться на протяжении столь длительного периода и бесконечно длительное время служить человеку, давая стабильное количество растительной и животной продукции.

К возобновимым относятся биологические ресурсы, основными видами которых являются: растительные ресурсы, к которым относятся лес или лесные насаждения, используемые для получения древесины и другой продукции; дикорастущие пищевые, лекарственные и технические растения (грибы, ягоды, орехи, травы и т.д.); наземные животные (охотничьи и промысловые животные); водные организмы (рыба, морепродукты, морской зверь); генетические ресурсы (генетический материал, получаемый от диких форм животных и растений и используемый в медицине производстве натуральных пестицидов, селекции растений и животных в сельском хозяйстве); поверхностные воды.

К невозобновимым ресурсам относятся полезные ископаемые, которые подразделяются на: топливно-энергетическое сырье (нефть, уголь, газ, уран); черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и. др.); цветные металлы (руды алюминия, меди, свинца, цинка, ртути и др.); благородные металлы (золото, серебро, платиноиды); химическое и агрономическое сырье (калийные соли, фосфориты , апатиты и др.); техническое сырье (алмазы, асбест, графит и др.), флюсы и огнеупоры, цементное сырье; строительные материалы (глина, гравий, песок).

Последнюю категорию минеральных ресурсов называют общераспространенными полезными ископаемыми.

К условно возобновимым относятся ресурсы почв, иногда отождествляемые с земельными ресурсами, ресурсы подземных вод. Земля считается условно возобновимым природным ресурсом, поскольку почва, являющаяся основой ее плодородия, может самовоспроизводиться, но период ее образования длится сотни и тысячи лет. Собственно земля, рассматриваемая в качестве поверхности, может быть отнесена к территориальным ресурсам, представляющим собой пространство, обладающее комплексом определенных свойств, рассматриваемых в виде условий жизни и производства и используемое для различного рода деятельности Земля, как природное пространство или территория в силу своей ограниченности имеет определенную ценность, зависящую от его наполнения как овеществленными ресурсами и природными объектами, так и свойствами и явлениями. В зависимости от функциональной направленности деятельности человека одно и то же природное пространство может использоваться разными способами. Например, участок леса может использоваться для заготовки древесины, охоты, пастьбы скота, отдыха людей. Этот же участок леса может использоваться и в природоохранных целях, если растущий на нем лес защищает водные источники от истощения. Многоцелевой характер использования земли является ее отличительной особенностью. Основными видами использования земли является застройка, ведение сельского и лесного хозяйства, ведение охотничьего хозяйства, добыча полезных ископаемых, организация отдыха и сохранение природных территорий и экосистем в ненарушенном состоянии.

Объекты оценки стоимости природных ресурсов

Объектами оценки стоимости природных ресурсов могут выступать:

1. запасы природных ресурсов;
2. природные объекты, находящиеся в собственности, а также различные права, связанные с их использованием (аренда, концессия, право застройки и т.д.);
3. экосистемные услуги и экологические блага (функции, выполняемые природными объектами);
4. экологический ущерб.

Под запасами природных ресурсов понимается их количество, которое при извлечении или добыче может стать товаром или предметом личного потребления. Например, запасы нефти и газа в месторождениях, численность животных в охотничьих угодьях, запасы древесины в лесных насаждениях и т.д. Под природным объектом понимается определенное пространство, территория или земельный участок со всем, что находится в пределах. Природные объекты - это совокупность природных ресурсов (тел и сил природы) расположенных в границах определенных земельных участков или участков недр. К ним относятся территории, занятые месторождениями полезных ископаемых, ценными (в том числе и охраняемыми) экосистемами, лесными, охотничьими, сельскохозяйственными и иными угодьями.

Природными объектами являются:

• участки леса;
• месторождения полезных ископаемых и их отдельные участки;
• замкнутые водные объекты;
• рыболовные участки рек, нерестилища;
• рыболовные участки шельфа;
• нелесные естественные экосистемы (участки степи, речных пойм и т.д.);
• болота;
• другие.

Ресурсообеспеченность

Еще одной проблемой человеческого общества, связанной с использованием природных ресурсов, является неравномерность их размещения. В мире есть территории, полностью лишенные лесных ресурсов, с дефицитом пресной воды и, напротив, регионы, обладающие значительными запасами разнообразных ресурсов. В результате между странами и регионами существуют различия в их обеспеченности природными ресурсами. Кроме того, важным фактором являются масштабы использования природных ресурсов. Важным показателем выступает ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объемами их использования. Расчет ресурсообеспеченности необходим в целях долгосрочного прогнозирования использования имеющихся ресурсов. При этом объемы использования в разных регионах и странах мира крайне различны. Это связано с уровнем развития экономики страны, численностью населения или площадью территории. Например, Германия, расположенная в пределах северного лесного пояса, имеет низкую обеспеченность лесными ресурсами, так как занимает небольшую территорию.

Мировые запасы сырьевых ресурсов

Важнейшими в условиях современной цивилизации оказываются не только земельные, лесные и водные мировые запасы, а также сырьевые или минеральные природные ресурсы, к которым относятся нефть, уголь, природный газ, металлические руды и т.д. Именно мировые запасы минерального сырья и топлива стали в последнее столетие основой для развития всей мировой экономики.

Из всех топливно-энергетических мировых запасов самая большая доля (порядка 60%) приходится на уголь. Разведанные мировые запасы каменного и бурого угля составляют порядка 5 трлн. т, из них доказанные запасы - менее 2 трлн. т. Доказанные мировые запасы нефти составляют сейчас порядка 140 млрд. т. Наибольшая часть из них сосредоточена на Ближнем и Среднем Востоке - на их долю приходится около 64% всех мировых запасов нефти. Разведанные мировые запасы природного газа выросли за последние десятилетия в 1,5 раза и приблизились к цифре в 150 трлн. куб. км.

Один из самых важных вопросов, связанный с мировыми запасами природных ресурсов - это: на сколько лет хватит человечеству мировых запасов нефти, газа и других полезных ископаемых? К сожалению, точный ответ на этот вопрос никто дать не может. Самые пессимистические прогнозы называют цифру порядка 20 лет для нефти, чуть больше для газа и 200 лет для угля, исходя из разведанных ресурсов и постоянно растущего потребления. Оптимистические прогнозы нацеливают нас еще на несколько десятилетий - до 50 лет для нефти, 70 лет для газа, и до 400 лет для угля, надеясь на еще неразведанные месторождения.

