Рабочая программа География 10 класс

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОСТЕПНОВСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО:

на заседании методического объединения естественно-научного цикла МОУ «Новостепновская школа»

Протокол № 1

от 27. 08. 2015г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МОУ «Новостепновская школа»

_____________Т.В.Яковлева

27. 08. 2015г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ «Новостепновская школа»

_____________И.А.Леваньков

Приказ №189/01-03/а от 28. 08. 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

базовый уровень изучения предмета

10 КЛАСС

2015-2016 учебный год



Составитель:

учитель географии

Яненко Виктор Фёдорович




с. Новостепное, 2015г.

Пояснительная записка



Рабочая программа по географии составлена на основе:

• Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. №1897).

• Примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 10-11 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Провещение, 2011. - 75с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 987-5-09-023258-6.) с учетом изменений; : Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. / В.П. Максаковский. - М.:Просвещение, 2014

Авторская программа: : Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. / В.П. Максаковский. - М.:Просвещение, 2014

Нормативная основа реализации рабочей программы по географии

  • Закон РФ «Об образовании» Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п.5) Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (п. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

  • Приказ Минобразования России «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». Федеральный перечень учебников на 2015 - 2016 учебный год, представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru

  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2009.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85.

  • Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06. 15 № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

Место и роль курса в обучении

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы на базовом уровне ориентируется, прежде всего , на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение задач общего образования, задач социализации личности. Он занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира, развивая географическое мышление и обобщая географические знания, полученные учащимися в основной школе, рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. В программу внесены изменения :отдельно вынесены темы разделов «Место России в мировой политике, в мировом природно-ресурсном и людском потенциале», «Глобальные проблемы современности их взаимосвязь». Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

4. использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

5. понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения;

6. нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

7. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Используемые технологии:

Интеграция традиционной, алгоритмической, игровой, компьютерной, развивающего обучения.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно - иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2. Частично - поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно - обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

• При составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.;

• При составлении экономико - географической характеристики территории;

• При работе с различными источниками географического содержания;

• При работе над творческими заданиям.

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная: - фронтальная; - парная; - групповая.

Формы учебных занятий:

• Мини - лекции;

• Диалоги и беседы;

• Практические работы;

• Семинары;

• Дискуссии;

• Проектные работы.

Виды деятельности учащихся:

• Устные сообщения;

• Обсуждения;

• Мини - сочинения;

• Работа с источниками;

• Доклады;

• Защита презентаций, проектов;

• Рефлексия

Формы и средства контроля:

тестовый контроль,

контрольные работы,

индивидуальный и фронтальный опросы,

работы с контурными картами,

презентации.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

• основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

• особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

• географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

• особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

• определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

• оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

• применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

• составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

• сопоставлять географические карты различной тематики;

Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические.

• Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

• Способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;

Коммуникативные:

• Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения

• Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;

Учебно-познавательные:

• Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;

• Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;

• Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;

• Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.



Результаты освоения учебного предмета «география»

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;

сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;готовность к служению Отчизне, его защите;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;

сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, непринятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности;ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни - любви, равноправия, заботы, ответственности - и их реализации в отношении членов своей семьи.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позицию другого, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5)умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования по курсу географии (базовый курс) должны отражать:

владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально- экономических и экологических процессов и проблем;

сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессов и явлениий;

владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м (1 ч в неделю) и 11-м классах (1 ч в неделю). Данная программа рассчитана на 68 учебных часов.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе - теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из введения и 4 разделов: «Современные методы географических исследований. Источники географической информации», «Общая характеристика мира», «Региональная характеристика мира», «Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний)» .

Содержание учебного курса

«Экономическая и социальная география мира»

10 класс, 34ч., по 1 ч в неделю

Введение (1 ч).

Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук. Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Методы экономико-географических исследований. Геоинформационные системы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА - 33 ч.

Тема 1. Политическая карта мира (6 ч).

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Типология стран современного мира. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства.

Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.

Понятие о регионах мира.

Международные организации, их многообразие и виды.

Практические работы: 1.Составление таблицы "Формы государственного правления и административно-территориального деления стран мира". 2. Характеристика политико-географического положения страны (по выбору).

Тема 2. Взаимодействие общества и природы. География мировых природных ресурсов (6 ч).

Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание - глобальная проблема.

Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Практические работы: 3.Нанесение на контурную карту мира основных топливно-рудных бассейнов Земли. 4. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору).

Тема 3. География населения мира (6 ч).

Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост - главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения.

Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Неравномерность размещения населения. Плотность населения. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия.

Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Практические работы: 5. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира. 6. Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 ч).

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (12 ч).

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.

Практическая работа: 7.Анализ основных факторов размещения производства в мире. 8. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.

Резерв времени - 1 ч.





Тематический план

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практические работы

Раздел.I

Введение

1



Раздел.II

Общая характеристика мира

33



Тема 1.

Политическая карта мира

6


2

Тема 2

Взаимодействие общества и природы. География мировых природных ресурсов

6


2

Тема 3.

География населения мира

6

1

2

Тема 4.

Мировое хозяйство и научно-техническая революция

3


1

Тема 5.

География отраслей мирового хозяйства

12

1

1

Резерв времени

-

1



Итого:

35

2

8


Календарно - тематическое планирование уроков географии 10 класс



Сроки выполнения

Тема урока

Содержание

Практическая часть

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учеб.действий)

Оборудование

Д/З

План

Факт


Раздел.I Введение - 1 час

1

Положение географии в системе наук.

Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Виды статистических материалов. Способы и формы получения географической информации.



Уметь описывать методы географических исследований, составлять картосхемы;

сопоставлять географические карты

различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов;

использовать стат. информации разной формы и содержания, ее обработка, анализ и представление в граф-ой и картографической форме.

Гео справочники; таблица « Историкгео регионы мира»; полит. карта мира.

С.1-9

Раздел.II Общая характеристика мира - 33 часа

Тема 1. Политическая карта мира - 6 часов

2

Многообразие стран современного мира.

Этапы развития полит.карты мира. Количественные и качественные изменения на полит.карте мира.

Виды государственных границ.

Знать: историю формирования полит.карты

мира; количественные и качественные изменения на полит.карте мира. Уметь: объединять страны в группы по различным признакам; выделять количественные

и качественные сдвиги на полит. карте мира.

Полит.карта мира; таблица « Этапы формирования полит. карты мира».

С.12-13

3

Международные отношения и политическая

карта мира.

Главные, высокоразвитые

страны Западной Европы, страны переселенческого типа, ключевые страны, страны внешнеориентированного развития, новые индустриальные страны, и др.

Знать главные, высокоразвитые

страны Западной Европы, страны переселенческого типа, ключевые страны, страны внешнеориентированного развития, новые индустриальные страны, и др. Уметь: сравнивать страны различных типов;

работать с политической картой мира.

Полит.карта мира;таблица «Типология государств».



С.13-17

4

Государственный строй, формы правления и административно- территориального устройство стран мира.

Государственный строй, формы правления и административно- территориального устройства стран мира.

П.р.№1. Составление таблицы "Формы государственного правления и административно-территориального деления стран мира.

Различать виды государственного строя, формы правления стран мира; сравнивать , анализировать , делать выводы; работать с полит картой мира, таблицами, словарем составлять систематизированную

таблицу.

Полит.карта мира» карта госуд. устройство стран мира; видео фильм «Монархии мира».



С.20-22

5

Политичесая география

Классификация регионов мира.

Классификацировать регионы мира. Находить на карте регионы мира и страны, которые в них входят.

Карта: Регионы мира.

6

Пр. работа №2.

П.р.№2. Характеристика политико-географического положения страны

Х-ть международные организации.(год основания , штаб квартира, основные виды деятельности). Различать общеполитические и специальные международные организации .

Полит. карта мира; видео «Международные организации»


С.17-20

Тема 2.Взаимодействие общества и природы. География мировых природных ресурсов - 6 часов

7

Взаимодействие общества и природы.

Природопользование .Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности.

Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Анализировать карты природных ресурсов Земли; ресурсообеспеченности отдельных стран; природно-ресурсного потенциал различных территорий..Сравнивать

запасы, добычу, ресурсообес-печенность,

масштабы использов-я. Определять и сравнивать по различным источникам информации геогр. тенденции развития природных, геоэкологич-их объектов.Уметь работать со статестестическим материалом, с текстом, картами.







Карта природных ресурсов мира; таблицы

«Природные ресурсы по их использованию», «Природные ресурсы по степени исчерпаемости».

С.30-31

8

Мировые природные ресурсы.

Современная география

топливных, рудных и не рудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Проблема исчерпания запасов минерального сырья.

П.р.№3. Нанесение

на контурную карту мира основных топливно-рудных бассейнов Земли.

Анализировать обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов мира. Сравнивать соотношение ресурсообеспеченности в отдельных регионах и странах мира. Обобщать сведения об особенностях залегания основных видов минеральных ресурсов.

Самост. работать со стат. материалом.

