Системно-деятельностный подход на уроках географии

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.     Этого позволяет добиться системно-деятельностный подход в обучении, основная цель которого-  научить учиться.       Системно-деятельностный подход в образ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Знакомство.

  2. СЛАЙД 1 Свое выступление я хочу начать с китайской мудрости: « Увидеть лучше, чем услышать, познать лучше, чем увидеть, сделать лучше, чем познать»

Эти слова как нельзя лучше передают смысл системно - деятельностного подхода, опытом применении которого на уроках географии я хочу с вами поделиться.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме . Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, когда знания приобретаются не «впрок», а как «научение жить здесь и сейчас».

СЛАЙД 2

Современная жизнь требует от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.

СЛАЙД 3

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Этого позволяет добиться системно-деятельностный подход в обучении, основная цель которого- научить учиться.

СЛАЙД 4

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам..

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

СЛАЙД 5

В основе системно-деятельностного подхода лежит идея эффективного использования АМО (активных методов обучения) на каждом этапе урока и гармоничного встраивания их в учебно-воспитательный процесс.

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, то есть разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.

Системно-деятельностный подход в образовании- это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения.

СЛАЙД 6 «Географические запоминалки»

Конечно, каждый из нас знает, какие планеты входят в состав Солнечной системы.

А кто сможет перечислить в нужном порядке? Для запоминания таких последовательностей я применяю «географические запоминалки»

(Планеты Солнечной системы: "МЫ ВСЕ ЗНАЕМ: МАМА ЮЛИ СЕЛА УТРОМ НА ПИЛЮЛИ.", Великие американские озера- МОЙ ОТЕЦ ГЕНИЙ, ВЕЛИКИЙ ЭКОНОМИСТ, острова Японского архипелага- МИЛАЯ ХОККАЙДО, Я ТЕБЯ ХОНСЮ, ЗА ТВОЮ СИКОКУ Я ТЕБЯ КЮСЮ, периоды геологических эр- КАЖДЫЙ ОПЫТНЫЙ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН КУРИТЬ ПАПИРОСЫ, ТЫ, ЮРА, МАЛ, ПЕЙ НОЧЬЮ ЧАЙ, цвета Российского флага- КГБ, города-миллионеры России- ВВП, ЧУР МНЕ СОКК, Н-Н, С-П, часто путаете куда переводить часы?-ВЕСНОЙ ВПЕРЕД, ОСЕНЬЮ ОБРАТНО, сталакТиты, сталагМиты)

СЛАЙД 7

«Познание начинается с удивления» Аристотель.

Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. При выполнении мини-проектов школьники учатся находить информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Они учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

У меня не вызывает ни малейшего сомнения, что именно проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. И такие формы обучения, по моему мнению, наиболее востребованы сегодня в школе и интересны с методической точки зрения.

Мини-проекты провожу во всех классах. (СМ. НА СЛАЙДЕ)

СЛАЙД 8

Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Н.Н.Баранский, говоря об особенностях географии как учебного предмета, отмечал, "что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. И это по той простой причине, что все, что изучает география… все это понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему непосредственному представлению". Некоторую информацию учащиеся воспринимают легко, она им понятна и доступна, а по некоторым вопросам возникает масса "почему?", "как?" и т.п. Вот здесь и необходим эксперимент, позволяющий заглянуть в процессы, происходящие в природе.

Эксперименты могут проводиться учителем на уроке или самостоятельно учащимися дома или на уроках. Они позволяют привить интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле.

СЛАЙД 9-10

Краеведческий материал - необходимый компонент школьных курсов географии. Географические понятия, которые обучающиеся усваивают на примере родного края, оказываются наиболее убедительными, легко запоминающимися. Природа своей местности - это та «учебная лаборатория», которая нужна географу в той же степени, как физику или химику - школьная лаборатория.

Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.

СЛАЙД 11

Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной

экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык

географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о

взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Уже в 5 классе приучаю учащихся к мысли о том, что умение работать с картой- это 50% успеха на уроках географии.

СЛАЙД 12, 13

Выполнение разнообразных заданий с использованием текста художественных произведений и иллюстраций полотен великих художников можно проводить на любом этапе урока. Этот вид работы позволяет использовать учебное время не только для усвоения знаний, но, что особенно важно с позиций современных требований ФГОС, формировать метапредметные умения.

СЛАЙД 14

Интерес - это могучая сила. Обучающиеся усваивают лучше то, что им интересно и важно. Поэтому использование на уроках стихов вносит разнообразие в объяснение учебного материала и повышает интерес к уроку, воспитывает любовь к поэзии. Стихи несут большую информацию об описываемом объекте. Они развивают речь, привлекают внимание, завораживают и, в тоже время, помогают научить генерализации. Отбору самого важного, характерного, учат формулировать собственные мысли.

СЛАЙД 15-17

«Бонус»- это задание, которое я провожу в начале урока. В чем его преимущества: 1. Помогает формированию интереса к предмету. 2. Расширяет кругозор 3. Обеспечивает дополнительную оценку на уроке.

Как проводится: 1. Ограничение во времени (не более 2-х минут); 2. В полной тишине; 3. Тетради берутся по желанию, но если сдал тетрадь-получи оценку 4. 5 слайдов- каждый слайд- 1 балл 5. Обсуждение по какой причине страна попала в бонус (новости)

СЛАЙД 18

Синквейн- стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. Используется для проверки уровня знаний. Основная задача при составлении синквейна: мыслить максимально емко, при этом кратко и понятно выражать свои мысли. Этот метод благоприятствует развитию способностей к анализу, образному мышлению и речи. Обогащает словарный запас, учит критически мыслить, уметь отстаивать и выражать свое суждение. Дает возможность почувствовать себя успешным, талантливым. Стихотворение написать получается не у каждого, а синквейн же получается у всех.

© 2010-2022