Но какими бы не были эти цифры, существенным является то, что очень многие мировые природные ресурсы (в том числе нефть, газ, уголь) являются невосполняемыми. Хотя даже и восполняемые ресурсы (лес, вода, почва и т.д.) тоже не могут эксплуатироваться бесконечно. Именно поэтому, задача сохранения и рационального использования природных ресурсов нашей планеты - одна из приоритетных в развитии современного мирового хозяйства.

Минеральные ресурсы - совокупность запасов полезных ископаемых в недрах, пригодных для промышленного использования в современных условиях и в перспективе.

АЛМАЗ, минерал, кристаллическая кубическая полиморфная модификация самородного углерода. По блеску, красоте и твердости превосходит все минералы. Разновидности алмаза - баллас, карбонадо, борт. Кристаллизуется в кубической сингонии. Бесцветные или окрашенные октаэдрические кристаллы. Самый твердый минерал (твердость 10 по минералогической шкале); плотность около 3,5 г/куб. см, высокий показатель преломления (2,417). Полупроводник. Крупные прозрачные кристаллы алмаза - драгоценные камни первого класса. Крупнейшие в мире алмазы: «Куллинан » (3106 кар), «Эксельсиор» (971,5 кар), «Йонкер» (726 кар). В 2007 в ЮАР обнаружен алмаз, предварительная оценка массы которого приближается к 1,5 кг. Применяется в промышленности как абразивный материал. Промышленные месторождения связаны с кимберлитами, россыпями. Главные зарубежные добывающие страны: ЮАР, Демократическая Республика Конго, Ботсвана, Намибия. В Российской Федерации месторождения в Якутии, на Урале. Синтетические алмазы получают из графита и углесодержащих веществ с середины 1950-х годов. Ежегодное производство синтетических алмазов несколько миллионов карат (в основном для технических нужд).

Ежегодная мировая добыча алмазов оценивается в 100 млн. кар (20 тонн), из них 40 млн приходится на страны Африки и по 30 млн на Россию и Австралию. Крупнейший в мире монополист по добыче и продаже алмазов - компания «Де Бирс» с годовым оборотом свыше 15 млрд. долларов. В России добычу алмазов ведет компания «Алмазы России - Саха» (объем добычи в стоимостном выражении составляет 1,3 млрд долларов в год). Масса добываемых алмазов обычно 0,1-1,0 кар, крупные ювелирные камни (св. 100 кар) встречаются редко. Цена необработанных алмазов ювелирного качества около 100 долларов за кар, стоимость бриллиантов сильно колеблется в зависимости чистоты «воды», оттенков цвета «нацветов», наличия включений и дефектов, величины камней, качества огранки.

Обычная цена карата бриллиантов - от 400 до 1000 долларов. Мировые центры продажи алмазов - Центральная сбытовая организация в Лондоне и Алмазная биржа в Антверпене. Мировой лидер по сбыту ювелирных изделий - Италия. Технические алмазы, используемые как абразивы, стоят от 3 до 12 долларов за кар; синтетические - около 2 долларов за кар. С конца 1990-х гг. США ежегодно потребляют не менее 50 млн кар технических алмазов (10 тонн). Ожидается, что в начале 21 века мировое потребление технических алмазов составит 250 млн кар или 50 тонн, из них около 70% синтетических. Технические алмазы используются в алмазных буровых коронках, пилах, резцах, фильерах для вытягивания проволоки, для изготовления полировальных порошков и паст, а также в оптической и электронной промышленности как полупроводники, датчики в счетчиках ядерных частиц, как вещество с теплопроводностью выше, чем у меди, прозрачное для широкого диапазона волн.

Крупнейшие в мире центры по огранке алмазов расположены: в Бельгии (Брюссель), специализирующейся на высококачественной огранке камней средней величины; США (Нью-Йорк) - обработке крупных алмазов; Индии (Сурат) - огранке наиболее дешевых желтых алмазов; Израиле (Рамат-Ган) - экономичной огранке, максимально сохраняющей массу камня, часто в ущерб качеству огранки. В России ведется высококачественная огранка мелких камней на предприятиях в Москве, Санкт-Петербурге («Русские самоцветы»), Екатеринбурге и Смоленске.

НЕФТЬ, горючая маслянистая жидкость, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. О существовании нефти было известно еще в древнем Шумере. Основным исходным веществом нефти обычно является планктон, обеспечивающий накопление осадков сапропелевого типа, характеризующегося высоким содержанием водорода. Нефть сильно варьирует по цвету (от светло-коричневой, почти бесцветной, до темно-бурой, почти черной) и по плотности - от легкой (0,65-0,70 г/см3) до тяжелой (0,98-1,05 г/см3). Пластовая нефть, находящаяся в залежах на значительной глубине, в различной степени насыщена газообразными углеводородами. По тектоническому строению среди осадочных бассейнов различают внутриплатформенные (около 30%), внутрискладчатые (около 35%), складчато-платформенные, или краевых прогибов (около 15%), периокеанические платформенные (около 15%) и др. К кайнозойским отложениям приурочено около 25% всех известных запасов нефти, к мезозойским -55%, к палеозойским - 20%. Мировые запасы нефти - ок. 150 млрд т. Всего насчитывается ок. 35 тыс. месторождений, из них разведано ок. 600, разрабатывается 450; крупнейших месторождений (с запасами более 500 млн т) ок. 50, из них приблизительно половина - на Ближнем Востоке. Наибольшие запасы сосредоточены в Северном полушарии. По запасам лидируют: Юго-Западная Азия - 100 млрд т (в т.ч. Саудовская Аравия - 46 млрд., Иран, Ирак, ОАЭ, Кувейт - по 12-13 млрд т.), Латинская Америка (в т.ч. Венесуэла - 9 млрд т, Мексика - 7,5), Африка - 7,8 (Нигерия, Ливия, Алжир, Египет - прибл. по 2-3 млрд т), Россия (около 7,5 млрд т), Северная Америка - 5,9 (США - 4,4); при этом в странах ОПЕК - 103 млрд. тонн, в развивающихся странах - 120 млрд т.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, твердое горючее полезное ископаемое растительного происхождения, одна из разновидностей ископаемых углей (средней степени метаморфизма). Представляет собой плотную породу черного, иногда серо-черного цвета с блестящей, полуматовой или матовой поверхностью. Каменный уголь образуется из продуктов разложения органических остатков высших растений, претерпевших изменения (метаморфизм) в условиях давления окружающих пород земной коры и сравнительно высокой температуры. С возрастанием степени метаморфизма в горючей массе каменного угля последовательно увеличивается содержание углерода, и одновременно уменьшается количество кислорода, водорода, летучих веществ; изменяются также теплота сгорания, способность спекаться и др. свойства. Образование каменного угля характерно для всех геологических систем, начиная от силура и девона, однако основная масса каменного угля сосредоточена в отложениях каменноугольной, пермской и юрской систем. Каменный уголь залегает в виде пластов различной мощности (от долей м до нескольких десятков и более м). Глубина залегания углей различна - от поверхностного до 2000-2500 м и глубже. Наибольшие запасы (более 90%) сосредоточены в Северном полушарии, к северу от 30 ° северной широты. Наиболее богата каменным углем Азия (54% от мировых запасов), Северная Америка (28%), Европа (9%). Из отдельных стран выделяются Россия, Украина, США и Китай (80% мировых запасов). Крупнейшими угольными бассейнами мира являются Тунгусский (Россия, 2300 млрд тонн), Ленский (Россия, 1600 млрд тонн), Кузнецкий (Россия, 637 млрд тонн), Рурский (ФРГ, 287 млрд тонн).

