- Преподавателю
- География
- Технологическая карта урока географии Вода на Земле (5 класс)
Технологическая карта урока географии Вода на Земле (5 класс)
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гордеева А.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: география
Тема урока:___Вода на Земле___________________________________________________________
Класс:____5___________________________________________________________________________
Тип урока:____открытия новых знаний_________________________________________________
ФИО учителя: ______Гордеева Алевтина Витальевна, учитель географии МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского района РМЭ
Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока
Цель этапа
Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации
Деятельность обучающихся: самостоятельная работа уч-ся
Какие УУД формируются на каждом этапе
1. Мотивация к учебной деятельности
Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности
Приветствие учащихся. Проверка рабочего места.
Взаимные добрые пожелания
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
2. Актуализация знаний
Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление
Учитель задает ребятам загадки:
1.Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
Составление кластера по понятию «вода»
Обучающиеся отгадывают ключевое слово «вода» и комментируют, почему слово «вода» является отгадкой.
Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь, определяют задачи урока
Регулятивные УУД:
-определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
- актуализация и систематизация знаний о гидросфере.
3. Этап постановки учебной задачи
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о гидросфере
Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным - голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).
Выполните работу в парах (задания распечатаны на листочках на каждую учебную пару)
Посмотрите на физическую карту полушарий. Чего больше на нашей планете - суши или воды?
Найдите в тексте учебника (стр.113 п.1), какую часть поверхности Земли занимает вода?
Как называется водная оболочка Земли?
Выполните задания 1,2,3 стр.63 в рабочей тетради.
Консультативная помощь учителя
2. Учитель зачитывает стихотворение И. Якимова.
«Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо...
Вопросы классу:
«Как вода с Волги может оказаться в Африке?»
Обучающиеся отвечают на вопрос
Обучающиеся работают в парах с текстом учебника, находят ответы на вопросы и выполняют задания 1,2,3 на стр.63 в рабочей тетради.
Понятие «Гидросфера» записывается в тетрадь.
Высказывают предположения.
Работают в парах,
(Рис. 136 учебника И.И. Бариновой)
Регулятивные УУД:
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
-осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
-анализ объектов с целью выделения признаков,
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений,
- планирование работы учебного сотрудничества,
- управление поведение партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:
- учебно-познавательный интерес,
- самоопределение, самосознание.
Предметные результаты:
- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознания
3. Выявление места и причины затруднения
Подведение обучающихся к осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Учитель задает вопрос: «Ребята, как вы думаете, почему воду называют «самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся). Демонстрируется вода в трех агрегатных состояниях.
Анализ текста учебника. Постановка учебной задачи: «На какие части делится гидросфера?»
Ответы обучающихся.
Называют основные свойства воды. Записывают в тетрадь.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков
4. Этап построения выхода из затруднения
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Организует составление систематизирующей таблицы «Части гидросферы»
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. Этап первичного закрепления знаний
Усвоение учащимися нового способа действия
Работа по географической номенклатуре. Учитель задает вопросы по тексту учебника:
-
Наиболее крупные моря Земли.
-
Самый большой океан.
-
Самый маленький океан
-
Самый суровый океан
-
Название этого океана совпадает с названием государства.
-
Какой крупный остров покрыт ледниками.
Находят объекты и показывают на настенной карте.
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;
познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель дает задание: ответить на вопросы и оценить работу в парах.
1. Водная оболочка земли называется
а) биосфера
б) литосфера
в) атмосфера
г) гидросфера
2. В настоящее время вода занимает поверхность Земли, равную:
а) 3/4
б) 2/4
в) 1/4
г) 4/5
3. Больше всего воды приходится:
а) на реки, озёра и болота
б) на подземные воды
в) на ледники
г) на Мировой океан
4. Самый большой по площади океан Земли:
а) Северный Ледовитый
б) Атлантический
в) Тихий
г) Индийский
5. Наиболее крупным из перечисленных морей является:
а) Азовское
б) Аравийское
в) Баренцево
г) Черное
6. В одном литре океанической воды в среднем содержится соли:
а) 35г
б)25г
в) 45г
г)15г
7. В составе морской воды из перечисленных веществ меньше всего:
а) хлора
б) магния
в) натрия
г) кальция
8. Человек использует только:
а) 1/10 часть ледниковой воды
б) 1/20 часть ледниковой воды
в) 1/30 часть ледниковой воды
г) 1/40 часть ледниковой воды
9.Найдите верные утверждения:
а) Антарктида и Гренландия покрыты огромными ледяными панцирями.
б) В реках, озёрах и болотах содержится более 90% всех вод Земли.
в) Океаны Земли никак не связаны между собой.
г) Вода в морях и океанах солёная.
Учащиеся выполняют тестовые задания на листах.
Взаимопроверка работ по ключу.
8-9 правильных ответов - «5»
6-7 правильных ответов - «4»
4-5 правильных ответов - «3»
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение
7. Рефлексия деятельности
Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности, осознание метода построения и границ
применения нового способа действия.
На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец - это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:
большой - для меня это важно и интересно …
указательный - я получил конкретную помощь…
средний - мне было трудно (не понравилось)…
безымянный - моя оценка психологической атмосферы…
мизинец - для меня было недостаточно…
Обучающиеся выказывают свои мнения по оценке своей деятельности
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование
8. Домашнее задание
Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания
Параграф 23, заполнить контурную карту «Нанести моря, омывающие берега нашей страны».
Индивидуальные творческие задания:
-
Составить книгу рекордов гидросферы Земли. (использовать дополнительные источники)
-
Составить книгу рекордов гидросферы Республики Марий Эл.
-
Подготовить сообщения «Какую опасность представляют айсберги?»
Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; личностные - учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частной задачи.