Разработка урока по географии в 6 классе на тему: Ветер

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по географии в 6 классе на тему: «Ветер»


Цель урока:

Сформировать понятие о ветре, причинах его образования и о зависимости силы ветра от разности атмосферного давления.

Задачи урока.

Образовательные:

  • Закрепление, обобщение и систематизация знаний о причинах возникновения (образования) ветра, о видах ветров, определения направления и силу ветра.

Развивающие:

  • Формирование практических умений построения розы ветров

Воспитательные:

  • Формирование умений наблюдать за погодой и вести календари, их анализ, способность делать выводы и читать данные графиков розы ветров.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок, выполненный посредством программы Microsoft Power Point 2003г.

Методы обучения: практический, наглядный, словесный.

Средства обучения: персональный компьютер, медиапроектор, экран, обучающая программа по данной теме; раздаточный материал для каждого ученика.

Формы обучения: фронтальная и индивидуальная работа.

Текущий контроль: в форме беседы (во время выполнения заданий)

Итоговый контроль: демонстрация полученных результатов.

Ожидаемый результат: в результате данного урока каждый ученик должен научиться чертить розу ветров, сформировать представление об образовании ветра, ознакомиться с видами ветров.

Применение современных информационных технологий позволит процесс формирования знаний о ветре сделать более доступным и наглядным.

Организационный

Приветствие учителя, обеспечение психологического настроя на уроке.

Повторения изученного материала

Диктант с пояснением и самопроверкой

1. Атмосфера

2. Азот

3. Кислород

4. Углекислый газ

5. Тропосфера

6. Амплитуда t воздуха

7. Атмосферное давление

8. Барометр

9. Анероид

10. Нормальное атмосферное давление

Фронтальный опрос:

1.Что такое атмосферное давление?

2.Как называются приборы для измерения атмосферного давления?

3.В каких единицах измеряется атмосферное давление?

Подготовки к изучению нового материала

Разработка урока по географии в 6 классе на тему: Ветер.

Изучения нового материала


Формулирование целей и задач



Работа с шариками




Видео











Видео










Видео

Слайд

Загадка (звуки ветра)

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает

Так порою, он сидит.

Только что он был везде

Миг - и нет его нигде. (ВЕТЕР)

(слайд 1)

_Что бы вы хотели узнать о ветре?

(Объявляется тема и цель урока

Запись в тетрадь.)

Тема сегодняшнего урока: Ветер.

Что мы узнаем на уроке:

-Что такое ветер. Причины его возникновения.

-Какие виды ветров бывают.

-Какое значение ветра в природе.

-Научимся строить розу ветров.

-Попробуйте сами дать определение ветра, что это такое? (запись)

-А почему же он возникает? Надуйте шарики и потихоньку спустите воздух. Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из-за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении. (слайд 2)

Ветер - движение воздуха в горизонтальном направлении.

Репродуктивная беседа.

- Что заставляет двигаться воздух?

Главная причина образования ветра - разница атмосферного давления. В----Н

_Какие бывают ветры?

Работа в паре (анализ схем о бризах, выводы)

Что такое бриз? Какие же еще ветра бывают? Посмотрите видео и запишите названия ветров.

Прочитайте 1 пункт и составьте схему: Показатели ветра (Приложение)


Ветер характеризуется показателями:

-Направление (откуда)

Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:

«О какой характеристике ветра идет речь?».

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

А.С. Пушкин

Сегодня старый ясень сам не свой, -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, - никто сказать не может.

С.Я.Маршак

-Скорость (км/ч, м/сек)

-Сила (баллы)

От чего зависит сила ветра?

(Чем больше разница атмосферного давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.)

Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г.

В 1874 году она была принята международным метеорологическим комитетом для применения на телеграфе. Шкала 12 баллов (слайд)

Видео о самых сильных ветрах на Земле.

В США и Мексике смерч называют торнадо, а в Западной Европе - тромбом. В сельских местностях США, где торнадо часты, жители устанавливают специальные погреба, куда спасаясь, прячутся от него.

На европейской территории России, в Сибири тромбы наблюдаются в жаркую погоду.

Сильное разряжение воздуха внутри смерча вызывает значительное падение температуры, что приводит к конденсации водяного пара, имеющегося в воздухе: поэтому «хобот» похож на облачный столб. Понижение давления вызывает и всасывающее действие смерча: он, как гигантский пылесос, захватывает разные предметы и переносит их на большие расстояния.