Существует 2 основных способа добычи каменного угля: открытый (карьерный) и закрытый (шахтный). Используется в коксохимическом производстве, как энергетическое топливо, а также для полукоксования, газификации, получения жидкого топлива, смазочных масел, пластмасс и т.п.

МЕТАЛЛЫ, вещества, обладающие в обычных условиях высокими электропроводностью, уменьшается с ростом температуры и теплопроводностью, ковкостью, «металлическим» блеском и другими свойствами, обусловленными наличием в их кристаллической решетке большого количества слабо связанных с атомными ядрами подвижных электронов. Металлы можно представить в виде ионного кристаллического остова, погруженного в электронный газ, который, компенсируя электростатическое отталкивание ионов, связывает их в твердое тело (металлическая связь). Металлы принято делить на черные (Fe и сплавы на его основе) и цветные (все остальные). Металлы играют огромную роль главным образом как конструкционные и электротехнические материалы.

Биологические ресурсы - источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, заключенные в объектах живой природы: промысловые объекты, культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты и т.п. Различают растительные ресурсы, ресурсы животного мира, генетические ресурсы.

Плодородие почвы - способность почвы удовлетворять потребности растений в питательных веществах, влаге, воздухе, биотической и физико-химической среде. Плодородие почвы обеспечивает урожай сельскохозяйственных культур, а также биологическую продуктивность дикой растительности. Различают естественное и искусственное плодородие почвы. Почва, верхний слой литосферы, обладающий особым свойством - плодородием. Почва занимает уникальное положение в природном мире, так как имеет общие свойства и с живой и с неживой природой. Почва является результатом преобразования поверхностных слоев литосферы совместным воздействием воды, воздуха и организмов. Почва состоит из генетически связанных горизонтов (образуют почвенный профиль), отражающих эволюцию почвообразования. Почва рассматривалась как геологическое тело, но в работах В. В. Докучаева впервые появились близкие к современным представления об особом характере почвы. Начала развиваться наука почвоведение.

Основные факторы почвообразования - климат, материнская порода, растительный и животный мир, рельеф и геологический возраст территории, а также хозяйственная деятельность человека. Климат влияет на характер выветривания горных пород, воздействует на тепловой и водный режимы почвы, обусловливая проходящие в ней процессы и их интенсивность, и в значительной степени определяет растительный покров и животный мир. Материнская порода в процессе почвообразования превращается в почву. От ее гранулометрического (механического) состава и структурных особенностей зависят физические свойства почвы - водо- и воздухопроницаемость, способность к удержанию влаги и пр. Минералогический состав материнской породы определяет минералогический и химический состав почвы и первоначальное содержание в ней элементов питания для растений. Корни растений рыхлят и оструктуривают почвенную массу, извлекают из нее минеральные элементы. При естественных процессах корневого и наземного опада минеральные и органические вещества растительности поступают в почву и на ее поверхность. Опад подвергается воздействию микрофлоры, минерализирующей до 80-90% его массы и участвующей в синтезе гумусовых веществ, которые образуются из продуктов распада и микробных метаболитов. Животные (главным образом беспозвоночные, живущие в верхних горизонтах почвы и в растительных остатках на поверхности) в процессе жизнедеятельности значительно ускоряют разложение органических веществ и способствуют формированию органоминеральных почвенных агрегатов, т. е. почвенной структуры.

Деятельность человека на протяжении тысячелетий и столетий влияет на факторы почвообразования. Непосредственно человек влияет на почву путем механической обработки, мелиорации, внесения минеральных и органических удобрений и т. п. Косвенно человеческая деятельность (например, вырубка лесов) приводит к смене биоценозов - соответственно, меняются и почвообразующие процессы.

Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной и живой частей. Соотношение их неодинаково не только в разных почвах, но и в различных горизонтах одной и той же почвы. Закономерно уменьшение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов почвы к нижним и увеличение интенсивности преобразования компонентов материнской породы от нижних горизонтов к верхним. В твердой части преобладают минеральные вещества. Первичные минералы (кварц, полевые шпаты, роговые обманки, слюды и др.) вместе с обломками горных пород образуют крупные фракции; вторичные минералы (гидрослюды, монтмориллонит, каолинит и др.), формирующиеся в процессе выветривания, - более тонкие. Рыхлость сложения почвы обусловливается полидисперсностью состава ее твердой части, включающей частицы разного размера (от коллоидов почвы, измеряемых сотыми долями мкм, до обломков диаметром в несколько десятков см). Основную массу почвы составляет обычно мелкозем - частицы менее 1 мм. Гранулометрический состав определяется относительным содержанием в ней частиц различной величины, объединяемых в группы - гранулометрические фракции. По гранулометрическому составу почву разделяют на группы (разновидности): песок рыхлый и связный, супесь, суглинок легкий и средний, глина легкая, средняя и тяжелая. Твердые частицы в естественном залегании заполняют не весь объем почвенной массы, а лишь некоторую его часть; др. часть составляют поры - промежутки различного размера и формы между частицами и их агрегатами. Суммарный объем пор называется пористостью почв. От пористости зависят водные свойства почвы (водопроницаемость, водоподъемная способность, влагоемкость) и ее плотность. В порах находятся почвенный раствор и почвенный воздух. Соотношение их непрерывно меняется вследствие поступления в почву атмосферных осадков, иногда оросительных и грунтовых вод, а также расхода влаги - почвенного стока, испарения, десукции (отсасывание корнями растений) и др. Освобождающееся от воды поровое пространство заполняется воздухом. Этими явлениями определяется воздушный и водный режимы почвы. В порах также обитают почвенные микроорганизмы.