Карта минеральных ресурсов мира; слайды «Страны -лидеры по запасам мин. ресурсов».

С.

32-34

9

Мировые природные ресурсы.

Земельные, водные и лесные ресурсы.

Земельный фонд и его структура. Обеспеченность лесными ресурсами, различных государств и регионов. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой.

Анализировать земельный фонд мира и его структуру, закономерность размещения данных ресурсов в отдельных регионах или странах мира. Характеризовать закономерности размещения данных ресурсов.

Сравнивать соотношение ресурсообеспеченности ресурсов в отдельных регионах или странах мира. Заполнять сравнительную таблицу, сравнивать показатели ресурсообеспеченности отдельных регионов и странах мира.

Карты разных видов ресурсов, физ.карта мира, физ.катра России; таблица «Структура земельного фонда мира».





С.35-41

10

Мировые природные ресурсы. Ресурсы Мирового океана.

Роль океана в обеспечение ресурсами, виды минеральных и энергетических ресурсов океана.

П.р.№4. Оценка ресурсообеспеченности отдеьных стран.

Устанавливать роль обеспечения минеральными и энергетическими ресурсами океана. Сравнивать соотношение минеральными, биологическими и энергетическими ресурсами разных акваторий Мирового океана. Работать с картами атласа.

Карта историко-гео регионов мира; карта океанов.


С.42-43

11

Загрязнение окружающей среды.

Основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы.

Анализировать основные виды загрязнения окружающей среды.. Работа с доп.материалом.

Видеофильм «Загрязнение окружающей среды».


С.44-51

12

Контр. работа №1 по теме:

« Взаимодействие общества и природы. География мировых природных ресурсов»

Контроль знаний

Выявление имеющихся знаний. Умение работать самостоятельно.


Тема 3. География населения мира - 6 часов.

13

Численность, динамика и

размещение населения мира, крупных регионов и стран. Типы воспроизводств населения и виды миграций.

Воспроизводство и миграции населения.

Объяснять понятия : типы

воспроизводства, ЕП, демографическая

политика, демографический взрыв

миграция, мировые потоки, «утечка умов», «синие воротнички», эмиграция, иммиграция, кочевничество. Оценивать и объяснять демографическую ситуацию,причины миграций. Составлять

развернутый план, работать с таблицами, картами.

Карта население мира; транспарант «Миграции населения ».





С.62-65

С.78-80

14

Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеризовать геогр. особенности состава (половой, возрастной, национ-ый) населения, этноса. Находить информацию о религиях мира: христианство, ислам, буддизм,и др. Оценивать демографическую ситуацию в разных регионах и странах мира. Сравнивать и выделять различия. Анализ картографических и статистических материалов.

Таблица «Структура населения »; карта религии мира; половозрастная пирамида; схематический график, на котором отображены 4 фазы демогрф. перехода.

С.65-76

15

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Пр.р №5. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.

Характеризовать трудовые ресурсы и занятость населения крупных стран и регионов мира. Сравнивать и выделять различия. Анализировать картографические и статистические материалы.

Карта трудовых ресурсов мира; таблица «Структура занятости населения мира»; полит. карта мира; карта населения мира.


16

Расселение населения.


Специфика городских и сельских поселений.



Выделять специфику городских и сельских поселений. Объяснять причины высокой и низкой плотности населения .

Карта расселения населения мира;


С.76-78,

17

Урбанизация.

Масштабы и темпы урбанизации в различных странах и регионах мира.

Пр.р № 6.

Крупнейшее агломерации и мегаполисы мира.

Сравнивать масштабы и темпы урбанизации в различных странах и регионах мира.

Объяснять понятия «урбанизация», «субурбанизация», «мегаполис», «агломерация» .Оценивать и объяснять

уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. Показывать на карте основные районы высокой плотности населения.

Видеофильм «Мегалополисы мира»; полит.карта мира.





С.81-87

18

Обобщающий урок по теме: « География населения мира»

Комплексные задания

Выявление имеющихся знаний.

Умение работать самостоятельно.

Карта населения мира; полит.карта мира.


Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция - 3 часа

19

Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда.

Мировое хозяйство: отраслевая и территориальная структура, география важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Характеризовать мировое хозяйство: отраслевую и территориальную структуру, географию важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. Объяснять воздействие НТР на темпы роста и уровни развития, на отраслевую структуру мирового хозяйства, прогнозировать.

Таблица «Этапы формирования мирового хозяйства в XX в.; схема «Факторы влияющие на соврем. междун. раделения труда».



c.106-109

20

Современный этап НТР и его характерные черты.

Интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК).Отрасли международной специализации стран и регионов мира и определяющие их

факторы.

Характеризовать понятие «научно- техническая революция». Определять влияние НТР на отраслевую структуру

и территориальную организацию производства.Делать выводы о тенденциях развития мирового хозяйства в эпоху НТР.

Схемы «Научно-техническая революция», «Влияние НТР на мировое хозяйство».


С.100-106

21

Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Пр.р.№ 7.

Определение основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Анализировать международную торговлю: основные направления и структуру. Определять и находить на карте главные центры мировой торговли.

Сравнивать, анализировать, определять основные направления международной торговли, факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. работа с картами схемами, таблицами, текстом учебника.

Полит карта мира;Схема «Основные направления и структура междун. тоговли».

С.119-123

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства - 12 часов

22

Промышленность мира.

Топливно-энергетическая, нефтегазовая, угольная пром. Электроэнергетика .Горнодобывающая пром.

Характеризовать структуру пром.мира, основные районы размещения её отраслей. Анализировать, с помощью картографических и статистических материалов их особенности . Делать выводы о тенденциях развития ведущих отраслей промышленности..

Работать с картами схемами, таблицами, текстом учебника.

Карты разных отраслей пром. ;схемы , таблицы.



С.132-

144

23

Повторение






24



Металлургия мира

Основные отрасли черной и цветной металлургии мира.

Объяснять географию предприятий металлургии мира , особенности их размещения. Анализировать с помощью картографических и статистических материалов их особенности.

Делать выводы о тенденциях развития ведущих отраслей металлургии. Работать с картами ,схемами, таблицами, текстом

учебника.

Карта мин. Ресурсов мира; карта металлургии мира;таблицы ; схемы; статистич. материал.

С.144-146

25

Машиностроение мира

Основные отрасли машиностроения мира.

Объяснять географию основных отраслей машиностроения мира .

Анализировать с помощью картографических и статистических материалов их особенности.

Делать выводы о тенденциях развития ведущих отраслей машиностроения.Работать с картами схемами, таблицами, текстом учебника.

Карта машин. мира;таблица «Крупнейшие ариалы машин. мира»;.схемы; статистич материал.

С.146-147



26

Химическая промышленность.мира.

Основные отрасли химической промышленности мира.

Объяснять географию предприятий хим.пром. мира , особенности их размещения. Анализировать с помощью картографических и статистических материалов их особенности.

Делать выводы о тенденциях развития ведущих отраслей химич.пром. Работать

с картами схемами, таблицами, текстом учебника.

Карта хим. пром. мира; таблица «Крупнейшие регионы хим.пром.мира».статистич. материал.



С.147-148

27

Лесная и деревообрабатывающая . Лёгкая промышленность

мира.

Основные отрасли лесной и лёгкой пром. мира.

Характеризовать географию предприятий лесной и лёгкой пром. мира , особенности их размещения. Анализировать с помощью картографических и статистических материалов их особенности.

Делать выводы о тенденциях развития

ведущих отраслей лесной и лёгкой пром. Работа с картами схемами, таблицами, текстом учебником.

Карты разных отраслей пром. ;схемы , таблицы.





С.148-149

28

Обобщающий урок по теме: «География отраслей мирового хозяйства»

Текущий контроль .

П.р №8.

Составление экономико-географ.характеристики одной из отраслей пром.мира.

Выявление имеющихся знаний. Умение работать самостоятельно.

Карты разных отраслей пром..

29

Сельское хозяйство мира

Отраслевой состав сельского хоз-ва, Аграрные отношения в странах разного типа. Виды сельского хоз-ва.

Анализировать отраслевую структуру хоз-ва, главные сельско-хозяйственные .районы мира, мировых лидеров в производстве сельхоз., Определять и находить на карте главные сельско-хозяйств.районы мира, мировых лидеров в производстве сельхоз продии.

Карты сельского хозяйства;таблица «Крупнейшие с/х районы мира», статистические данные.



С. 150-161

30

Транспорт мира.

Виды и география транспорта. Типы транспортных систем. Тенденции развития транспорта.

Отраслевую структуру и территориальную организацию мирового транспорта. Анализировать с помощью картографических и статистических материалов их особенности

Делать выводы о тенденциях развития

транспорта. Работать с картами схемами, таблицами, текстом учебником.

Карты транспорта;таблица «Типы транспортных систем»; статистические данные.



С.161-170

31

Международные экономические отношения.

Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. (СЭЗ).