Смерчи могут всасывать рыбу и выбрасывать ее на берег. «Рыбные дожди» - явление, которое раньше вызывало ужас у людей. Если смерч пройдет над болотом, которое «цветет» и имеет «ржавую воду», то он выбросит в соседнем районе «кровавый дождь».

Ветер при прохождении смерча, даже на близком расстоянии от него, имеет ту же скорость, какая была до появления смерча. Иногда, в то время как смерч проносится через какую-либо местность, все, разрушая на своем пути, на расстоянии нескольких десятков метров от него стоит полный штиль.

В разных местах жители дают свои названия местным ветрам: «женатый», «плакун», «мужичий», «бабий ветер», «доктор», «кошачьи лапки», «утиный ветер», «гнилой ветер».

На метеорологических станциях направление, скорость, сила ветра определяются флюгером (и анемометром), который устанавливается на высоте 10 м, он состоит из метаболической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по направлению ветра. Скорость ветра измеряют по отклонению второй пластинки от отвесного положения.

(определение направления ветра по дыму, по флажку)

- Самое ветреное место на Земле - в Антарктиде.

- Самое ветреное место в Челябинской области на Таганае, где почти не бывает тихих дней, скорость 35-40 м/сек.

Над обширными территориями нашей планеты формируются системы постоянных и переменных ветров - воздушных течений.

Фильм «Работа ветра в природе»

Значение ветра:

  • Ветер великий работник в природе;

  • Очищает воздух;

  • Выравнивает электроэнергию (ветровая электростанция),

  • (ветряки в горах США);

  • полярники используют для света и тепла;

  • Ветряной водяной насос;

  • Ветряной двигатель;

  • Ветряная мельница;

  • Парусные корабли;

  • Парусный спорт;

  • Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, деревьев, спор грибов;

  • Ветер «съедает» горы, сглаживает их;

  • Наносы ветра;

Практическая работа

Роза ветров для с. Борисово в феврале.

(Просмотр видео.)

Инструктивная карточка на партах

(Самостоятельная работа учащихся по предложенному действию.)

Подведение итогов

По окончанию самостоятельной работы учитель отмечает и показывает результаты, оценивая работу каждого ученика.

Закрепление:

  • Что такое ветер?

  • Причины образования ветра?

  • Что такое шкала Бофорта и где ее используют.

  • Какие ветры постоянные, а какие переменные?

  • Что такое бриз? Почему он меняет свое направление 2 раза в сутки?

  • Почему муссон меняет свое направление 2 раза в год?

  • Каково значение ветра?

Заключительное слово учителя.

Каждый ученик справился с работой кто построил розу ветров.

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания: пар. Тест по теме.

Рефлексия

Лист самооценки




Приложение

Найди соответствие, с самопроверкой


  1. В состав воздуха входит 78%............

  2. Воздушная оболочка Земли.

  3. В воздухе его 21%, он необходим для дыхания.

  4. Сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся на ней предметы.

  5. Нижний слой атмосферы.

  6. Газ, выдыхаемый при дыхании.

  7. 760 мм. рт. Ст.

  8. Прибор для измерения атмосферного давления.

  9. Разница между самой высокой и самой низкой температурой.

  10. Современный прибор для измерения атмосферного давления.

А. Атмосфера

Б. Азот

В. Кислород

Г. Углекислый газ

Д. Тропосфера

Е. Амплитуда t воздуха

Ж. Атмосферное давление

З. Барометр

И. Анероид

К. Нормальное атмосферное давление






Правильные ответы:

1-Б

2-А

3-В

4-Ж

5-Д

6-Г

7-К

8-З

9-Е

10-И

«5»-10 верных ответов

«4»-7-9 верных ответов

«3»- 5-6 верных ответов

«2» - 4-1 верных ответов





































Ветер, который меняет направление два раза в сутки.

Ветер, который меняет направление два раза в год.

Постоянный ветер.

Ветер, дующий с гор.

Ветер, дующий в пустынях.

Задание 1: Запишите название ветров в таблицу




Задание 2: Закончи схему.



Разработка урока по географии в 6 классе на тему: Ветер.


Задание 3: Прочитайте стихотворения и скажите о какой характеристике ветра идет речь?

1.Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

А.С. Пушкин

2.Сегодня старый ясень сам не свой, -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, - никто сказать не может.

С.Я.Маршак

Практическая работа

Задание: построить розу ветров для с.Борисово (данные: февраль).

Направление ветра

С

С-В

В

Ю-В

Ю

Ю-З

З

С-З

Без ветра

Количество дней

2

1

4

7

5

5

4

1

-

Разработка урока по географии в 6 классе на тему: Ветер.



© 2010-2022