Докучаев выделял 10 типов почв, сегодня их насчитывают более 100. Идет разработка международной классификации. В нашей стране основные типы - подзолистые, серые лесные, черноземы, сероземы. Географическое распределение почв на равнинах подчинено общим законам широтной зональности, а в горах - вертикальной поясности.

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ, один из важнейших видов биологических ресурсов. Включают стволовые запасы леса (источник древесины), а также недревесные ресурсы: технические (пробку, живицу и пр.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (ягоды, грибы, орехи и др.), лекарственные растения, а также т. н. невесомые полезности леса, имеющие защитное (водоохранное, противоэрозионное, полезащитное и пр.) и рекреационное значение. Лесные ресурсы являются возобновимыми. Рассматриваются в комплексе с занимаемыми ими землями, образуя лесной фонд. Лесные ресурсы распределены на поверхности Земли неравномерно: выделяют северный (хвойные, смешанные и широколиственные леса - Россия, Канада, США, Скандинавия) и южный (влажные экваториальные и тропические леса Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии) лесные пояса, разделенные безлесными пространствами. Леса занимают 41 млн кв. км, т. е. более четверти площади суши; запасы древесины на корню превышают 350 млрд куб. м при ежегодном приросте 5,5 млрд куб. м. На долю России приходится 22% мировых запасов древесины; лесопокрытые площади составляют 750 млн га, т. е. около 45% территории. Большое значение для рационального использования и восстановления лесных ресурсов играет правильное ведение лесного хозяйства.

Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, включающие солнечную энергию, влагу и энергию ветра.

Рекреационные ресурсы - климатические условия, благоприятствующие организации лечения и отдыха людей: комфортные условия температуры, влажности, солнечного излучения и т.д.

Агроклиматические ресурсы

КЛИМАТ [греч. klima - наклон (земной поверхности к солнечным лучам)], статистический многолетний режим погоды, одна из основных географических характеристик той или иной местности. Под многолетним режимом понимается совокупность всех условий погоды в данной местности за период, по крайней мере, в несколько десятков лет; типичная годовая смена этих условий и возможные отклонения от нее в отдельные годы; сочетания условий погоды, характерные для различных ее аномалий. С развитием наблюдений за погодой с помощью метеорологических зондов и спутников понятие климата было распространено на высокие слои атмосферы. Характер климата оказывает огромное влияние на расселение человека и его деятельность, особенно на сельское хозяйство.

Климат местности находится в тесной зависимости от географической широты. В связи с этим еще в древности сложилось представление о климатических (тепловых) поясах, границы которых совпадают с тропиками и полярными кругами. В тропическом поясе (между северным и южным тропиками) Солнце находится в зените дважды в год; продолжительность дневного времени суток на экваторе в течение всего года равна 12 ч, а внутри тропиков колеблется от 11 до 13 ч. В умеренных поясах (между тропиками и полярными кругами) Солнце восходит и заходит каждый день, но не бывает в зените. Его полуденная высота летом значительно больше, чем зимой, так же, как и продолжительность дневного времени суток, причем эти сезонные различия растут с приближением к полюсам. За полярными кругами Солнце летом не заходит, а зимой не восходит в течение тем большего времени, чем больше широта места. На полюсах год делится на шестимесячные день и ночь. На основе климатического районирования Земли проведено разделение территорий на пояса, зоны и области с более или менее однородными условиями климата. Границы климатических поясов и зон не только не совпадают с широтными кругами, но и не всегда огибают земной шар (зоны в таких случаях разорваны на не смыкающиеся между собой области).

Глубокое влияние распределения суши и моря на климат видно уже из сравнения условий Северного и Южного полушарий. Суша в основном сосредоточена в Северном полушарии, поэтому климат здесь более континентальный, чем в Южном. Средние приземные температуры воздуха в Северном полушарии в январе 8 °С, в июле 22 °С; в Южном соответственно 17 °С и 10 °С. Для всего земного шара средняя температура 14 °С (12 °С в январе, 16 °С в июле). Наиболее теплая параллель Земли - термический экватор с температурой 27 °С - совпадает с географическим экватором только в январе. В июле он смещается до 20° северной широты, а его среднее годовое положение - около 10° северной широты. От термического экватора к полюсам температура падает в среднем на 0,5-0,6 °С на каждый градус широты (очень медленно в тропиках, быстрее во внетропических широтах). При этом внутри материков температура воздуха летом выше и зимой ниже, чем над океанами, особенно в умеренных широтах. Это не относится к климату над ледяными плато Гренландии и Антарктиды, где воздух круглый год значительно холоднее, чем над примыкающими к ним океанами.

Водные ресурсы - пригодные для использования запасы вод суши, Мирового океана, подземных вод, почвенной влаги, льдов, снежного покрова и их энергии.

Общий объем водных ресурсов составляет 1390 млн. куб. км, из них около 1340 млн. куб. км - воды Мирового океана. Менее 3% составляют пресные воды, из них технически доступны для использования - всего 0.3%.

ОКЕАН (Мировой океан), непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и отличающаяся общностью солевого состава. По существу Земля - это водная планета, так как Мировой океан занимает 70,8% ее территории. В Северном полушарии на долю водной поверхности приходится 60,6%, а в Южном - 81%.

Трудно переоценить роль Мирового океана в жизни человечества. Он во многом определяет лик планеты в целом, в т. ч. ее климат, круговорот воды на Земле. В океане пролегли жизненно важные водные пути, соединяющие материки и острова. Колоссальны его биологические ресурсы. В Мировом океане обитает более 160 тыс. видов животных и около 10 тыс. видов водорослей. Ежегодно воспроизводимое количество промысловых рыб оценивается в 200 млн. т, из них примерно 1/3 вылавливается. Более 90% мирового улова приходится на прибрежный шельф особенно в умеренных и высоких широтах Северного полушария. Доля Тихого океана в мировом улове - около 60%, Атлантического - около 35%.

Шельф Мирового океана располагает огромными запасами нефти и газа, крупными запасами железомарганцевых руд и других полезных ископаемых. Человечество еще только приступает к использованию энергетических ресурсов Мирового океана, в т. ч. энергии приливов. На Мировой океан приходится 94% объема гидросферы. С опреснением морских вод связывают решение многих водных проблем будущего. К сожалению, человечество не всегда разумно пользуется природными ресурсами Мирового океана. Во многих районах истощены его биологические ресурсы. Значительная часть акватории загрязнена отходами антропогенной деятельности, в первую очередь, нефтепродуктами.

