Урок геграфии 8 класс по теме Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сетракова Анна Викторовна

МБОУ Сетраковская СОШ с.Сетраки

учитель географии


Тема «Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира» является простой для изучения, поэтому необходимо разнообразить формы и методы проведения урока через решение проблемных ситуаций, организацию работы с географическими источниками информации, заполнение схем и таблиц.


Тема: « Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира ».

Цель урока: создание условий для формирования представления «биологические ресурсы» и необходимости охраны растительного и животного мира.

Задачи:

- углубить представление о роли растений и животных в природе и жизни человека;

- сформировать понятие « биологические ресурсы », заповедник, национальный парк, заказчик;

  • научиться различать виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ);

Мотивация - побудить интерес к изучению через использование ИКТ.

Оборудование: 1. Ноутбук, колонки, экран, мультимедийный проектор. 2. Презентация «Зубринский заповедник» Microsoft Power Point.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение. Проверка домашнего задания.

1) Работа в парах (на каждую парту даётся карточка, учащиеся обсуждают вопрос в паре и дают ответ. Другие слушают, могут дополнять).

Вопросы 1 - Как приспособились к условиям среды животные тундры?

- Какая растительность и почему преобладает в степях?

  1. - Как приспособились к условиям обитания животные арктической пустыни? - Почему в тундре не растут деревья?

  2. - Как приспособились к среде обитания животные степей? - Почему животные лесов не собираются в стада, как животные тундры и степей?

2. Тестовая работа (с взаимопроверкой).

  1. По видовому составу богаче:

а) мир растений; б) мир животных.

  1. Среди представителей животного мира по видимому составу богаче:

а) насекомые; в) земноводные и пресмыкающиеся;

б) рыбы; г) млекопитающие.

  1. Найдите ошибку: «Для растительного покрова тундры характерны ...»

а) лишайник ягель; в) типчак;

б) брусника; г) голубика.

  1. Лемминги - представители фауны:

а) тундры; в) степей;

б) лесов; г) пустынь.

  1. К животному миру степей не относятся

а) дрофа; в) косули;

б) степей; г) суслики.

  1. К числу основных промысловых пушных зверей не относится:

а) белки; в) выдра;

б) песец; г) лиса.

  1. Основным продуктом леса является:

а) лекарственные сырьё; в) орехи;

б) древесина; г) грибы.

  1. В тундре не обитают:

а) лемминги; в) белые медведи;

б) песцы; г) северные олени.

9. В каком природном сообществе животные распределены по ярусам?

а) в степи;в) в тундре.




в) степь;б) в тайге;

10. Царством пресмыкающихся является:

а) тундра;

б) леса;г) пустыни.

11. В какой природной зоне животные обитают стадами?




а) в тундре;в) в смешенном и широколиственном




лесу;




г) в степи.

а) тайга;б) в тайге;

12. В этой природной зоне нет деревьев, так как не хватает влаги для их

произрастания:

в) степь.

б) тундра; 2. Изучение нового материала

- «Благосостояние человека во многом зависит от использования природных

ресурсов (Ю. Одум)»

  • «Считалось, что дикая природа так же вечна, как ветер и солнечные закаты, но вот она начала исчезать под натиском прогресса, и теперь мы столкнулись с вопросом, оправдали ли еще более высокий уровень жизни связанную с ним гибель зверей и птиц...(О. Леопольд)

  • О чём идёт речь в этих высказываниях?

  • Что необходимо предпринять человеку, чтобы избежать полного исчезновения растительного и животного мира?

  • Вот мы и подошли к теме и целям нашего урока.

  • Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

  • На уроке мы выясним значение растительного и животного мира для человека, узнаем о формах охраны дикой природы.

  • На предыдущих уроках мы с вами рассматривали многообразия растительного и животного мира в России.

Давайте обобщим наши знания и ответим на вопрос: «Какова роль живых организмов в жизни земли?».

  • Перед вами схема, давайте конкретизируем каждое положение этой схемы.

Роль живых организмов в жизни Земли

  1. Растения обогащают воздух кислородом

  2. Растения влияют на климат, увлажняя воздух

  3. Растения и животные участвуют в образовании горных пород

  4. Деревья защищают почву от эрозий

  5. Создают почву, повышают плодородие почвы

  6. Микроорганизмы разлагают органическое вещество

2)- Часть живых организмов человек использует в хозяйственной деятельности

- это биологические ресурсы. Различают растительные ресурсы и ресурсы животного мира. Роль биологических ресурсов для жизни человека:

  1. Пища (80% культурных растений)

  2. /1екарственные растения 3.Охотничий промысел

    1. Рыбный промысел

    2. Лес - это топливо, сырье, строительный материал

    3. Луга - это пастбища и сенокосы

Физминутка : Закрыли глаза, расслабились, сделали несколько глубоких и спокойных вдохов и выдохов. Представьте, что мы с вами находимся в лесу.

3) Сообщение учащегося

  • Масштабы использования биологических ресурсов постоянно растут. Человек, осваивая ресурсы, истощает их запасы, а иногда полностью уничтожает: под пашни распаханы почти вся степь России; под города, дороги, карьеры заняты огромные площади земель. Уничтожена естественная растительность. С 1850 по 1950 каждые 10 лет исчезал один вид растений .С середины 20 веков до начала 21 века мы теряли по одному виду растений каждый день. Сейчас мы теряем по одному виду растений каждый час. А значит, исчезают и животные. И даже многие из них занесены в Красную книгу.

  • Как же человек может спасти животных и растения, нуждающихся в охране?

  • Верно, но не только заповедники, но и национальные парки и заказники. -Чем же они отличаются друг от друга?

Сейчас мы посмотрим фильм, заполним таблицу и постараемся дать определение: что такое заповедник, национальный парк, заказник

Название

охраняемого

объекта

Где

расположен

Что

охраняется



а) В России 89 заповедников - это особо охраняемые территории, исключенные из любой хозяйственной деятельности(здесь не только охраняют, но и заботятся о восстановлении животных и растений).

б) 29 национальных парка - это особо охраняемая территория, где наряду с охраной ландшафтов допускается посещение туристов.

в) Заказники - территории, на которых охраняются отдельные виды животных или растений.

4) Закрепление.

На доске термины, учитель зачитывает, учащиеся записывают в тетрадь.

  1. Растительное сообщество с преобладанием хвойных деревьев (тайга)

  2. Растительное сообщество, состоящие из разнотравья, формируется на чернозёмах, при недостаточном увлажнении. (Степь)

  3. Эти ресурсы делятся на ресурсы растительные и животного мира. (Биологические ресурсы)

  4. Лекарство, которое получают из рогов, маралов, оленей. (Пантокрин)

  5. Безлесное сообщество, которое формируется в условиях избыточного увлажнения, короткого прохладного лета и сильных ветров (Тундра)

  6. Охраняемая территория с уникальными объектами, где разрешены посещения туристов. (Национальный парк)

  7. Территория, где охраняется не весь ПК, а лишь отдельные компоненты.

  8. Запишите название оставшемуся термину. ТЕРМИНЫ НАДОСКЕ:

Заповедник, заказник, национальный парк, тайга, пантокрин, биологические ресурсы, степь, тундра.

5) Итог. Домашнее задание.

В конституции РФ ст. 58 записано «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Дом. Задание: параграф 18, в. 1-4, записи в тетрадях.

© 2010-2022