Анализировать внешние экономические связи, научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. (СЭЗ) Давать характеристику внешним экономическим связям. Объяснять условия создания СЭЗ.

Карты внейших эконом. связей.



c.170-177

32

Урок обобщения и систематизации знаний.

Подготовка к контрольной работе


33

Контрольная работа№2 по теме: «География отраслей мирового хозяйства».

Выявление имеющихся знаний.

Умение работать самостоятельно.

Карты разных отраслей пром..

34

Повторение

Выявление имеющихся знаний.

Умение работать самостоятельно.


35

Итоговый урок








КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.

В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

5. Отличное знание географической номенклатуры.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, значимые в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

7. Не знание географической номенклатуры.

Отметка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся владеют теоретическим материалом, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Отметка «1»

Выставляется в том случае, если задание не выполнено.

Требования к работе в контурных картах:

Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

2. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Примечание.При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой отметки.

Критерии оценки контурных карт.

Отметка «5»

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Отметка «4»

Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов .

Отметка «3»

Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно.

Отметка «1»

Выставляется в том случае, если работа не выполнена.

ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОТМЕТОК

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по обществознанию усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако, для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Про ранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

. Практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения.

Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии.

Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов. Практические работы могут оцениваться как выборочно ,так и фронтально.

По дидактической цели все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные).Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.

На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только положительные отметки. Итоговые практические работы по темам выполняются и оцениваются у всех учащихся в классе, записываются и выставляются в школьный журнал.

Перечень географической номенклатуры

Страны монархии:

Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.

Страны с федеративным устройством:

Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).

Внутриконтинентальные страны

Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.

Типология стран:

Развитые страны:

«Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)

Развивающиеся страны:

Ключевые, Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.

Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:

Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.

Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.

Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.

Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа-Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршалловы острова, Палау.

Европа: Мальта.

Зарубежная Европа:

Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.

Нефтегазоносный бассейн: Североморский.

Железорудный бассейн: Лотарингский.

Промышленность:

Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.

Химическая: ФРГ

Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.

Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан-Турин-Генуя)

Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).

Столицы стран Европы.

Зарубежная Азия и Австралия:

Страны и столицы

Города: Шанхай, Осака, Мумбаи, Сидней, Мельбурн

Африка:

Страны и столицы.

Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.

США и Канада:

Страны и столицы.

Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.

Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.

Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.

Латинская Америка:

Страны и столицы.

Производители:

Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.

Сахар: Куба

Кофе: Бразилия, Колумбия

Мясо и пшеница: Аргентина

Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро

Крупнейшие городские агломерации мира:

Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.

Десять мировых центров:

Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.

Страны -лидеры по промышленному производству в мире:

США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.

Великие горнодобывающие страны мира:

США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

Страны с узкой специализацией по добыче сырья:

Медные руды: Чили, Перу, Замбия.

Олово: Малайзия.

Бокситы: Гвинея, Ямайка.

Фосфориты: Марокко.

Учебно-методический комплект:

1. Супрычёв А.В. География. 10-11 классы: тетрадь для практических работ / А.В. Супрычёв , А.Л. Григоренко , Н.В. Григоренко.-М.:Аркти, Изд-во Наша школа», 2014.-48с.,карты.

2. Супрычёв а.в. география. 10-11 классы: зачётная тетрадь/ А.В. Супрычёв.-М.:Аркти,Изд-во»Наша школа», 2014.-48с.,карты.

3. Атлас и контурные карты. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Изд-во ООО «Новосибирская картографическая фирма» ,2014.-48с.( комплект контурных карт.-16..)

Учебно-методические средства обучения

1 Гладкевич Г.И. Зубаревич Н.В. Готовимся к экзамену по географии выпуск 1, 2, 3, 4. М 1998

2 Гребещиков А.Б. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10 - 11 класс учебное пособие М Аст пресс 2012

3 Лазаревич К.С. Я иду на урок географии. История географических открытий книга для учителя М первое сентября 2010

4.Наумова А.С. География от урока к экзамену сборник задач книга для учителя. Под ред. Просвещение 2001

5. Перлов Л.Е. Дидактические карточки задания по географии 10 класс М Экзамен 2010

6. Романова А.Ф. Нестандартные уроки в школе География у нас в гостях Япония составитель Волгоград Учитель 2012

7.Смирнова В.М. Экономическая и социальная география мира дидактические материалы.- М.: Просвещение, 1996

Интернет-ресурсы

prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)

http:/drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

internet-scool.ru - сайт Интернет - школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет-уроки по географии, включают подготовку к сдаче ЕГЭ..

intellectcentre.ru - сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.

fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.







© 2010-2022