Такие мировые природные ресурсы, как земельные, водные, лесные, - человечество использует фактически с момента своего зарождения. Земельные природные ресурсы составляют примерно треть всей площади поверхности Земли. Из общей площади поверхности земного шара 510 млн. кв. км суша занимает 149 млн. кв. км, остальное приходится на водные ресурсы: моря и океаны. Если из общей площади суши вычесть ледники Арктики и Антарктиды, то общая площадь земельного фонда планеты окажется равной 134 млн. кв. км. Из них только 40 млн. кв. км покрыто лесом и относится к лесным природным ресурсам Земли. Общие запасы воды на нашей планете оцениваются количеством в 138 млн. куб км, но пресной воды, находящейся в распоряжении человека - только 0,3% от общего количества воды на Земле. Остальное - это соленые воды Мирового океана, полярные льды и соленые подземные воды. При этом потребление мировых запасов земных, лесных, водных природных ресурсов постоянно растет. На планете замечается «истощение» или «деградация» земельных природных ресурсов, которые происходят вследствие эрозии, заболачивания, опустынивания земель, использования их для промышленного строительства. Несмотря на кажущиеся огромными, лесные природные ресурсы Земли уже оказались близкими к исчерпанию. И поддержание их хотя бы на текущем уровне возможно лишь при переходе к новым ресурсосберегающим технологиям, способствующим охране природы и восстановлению мировых запасов леса. Аналогично, мировое потребление воды выросло за последние 50 лет примерно в 4 раза и приблизилось к цифре 5000 куб км в год. Здесь также вопрос ресурсосбережения мировых запасов воды и рационального использования природных ресурсов с каждым годом становится все более и более актуальным. Добавим также, что именно деятельность человека, связанная с потреблением природных ресурсов, не только истощает их мировые запасы, но и может нанести непоправимый вред всей планете. Примером тому служит проблема глобального потепления, активно обсуждаемая в последние годы.

Многовековая практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и проживающее на них население. При этом под земельными ресурсами следует понимать не только территорию (пространство) государства, но и все что находится «над» и «под» этим пространством. Обеспеченность страны земельными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Наличие земельных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов мира. Земельные ресурсы - земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством: рельефом, почвенным покровом и комплексом других природных условий.

Крупнейшими странами мира по площади территории являются:

Россия - 17,1, Канада - 10,0, Китай - 9,6, США - 9,4, Бразилия - 8,5 (млн. км2). При исследовании проблемы эффективного использования земельных ресурсов необходимо выделять понятие эффективной территории. Эффективная территория - это территория страны, пригодная для хозяйственного освоения.

Крупнейшие страны мира по площади эффективной территории:

Бразилия - 8,1, США - 7,9, Австралия - 7,7, Китай - 6,0, Россия - 5,5 9 (млн. км2).

Неправильное и неконтролируемое землепользование является основной причиной деградации и истощения земельных ресурсов. При практикуемом в настоящее время землепользовании часто не принимаются в учет фактические потенциальные возможности, продуктивность и факторы, ограничивающие использование земельных ресурсов, а также их пространственное разнообразие. Ожидается, что население мира, составляющее сейчас 5,4 млрд. человек, к концу века достигнет 6,25 млрд. человек. Необходимость увеличения производства продовольствия в целях удовлетворения растущих потребностей обусловливает огромную нагрузку на природные ресурсы, включая земельные ресурсы. Во многих регионах нищета и недоедание уже превратились в хроническую проблему. Одной из основных опасностей является разрушение и деградация сельскохозяйственных и экологических ресурсов. Хотя методы наращивания производства и сохранения земельных и водных ресурсов уже разработаны, они не находят широкого или систематического применения. Необходим систематический подход к определению таких форм землепользования и производственных систем, которые были бы устойчивыми для каждого конкретного типа почвы и климатической зоны, включая создание экономических, социальных и организационных механизмов их осуществления.

Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, который составляет 13,4 млрд. га. Из отдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн. км2) и Азия (27,7 млн. км2), а самым маленьким-Европа (5,1 млн. км2) и Австралия с Океанией (8,5 млн. км2). Однако если рассматривать обеспеченность регионов земельными ресурсами из расчета на душу населения, то результат будет противоположным: на каждого жителя малонаселенной Австралии приходится 37 га земли (максимальный показатель), а на жителя Азии - только 1,1 га, приблизительно столько же и в Европе.

Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые - пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.

Наиболее ценные обрабатываемые земли занимают всего 11% мирового земельного фонда. Такой же показатель характерен для СНГ, Африки, Северной Америки. Для зарубежной Европы этот показатель более высок (29%), а для Австралии и Южной Америки - менее высок (5% и 7%). Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель - США, Индия, Россия, Китай, Канада. Обрабатываемые земли сосредоточены в основном в лесных, лесостепных и степных природных зонах. Естественные луга и пастбища преобладают над обрабатываемыми землями везде (в Австралии более чем в 10 раз), кроме зарубежной Европы. Во всем мире в среднем 23% земли используется под пастбища.

Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов. Один - борьба человечества за расширение земель, пригодных для обитания и сельскохозяйственного использования (освоение залежных земель, мелиорация, осушение, орошение, освоение прибрежных участков морей); другой - ухудшение земель, изъятие их из сельскохозяйственного оборота в результате эрозии, опустынивания, промышленной и транспортной застройки, открытой разработки полезных ископаемых, заболачивания, засоления.

Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтому главная проблема мирового земельного фонда - деградация сельскохозяйственных земель, в результате которой происходит заметное сокращение обрабатываемых земель, приходящихся на душу населения, а «нагрузка» на них все время возрастает. Страны с наименьшей обеспеченностью пашней на душу населения - Китай (0,09 га), Египет (0,05 га).

Во многих странах предпринимаются шаги по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспекте они все более координируются специализированными органами ООН - ЮНЕСКО, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др.

Земельные ресурсы мира сокращаются. Во многих странах из-за недостатка пахотных площадей ощущается нехватка продуктов питания. На сегодняшний день всё острее ощущается глобальная продовольственная проблема. Со времени её возникновения ведутся дискуссии о путях ее решения. Многие видят выход в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Вспомним, что обрабатываемые земли (пашня, сады и плантации) в наши дни занимают 1450 млн. га или всего 11% территории обитаемой суши. Соответствующие показатели для лугов и пастбищ - 3400 млн. га и 26%. Получается, что люди использовали еще не все возможные резервы расширения полеводческих и животноводческих культурных ландшафтов.

В принципе это, конечно, так. Однако можно встретить немало оценок, свидетельствующих о том, что сами природные факторы довольно сильно ограничивают возможности такого расширения. Было установлено, что на территориях, занимающих в общей сложности 78% всей площади суши (без Антарктиды), для развития земледелия существуют те или иные природные ограничения (табл. 3). Да и из остальных 22% земель 13 отличаются низкой, 6 - средней и лишь 3% - высокой продуктивностью.

Аналогичные подсчеты производили и отечественные ученые. По мнению некоторых, к непродуктивным землям, на которых не может производиться биологическая продукция (ледники, безжизненные пустыни, реки, озера, города, антропогенный бедленд и др.), относятся 54 млн. км2, или более 36% всей площади суши. На долю продуктивных, но не пахотнопригодных земель (тундра, лесотундра, болота, засушливые и полупустынные пастбища, горные леса и др.) приходится 70 млн. км2, или 47% всей площади суши. В результате пахотнопригодные земли занимают территории в 25 млн. км2, составляющие около 17% площади суши. Тем не менее, продолжают составлять многочисленные расчеты, касающиеся резервных сельскохозяйственных, и прежде всего пахотных, земель. По некоторым оценкам, предельная площадь экономически выгодных для эксплуатации земель составляет 1,5 млрд. га. Это означает, что весь доступный фонд пахотнопригодных земель человечество фактически уже использовало. По другим оценкам, такой фонд значительно больше, он потенциально равен 2,5 млрд. га, и, следовательно, люди могут распахать в будущем еще более 1 млрд. га. В конце ХХ века появились оценки, согласно которым площадь земель, потенциально пригодных для развития земледелия, превышает 3 млрд. га. Это означает, что в резерве есть еще более 1,5 млрд. га земель. Наконец, публиковались некоторые расчеты ФАО, согласно которым площадь потенциально пригодных для обработки земель составляет 3,4 млрд. га. Можно добавить, что большинство отечественных географов сходятся на том, что реальный мировой резерв пахотнопригодных земель составляет около 1 млрд. га.

Вышеизложенное доказывает, что лишь относительно малую часть резервных площадей можно ввести в хозяйственный оборот при сравнительно небольших затратах. Культивация же остальных резервных земель, неудобных по рельефу или положению, засушливых, заболоченных или засоленных и т. д., может быть осуществлена только при очень больших капиталовложениях. К тому же надо учитывать и то, что часть вновь осваиваемых земель должна будет компенсировать те потери земельного фонда планеты, которые связаны с его деградацией вследствие развития опустынивания, эрозии, расширения несельскохозяйственных территорий.

Важную роль в освоении новых земель играет их распределение между экономически развитыми и развивающимися странами. По некоторым современным оценкам, соотношение между ними по этому показателю составляет примерно 30:70. Для расширения пахотных площадей по сравнительно умеренной цене и с использованием имеющихся техники и технологий более подходят земли в районах с умеренным климатом. Что же касается резервных земель в развивающихся странах, то они находятся либо в зоне влажных тропических лесов, либо в зоне саванн, либо в еще менее благоприятных засушливых районах, где необходимы не только большие капиталовложения, но и дополнительное решение некоторых агроклиматических проблем. К тому же общая деградация земель в этой группе стран приняла особенно устрашающие масштабы.

Рекомендуемая литература

I. Основная

Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 класс / под ред. Н. Н. Полункина. М.: Роскартография, 2011.

Баранчиков Е. В., Горохов С. А., Козаренко А. Е. и др. География: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2009.

Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.

Кузнецов А. П. География. Население и хозяйство мира. 10 класс. М.: Дрофа, 2005.

Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010.

II. Дополнительная

Александрова А. Ю. Международный туризм: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001.

Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. М.: Приор, 1998.

Арманд А. Д. Самоорганизация и саморегулирование географических систем. М.: Наука, 1998.

Архив учебных программ и презентаций по географии. [Электронный ресурс]. URL: rusedu.ru/subcat_34.html.

Асоян Б. Р. Все еще удивительная Африка. М.: Мысль, 1987.

Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 класс / под ред. В. П. Максаковского. М.: Дрофа-ДиК, 2011.

Бакланов М. Меж двух Америк. М.: Новости, 1991.

Баранов Э. Ф., Гельвановский М. И., Гохберг Л. М. и др. Россия в цифрах. М.: Росстат, 2009.

Баранчиков Е. В., Горохов С. А., Козаренко А. Е. и др. География: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2009.

Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986.

Бок зи коу. Экономика Японии. Какая она? М.: Экономика, 2002.

Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество - это народы. М.: Мысль, 1990.

Вернадский В. И. Биосфера. М.: Мысль, 1967.

Весенский В. Огни больших городов. Очерки о Латинской Америке. М.: Мысль, 1990.

Винокурова И. Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учебник для 10-11 классов профильных школ. М.: Просвещение, 1998.

Геевский И., Сетунский Н. Американская мозаика. М.: Политиздат, 1991.

Глобальные проблемы человечества. [Электронный ресурс]. URL: globaltrouble.ru/.

Глобальные проблемы человечества. Междисциплинарный научно-практический сборник / Ашер Т., Базыма Б., Бальцер Г., Вахромов Е. [и др.]; под ред. Новиковой И. М.: МГУ, 2006.

Глушкова В. Г., Макар С. В. Экономика природопользования. М.: Гардарики, 2003.

Голубчик М. М. Политическая карта мира: Справочное учебное пособие. Смоленск: СГУ, 2001.

Горшков В. Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды. М., ВИНИТИ, 1990.

Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс; Традиция, 2000.

Данько Т. П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 1998.

Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. М.: АСТ, 2008.

Залогин Б. С. Океаны: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1996.

Индикаторы устойчивого развития России (социально-экономические аспекты). Коллективная монография / Бобылев С. Н. [и др.]; под ред. Бобылева С. Н., Макеенко Р. А. М.: ЦПРП, 2001.

Интернет-журнал о бизнесе. [Электронный ресурс]. URL: vsebusiness.ru/ntr-i-mirovoe-xozyajstvo.html.

Ионина Н. А. 100 великих городов мира. М.: Вече, 2001.

Ионцев В. А. Международные миграции населения. М.: Диалог, МГУ, 1999.

Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2001.

Кондратьев К. Я., Лосев К. С. Иллюзии и реальность стратегии устойчивого развития // Вестник Российской Академии наук. 2000, т. 72, №7.

Конкурентноспособность России в глобальной экономике. Коллективная монография / Дынкин А. А., Куренков Ю. В., Адно Ю. Л. [и др.]; под ред. Дынкина А. А., Куренкова Ю. В. М.: Международные отношения, 2003.

Кулышев Ю. А. Канада / В серии «У карты мира». М.: Мысль, 1989.

Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2009.

Лаппо Г. М. География городов: учебное пособие для вузов. М.: Владос, 1997.

Латинская Америка. Справочник. Под ред. В. В. Вольского. М.: Политиздат, 1990.

Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 1999.

Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.

Лосев К. С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Космоинформ, 2001.

Любимов И. Н. Общая политическая, экономическая и социальная география. М.: Гелиос АРВ, 2001.

Максаковский В. П. Географическая картина мира: в 2 кн. Кн. I: Общая характеристика мира. М.: Дрофа, 2003; Кн. II: Региональная характеристика мира. М.: Дрофа, 2004.

Малевич И. А. Внимание, Китай. Минск; М.: Харвест-АСТ, 2001.

Материалы к ЕГЭ по географии. [Электронный ресурс]. URL: geography-ege.ru/mirovoe-xozyajstvo-i-ntr.

Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. В. Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ, 2001.

Мизун Ю. В., Мизун Ю. Г. Озоновая дыра и гибель человечества? М.: Вече, 1998.

Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник для вузов / под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. М.: Флинта-М, 2000.

Мовсесян А. Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика. М.: Финансы и статистика, 2001.

Моисеев Н. Н. Быть или не быть… человечеству? М.: Мысль, 1999.

Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

Мягков С. М. География природного риска. М.: МГУ, 1995.

Никаноров А. М., Хоружая Т. А. Глобальная экология. М.: Приор, 2001.

Николаенко Д. В. Рекреационная география: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2001.

Овчинников В. В. Сакура и дуб. Впечатления и размышления о японцах и англичанах. М.: Советская Россия, 1983.

Открытая интернет-энциклопедия. Статья Население мира. [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Население_мира/.

Открытая интернет-энциклопедия. Статья Политическая карта мира. [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_карта _мира/.

Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: un.org/ru/.

Официальный сайт посольства Индии в Москве. [Электронный ресурс]. URL: indianembassy.ru.

Печников Б. А. Цифрами на карте обозначены…М.: Мысль, 1986.

Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 1999.

Пятунин В. Б., Таможняя Е. А. География России. Природа. Население. М.: Вентана-Граф, 2008.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Статистический сборник / Болотов И. И., Гельвановский М. И., Горячева И. П. [и др.]; под ред. Кевеша А. Л. М.: Росстат, 2010.

Родионова И. А. Глобальные проблемы человечества. М.: Аспект-Пресс, 1994.

Родионова И. А. Макрогеография промышленности мира: Учебное пособие для вузов. М.: Московский лицей, 2000.

Родионова И. А. Промышленность мира: территориальные сдвиги во второй половине XX века. М.: Московский лицей, 2002.

Родионова И.А. Политическая карта мира. М.: Московский лицей, 2001.

Родригес А. М. История стран Азии и Африки в новейшее время: учебник для вузов. М.: ТК Велби; изд-во Проспект, 2006.

Романова Э. П., Куракова Л. И., Ермаков Ю. Г. Природные ресурсы мира. М.: МГУ, 1993.

Романюк В. Я. Красные иероглифы. М.: Политиздат, 1989.

Российский статистический ежегодник. 2010. Статистический сборник / Баранов Э. Ф., Гельвановский М. И., Гохберг Л. М. [и др.]; под ред. Суринова А. Е. М.: Росстат, 2010.

Российский эколого-географический сайт. Международное разделение труда. [Электронный ресурс]. URL: ostu.ru/vzido/resurs/ ecogeogr/2.htm.

Российский эколого-географический сайт. Численность и воспроизводство населения мира. [Электронный ресурс]. URL: ostu.ru/vzido/ resurs/ecogeogr/3.htm.

Россия в окружающем мире: 2010 год. Устойчивое развитие, экология, политика, экономика. Сборник статей / Алексеевский Н. И., Булдаков Л. А., Галас М. Л. [и др.]; под ред. Марфенина Н. Н. М.: ЦТАЭП МНЭПУ, 2010.

Рубцов Б. Б. Австралия - государство и континент. М.: Наука, 1988.

Русский портал в США. [Электронный ресурс]. URL: rususa.com.

Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М.: Academia, 2000.

Сайт Великий Китай. [Электронный ресурс]. URL: iclub-china.com/.

Сайт Все о Великобритании. [Электронный ресурс]. URL: uk.ru.

Сайт Все о Германии. [Электронный ресурс]. URL: de-web.ru/.

Сайт География. Третья планета. География Европы. [Электронный ресурс]. URL: 3planet.ru/geo/article/index.php-id_page=5.htm.

Сайт География. Третья планета. География сельского хозяйства мира. [Электронный ресурс]. URL: 3planet.ru/geo/agriculture.html.

Сайт журнала «География в школе». Статья Мировые запасы золота. [Электронный ресурс]. URL: geo.1september.ru/1999/35/geo35-2.htm.

Сайт посольства Италии в Москве. [Электронный ресурс]. URL: ambmosca.esteri.it/Ambasciata_Mosca/.

Сайт Франция. География, экономика, культура и туризм. [Электронный ресурс]. URL: bienvenue.ru.

Сборник статей по географии. История формирования ПКМ. [Электронный ресурс]. URL: geography.kz/ekonomicheskaya-geografiya/.

Сборник электронных карт. Мировая политическая карта. [Электронный ресурс]. URL: stokart.ru/index/worldmap/.

Семенов К. А. Международная экономическая интеграция. М.: Логос, 2001.

Смирнягин Л. В. Районы США: портрет современной Америки. М.: Мысль, 1989.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., Изд-во политич. литературы, 1992.

Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В. В. Вольского. М: Дрофа, 2005.

Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. М.: Инфра-М, 2000.

Справочные материалы по предметам школьной программы. География мирового транспорта. [Электронный ресурс]. URL: ayp.ru/shpargalki/Geograf/4.

Справочные материалы по предметам школьной программы. Отрасли хозяйства. [Электронный ресурс]. URL: ayp.ru/shpargalki /geografiya/geografiya-mirovogo-khozyaistva.

Справочные материалы по предметам школьной программы. Расселение населения мира и миграции. [Электронный ресурс]. URL: ayp.ru/shpargalki/geografiya/geografiya-naseleniya-mira.

Страны Африки. Политико-экономический справочник. Под ред. Громыко А. А., Грядунова Ю. С., Манчхи П. И. М.: Политиздат, 1988.

Страны и регионы мира 2003: Экономико-политический справочник под ред. А. С. Булатова. М.: ТК Велби, издательство «Проспект», 2003.

США на рубеже веков. Отв. ред. Рогов С. М. М.: Наука, 2000.

Тихоцкая И. С. Социально-экономическая география Японии. Жизненный цикл японцев. М.: изд-во МГУ, 2003.

Учительский портал. География. [Электронный ресурс]. URL: uchportal.ru/load/64.

Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: gks.ru.

Фишер В. Европа: экономика, общество и государство. 1914-1980. М.: Владос, 1999.

Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник. М.: Международные отношения, 1999.

Экономическая и социальная география России: учебник для вузов / Алексеев А. И., Бабурин В. Л., Гладкевич Г. И. [и др.]; под ред. Хрущева А. Т. М.: Дрофа, 2006.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник для вузов / Под ред. С. Б. Лаврова и Н. В. Каледина. М.: Гардарики, 2002.

Приложение 1

Тестовые задания

Вариант 1

1. К исчерпаемым природным ресурсам относятся:

1) минеральные и водные

2) водные и лесные

3) лесные и минеральные

2. Какие виды рекреационных ресурсов отсутствуют на побережье Средиземного моря?

1) исторические памятники;

2) целительный климат;

3) таежные лесные массивы;

4) все перечисленные.

3. Какое из указанных утверждений является правильным?

1) Железные руды - невозобновимые и исчерпаемые горючие минеральные ресурсы.

2) Алмазы - возобновимые и неисчерпаемые нерудные минеральные ресурсы.

3) Энергия ветра относится к неисчерпаемым ресурсам.

4. Для стран, расположенных в аридном поясе Земли, характерны следующие особенности:

1) наименьшая скорость опустынивания;

2) недостаток пресной воды;

3) наибольшая продолжительность солнечного сияния;

4) значительный гидроэнергетический потенциал.

5. Выберите верное утверждение.

1) Около половины мирового гидроэнергетического потенциала приходится на пять стран: Китай, Ливию, Россию, Канаду, Саудовскую Аравию.

2) К странам северного лесного пояса относятся Канада, Финляндия, Индонезия.

3) Около половины заготавливаемой в мире древесины идет на дрова.

4) Все перечисленные утверждения верны.

Вариант 2

1. Большая часть мировых запасов газа сосредоточена

1) в северном полушарии

2) в южном полушарии

2. К исчерпаемым возобновимым природным ресурсам относятся

1) лесные и рыбные

2)рыбные и минеральные

3) минеральные и лесные

3. Для стран Аравийского полуострова характерно:

1) высокая обеспеченность топливными полезными ископаемыми;

2) бедность рудными полезными ископаемыми;

3) наличие отдельных видов нерудных полезных ископаемых;

4) все перечисленное.

4. Какое из указанных морей относится к числу наиболее продуктивных?

1) Норвежское; 4) Средиземное;

2) Аральское; 3) Красное;

5. В каком из вариантов неправильно указаны районы размещения ресурсов Мирового океана?

1) железомарганцевые конкреции - ложе Мирового океана;

2) нефть - шельф Саргассова моря;

3) энергия приливов и отливов - Атлантическое побережье Канады.

Вариант 3

1. Какие из указанных утверждений верны?

1) Географическая среда - часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности.

2) Понятие «природа» более широкое, чем понятие «географическая среда».

3) Географическая среда - необходимое условие жизни и деятельности общества.

4) Все перечисленные.

2. Большая часть мировых запасов нефти сосредоточена

1) в северном полушарии

2) в южном полушарии

3. Какая из названных стран обладает наибольшими запасами пресной воды?

1) Египет; 3) Италия;

2) Канада; 4) Казахстан.

4. Для стран Южной Америки, расположенных в Андах, характерно:

1) хорошая обеспеченность рудными полезными ископаемыми;

2) значительные различия в обеспеченности топливными и нерудными полезными ископаемыми;

3) хорошая обеспеченность геотермальной энергией районов с повышенной сейсмической и вулканической активностью;

4) все перечисленное.

5. В какой из указанных стран наиболее низкий душевой показатель обеспеченности пашней?

1) Бразилия; 3) Россия;

2) США; 4) Япония.

Вариант 4

1. Ресурсами, выделяемыми по характеру использования, являются:

1) минеральные; 3) климатические;

2) рекреационные; 4) таких ресурсов нет.

2. Выберите верное утверждение.

1) Геоэкология с географических позиций изучает процессы и явления, возникающие в окружающей природной среде в результате антропогенного вмешательства в нее.

2) Вопросы охраны природных ресурсов, их воспроизводства и экономической оценки изучает географическое ресурсоведение.

3) Мониторинг - система наблюдений за состоянием окружающей среды.

4) Все перечисленные утверждения верны.

3. Охотское море известно:

1) богатыми биологическими ресурсами;

2) залежами нефти на шельфе;

3) высокими приливами;

4) всем перечисленным.

4. Величина площади пашни в расчёте на душу населения в целом мире:

1) увеличивается

2). не изменяется

3) уменьшается

5. Какое из указанных морей относится к числу наиболее продуктивных?

1) Норвежское; 3) Средиземное;

2) Аральское; 4) Саргассово.

Приложение 2

Вопросы для подготовки

  1. Почему географическая среда является необходимым условием жизни и деятельности человеческого общества?

  2. Почему в настоящее время принято говорить о переходе к интенсивному пути освоения природных ресурсов планеты?

  3. Какие виды антропогенных загрязнений испытывает географическая оболочка Земли?

  4. Что называется природными ресурсами и природными условиями?

  5. Какие принципы являются основой различных классификаций природных ресурсов?

  6. Приведите примеры неисчерпаемых природных ресурсов.

  7. Почему об уровне ресурсообеспеченности страны нельзя судить только по запасам ресурсов?

  8. Насколько обеспеченность страны природными ресурсами определяет уровень ее экономического развития? Приведите примеры.

Приложение 3

Практические задания

  1. Подготовьте для сообщения в аудитории тезисы докладов на следующие темы:

  • антропогенное воздействие на природу: экскурс в историю отрицательного и положительного воздействия;

  • ноосфера - сфера разумного взаимодействия человеческого общества и окружающего его пространства.

  1. Обозначьте на контурной карте мира крупнейшие нефтегазовые и угольные бассейны, месторождения железных руд, полиметаллических руд, бокситов и т.д. (см. перечень в Приложении).

  2. Охарактеризуйте обеспеченность стран Латинской Америки запасами угля, нефти, газа и железной руды при современных уровнях их добычи.





© 2010-2022